Вестник Военного инновационного технополиса «ЭРА», 2023, T. 4, № 2, стр. 133-135
Исследование активности фермента второй фазы биотрансформации ксенобиотиков глутатион S-трансферазы у пациентов с сахарным диабетом 1 и 2 типа с дистальной нейропатией и синдромом диабетической стопы
В. И. Попов 1, *, А. С. Денисюкова 2
1 Военный инновационный технополис “ЭРА”
Анапа, Россия
2 Кубанский государственный университет” Минздрава России
Краснодар, Россия
* E-mail: era_lab6@mil.ru
Поступила в редакцию 06.07.2023
После доработки 06.07.2023
Принята к публикации 05.10.2023
Аннотация
Окислительный стресс свободных радикалов, сопровождающийся хронической гипергликемией при сахарном диабете, ослабляет эндогенную систему антиоксидантной защиты и является ключевым фактором, способствующим развитию осложнений диабета, в том числе дистальной нейропатии и синдрома диабетической стопы. Группа генов детоксикации второй фазы представлена суперсемейством глутатион S-трансфераз (GST), которые определяют индивидуальную чувствительность организма к воздействию факторов внешней среды. Изучена активность фермента второй фазы биотрансформации ксенобиотиков GST у больных сахарным диабетом 1 и 2 типа, имеющих дистальную нейропатию и синдром диабетической стопы.
ВВЕДЕНИЕ
Сахарный диабет (СД) сопровождается хронической гипергликемией, вызванной дефектами секреции и/или действия инсулина. Гипергликемия генерирует свободные радикалы, вызывающие окислительный стресс, ослабляющий эндогенную систему антиоксидантной защиты. Окислительный стресс является ключевым фактором, способствующим развитию осложнений диабета, в том числе дистальной нейропатии (ДН) и синдрома диабетической стопы (СДС) [1].
В рамках системы антиоксидантной защиты рассмотрим систему биотрансформации ксенобиотиков, а именно реакции второй фазы биотрансформации ксенобиотиков. Группа генов детоксикации второй фазы представлена суперсемейством глутатион S-трансфераз (GST). Полиморфизм GST определяет индивидуальную чувствительность организма к воздействию факторов внешней среды [2].
Глутатион относится к водорастворимым антиоксидантам, присутствует в высоких концентрациях в каждой клетке, а также в сыворотке крови. Известно, что глутатионопосредованная детоксикация играет ключевую роль в обеспечении устойчивости клеток к перекисному окислению липидов (ПОЛ), к свободным радикалам, алкилированию белков [1].
GST представляют собой многородное надсемейство ферментов, которые катализируют конъюгацию глутатиона с электрофильными соединениями, в том числе вырабатываемыми во время окислительного стресса. GST класса P (GSTP), один из изоферментов GST, имеет особенно высокое сродство к малым ненасыщенным альдегидам. Экспрессия и активность GST во время диабета были широко изучены, но мало что известно о механизмах регуляции GSTP [2].
GST катализирует детоксикацию окисленных метаболитов катехоламинов и может служить антиоксидантной системой, препятствующей дегенеративным клеточным процессам. GST является неферментативным антиоксидантом против активных форм кислорода в системе клеточной защиты. Перепроизводство свободных радикалов в мозге крыс с СД приводит к окислительному повреждению мембранных липидов, белка и в конечном итоге вызывает снижение содержания GST [4].
В связи с этим цель настоящей работы – изучение активности фермента второй фазы биотрансформации ксенобиотиков GST у больных СД 1 и 2 типа, имеющих ДН и СДС.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Обследовано 149 пациентов с СД 1 и 2 типа, имеющих ДН и СДС, которые были разделены на четыре группы. Возраст пациентов в каждой группе – от 18 до 70 лет. Первую группу составили 23 пациента с СД 1 типа мужчин и женщин, имеющих ДН. Во вторую группу вошли 58 больных СД 2 типа мужчин и женщин в возрасте, имеющих ДН. В третью группу вошли 12 пациентов с СД 1 типа мужчин и женщин, имеющих ДН и СДС. В четвертую группу вошли 56 пациентов с СД 2 типа мужчин и женщин, имеющих ДН и СДС. Контрольную группу составили 19 практически здоровых людей соответствующего возраста и пола. Диагноз СД у всех пациентов подтвержден клинико-лабораторными исследованиями. В работе использованы рекомендации федеральной целевой программы “Сахарный диабет”.
