Российская археология, 2022, № 2, стр. 185-198

Археологические раскопки на поселении Кызкала и его некрополе

В. Б. Бахшалиев 1*, Л. Риствет 2**, Х. Гопник 3***, Дж. Сверида 2****, С. Нугент 4*****, Х. Лау 5******

1 Нахчыванское отделение Национальной академии наук Азербайджана
Нахчыван, Азербайджан

2 Пенсильванский университет
Филадельфия, США

3 Университет Монаша
Мельбурн, Австралия

4 Оксфордский университет
Оксфорд, Великобритания

5 Университет Колгейт
Нью-Йорк, США

* E-mail: velibahshaliyev@mail.ru
** E-mail: lristvet@gmail.com
*** E-mail: hilarygopnik@aol.com
**** E-mail: jswerida@gmail.com
***** E-mail: selinnugent@gmail.com
****** E-mail: hannah.k.lau@gmail.com

Поступила в редакцию 29.06.2020
После доработки 01.03.2021
Принята к публикации 01.06.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Культуры эпохи средней бронзы Южного Кавказа и Ближнего Востока, отличаясь некоторыми локальными особенностями, имеют также много общих черт. В эпоху средней бронзы в части Южного Кавказа была распространена культура, характеризующаяся черной керамикой, а в южных районах существовала культура с расписной керамикой. Культура расписной керамики эпохи средней бронзы Южного Кавказа (2400–1500 гг. до н.э.) была распространена также в северо-западном Иране (Иранский Азербайджан) и Восточной Анатолии. О генезисе этой культуры, отличающейся локальными особенностями, высказывались различные мнения, сама культура обозначалась различными названиями. В Восточной Анатолии, Северо-Западном Иране и на Южном Кавказе поселений, связанных с данной культурой, известно очень мало. В Восточной Анатолии, Грузии, Армении и Азербайджане, кроме Нахчывана, такие поселения не выявлены. Существование поселений крепостного типа, а также расположение этих памятников в благоприятных для обороны местах показывают, что в эпоху средней бронзы существовали межплеменные столкновения, и люди нуждались в убежищах. Это подтверждается наличием крепостных стен в таких поселениях, как Кюльтепе II и Кызкала, которые расположены в долинах рек. Поселение Кызкала представляет собой состоящий из цитадели, неукрепленного селища и могильника комплекс, который особенно важен для изучения культуры расписной керамики эпохи средней бронзы Южного Кавказа.

Ключевые слова: Восточная Анатолия, Нахчыван, Урмийский бассейн, Кызкала, расписная керамика, эпоха средней бронзы.

Вопросы, связанные с культурой расписной керамики эпохи средней бронзы, освещены в многочисленных исследованиях (Belli, Bahşaliyev, 2001; Özfırat, 2001; Aliyev, 1977. S. 120–124). О генезисе этой культуры высказывались различные мнения (Кушнарева, 1993. C. 100–150; Özfırat, 2001. S. 111–116; Seyidov, 2003, S. 126–179). Эта традиция обозначалась различными названиями, такими как “расписная Ван-Урмия” (Çilingiroğlu 1994; Edwards 1981), “расписная Аракса” (Özfırat, 2001. S. 111), “культура расписной керамики” (Aliyev, 1977) и др. В настоящее время выяснено, что поселения эпохи средней бронзы с расписной керамикой (2400–1500 гг. до н.э.) на Южном Кавказе, в Восточной Анатолии и Северо-Западном Иране распространены очень мало. На территории же Нахчывана существуют некоторые поселения с мощным культурным слоем; представлены также поселения крепостного типа (Бахшалиев, Бaгирoв, 2012).

Комплекс памятников Кызкала включает цитадель, неукрепленное селище и прилегающий к ним могильник. На поселении имеется мощный культурный слой эпохи средней бронзы. Поэтому раскопки поселения Кызкала и прилегающего к нему могильника приобретают особенную важность.

