Российская археология, 2022, № 4, стр. 171-183

Обжиг глиняных сосудов в кострищах (этнографические сведения и их анализ)

Ю. Б. Цетлин *

Институт археологии РАН
Москва, Россия

* E-mail: yu.tsetlin@mail.ru

Поступила в редакцию 01.02.2022
После доработки 05.04.2022
Принята к публикации 14.06.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу и обобщению этнографических данных об обжиге глиняных сосудов в кострищах. Собранные этнографами в течение XIX и ХХ вв. сведения происходят из различных районов земного шара: Африки, Северной и Южной Америки, Европы, Азии и Океании. Рассматриваются разные приемы сушки и обжига сосудов, число обжигаемых сосудов, виды топлива, конструкции кострищ, приемы послеобжиговой обработки изделий и т.п. Установлено, что, несмотря на различные природные условия, сходство конструкций кострищ и приемов обжига в различных районах земного шара позволяет сделать вывод о наличии общих закономерностей в функционировании и развитии кострового обжига глиняных сосудов у разных народов. Высказывается гипотеза о связи приемов обжига сосудов в кострищах с использованием бытовых очагов. Автор приходит к выводам, во-первых, о том, что развитие традиций кострового обжига с экономической точки зрения проявляется в переходе от обжига одного сосуда к обжигу небольшого и затем – значительного числа сосудов в одном кострище, во-вторых, что тенденция конструктивного развития кострищ состоит в переходе от установки сосудов на земле (очень редко) или на отдельной для каждого изделия платформе (из камня, глины или топлива) к созданию общей платформы для всех обжигаемых сосудов, в-третьих, что важным фактором развития кострищ является, вероятно, смешение разных традиций, которое происходило за счет контактов носителей костровых традиций обжига с носителями, с одной стороны, очажных, а с другой стороны, печных традиций обжига сосудов. В заключение автор приводит ряд признаков, которые позволяют выделять производственные кострища для обжига сосудов при раскопках древних поселений.

Ключевые слова: кострища, обжиг сосудов, этнография, гончарные традиции.

Обжиг глиняной посуды в кострищах, с одной стороны, характеризует использование древними гончарами наиболее примитивного обжигательного устройства, а с другой – судя по данным этнографии, отличается исключительным разнообразием как по конструкции этого устройства, так и по числу сосудов, которые в нем обжигаются.

В ходе знакомства со специальной литературой стало очевидным, что, несмотря на примитивность такого обжига, а может быть именно в силу его примитивности и необычности, исследователями накоплено огромное количество конкретных наблюдений об использовании таких кострищ разными народами. В данной статье, насколько это оказалось возможным, использованы в основном обобщающие исследования, посвященные гончарству разных регионов земного шара. К таковым относятся сводка П. Мэй и М. Таксон по Папуа Новая Гвинея (May, Tuckson, 1982), Д. Дроста по Африке (Drost, 1967), Х. Бальфет по Тунису, Марокко и Алжиру (Balfet, 1977), Р. Фоссена по Марокко (Vossen, 1990), Б. Сарасвати и Бехура по Индии (Saraswati, Behura, 1966; Saraswati, 1979), Д. Арнольда по Южной Aмерике (Arnold, 1978, 1985), Е.М. Пещеревой по Средней Азии (Пещерева, 1959), а также некоторые важные статьи, посвященные этим вопросам.

В 1993 г. была издана статья трех авторов (Бобринский, Волкова, Гей, 1993), специально посвященная реконструкции истории развития кострищ и некоторым признакам, по которым возможно получить хотя бы предположительную информацию о таких конструкциях на поселениях. К сожалению, степень детальности описания остатков кострищ в археологических отчетах пока оставляет желать лучшего.

Данное исследование продолжает разработку этой темы. Оно имеет своей целью, во-первых, обобщение значительного объема этнографических данных о приемах обжига сосудов в кострищах, во-вторых, дальнейшее изучение механизма и закономерностей развития кострищ как особого типа обжигательных конструкций, широко бытовавших в истории гончарства, в-третьих, выделение некоторых дополнительных признаков, которые позволят археологам легче фиксировать такие конструкции в ходе археологических раскопок. Изучение закономерностей развития кострищ для обжига сосудов базируется на методических принципах, изложенных в фундаментальных исследованиях А.А. Бобринского (1978; 1991; 1999), а также на более поздних разработках автора (Цетлин, 2012; 2019).

В данной статье рассмотрен ряд узких технологических задач, относящихся к закрепительной стадии технологического процесса в гончарстве и нацеленных на придание изделиям прочности и водонепроницаемости (Бобринский, 1978. С. 14; 1999. С. 11). К этим задачам относятся: 1) воздушная сушка сосудов; 2) их термическая сушка, 3) сам обжиг сосуда и 4) его послеобжиговая обработка. Важно отметить, что ни одна из этих узких технологических задач не является строго обязательной. Но при этом все они достаточно широко представлены в практике древнего гончарства. Особенно это касается термической обработки сосудов, т.е. их обжига.

