Российская археология, 2022, № 4, стр. 184-188

Проблемы истории раннесредневекового Крыма в трудах В.В. Кропоткина

А. И. Айбабин 1*

1 Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, НИЦ истории и археологии Крыма
Симферополь, Россия

* E-mail: aleksandraibabin@rambler.ru

Поступила в редакцию 07.08.2022
После доработки 07.08.2022
Принята к публикации 11.10.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

В обширной тематике научных исследований известного советского археолога Владислава Всеволодовича Кропоткина заметное место занимают такие актуальные проблемы истории средневековой Таврики, как проблемы этногенеза населения Юго-Западного Крыма и дискуссия о локализации города Фуллы. Исследования В.В. Кропоткина рассмотренных в статье проблем основаны на тщательном и всестороннем анализе археологических материалов, письменных источников и научной отечественной и зарубежной литературы. В.В. Кропоткин сделал вывод о принадлежности раннесредневековых некрополей Горного Крыма алано-готам, которые “смешались” с остатками местного скифо-сарматского населения, и аргументировал локализацию города Фуллы на холме Тепсень в Коктебеле.

Ключевые слова: Юго-Западный Крым, Чуфут-Кале, Фуллы, могильник, готы, аланы.

Проблемы этногенеза. В 1950 г. выпускник исторического факультета МГУ В.В. Кропоткин, поступив в аспирантуру Института истории материальной культуры АН СССР, выбрал тему кандидатской диссертации “Население юго-западного Крыма в эпоху раннего средневековья”.

Следует отметить, что в 1950 г. исследования этногенеза народов Крыма требовали большого мужества. В результате преступной акции сталинского режима в 1944 г. с полуострова депортировали татар, болгар, армян и представителей других этносов “навечно, без права возвращения”. В начале 1950-х годов И.В. Сталин, стремясь задним числом оправдать преступную депортацию и политику государственного антисемитизма, поставил задачи перед Политбюро ВКП(б) и Академией наук найти историческое и идеологическое обоснование изменению государственной национальной политики. Партийные идеологи превратили проблемы этногенеза репрессированных народов в инструмент идеологической пропаганды. И.В. Сталин в статье “Марксизм и вопросы языкознания. Относительно марксизма в языкознании”, опубликованной 20 июня 1950 г. в газете “Правда”, подверг жесточайшей критике повсеместное использование историками теории Н.Я. Марра о стадиальности развития языков и потребовал от исторической науки в СССР создать новую концепцию, основанную на решительном отказе от марризма.

В Крыму идеологический заказ на создание новой “правильной” истории народов, населявших полуостров в древности и средневековье, попытался исполнить П.Н. Надинский в первой части его “Очерков по истории Крыма” (1951 г.). Закончивший трехлетнюю церковно-приходскую школу и проучившись несколько месяцев на курсах при Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова в Москве, Надинский с 1931 г. работал секретарем Крымского областного комитета и первым секретарем Симферопольского горкома ВКП(б). В 1948 г. из-за тяжелой болезни, несмотря на отсутствие среднего и высшего образования, его назначили руководить историками в новом Крымском филиале Академии наук СССР. Не обремененный знанием научных методов исторических исследований, письменных источников и специальной литературы, П.Н. Надинский сочинял историю народов Крыма, оперируя собственными представлениями об идеологической целесообразности, пропагандистскими штампами и бранью. П.Н. Надинский не успел учесть указание “вождя” об отказе от марризма и утверждал об автохтонности в Крыму происходивших от скифов славян. Он приписал им кремации из Черноречья. Этот вывод П.Н. Надинский позаимствовал из докладов и отчетов о раскопках Е.В. Веймарна и С.Ф. Стрежелецкого. По Надинскому, “…группу наемников-готов, осевшую в Крыму и полностью растворившуюся среди местного (тавро-скифского) населения, немецкие буржуазные историки и их подпевалы пытались, грубо фальсифицируя историю, изобразить “народом”, якобы “оплодотворявшим” своей готской культурой население Крыма. Больше того, они приписывали этой группке готов создание самостоятельного в Крыму государства, которое будто бы просуществовало здесь вплоть до XIV–XV вв. и даже далее. Советскими историками сказки о “крымских готах” полностью разоблачены. Но все же кое-где на страницах исторических работ по старой литературной традиции до сих пор проскальзывают неверные взгляды по вопросу о „крымских готах”” (Надинский, 1951. С. 43).