Поселение Кызкала. Поселение Кызкала расположено на правом берегу р. Арпачай вблизи с. Дизе Шарурского района Нахичеванской Автономной Республики (рис. 1). Этот многослойный памятник был заселен с начала эпохи средней бронзы до средневековья. Здесь мы будем рассматривать только материалы поселения эпохи средней бронзы, которое, по данным разведывательных работ, имело площадь ок. 13 га (Baxşəliyev et al., 2015). Географическое положение поселения на стыке гор и Арпачайской долины благоприятствовало развитию земледелия и скотоводства.

Рис. 1.

Поселение Кызкала и его некрополь. Условные обозначения: а – кромлехи, б – курганы, в – крепость, г – оборонительная стена, д – разрушенная часть поселения, е – ареал распространения керамики эпохи средней бронзы, ж – раскопочные участки СС1, СС2 и СС5, з – участок QQ6.

Fig. 1. The settlement of Kızkala and its necropolis

В крепости, занимавшей площадь 2 га, раскопки не проведены. Однако разведывательными работами в ее пределах обнаружена расписная керамика, относящаяся к различным периодам эпохи средней бронзы. Находки показывают, что поселение возникло в начале эпохи средней бронзы (Baxşəliyev, 2008. С. 48, 49).

Раскопки проведены, в основном, на поселении и некрополе. Раскопана южная часть поселения11 на площади 150 м2. Установлено, что в зависимости от рельефа мощность культурного слоя эпохи средней бронзы, залегавшего непосредственно на погребенной почве, составляла от 3 до 4 м. Выделены три строительных периода (горизонта). К первому строительному периоду (горизонту) относятся выявленные на пятом раскопочном участке CC522 на глубине 3.5 м остатки стены (возможно, оборонительной) из больших каменных глыб (рис. 2, 1). Анализ угля, взятого из фундамента этой стены, дал дату 2136–1777 гг. до н.э. (таблица). В следующем горизонте к этой стене примкнуло прямоугольное в плане помещение (Baxşəliyev et al., 2017. S. 571). Остатки оборонительной стены раннего периода выявлены также на втором раскопочном участке (CC2).

Рис. 2.

Строительные остатки на поселении Кызкала. Фото (1–4), план и разрез (5) участков: 1 – участок СС5, первый горизонт, вид с Ю; 2 – участок СС1, второй горизонт, вид с В; 3 – участок СС2 , третий горизонт, вид с З; 4 – участок CC2, третий горизонт, вид с С; 5 – участок CC1 (второй горизонт), CC5 (первый горизонт), CC2 (третий горизонт). Условные обозначения: а – очаг; б – яма; в – камень; г – каменная кладка; д – современная почва; е – остатки кирпичей; ж – прослойки золы; з – слой с камнями; и – погребенная почва.

Fig. 2. Plan and section of the remains of strucutres in the settlement of Kizkala

К раннему периоду относятся, в основном, монохромно расписанные и нерасписные керамические изделия, обожженные в красном цвете (серо- и черноглиняная посуда выявлены в небольшом количестве). К этому же периоду относятся также остатки двух погребений, совершенных в простых грунтовых ямах, овальных в плане. Одно из них было безынвентарным, другое, кроме остатков плохо сохранившегося человеческого скелета, содержало три монохромных расписных сосуда. На территории Нахчывана подобные погребения на поселениях до сих пор не встречались.

Второй строительный горизонт выявлен на первом раскопочном участке (CC1). Здесь на глубине 1.2–2 м открыты остатки каменного фундамента трех помещений. Анализ угля, взятого в основании фундамента, показал дату 1941–1745 гг. до н.э., в то время как анализ угля из верхних слоев этих помещений – 1492–1302 гг. до н.э. (таблица), что подтверждает длительность использования построек. Размеры одной из комнат 5 × 4 м. Часть второго помещения осталась вне раскопочного участка, размеры его 4 × 2.5 м. (рис. 2, 2). У входа в это помещение расположена хозяйственная яма диаметром 1.2, глубиной 2 м. Большая часть третьего помещения осталась вне пределов раскопа. Таким образом, раскопки показали, что начиная с ранней стадии эпохи средней бронзы существовали примыкающие друг к другу прямоугольные помещения (Baxşəliyev et al., 2017. S. 570). Ко второму строительному периоду относятся монохромные и полихромные расписные керамические изделия.