Воздушное высушивание сосудов

Начнем с рассмотрения приемов воздушного высушивания глиняных сосудов. Обычно этот процесс распадается на два этапа:

1) сушка в тени (рис. 1) под крышей или в помещении, которая длится от 1–5 дней до трех недель. При этом сосуд часто ставится на плетеный валик (May, Tuckson, 1982. Р. 96, 97, 201), деревянную лавку (ингалики Аляски – Ozgood, 1940. P. 147) или сушится на полке над очагом (May, Tuckson, 1982. Р. 147, 170, 171, 183, 184; Drost, 1968. S. 212; Подгорбунский, 1928. С. 134).

Рис. 1.

Сушка на воздухе в тени: Индия 2019 г. (Фото П.Р. Холошина).

Fig. 1. Air drying in the shade: India 2019 (Photo by P.R. Kholoshin)

2) сушка на воздухе – от 1–2 дней до 4–6 нед в зависимости от погоды; иногда сразу на солнце (May, Tuckson, 1982. Р. 156; Drost, 1968. S. 213). В дождливый период она дольше, в теплый и солнечный – короче. Очень большие сосуды могут сушиться до двух лет (May, Tuckson, 1982. Р. 262, 263, 319).

Термическое высушивание сосудов

Следующая узкая технологическая задача высушивание непосредственно в контакте с огнем либо внутренней поверхности сосуда, либо обеих поверхностей сосуда вместе. Для сушки внутренних поверхностей сосуд ставят на дно и внутри него сжигают листья кокоса или какого-то другого топлива – дер. Майлу, Центральная провинция в Папуа Новой Гвинее (May, Tuckson, 2000. Р. 52), племя огбомошо в Африке (рис. 2а). Для сушки обеих поверхностей небольшие сосуды могли вешать вверх дном на колышки (рис. 2б). Часто гончарицы ставят или кладут сосуд на горящие листья – племена занда-тимне и менде в Съерра-Леоне, выдерживают от получаса до нескольких дней над горящей соломой – племя фулуп, ставят перевернутым вверх дном на камень домашнего очага – племена лоссо, экои, бена-лулуа, кикуйю (Drost, 1967, S. 215, 216, 222). Последние два способа термической сушки известны также в Новой Гвинее – сосуд ставился на три камня или коралла над углями прогоревшего костра (May, Tuckson, 2000. Р. 84, 96), в Полинезии (Groves, 1960. Р. 13), у атапасков Аляски (Anderson, 2019. Р. 136). У коми-зырян термическая сушка перед обжигом проводилась в русской печи (Чудова, 2001, С. 53, 54). У якутов описан способ обжига сосудов “на шестке камелька” (Подгорбунский, 1928. С. 134), но возможно здесь правильнее говорить о термической сушке сосуда.

Рис. 2.

Термическая сушка: а – сушка внутренней поверхности сосуда (Drost, 1967. S. 220. Fig. 45 ); б – сушка экспериментальных сосудов у кострища на столбиках (Фото автора).

Fig. 2. Thermal drying: a – drying of the inner surface of the vessel (Drost, 1967. S. 220. Fig. 45 ); б – drying of experimental vessels on poles by the fire (Photo by the author)

Обжиг сосудов

Термическая обработка сосудов путем обжига представляет собой основной прием придания им механической прочности. Практическое решение этой задачи в древнейшем гончарстве осуществлялось несколькими способами.

Индивидуальный обжиг сосуда в кострищах. В этом случае каждый сосуд обжигается от начала до конца отдельно от других сосудов в своем собственном кострище (рис. 3). Такой способ был широко распространен в Новой Гвинее, Африке, Сибири и даже Европе. Приведу несколько примеров.

Рис. 3.

Индивидуальный обжиг сосуда, провинция Милн Бей, Папуа Новая Гвинея (рисунок с фотографии: May, Tuckson, 2000. Р. 39).

Fig. 3. Individual firing of a vessel, Milne Bay Province, Papua New Guinea (drawing from a photograph: May, Tuckson, 2000. P. 39)

1) Очень редко сосуды ставят прямо на землю, располагая топливо вокруг них и сверху, чтобы горшок был частично или полностью закрытым – африканские племена гого и ираку в Танзании (Drost, 1967. S. 220, 221, Fig. 46, 47 ).

2) Обычно сосуд ставят на горящие угли на один или на три камня (или коралла) на дно или вверх дном и со всех сторон обкладывают топливом. Длительность такого обжига не превышает обычно 20 мин. Такой способ зафиксирован в Новой Гвинее в дер. Майлу, провинция Ист Кайп, о-ва Панеати и Брукер (May, Tuckson, 2000. Р. 52, 96, 105, 150, 151, 329); на Аляске на острове Нунивак и в районе дельты Юкон-Кускоквим (Anderson, 2019. P. 137).

3) Значительно чаще обжигаемый сосуд ставят на решетчатую платформу из пальмовых листьев, веток или нескольких слоев (от одного до четырех) дерева. Иногда в сосуд тоже кладется топливо. Длительность обжига – 15–30 мин, редко – около 1 ч. При этом максимальная температура выдерживалась более короткое время. Такой обжиг зафиксирован в Новой Гвинее в дер. Вариа, Агараби, Сауос, на о-вах Панеати и Брукер (May, Tuckson, 2000. Р. 96, 145, 156, 226), он характерен для африканских гончариц племени сараколь (Drost, 1967. S. 221, 222, 224) и якутов Сибири (Подгорбунский, 1928. С. 134).