У всех обследованных пациентов было взято информированное добровольное согласие, после чего был проведен забор периферической венозной крови, из которой осуществляли получение гемолизата эритроцитов по следующей методике: кровь собирали в стеклянные пробирки с гепарином (200 ед./мл) и центрифугировали при 3000 об./мин в течение 10 мин, затем отбирали плазму, а эритроциты трижды отмывали холодным физиологическим раствором, каждый раз центрифугируя при тех же оборотах в течение 5 мин. Отмытые эритроциты гемолизировали, для чего к 0.1 мл упакованных эритроцитов с помощью пипетки сильной струей приливали 0.9 мл охлажденной бидистиллированной воды. Гемолизат периодически встряхивали в течение 5 мин, а затем центрифугировали при 14 000 об./мин в течение 20 мин для осаждения стромы и неразрушенных клеток [5]. Прозрачный гемолизат сливали в стоящую на льду пробирку и использовали для определения активности GST.
Для расчета GST осуществляли приготовление раствора гемоглобина. Для этого собранную кровь (3–4 мл) центрифугировали при 3000 об./мин в течение 10 мин. Плазму и верхний слой эритроцитов удаляли. Эритроциты трижды отмывали 0.9%-ным раствором хлорида натрия с последующим центрифугированием. К полученной эритроцитарной массе в равном объеме добавляли дистиллированную воду и 0.4 объема четыреххлористого углерода (хлороформ). Пробирку закрывали пробкой и энергично встряхивали в течение 10 мин. После этого пробирку оставляли на 1 ч в холодильнике. Затем образец центрифугировали при 10 000 об./мин в течение 30 мин либо при 4000–5000 об./мин в течение 1 ч, после чего осторожно отбирали гемолизат [6].
Методика исследования активности GST основывается на определении скорости конъюгации восстановленного глутатиона и 1-хлор-2,4-динитробензола. Исследование активности GST в печени при действии физических и химических факторов осуществляли следующим образом:
– готовили контрольную пробу, для чего в пробирку внести 0.8 мл буфера (0.1 моль Na-фосфатного буфера, pH 6.5), 0.1 мл GST (100 ммоль) и 0.1 мл субстрата (100 ммоль 1-хлор-2,4-динитробензола);
– готовили опытную пробу, для этого в центрифужную пробирку внесли 2.4 мл буфера (0.1 моль Na-фосфатного буфера, pH 6.5), 0.1 мл гомогената, 0.1 мл GST (100 ммоль) и 0.1 мл субстрата (100 ммоль 1-хлор-2,4-динитробензола). Опытную пробу инкубировали при комнатной температуре в течение 10 мин, затем добавили 20 мкл 10%-ного раствора трихлоруксусной кислоты для остановки реакции и денатурации белка.
Далее провели центрифугирование при 3000 об./мин в течение 5 мин для осаждения выпавшей в осадок белковой фракции. Измерили оптическую плотность опытной пробы против контрольной при 340 нм и рассчитали ферментативную активность по формуле, учитывая коэффициент молярной экстинкции, равный 9600 м–1 см–1 [7]:
где А – активность фермента, ммоль/мин/мг; ∆E = Eоп– Eкон – оптическая плотность опытной пробы против контрольной; t – время измерения, мин; V1 – общий объем реакционной смеси, мл; n = 21 – коэффициент разведения эритроцитов в пробе; k = 1000 – коэффициент перерасчета ммоль в мкмоль; m = 9600 – коэффициент молярной экстинкции GST; V2 – объем вносимой пробы плазмы, мл; Hb – гемоглобин.РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Выявлены отличия в показателях GST по сравнению с контрольной группой (39.47 ± ± 1.69 мМоль/мин/мг):
– у больных с СД 1 типа, имеющих ДН, уровень GST составил 36.63 ± 1.39 мМоль/мин/мг;
– у пациентов с СД 2 типа, имеющих ДН, уровень GST составил 38.14 ± 1.19 мМоль/мин/мг;
– у больных с СД 1 типа, имеющих ДН и СДС, уровень GST составил 42.12 ± 2.62 мМоль/мин/мг;
– у пациентов с СД 2 типа, имеющих ДН и СДС, уровень GST составил 50.26 ± 1.15 мМоль/мин/мг.