Третий строительный горизонт зафиксирован с глубины 1.2 м. К нему относятся остатки оборонительной стены, сложенной из больших грубо отесанных камней. Хронологически речь идет о переходном периоде от средней бронзы к раннему железу (рис. 2, 3, 4). Анализ угля, взятого из фундамента этой стены, показал 1447–1298 гг. до н.э. (Baxşəliyev et al., 2017. S. 569).

Керамические изделия. Керамические изделия, выявленные в поселении Кызкала, обожжены в красном и сером цветах. Красноглиняные керамические изделия составляют большинство, а сероглиняные представлены единичными экземплярами. Определенная группа красноглиняных изделий окрашена красной краской, а другая расписана черным цветом по красному фону. Имеются также полихромные расписные керамические изделия. Монохромная расписная керамика в основном орнаментирована геометрическими мотивами (рис. 3, 1–8). Монохромная расписная керамика – характерная особенность культур эпохи средней бронзы Южного Кавказа, Восточной Анатолии и Северо-Западного Ирана. На Южном Кавказе (Джапаридзе, 1964; Жоржикашвили, Гогодзе, 1974) и в Восточной Анатолии (Çilingiroğlu, 1990a; 1990б) монохромная расписная керамика в основном выявлена в погребениях. Однако в Игдырском районе Восточной Анатолии в поселении Ерахчы выявлены многочисленные образцы монохромной расписной керамики (Yardımçıel, 2018. S. 128). В памятниках Нахчывана и бассейна оз. Урмия монохромная расписная керамика выявлена в поселениях, имеющих четкую стратиграфию, что позволяет определить различные этапы развития и обосновать датировку подобной керамики (Belli, Bahşaliyev, 2001. S. 58–60; Özfırat, 2001. S. 111–114).

Рис. 3.

Керамические изделия из поселения Кызкала: 1–8 – из второго строительного горизонта; 9–10 – из шестого шурфа (QQ6); 11–14 – из третьего строительного горизонта.

Fig. 3. Ceramic objects from the settlement of Kizkala

Полихромную расписную керамику по мотивам орнаментации можно разделить на две группы. Керамические изделия первой группы по белому или же желтому фону расписаны геометрическими мотивами черного и красного цветов (рис. 3, 9, 10). Орнаменты представлены треугольниками и сетчатыми ромбами. Полихромная керамика с геометрическим орнаментом известна в Восточной Анатолии (Özfırat, 2001. S. 1–125), Нахчыване (Belli, Bahşaliyev, 2001. S. 13–50) и бассейне оз. Урмия (Brown, 1951. P. 69–91; Edwards, Burney, 1983; Edwards, 1986). Керамические изделия второй группы по белому или же желтому фону расписаны зооморфными мотивами черного и красного цветов (рис. 3, 11–14). Среди них особенно привлекают внимание экземпляры с изображением льва (рис. 3, 11, 12). Аналогичные изображения пока нам известны только среди расписной керамики Хафтавантепе (Edwards, Burney, 1983. P. 289. Fig. 138, 2). Полихромные расписные керамические изделия с изображениями животных в Восточной Анатолии хорошо известны из поселения Сарывели (Özfırat, 2001. Res. 40; Özfırat, 2000. S. 360) Карагюндюз (Özfırat, 2008. Fig. 11, 3), курганов Йайгынюрт (Özfırat, 2013. S. 294; Yardımçıel, Gizlenci, 2017а; 2017б. S. 61), погребений Хаккари (Özfırat, 2002), а также среди музейных коллекций Ван, Казиантеп и Эрзурум (Özfırat, 2001. Res. 41, 50, Levha 85). В памятниках Нахчывана подобная керамика известна из Кюльтепе I (Абибуллаев, 1982. Табл. XXVII, 4), Кюльтепе II (Aliyev, 1979. S. 38, şekil 15) и Шахтахты (Абибуллаев, 1961). Следует сказать, что ареал распространения полихромных расписных керамических изделий более узкий, чем монохромных. На Южном Кавказе в Грузии полихромная расписная керамика не встречена. В Азербайджане подобная керамика выявлена только в памятниках Нахчывана, а в Армении представлена единичными экземплярами (Мартиросян, 1964. С. 54, 55; Кушнапева 1993). В бассейне оз. Урмия и Восточной Анатолии встречаются разнообразные формы подобной керамики.