Все эти варианты индивидуального обжига сосудов характерны для домашнего производства. Изготовление сосудов и их обжиг осуществляется женщинами по мере необходимости. Такое производство даже нельзя назвать сезонным, так как оно в большинстве случаев не привязано к определенному времени года (исключая, например, сезон дождей в зоне тропического климата).

Переход к групповому обжигу сосудов в кострищах. Кроме описанного выше индивидуального обжига, этнографы часто фиксируют обжиг 2–6 сосудов в небольшом кострище (рис. 4а, б). Такой обжиг широко представлен в гончарстве Папуа Новой Гвинеи. Так, в дер. Босман и Пила (Провинция Маданг) обжигаются вместе 2–3 сосуда, длительность обжига – от 10 мин до 1 ч; на о-ве Амфлетт (провинция Милн Бей) большие сосуды обжигаются по одному, а маленькие по несколько вместе. Длительность обжига – 40 мин (May, Tuckson, 2000. Р. 75, 76, 177, 202). Гончары племени моту в Полинезии в 1950-е годы практиковали обжиг сосудов в кострищах. Одновременно обжигались 3–5 горшков, которые ставились на платформу из мягких пород дерева и со всех сторон обкладывались брусками сухого дерева. Сильный жар выдерживался всего несколько минут (Groves, 1960. Р. 13, 17). Д. Арнольд описывает обжиг, который он наблюдал в Гватемале: вокруг костра ставят три камня, на которых размещают два блюда (comals), приготовленные для обжига. Под ними укладываются сосновые поленья, а сверху все сооружение перекрывается сосновой корой (Arnold, 1978. Р. 335). В Сербии и Косово обжиг сосудов для собственного пользования производился женщинами в домашнем очаге. При этом некоторые сосуды обжигались только частично (Carlton, 2008. P. 61).

Рис. 4.

Переход к групповому обжигу сосудов: а – обжиг двух сосудов (Drost, 1967. S. 220. Fig. 46 ), б – обжиг четырех сосудов, провинция Западный Сепик, Папуа Новая Гвинея (рисунок с фотографии: May, Tuckson. 2000. Р. 38).

Fig. 4. Transition to multiple ware firing: a – firing of two vessels (Drost, 1967. S. 220. Fig. 46 ), б – firing of four vessels, West Sepik Province, Papua New Guinea (drawing from a photograph: May, Tuckson. 2000. P. 38)

Модификации традиций индивидуального обжига сосудов. Помимо таких простых случаев, в Новой Гвинее известны очень любопытные варианты этих традиций. Например, на о-ве Хус (провинция Манус) сосуд для обжига ставился на трех камнях. В течение дня до 10 сосудов последовательно обжигались в одном и том же кострище. Длительность обжига одного сосуда была около 30 мин, потом он остывал в кострище (May, Tuckson, 2000. Р. 329). В дер. Гарух (провинция Маданг) для каждого сосуда делалась отдельная платформа размером примерно 65 × 65 см. Она покрывалась листьями. На каждую платформу ставился один сосуд, и все обжиги велись параллельно. Длительность обжигов – 40 мин. Аналогичный прием обжига отмечен в этой же провинции у гончаров лингвистической группы Пека (May, Tuckson, 2000. Р. 183, 184, 191).

Гончары Нижнего Конго после термической сушки нескольких сосудов ставят их устьем вверх так, чтобы каждый отдельный горшок обкладывался новым слоем топлива, и над всеми помещались еще сухие ветки, которые поджигались (Drost, 1967, S. 222).

В Перу у гончариц племени Шипибо-Конибо в кострище делалась большая платформа из двух параллельных бревен, на них с промежутком ставилось несколько сосудов. Каждый сосуд покрывался отдельной кучей коры и обжигался индивидуально (De Boer, Lathrap, 1979. С. 10).

На о-вах Фиджи горшки обжигались группами по три-четыре сосуда со свободным пространством между каждой группой. Сосуды ставились на платформу из кокосовых листьев, веток и травы и обкладывались по бокам и сверху таким же топливом. Обжиг длился около 25 мин, потом горшки остывали в кострище еще несколько часов (Le Blanc, 2011. Р. 67, 68).

Групповой обжиг сосудов в кострище. Такой обжиг, естественно, наиболее полно сохранился до недавнего времени и зафиксирован большим количеством этнографических сведений из разных районов земного шара (рис. 5а, б).

Рис. 5.

Укладка сосудов в кострище для группового обжига: а – дер. Сокоджито, Гватемала (Arnold, 1978. Р. 356. Fig. 13 ), б – Западная Африка (рисунок с фотографии: Бобринский, Волкова, Гей, 1993. С. 29).