23–25 мая 1952 г. в Симферополе состоялась объединенная научная сессия Отделения истории и философии АН СССР и Крымского филиала АН, посвященная проблемам истории Крыма. Сессия должна была своим научным авторитетом закрепить результаты преступной депортации из Крыма в 1941 и 1944 г. немцев, крымских татар, греков, болгар и армян. В своих докладах Б.Д. Греков, В.Д. Блаватский, П.Н. Шульц, Б.А. Рыбаков, С.А. Секиринский и другие единодушно критиковали теорию Н.Я. Марра и его последователей и осудили буржуазную трактовку, представлявшую Крым тавро-скифским, греческим, готским, татарским. Б.А. Рыбаков поддержал идею Е.В. Веймарна и С.Ф. Стрежелецкого о принадлежности славянам кремаций из Инкермана и приписал славянам могильник Суук-Су. Выступавшие “громили” буржуазную историографию, которая с целью оправдания агрессии германских империалистов против СССР “объявила готов создателями никогда не существовавшего “готского государства” в Причерноморье и Крыму”. В поддержке этой фальсификации обвиняли некоторых советских археологов. Выступавшие утверждали, что готы составляли в III–VI вв. лишь незначительную и притом довольно быстро ассимилировавшуюся часть пришлого населения Крыма и никогда не играли сколько-нибудь существенной роли в его истории (Греков, Бромлей, 1952. С. 72–74). В “Решении” сессии были поставлены конкретные задачи дальнейшего познания этнической истории Крыма: “…На основе глубокого изучения разоблачить фальсификацию истории готов как варианта реакционной нормандской теории. Широко и всесторонне изучать историю проникновения славян и славянские поселения в Крыму… Решительно бороться против идеализации хазар, печенегов, половцев и татар в истории Крыма” (Айбабин, Герцен, Храпунов, 1993. С. 211, 212; Айбабин, Хайрединова, 2017. С. 19). Б.Д. Греков, Ю.В. Бромлей и другие в своих статьях поддержали решения сессии. А.П. Смирнов в статье 1953 г. повторил упомянутые выше аргументы о “раннем” появлении славян на полуострове (1953).

В столь напряженной обстановке В.В. Кропоткин на протяжение трех лет писал диссертацию по актуальной, но “горячей” теме. В своей работе он использовал новаторский для того времени метод изучения этнических процессов в регионе как по отрывочной и противоречивой информации письменных источников, так и по материалам археологических раскопок в Горном и Юго-Восточном Крыму. Он впервые основывал свои выводы не только на рассмотрении престижных находок, но и на разработке типологии погребальных сооружений. Стремясь расширить источниковедческую базу, В.В. Кропоткин обратил внимание на раннесредневековый могильник, открытый в 1946 г. П.П. Бабенчиковым у юго-западного склона “пещерного города” Чуфут-Кале и исследовавшийся в 1948 г. Е.В. Веймарном. Кропоткин продолжил раскопки могильника в 1952 и 1954–1962 гг. Экспедиция на большой площади раскрыла 93 склепа, 21 подбойную и 2 грунтовые могилы.

В диссертации В.В. Кропоткин высказал мнение об отсутствии оснований считать готскими могильники Суук-Су, Эски-Кермен, Чуфут-Кале и Артек (1953. С. 5–7). В опубликованном в 1959 г. в “Советской археологии” ее разделе он сопоставлял конструкцию раннесредневековых склепов и могил с соответствующими погребальными сооружениями позднеантичных некрополей. По его словам, склепы и могилы характерны для тавров и скифов, а подбойные могилы – для сармато-алан. В VI–VIII вв. с распространением христианства в Юго-Западном Крыму тавро-скифы и сарматы перестали хоронить в склепах и подбойных могилах и начали хоронить в плитовых и каменных гробницах (Кропоткин, 1959. С. 190–192). Однако В.В. Кропоткин, отрицая какую-либо связь кремаций из Харакса и с Черной речки со славянами, готами и черняховской культурой, приписывал их местным тавро-скифам (1953. С. 13, 14; 1959. С. 185, 194). Следует отметить, что научный руководитель диссертанта Б.А. Рыбаков не согласился с некоторыми выводами В.В. Кропоткина.