Земледелие и скотоводство. Основными занятиями поселенцев Кызкала были земледелие и скотоводство. Это обусловлено географическим расположением поселения. Среди земледельческих продуктов первое место занимало просо (Poaceae/Gramineae), на втором месте были пшеница (Triticum durum) и ячмень (Hordeum vulgare L.). Исследования показывают, что скороспелое просо, выращивание которого было выгодно для сухого климата, производилось на месте. А определенная часть пшеницы и ячменя привозилась от соседних племен. В скотоводстве основное место занимало разведение мелкого и крупного рогатого скота. Анализ остеологической коллекции показывает, что 63% их принадлежат крупному рогатому скоту, а 31% – мелкому. Среди собранных образцов выявлены также кости оленя (Cervidae) и газели (Gazella), что позволяет предположить существование охоты, которая в хозяйстве занимала второстепенное место. В погребениях также часто встречаются кости животных, особенно мелкого рогатого скота.

Изотопный анализ зубов человеческих скелетов подтверждает, что поселенцы Кызкала в основном вели оседлый образ жизни, однако они также занимались полукочевым скотоводством (Nugent, 2017. P. 139–221).

Погребальный обряд. Некрополь, примыкающий к поселению и крепости, занимает большую площадь (рис. 1). Исследования показывают, что погребальные комплексы разновременны. Все погребения обведены одним, а иногда двумя рядами каменных кругов-кромлехов (рис. 4), иногда перекрытых небольшими насыпями; последние обозначены как курганы. По-видимому, символические ограждения – кромлехи предназначались для предотвращения разграбления погребений.

Рис. 4.

План и разрез погребений. Условные обозначения: а – каменная кладка, б – заполнение и насыпь (камень и почва), в – почва.

Fig. 4. Plan and section of the burials

В 2014–2016 гг. было раскопано 13 погребений. Могильные ямы имеют прямоугольную со скругленными углами форму. Длина ям – 2–3 м, а ширина – 1.8–2 м. Погребения содержали один, два, иногда три скелета (рис. 5, 6). На костях одного из скелетов зарегистрированы удары, нанесенные острым оружием, а на другом – следы огня (рис. 5, 2). Это может говорить о том, что жившие здесь люди подвергались нападениям. В погребениях наряду с человеческими останками выявлены также скелеты животных – особей мелкого и крупного рогатого скота, а также собаки (очень плохой сохранности). Таким образом, захоронены только домашние животные. После совершения захоронения могильные ямы заполнялись большими камнями и землей.

Рис. 5.

Погребения CR3 (1) и CR4 (2) (чертежи Cелин Нугент).

Fig. 5. Вurials CR3 (1) and CR4 (2) (drawings by Selin Nugent)

Рис. 6.

Погребения CR2 (1), CR7 (2), CR8 (3) (чертежи Cелин Нугент).

Fig. 6. Вurials CR2 (1), CR7 (2), CR8 (3) (drawings by Selin Nugent)