Fig. 5. Laying of vessels in a fire pit for group firing: a – village. Sokojito, Guatemala (Arnold, 1978. P. 356. Fig. 13 ), б – West Africa (drawing from a photograph: Bobrinsky, Volkova, Gey, 1993. P. 29)

Групповой обжиг предполагает одновременный обжиг в кострище значительного числа сосудов. Он характеризуется следующими основными признаками: 1) в большинстве случаев сосуды обжигаются на мощной платформе из топлива или на платформе из глины, камня, керамики; 2) сосуды укладываются на платформе чаще всего в несколько слоев, пирамидой; 3) вместе обжигается большое число сосудов.

Приведу несколько наиболее показательных примеров группового обжига сосудов. В Ботсване (Африка) обжигаемые горшки размещаются на уровне земли (сейчас в качестве платформы используется металлический лист, но это не обязательно). Сосуды располагаются на боку, а не вертикально. Топливом служит коровий навоз, смешанный с легким топливом (опилками, травой, ветками и листьями), которое добавляется по мере прогорания. Обжиг длится около 1 ч, потом сосуды вынимаются раскаленными докрасна и остывают на воздухе (Thebe, 2017. Р. 158).

Женщины в Заире (Африка), делавшие сосуды, используют для кострища ровную площадку, выложенную неплотно фрагментами старых кувшинов и горшков, а также камнями. Между ними укладываются ветки эвкалипта. На этой платформе размещаются обжигаемые сосуды, покрытые ветками и сухой травой. Обжиг длился всего 25 мин (Misago, 1994. Р. 587).

В западной Африке, по свидетельству Мари-Андре, женщины устраивали круглое кострище диаметром около 2 м. Нижний слой топлива толщиной 20 см состоял из сучьев. На этот слой помещались подставки из крупных плоских камней и больших фрагментов сосудов. Обжигаемые сосуды ставились в несколько слоев, которые также перекладывались обломками сосудов (Drost, 1967. S. 225).

В Индии гончары, обжигающие сосуды в простом кострище, сначала готовят круглую платформу, состоящую из бревен, соломы, сухих листьев и лепешек из коровьего навоза, поверх нее помещают глиняную посуду, а вокруг и на вершине снова большой слой топлива. Новое топливо добавляется по мере прогорания. Обжиг занимает 6–10 ч. После его окончания сосудам дают остыть перед извлечением из золы, что также занимает не менее одного дня (Hussain, Naik, 2015, Р. 424).

Что касается количества обжигаемых сосудов, то оно очень разное и зависит, прежде всего, от экономической формы гончарного производства. При домашнем производстве могут обжигаться, как было показано, один или два-три сосуда, несколько больше сосудов, но все равно в пределах десятка будут обжигаться при работе на заказ. Зато при рыночной форме производства количество обжигаемых сосудов может быть от двух-трех десятков до нескольких сотен и более. Например, в Африке при ремесленном производстве гончары-мужчины обжигают в кострище до 250 сосудов (Drost, 1967. P. 224), в Перу – иногда до 350 сосудов (Chávez, 1984–1985. P. 170–172), непальские гончары только в так называемых малых кострищах обжигают более 300 изделий (личное сообщение А.В. Кашкина), а в Индии – до 1000 сосудов (Saraswati, Behura, 1966, Р. 112).

Важно отметить, что в групповом обжиге сохранился целый ряд пережитков прошлого. К ним относятся:

1) обжиг сосудов в домашнем очаге, как делали женщины-гончарицы в Сербии (Carlton, 2008) и Средней Азии (Пещерева, 1959. С. 40) или на месте бытового кострища (дер. Луми (провинция Сепик, Новая Гвинея) (May, Tuckson, Р. 297);

2) Там же в Новой Гвинее, в дер. Кайен, Терабу, Самап (провинция Сепик) – при обжиге 20 сосудов каждый ставился на три камня, и все покрывались общим топливом. Когда оно прогорало, горящие куски дерева клали в каждый сосуд и обжиг продолжался еще какое-то время (May, Tuckson, Р. 305, 306).

3) укладка топлива внутри и снаружи каждого сосуда. В Новой Гвинее – это известно в дер. Рава (провинция Маданг) и дер. Банаро (провинция Сепик) (May, Tuckson, Р. 194, 248).

Такая же практика широко распространена у африканских племен волоф, сараколь, асаба, экои, зелле, хоза и др. Чтобы усилить развитие жара внутри сосудов, их часто наполняют легковоспламеняющимся горючим материалом. Так, волоф и сараколь набивают сосуды соломой, манканья делают это только с горшками с широким устьем, узкогорлые кувшины, напротив, остаются пустыми. Гончары асаба кладут в горшок куски дерева, экои с реки Кросс – мелкие щепки, зелле – сухую траву, а хоза – высушенные коровьи лепешки (Drost, 1968. S. 222).

Важно обратить внимание, что в этнографической литературе часто описываются случаи, когда постоянное кострище для обжига сосудов постепенно начинает приобретать слабо выраженные черты, характерные уже для очажной обжигательной конструкции. Это проявляется в следующем. У гончариц Ганы (Африка) первоначально ровная площадка постоянного кострища со временем приобретает небольшое углубление за счет многократного выгребания золы. Это углубление не засыпалось, а использовалось для размещения топлива (Molina et all., 2018. Р. 124). В дальнейшем, когда у гончаров следующего поколения возникала необходимость сооружения нового постоянного кострища, они уже делали его не на ровной площадке, а в небольшом углублении, которое они создавали искусственно, просто копируя форму старого кострища. Функционально такое небольшое углубление практически не имело смысла, но оно продолжало создаваться, и тому имеется множество примеров в этнографии. Приведу только некоторые по материалам Африканского континента и Средней Азии.