Полученные данные статистически обработали с помощью однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA), множественные попарные сравнения выполнили с помощью критерия Тьюки. Статистически значимыми признаны показатели при уровне значимости менее 0.05 (p < 0.05).
В результате выявили статистически значимое отличие группы больных СД 1 типа от группы больных СД 2 типа при p < 0.01 и статистически значимое отличие показателя группы больных СД 2 типа относительно группы контроля при p < 0.001.
Определили корреляцию индекса инсулинорезистентностис активностью GST у пациентов с СД 2 типа и нейропатией в качестве предиктора окислительного стресса, который возникает при нарушении окислительно-антиоксидантного равновесия. Активные формы кислорода вызывают повреждение сосудов и ряд воспалений. Результаты настоящего исследования показывают, что нет существенной разницы между пациентами с СД и ДН и здоровыми людьми в резистентности к инсулину (р > 0.05). Активность GST значительно различается между пациентами и здоровыми группами (р ≤ 0.05).
Сообщалось об улучшении резистентности к инсулину и высокой активности GST в группе пациента в качестве предупреждающего признака чрезмерного окислительного стресса. Не было никаких доказательств, раскрывающих связь между резистентностью к инсулину и GST. Настоящее исследование показало, что HOMA-IR имеет положительную связь с уровнем сахара в крови натощак и инсулином в группе невропатии и диабетической группе и отрицательную связь с липопротеинами высокой плотности [3].
Полученные результаты показателей GST позволяют сделать вывод о том, что у больных СД 1 типа с ДН и СДС отмечается более низкий уровень антиоксидантной защиты по сравнению с пациентами, имеющими СД 2 типа, осложненный ДН и СДС, что вызывает более активные дегенеративные клеточные процессы у больных СД 1 типа с ДН и СДС.
Выявленные изменения в состоянии антиоксидантной системы у больных СД 1 и 2 типа с ДН и СДС направлены против отрицательного воздействия ПОЛ и уменьшают последствия оксидативного стресса.
Таким образом, при сравнении свободнорадикальных процессов между группами больных СД 1 и 2 типа с ДН и СДС и соответствующими контрольными группами установлена разница в процессах ПОЛ по накоплению продуктов пероксидации.
ВЫВОДЫ
У пациентов СД 1 и 2 типа установлена активация процессов ПОЛ. Выявлен повышенный показатель GST у пациентов с СД 2 типа, имеющих ДН и СДС, относительно контрольной группы, что свидетельствует о напряжении антиоксидантных защитных механизмов.
Выявленные изменения активности фермента второй фазы биотрансформации ксенобиотиков GST влияют на развитие и течение ДН и СДС у пациентов с СД 1 и 2 типа.
Список литературы
Ding X., Kaminsky L.S. // Annu. Rev. Pharmacol. Toxicol. 2003. V. 43. P. 149.
Oliveri L.M., Milena S.M., Buzaleh A.M., Gerez E.N. // New Innovations in Chemistry and Biochemistry. 2022. V. 7. P. 137.
Jaid K.H., Khaleel M.F., Salman N.I., Abd A.B. // Ibn AL-Haitham J. For Pure Appl. Sci. 2022. V. 35 (4). P. 194. https://doi.org/10.30526/35.4.2916
Handayani P.N. et al. // Biomed. Pharmacother. 2022. V. 148. P. 112730.
Lippi G., Cervellin G., Favaloro E.J., Plebani M. // Лабораторная служба. 2017. Т. 6. № 2. С. 46. https://doi.org/10.17116/labs20176238-46
Лопатина Н.И., Геронимус А.Л., Тренестова Е.П. // Лаб. дело. 1976. № 6. С. 328.
Арутюнян А.В., Дубинина Е.Е., Зыбина Н.Н. Методы оценки свободнорадикального окисления и антиоксидантной системы организма: методические рекомендации. СПб.: ИКФ “Фолиант”, 2000. 104 с.
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Вестник Военного инновационного технополиса «ЭРА»