Основываясь на материалах раскопок на могильнике Чуфут-Кале, Кропоткин скорректировал свое мнение об этносе погребенных на раннесредневековых некрополях в Юго-Западном Крыму. Он отметил “поразительное сходство женских украшений из крымских могильников и остготских погребений Северной Италии” (Кропоткин, 1965. С. 115). Кропоткин выявил на некрополе христианские склепы 75 и 122 с вырубленными в стенах лежанками, с высеченным на стене “равноконечным византийским крестом в круге” (1965. С. 109). В публикациях материалов упомянутых исследований он уже не упоминал тавров и сделал вывод о принадлежности раннесредневековых некрополей Горного Крыма алано-готам, которые “смешались” с остатками местного скифо-сарматского населения (Кропоткин, 1958. С. 211, 212; 1965. С. 115). В.В. Кропоткин, вопреки распространенной в 1940–1950‑е годы в Крыму практике раскопок могильников, вел исследования широкой площадью, добросовестно выполнял полевую графическую фиксацию и составлял подробные описи находок из склепов и могил, которые и передавал в музеи. К сожалению, из-за огромной загрузки В.В. Кропоткин не успел подготовить полную публикацию материалов могильника. Однако, понимая их значение для воссоздания этнической истории раннесредневекового Крыма, он разрешал коллегам использовать находки из Чуфут-Кале в своих научных трудах. В 1972 г. в аспирантуре Эрмитажа я начал работу над кандидатской диссертацией “Хронология могильников Крыма позднеримского и раннесредневекового времени”. Я благодарен Владиславу Всеволодовичу за разрешение использовать его отчеты и изучить в музеях вещи из его раскопок в Чуфут-Кале. Мы неоднократно общались и обсуждали различные проблемы на конференциях и во время моих командировок в Институт археологии.

В 1960–1970-е годы многие советские археологи по-новому определяли этнос племен, создавших черняховскую культуру. Обнаруженные в Северном Причерноморье на некрополях захоронения с кремациями характерны для германцев – носителей восточнопоморско-мозовецкой, вельбаркской и пшеворской культур (Артамонов, 1962. С. 47–49; 1967. С. 42, 43, 47–49; Кухаренко, 1965. С. 101; Тиханова, 1970. С. 90, 94; Никитина, 1974. С. 61–66, 81–90). В.В. Кропоткин, опираясь на новую атрибуцию этнической принадлежности кремаций черняховской культуры, сопоставил трупосожжения из Харакса и Чернореченского могильника с черняховскими и пшеворскими (1978. С. 148, 149).

Фуллы. В процессе исследования Чуфут-Кале В.В. Кропоткин обратил внимание на многолетнюю дискуссию авторитетных историков Крыма о локализации упомянутого в церковных средневековых письменных источниках города Фуллы. А.Л. Бертье-Делагард, А.А. Васильев и другие помещали Фуллы на Чуфут-Кале (Бертье-Делагард, 1920. С. 89–127; Vasiliev, 1936. P. 98), Ю.А. Кулаковский – в Старом Крыму (1898. С. 194–200), В.Г. Васильевский – по соседству с Сугдеей (1915. C. CLXIV–CLXV, CCLXXXI).

По мнению В.В. Кропоткина, Фуллы впервые упомянуты в “Notitiae episcopatuum”, составленной до Седьмого Вселенского собора в 787 г. (1958. С. 200). В современном издании свода “Нотиций” Жана Даррузеса она названа Notitia 3 и датирована временем между 787 и 805 г. (Darrouzès, 1981. P. 31, 245; Цукерман, 2010. C. 402–405). В завершающей Notitia 3 географической схолии сказано: “ΛΖ´ ἐπαρχία Γοτθίας / αʹ ὁ Χοτζίρων σύνεγγυς Φούλων καὶ τοῦ Xαρασίου, ἐνῶ λέγεται τὸ Μάβρον Νερόν. / β´ ὁ ͗Αστήλ, ἐνῶ λέγεται ὁ ͗Αστήλ ὁ ποταμὸς τῆς Xαζαρίας, ἔστιν δὲ κάστρον (Darrouzès, 1981. P. 245) – 37 епархия Готия/1 епископ хотциров (находится) близ Фулл и Харасиу, что значит Черная вода. / 2 Астиль, что значит Астиль, река Хазарии, но есть и город” (Vasiliev, 1936. P. 98). Согласно схолии, епископ хотциров (ὁ Χοτζίρων), хоциров или хозиров и Фуллы находились вне Готии. По словам В.В. Кропоткина, в тексте “Жития Святого Иоанна Готского” о Фуллах сказано, как о приморском городке, которым управлял назначенный хазарским каганом κύριος – господин, позволивший опальному епископу по морю уплыть в Амастриду (Кропоткин, 1958. С. 207; Айбабин, 1999. С. 207; Auzépy, 2006, P. 84, 85). Свидетельства местонахождения Фулл на побережье Юго-Восточного Крыма содержатся в составленной в 920 г. Notitia 7 свода Жана Даррузеса (Darrouzès, 1981. P. 274; Цукерман, 2010. C. 427). В начале X в. хотцирскую епархию переименовали в Фулльскую, а в XII в. ее объединили с соседней Сугдейской (Darrouzès, 1981. P. 133, 352).