В племени рунди (Бурунди) горшечница в плоском углублении, остающимся открытым, размещает некоторое количество обожженных горшков устьем вниз, затем укладывает крест-накрест сучья, на которые ставит горшки, которые нужно обжечь (Drost, 1967. S. 222); гончарицы котоко (Чад) делают в земле углубления диаметром 200 см и глубиной 30 см, сосуды ставятся на толстый слой соломы и полностью перекрываются соломой и деревом. Продолжительность обжига около 3 ч (Drost, 1967. S. 228). В Бугуфи на берегу озера Танганьика женщины делают плоское углубление размером около 250 см в длину, 125 см в ширину и 23 см в глубину. Дно устилается деревом и травой. Поверх ставят горшки, вплотную друг к другу, затем следуют промежуточный слой травы и второй ярус горшков, обложенный с боков опять же травой, и, наконец, все накрывается деревом (Drost, 1967. S. 229). В Марокко, по данным Р. Фоссена, кострища имели в диаметре около 2.5 м при глубине от 10 до 30 см и было ограничено по периметру камнями (Vossen, S. 168–171. Abbs. 20–23).

В Средней Азии у сел. Сафидорон в Тавиль-Даре обжигание посуды, наблюдавшееся Н.А. Кис-ляковым, производилось на краю селения. Предварительно женщины сделали в земле небольшое углубление овальной формы и набросали в него измельченных навозных лепешек, на которые уже ставили сосуды, подготовленные для обжига (Пещерева, 1959. С. 41).

По моим подсчетам, количественных данных, имеющихся в этнографической литературе, к таким слегка углубленным кострищам относятся конструкции, соотношение глубины и диаметра которых составляет менее 0.3. Все углубленные в землю конструкции, соотношение глубины и диаметра которых составляет более 0.3, и все наземные конструкции с постоянной ограничительной стенкой относятся к очагам.

Смешанные традиции кострового обжига сосудов. Наряду с такими пережитками в этнографии известны примеры создания более сложных по конструкции кострищ. В частности, имеется описание очень оригинального кострища для индивидуального обжига сосуда: на острове Панеати женщина сооружает в кострище решетчатую платформу из дерева, на нее ставятся три камня (или коралла), а уже на эти камни боком кладется обжигаемый сосуд (May, Tuckson, Р. 96, 97).

Известна и противоположная ситуация. В той же Новой Гвинее в дер. Миндири (провинция Маданг) для обжига нескольких сосудов (примерно до двух десятков) по углам квадрата со стороной 1–2 м устанавливаются четыре камня. На них сооружается платформа из дерева, перекрытая пальмовыми листьями. На нее ставятся сосуды, покрытые большими пучками сухой травы. Обжиг длится 25–30 мин, сосуды вынимают еще раскаленными и затем остывают на воздухе. Примерно такой же прием организации кострища используют гончарицы дер. Айбом в провинции Центральный Сепик (May, Tuckson, Р. 170, 171, 238).

В Африке у племен тикар и рунди на нижний слой топлива укладывались камни или черепки от старых сосудов или, напротив, нижний слой платформы состоял из поставленных вверх дном старых обожженных или бракованных сосудов, а верхний – из древесного топлива, на которое уже ставились новые, обжигаемые сосуды (Drost, 1967. S. 222, 225). В Тунисе слой топлива перекрывался камнями, на которые ставились обжигаемые сосуды (Balfet, 1977. P. 335).

В Гватемале гончары сначала делали платформу из веток, ее покрывали черепками от старых горшков, а уже на них ставили обжигаемые сосуды (Arnold, 1978. С. 342).

Все описанные выше случаи отражают уже смешанное состояние гончарных традиций внутри самого кострового обжига, связанное, с одной стороны, с традицией расположения сосудов на негорючей платформе из камней, кораллов, крупных обломков от разбитых сосудов или из самих старых сосудов, а с другой – с традицией установки обжигаемого сосуда на решетчатую (часто многослойную) платформу из древесного или легкого топлива.

Смешения костровых и очажных традиций обжига сосудов. По этнографическим данным фиксируются случаи, отражающие смешение не только традиций в рамках самого кострового обжига, но и смешение традиций кострового и очажного обжига сосудов. Это проявляется во встраивании некоторых элементов очага в конструкцию кострища.