Погребальный инвентарь. Погребальный инвентарь курганов в основном представлен монохромными расписными сосудами, изделиями из бронзы и обсидиана. Кроме того, обнаружены многочисленные бусы из различных материалов. Расписные сосуды составляют основную категорию инвентаря (рис. 7, 1–8). Сосуды, найденные в курганах, очень разнообразны как по форме, так и по орнаментальным мотивам. Поверхность сосудов расписана по красному фону черной краской. Результаты анализа угля, взятого из погребений, а также из поселения, показывают, что монохромные расписные сосуды изготовлялись во всех трех периодах (таблица). Аналоги сосудов из погребений Кызкала известны также из других памятников Нахчывана. Миски, украшенные концентрическими полукругами по краю венчика, характерны для раннего этапа культуры, они известны из некрополей Карачуг, Чалханкале, Шахтахты и Нахаджира в Нахчыване (Belli, Bahşaliyev, 2001. Çizim 9). Кувшины из погребений некрополя Кызкала украшены геометрическими орнаментами. Эти сосуды по формы и декору полностью совпадают с посудой поселений и погребальных памятников Нахчывана эпохи средней бронзы: подобная посуда известна из поселения Кюльтепе II, некрополей Яйджи и Чалханкала (Belli, Bahşaliyev, 2001. Çizim 1-13). В Восточной Анатолии они встречаются в районах Карс, Ани и Игдыр (Özfırat, 2001. Levha 35, 1, 2; 54, 1). Аналогии сосудам из курганов Кызкала происходят также из других памятников Восточной Анатолии (Özfırat, 2001. Res. 20–23), Грузии (Джапаридзе, 1964; Кушнарева, 1993. С. 108, 109) и Армении (Кушнарева, 1993. С. 122. Рис. 42, 14–17; 47, 1). По-видимому, подобные украшения отражали эстетические вкусы и мифологические представления древних поселенцев. В украшении одного из сосудов встречено изображение свастики (Рис. 7, 8), которая изображала солнце (Müseibov, 1992). Следует отметить, что о семантике декора расписных сосудов высказаны весьма различные мнения (Абибуллаев, 1982. C. 252).

Рис. 7.

Инвентарь погребений: 1 – погребение СС5-11; 2, 3, 6, 18 – погребение СR7; 4, 7, 9–17, 20–24 – погребение СR8; 5, 8 – погребение СR13; 19, 25, 26 – погребение СR4.

Fig. 7. The grave goods

В состав погребального инвентаря подкурганных погребений CR6, CR7, CR833 входят наконечники стрел из обсидиана (рис. 7, 16, 17). Подобные наконечники стрел, имеющие треугольную форму и выемки в основании, хорошо известны из некрополя Кызылбурун (Aliyev, 1977. S. 158. Tabl. 18, 9–11). Они использовались на разных этапах эпохи средней бронзы (Baxşəliyev, 2002. S. 112). Из погребений CR7, CR8 и CR4 происходят также бронзовые наконечники копий (рис. 7, 18, 28). В четвертом (CR4) погребении обнаружен единственный экземпляр бронзового кинжала (рис. 7, 26). Однако бронзовое оружие очень малочисленно, в то время как обсидиановые наконечники стрел представлены в большом количестве. Из погребения CR4 происходит также медный котел с двумя ручками, изготовленный из медных пластин с помощью многочисленных заклепок (рис. 7, 19).

Часть погребального инвентаря составляют украшения. Среди них имеются бусины, изготовленные из раковин морских моллюсков (рис. 7, 12–15), различных минералов (рис. 7, 9–11) и меди; представлены также бронзовые булавки с пирамидальной головкой, найденные в погребении CR8 (рис. 7, 20–24). Эти булавки, известные также из курганов Чалханкала, характерны для раннего этапа эпохи средней бронзы, и в последующих этапах они не встречены, поэтому эти предметы имеют значение для датировки погребений. Металлографический анализ металлических изделий из погребений Кызкала пока не проведен. Однако анализ булавок из курганов Чалханкала показал, что они изготовлены из медно-мышьякового сплава, что характерно для раннего этапа эпохи средней бронзы (Бахшалиев, 2005. С. 44–56). Эта хронологическая позиция подтверждается также анализом угля, взятого из курганного погребения CR8, который показал 1921–1749 гг. до н.э. (таблица).