В.В. Кропоткин убедительно показал, что результаты археологических исследований в Восточном Крыму подтверждают локализацию в регионе хотцирской епархии, а Фулл – на плато Тепсень. Там раскопаны поселение крымского варианта салтовской културы и одна из крупнейших на полуострове трехнефных базилик (длина – 37.6 м, ширина – 12.4 м). По мнению Кропоткина, храм возвели в третьей четверти VIII или IX в. По его предположению, образование Сугдо-Фулльской епархии и разрушение Фулл (Тепсеня) исторически связаны между собой (Кропоткин, 1958. С. 212–218. Рис. 6 ).

Исследования В.В. Кропоткина рассмотренных в статье проблем основаны на тщательном и всестороннем анализе археологических материалов, письменных источников и научной отечественной и зарубежной литературы. Его выводы получили признание советских и зарубежных историков и сохранили актуальность и в наши дни.

Работа поддержана Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Мегагрант № 075-15-2022-1119.

Список литературы

  1. Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма. Симферополь: Дар, 1999. 352 с.

  2. Айбабин А.И., Герцен А.Г., Храпунов И.Н. Основные проблемы этнической истории Крыма // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. III. Симферополь, 1993. С. 211–222.

  3. Айбабин А.И., Хайрединова Э.А. Крымские готы страны Дори (середина III – VII в.). Симферополь: Антиква, 2017. 366 с.

  4. Артамонов М.И. Вопросы расселения восточных славян и советская археология // Проблемы всеобщей истории: историогр. сб. / Отв. ред. В.Г. Ревуненков. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1967. С. 29–69.

  5. Артамонов М.И. История хазар. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 523 с.

  6. Бертье-Делагард А.Л. Исследование некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде // Известия Таврической ученой архивной комиссии. 1920. Вып. 57. С. 1–135.

  7. Васильевский В.Г. Житие святого Стефана Сурожского // Васильевский В.Г. Труды. Т. 3. Петроград: Акад. наук, 1915. С. CLII–CCLXXXVIII, 1–98.

  8. Греков Б.Д., Бромлей Ю.В. Изучение истории Крыма // Вестник Академии наук СССР. 1952. № 8. С. 71–76.

  9. Кропоткин В.В. Население юго-западного Крыма в эпоху раннего средневековья: автореф. дис. … канд. ист. наук / Акад. наук СССР, Ин-т истории материальной культуры. М., 1953. 16 с.

  10. Кропоткин В.В. Из истории средневекового Крыма // Советская археология. 1958. XXVIII. С. 198–218.

  11. Кропоткин В.В. Могильник Суук-Су и его историко-археологическое значение: по данным погребального обряда // Советская археология. 1959. № 1. С. 181–194.

  12. Кропоткин В.В. Могильник Чуфут-Кале в Крыму // Краткие сообщения Института археологии. 1965. Вып. 100. С. 108–115.

  13. Кропоткин В.В. Черняховская культура и Северное Причерноморье // Проблемы советской археологии / Ред. В.В. Кропоткин и др. М.: Наука, 1978. С. 147–163.

  14. Кулаковский Ю.А. К истории Готской епархии в Крыму в VIII в. // Журнал Министерства народного просвещения. 1898. Часть CCCXV, № 2. С. 173–202.

  15. Кухаренко Ю.В. Могильник Брест-Тришин // Краткие сообщения Института археологии. 1965. Вып. 100. С. 97–101.

  16. Надинский П.Н. Очерки по истории Крыма. Ч. 1. Симферополь: Крымиздат, 1951. 234 с.

  17. Никитина Г.Ф. Погребальный обряд культур полей погребений Средней Европы в I тыс. до н.э. – первой половине I тыс. н.э. // Погребальный обряд племен Северной и Средней Европы в I тыс. до н.э. – I тыс. н.э. / Отв. ред. В.В. Седов. М.: Наука, 1974. С. 5–131.

  18. Смирнов А.П. К вопросу о славянах в Крыму // Вестник древней истории. 1953. № 3. С. 31–41.

  19. Тиханова М.А. Еще раз к вопросу о происхождении черняховской культуры // Краткие сообщения Института археологии. 1970. Вып. 121. С. 89–94.

  20. Цукерман К. Политика Византии в Северном Причерноморье по данным Notitiae еpiscоpatuum // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XVI. Симферополь, 2010. С. 399–435.

  21. Auzépy M.-F. La vie de Jean de Gothie (BHG 891) // La Crimée entre Byzance et le Khaganat Khazar / Ed. C. Zuckerman. Paris: Association des Amis du Centre d’Histoire et Civilisation de Byzance, 2006. P. 69–86.

  22. Darrouzès J. Notitiae Episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris: Institut français d'études byzantines, 1981. 521 p.

  23. Vasiliev A.A. The Goths in the Crimea. Cambridge, Mass., 1936 (Monographs of the Medieval Academy of America; 11). 292 p.

Дополнительные материалы отсутствуют.