Так, например, у гончариц Средней Азии границы наземного кострища обкладывали камнями и кусками глины. Поверх камней по периметру делалась стенка из навозных лепешек (Пещерева, 1959. С. 40, 41). На Канарских островах и в Перу (Druc, Velde, 2021. С. 181) кладка обжигаемых сосудов была ограничена временной стенкой из старых разбитых сосудов (рис. 6а). Там же в Перу некоторые гончары в кострище на расстоянии 20 см от кладки обжигаемых сосудов возводили по периметру стенку из камня и сырцового кирпича высотой 30–50 см. Свободное пространство между стенкой и сосудами заполнялось сухим навозом (Chávez, 1984–1985. С. 170–172). В Индии гончары сооружали кострища с двумя горизонтальными каналами, идущими по дну кострища и пересекающимися под прямым углом (рис. 6б). Эти каналы не были вырыты в земле, а создавались особой укладкой топлива. Длительность обжига в этом случае составляла от 12 ч до нескольких дней (Saraswati, 1979. P. 10; Личные наблюдения П.Р. Холошина в 2019 г.).

Рис. 6.

Смешение костровых и очажных традиций обжига: а – Канарские острова (рисунок с фотографии: Lara, 2018. P. 85. Fig. 11c ), б – схема горизонтальных каналов, Индия (Saraswati, Behura, 1966. Р. 105).

Fig. 6. Mixing of fireplace and hearth firing traditions: a – Canary Islands (drawing from a photograph: Lara, 2018. P. 85. Fig. 11c ), б – diagram of horizontal channels, India (Saraswati, Behura, 1966. P. 105)

Смешение традиций обжига в кострищах и обжига в печах проявляется, как и в предыдущем случае, путем встраивания отдельных элементов печей в конструкцию кострищ. Обязательными элементами конструкции печей как специализированных обжигательных устройств является наличие у них не только постоянных стенок по периметру, но и постоянного купола (Бобринский, 1991. C. 96). Приведу несколько примеров, когда встроенные в кострища детали печей были не постоянными, а временными. В Мали куча обжигаемых сосудов и топлива покрывалась крупными черепками от старых сосудов (рис. 7а). В Индии применялось дополнительное обмазывание глиной верхнего слоя топлива, в результате чего над обжигаемыми сосудами создается временный искусственный купол (Saraswati, 1979. P. 10), а в настоящее время кострище сверху покрывается листами стекловаты (рис. 7в). Другим признаком печных (а позднее и горновых) конструкций для обжига является сооружение центрального вертикального топочного канала либо путем особой укладки обжигаемых сосудов, либо с помощью специальной керамической трубы (рис. 7б).

Рис. 7.

Смешение костровых и печных традиций обжига: а – обжиг сосудов под черепками (Gallay, Huysecom, Mayor, 1998. Pl. 2, 7), б – Индия, вертикальный топочный канал (Фото П.Р. Холошина), в – обжиг сосудов под листами стекловаты, Индия (Фото П.Р. Холошина).

Fig. 7. A mixture of fireplace and kiln firing traditions: a – firing of vessels under potsherds (Gallay, Huysecom, Mayor, 1998. Pl. 2, 7), б – India, vertical furnace channel (Photo by P.R. Kholoshin), в – firing vessels under sheets of glass wool, India (Photo by P.R. Kholoshin)

Послеобжиговая обработка сосудов

Такая обработка осуществляется либо гончарами, либо уже самими потребителями глиняной посуды с целью уменьшения их влагопроницаемости. Об этом имеется множество свидетельств, которые содержатся в цитированной литературе. Все эти свидетельства можно свести к двум основным способам: 1) в обожженном сосуде варили кокосовое молоко, плоды ямса, таро, папайи или хлебного дерева, бананы, разведенное в воде молоко, щавель или 2 раза готовили жирную пищу; 2) поверхности сосуда (часто еще горячего) натирали листьями таро, мякотью банана и сладким картофелем, соком саго, сырым бататом или клейким соком коры определенного дерева.

Подводя итог проведенному разбору этнографических данных, важно отметить, что, несмотря на различные природные условия, сходство конструкции кострищ и приемов обжига сосудов в различных районах земного шара позволяет сделать вывод о наличии неких общих закономерностей в функционировании и развитии кострового обжига у разных народов.

Во-первых, к ним относятся некоторые закономерности развития традиций самого кострового обжига:

1. Сжигание топлива при обжиге не только вокруг сосудов, но и внутри них (рис. 8а, б) происходит от традиций термической сушки внутренней поверхности сосудов путем разведения огня внутри сосуда. Потом оно сменяется обкладкой топливом сосуда только с внешней стороны (рис. 8в).

Рис. 8.

Общая схема развития кострищ для обжига глиняных сосудов.

Fig. 8. General scheme for the development of fireplaces for earthenware firing

2. Связь индивидуального обжига сосудов в кострище с бытовыми теплотехническими устройствами проявляется в сушке и обжиге сосудов в домашнем очаге или на прежнем бытовом кострище.

3. Пережитки индивидуального обжига сосуда проявляются: а) в последовательном обжиге сосудов в одном и том же кострище; б) в сооружении отдельных платформ для нескольких одновременно обжигаемых сосудов (рис. 8г); в) в обжиге нескольких сосудов на одной платформе, когда каждый сосуд перекрыт отдельной порцией топлива; г) в обжиге 2–4 сосудов в одном кострище (рис. 8д); д) в одновременном обжиге сосудов несколькими группами по 3–4 изделия (рис. 8е).