Периодизация расписной керамики. По поводу периодизации расписной керамики эпохи средней бронзы в археологической литературе были высказаны различные мнения. Здесь нам хочется только затронуть и уточнить некоторые вопросы. Во-первых, следует отметить, что на Южном Кавказе на территории Азербайджана, Грузии и Армении расписная керамика выявлена только на раннем этапе эпохи средней бронзы и представлена монохромной расписной керамикой. Однако в Восточной Анатолии, бассейне оз. Урмия и в Нахчыване подобная посуда бытовала на всем протяжении эпохи средней бронзы, с конца III до конца II тыс. до н.э. (Bahşaliyev, 1997. S. 29–34). На поселении Кюльтепе II были выявлены остатки гончарного горна; это подтверждает, что расписная керамика производилась на месте (Алиев, 1991. С. 33, 34). Некоторые исследователи высказали предположение, что эта расписная керамика появилась в начале II тыс. до н.э. (Aliyev, 1977. S. 113–124). Однако Т.Б. Браун датировал слой D поселения Геой Тепе, в котором найдена монохромная расписная керамика, 2400–2000 гг. до н.э. (Brown, 1951. P. 164), а М.Р. Эдвардс для слоя VIC поселения Хафтавантепе предложил интервал 2200–2000 гг. до н.э. (Edwards, 1981. Р. 102). С другой стороны, многочисленные анализы угля из поселения Сос Гуюк (Sos Höyük) показали, что эпоха средней бронзы началась в 2200–2000 гг. до н.э. (Sagona, Erkmen, Sagona, 1999. Р. 31–64). На поселении Кордлартепе культурный слой эпохи средней бронзы датирован 2300–1300 гг. до н.э. (Kromer, Lippert, 1976. Р. 82; Lippert, 1979). Анализ угля, взятого из горизонта эпохи средней бронзы поселения Кюльтепе II, показал 2400 г. до н.э. (Bakhshaliyev, Ristvet, Ashurov, 2009). Как уже сказано выше, анализ угля, взятого из нижнего слоя эпохи средней бронзы поселения Кызкала, показал 2136–1777 гг. до н.э., а для третьего погребения CR3 имеется дата 2284–2037 гг. до н.э. (таблица). Таким образом, можно сказать, что культура среднебронзовой расписной керамики появилась во второй половине III тыс. до н.э.

В погребальных памятниках полихромная расписная керамика не встречена вместе с монохромной расписной посудой. Поэтому вопрос о времени появления первой также привлекает внимание. В этом отношении имеют значение материалы поселений бассейна оз. Урмия и Нахчывана, которые имеют четкую стратиграфию. На территории Нахчывана (Belli, Bahşaliyev, 2001. S. 103–108), бассейна оз. Урмия и Восточной Анатолии (Özfırat, 2001. S. 17–116) подобная керамика широко распространена. Исследование поселения Кызкала показывает, что полихромная расписная керамика, украшенная геометрическими мотивами, появилась раньше, чем керамика с зооморфными изображениями. В поселении Кызкала подобная керамика выявлена в шестом шурфе (QQ6). Одно из этих керамических изделий аналогично образцам, выявленным в курганах Тазакента. Тазакентские образцы датированы 2000–1900 гг. до н.э. (Мартиросян, 1964. С. 54–55). Т.Б. Браун датировал слой С поселения Геой Тепе, в котором находилась полихромная расписная керамика, 2000–1700 гг. до н.э (Brown, 1951. Р. 82–91). М.Р. Эдвардс слой VIB поселения Хафтавантепе, в котором найдена полихромная керамика, датировал 1900–1550 гг. до н.э. (Edwards, 1981. Р. 102). Анализ одного из образцов угля из шурфа QQ6 поселения Кызкала, где была найдена полихромная керамика тазакендского типа, показал 1616–1502 гг. до н.э., а другого – 1621–1511 гг. до н.э. На поселении Кюльтепе II слой с полихромной керамикой датирован 1800 г. до н.э. (Aлиев, 1991. С. 31). В. Алиев предположил, что подобная керамика появилась не позднее 1700 г. до н.э. (Aliyev, 1977. S. 121). Анализ угля из кургана Гасансу, в котором находилась посуда тазакентского типа, дал дату 1750 г. до н.э. (Müseyibli, Ağalarzadə, 2013. S. 91). Одно из погребений Динка Тепе, в инвентаре которого была полихромная керамика, имеет радиоуглеродную дату 1752–1674 гг. до н.э., а другое – 1637–1517 гг. до н.э. (Rubinson, 1994. Р. 200). На основе этих фактов можно сказать, что полихромная расписная керамика с геометрическим орнаментом появилась около 1800–1700 гг. до н.э.