4. Дальнейшее развитие связано с обжигом в одном кострище нескольких десятков, сотен и даже большего числа сосудов (рис. 8ж, з).

Судя по всему, эти постепенные изменения были связаны с переходом гончаров от домашнего производства и производства сосудов на заказ к работе на рынок.

5. Непроизвольное углубление дна кострища, возникающее в результате удаления золы после каждого обжига, ведет к тому, как уже отмечалось выше, что при сооружении нового кострища молодые гончары просто копируют старое, в результате чего такое углубление сразу создается искусственно (рис. 8ж+з). Оно служит границей кострища и пространства для укладки топлива и сосудов.

Во-вторых, в развитии приемов обжига велика роль процессов смешения традиций:

Смешение разных костровых традиций проявляется в сооружении платформы из топлива на нескольких камнях или расположение топлива поверх платформы из камней, черепков или сосудов (рис. 8и) и, наоборот, в установке обжигаемых сосудов на камни или фрагменты керамики, уложенные поверх платформы из топлива (рис. 8к).

Смешение костровых и очажных традиций проявляется в сооружении двух пересекающихся горизонтальных топочных каналов. В очагах такие каналы выполняют функцию поддувал с целью поднятия температуры на обжигаемых сосудах. Такое же смешение отражается в сооружении временной стенки (из глины, камней, сырцового кирпича или старых сосудов) по периметру кострища (рис. 8л), поскольку такая постоянная стенка является обязательным элементом конструкции очага.

Смешение костровых и печных традиций прослеживается: во-первых, в сооружении в кострищах вертикального топочного канала, так как именно при печном (а позднее – при горновом) обжиге сосуды часто ставятся по периферии камеры обжига, оставляя свободным для движения горячих газов центральное пространство; во-вторых, в создании над кострищем временного перекрытия из глины, черепков и других материалов, способствующего концентрации тепла на обжигаемых сосудах (рис. 8м).

В-третьих, общие выводы о развитии традиций кострового обжига состоят в следующем:

1. Общая тенденция экономического развития кострового обжига проявляется в переходе от обжига одного сосуда к обжигу небольшого и затем – значительного числа сосудов в одном кострище.

2. Общая тенденция конструктивного развития кострищ для обжига керамики состоит в переходе от установки сосудов на земле (очень редко) или на отдельной для каждого изделия платформе (из камня, глины или топлива) к созданию общей платформы для всех обжигаемых сосудов.

3. Развитие в результате смешения традиций происходит, скорее всего, за счет контактов носителей костровых традиций обжига с носителями, с одной стороны, очажных, а с другой стороны, печных традиций обжига сосудов.

Некоторые археологические признаки кострищ для обжига керамики

Хорошо известно, что разнообразные следы кострищ – очень частая находка при археологических раскопках памятников разного времени, прежде всего, первобытных. Какие же из этих кострищ можно с большей или меньшей вероятностью связывать с древним гончарным производством? Здесь можно указать на некоторые признаки, изложенные по мере убывания их важности:

1) Наиболее надежным признаком производственного кострища являются находки керамического брака, т.е. обломков сосудов, деформированных под действием высокой температуры;

2) Скопление обломков сосудов, подвергшихся действию вторичного огня (Бобринский, 1993. С. 14, 15);

3) Наличие в основании кострища следов обожженной платформы из глины или камней, или “вымостки” из фрагментов керамики, обесцвеченных под действием температуры с верхней стороны;

4) Наличие по периметру кострища диаметром больше 1 м обкладки из камней со следами температурного воздействия с внутренней стороны;

5) Мощные скопления золистых остатков вокруг кострища;

6) Производственные кострища обычно расположены за пределами помещений и имеют заметно большие размеры по сравнению с бытовыми.

При этом следует иметь в виду, что наличие какого-то одного из таких признаков не может служить надежным основанием для заключений. Чем больше из перечисленных признаков будет зафиксировано в одном месте, тем более надежным, соответственно, будет сделанный вывод.

Статья подготовлена в рамках выполнения темы НИР ИА РАН “Междисциплинарный подход в изучении становления и развития древних и средневековых антропогенных экосистем” (№ НИОКТР 122011200264-9).

Список литературы

  1. Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы. Источники и методы изучения. М.: Наука, 1978. 272 с.

  2. Бобринский А.А. Гончарные мастерские и горны Восточной Европы (по материалам II–V вв. н.э.). М.: Наука, 1991. 215 с.

  3. Бобринский А.А. Гончарная технология как объект историко-культурного изучения // Актуальные проблемы изучения древнего гончарства: коллективная монография. Самара: Самарский гос. ун-т, 1999. С. 5–109.

  4. Бобринский А.А., Волкова Е.В., Гей И.А. Кострища для обжига керамики // Археологические исследования в Поволжье / Ред. Г.И. Матвеева и др. Самара: Самарский гос. ун-т, 1993. С. 3–44.

  5. Пещерева Е.М. Гончарное производство Средней Азии. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. 396 с.

  6. Подгорбунский В.И. Заметки по изучению гончарства якутов // Сибирская живая старина. VII. Иркутск: Изд-во Восточно-Сибирского отдела Рус. геогр. о‑ва, 1928. С. 127–144.

  7. Цетлин Ю.Б. Древняя керамика. Теория и методы историко-культурного подхода. М.: ИА РАН, 2012. 384 с.

  8. Цетлин Ю.Б. Закономерности многолинейной эволюции гончарства // Уральский исторический вестник. 2019. № 4 (65). С. 6–16.

  9. Чудова Т.И. Гончарство коми (зырян) во второй половине XIX – первой половине XX веков. Сыктывкар: Сыктывкарский гос. ун-т, 2001. 89 с.

  10. Anderson S. Ethnographic and Archaeological Perspectives on the Use Life of Northwest Alaskan Pottery // Ceramics in Circumpolar Prehistory: Technology, Lifeways and Cuisine (Archaeology of the North). Cambridge: Cambridge University Press, 2019. P. 128–151.

  11. Arnold D.E. The ethnography of pottery making in the valley of Guatemala // The Ceramics of Kaminaljuyu / Eds. R. K. Wetherinton. University Park: Pennsylvania State University Press, 1978. P. 327–400.

  12. Arnold D.E. Ceramic Theory and Cultural Process. New Studies in Archaeology. Cambridge: Cambridge University Press, 1985. 268 p.

  13. Balfet H. Poterie Feminine et Poterie Masculine au Maghreb: Thèse pour le Doctorat: Lettres / Universite Rene Descartes. T. II. Paris, 1977. 520 p.

  14. Carlton R. The Role and Status of Women in the Pottery-Making Traditions of the Western Balkans [Электронный ресурс] // Interpreting Ceramics. 2008. Iss. 10. URL: http://www.interpretingceramics.com/issue010/articles/04.htm (дата обращения: 19.08.2022).

  15. Chávez K.L.M. Traditional pottery of Raqch’i, Cuzco, Peru: a preliminary study of its production, distribution, and consumption // Ñawpa Pacha. 1984–1985. V. 22–23. P. 161–210.

  16. DeBoer W.R., Lathrap D.W. La fabricación y rotura de la cerámica Shipibo-Conibo // Ethnoarchaeology. New York: Columbia University Press, 1979. P. 102–138.

  17. Drost D. Töpferei in Afrika: Technologie. Leipzig: Akademieverlag, 1967. 289 S.

  18. Druc I.C., Velde B. Ceramic materials in archaeology. Blue Mounds, Wisconsin: Deep Education Press, 2021. 320 p.

  19. Gallay A., Huysecom E., Mayor A. Peuples et céramiques du Delta intérieur du Niger (Mali): un bilan de cinq années de missions (1988–1993). Mainz: P. von Zabern, 1998. 130 p.

  20. Groves M. Motu Pottery // The Journal of Polynesian Society. 1960. V. 69. № 1. P. 3–22.

  21. Hussain S., Naik R.Ch. An Ethnoarchaeological Study of Earthenware Production System in Loisingha Block, District Bolangir, Odisha // Man in India. 2015. 95, 3. P. 419–427.

  22. Lara C. Nouvelles perspectives sur les Cañaris d’hier et d’aujourd’hui: la céramique des Andes méridionales de l’Équateur de 100 av. J.-C. jusqu’à nos jours // Journal de la Société des américanistes. 2018. 104, 2. P. 65–104.

  23. LeBlanc K.G. Ceramic Ethnoarchaeology in Fiji: the role of social processes in ceramic diversity. Burnaby: Simon Fraser University, 2011. 143 p.

  24. May P., Tuckson M. The Traditional Pottery of Papua New Guinea. Honolulu: University of Hawai’i Press, 2000. 380 p.

  25. Misago K. La Poterie et les potières Batwa de Tongo, au Nord-Kivu, Zaïre // Ethnographisch-Archäologische Zeitschrift. 1994. 35. S. 573–592.

  26. Molina D.J., Santacreu D.A., Roselló J.G., Trías M.C. Technological Homogeneity and Learning Networks: Ethnoarchaeological Approach Through The Konkomba Pottery Production (Ne Ghana) // MENGA. Revista de Prehistoria de Andalucía = Journal of Andalusian Prehistory. Serie monográfica. 2018. Monográfico 04. P. 115–130.

  27. Osgood C. Ingalik Material Culture. London: Oxford University Press, 1940. 500 p.

  28. Saraswati B. Pottery-making cultures and Indian civilization. New Delhi: Abhinav publications, 1979. 150 p.

  29. Saraswati B., Behura N.K. Pottery Techniques in Peasant India. Calcutta: Anthropological survey of India, 1966. 209 p.

  30. Thebe P.C. Ethnoarchaeology of Pottery: Style and Technology Boundaries in Southeast Botswana: A thesis submitted to the Faculty of Science, University of the Witwatersrand, Johannesburg, in fulfilment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy. Johannesburg, 2017. 234 p.

  31. Vossen R. Reisen zu Marokkos Töpfern: Forschungsreisen 1980 und 1987 mit Beiträgen von Ullrich Masemann, Ilse Schütz, Silke Straatman und Karla Vossen. Hamburg: Hans Christians Verlag, 1990. 415 S.

Дополнительные материалы отсутствуют.