Вторая группа полихромной расписной керамики поселения Кызкала украшена зооморфными орнаментами, часто – изображениями льва и газели (рис. 7, 11–14). Подобная керамика на территории Нахчывана известна в поселениях Кюльтепе I, Кюльтепе II и некрополе Шахтахты. О времени появления этой посуды высказаны различные мнения. O. Абибуллаев предположил, что подобная керамика появилась позже керамики, украшенной геометрическим орнаментом. Он датировал расписную керамику из Шахтахтинского погребения 1200–1100 гг. до н.э. (Абибуллаев, 1961. С. 36). В. Алиев подобную посуду датировал 1500–1400 гг. до н.э. (Aliyev, 1977. S. 122), основываясь на датировке цилиндрических печатей, найденных в комплексах погребений. На поселении Кызкала подобная керамика выявлена в третьем горизонте, который имеет дату 1500–1298 гг. до н.э. Поэтому можно считать, что полихромная керамика с зооморфным орнаментом появилась в середине – второй половине II тыс. до н.э.

Исследование поселения Кызкала и прилегающего к нему некрополя показывает, что Нахчыван являлся одним из основных центров культуры расписной керамики эпохи средней бронзы (рис. 8). В поселении Кызкала мощность слоев этой культуры составляет 3–4 м, что очень редко встречается на памятниках Южного Кавказа. Поселение Кызкала является пятым поселением в Нахчыване, которое содержит многослойные напластования обсуждаемой культуры, после Кюльтепе I (Абибуллаев, 1982. С. 202), Кюль-тепе II (Алиев, 1991. С. 23), Шахтахты (Агаев) и Кызылбуруна (Абибуллаев, 1982. С. 145–179).

Рис. 8.

Ареал распространения культуры расписной керамики. Условные обозначения: а – поселения, б – погребения и могильники, в – основной ареал культуры, г – периферия культуры.

Fig. 8. Area of the distribution of painted pottery

Синхронные укрепленные поселения, такие как Безекли (Baxşəliyev, 2008. S. 227), Казанчыкала (Baxşəliyev, 2008. S. 151; Belli, Bahşaliyev, 2001. S. 29–30), Гурддаг (Бахшалиев, Багиров, 2012), Гейнюккале (Baxşəliyev, 2008. S. 192) и другие, расположены в горах. Очевидно, жители Нахчывани в эпоху средней бронзы подвергались нападениям и нуждались в обороне, что подтверждается также присутствием оборонительных стен на поселениях Кюльтепе II и Кызкала, расположенных в долинах рек. Следы огня на скелетах и наличие оружия в погребениях некрополя, как и присутствие крепости на вершине горы в Кызкала, несомненно, говорят о военных столкновениях. Возможно, это было связано с иноземными набегами и социальными противоречиями.

Находки из поселения Кызкала и его некрополя показывают, что население здесь вело оседлый и полукочевой образ жизни, занимаясь земледелием и скотоводством. Изотопный анализ зубов погребенных показал, что люди, жившие в поселении Кызкала, продвигались по долине реки Арпачай на летние пастбища, а осенью возвращались назад (Nugent, 2017. P. 139–221; Baxşəliyev et al., 2017).

Вероятно, культура расписной керамики эпохи бронзы первоначально распространилась на различные районы Южного Кавказа, а впоследствии утвердилась в Нахчыване, в бассейне оз. Урмия и в Восточной Анатолии. Поселения со стратифицированными слоями выявлены только в бассейне оз. Урмия и Нахчыване. Можно предположить, что население в этих регионах вело оседлый и полукочевой образ жизни, а в Восточной Анатолии – кочевой, но в культурном отношении входили в единую общность.

Список литературы

  1. Абибуллаев О.А. Материалы Шахтахтинского погребения // Известия Академии наук Азербайджанской ССР. Серия истории, философии и права. 1961. № 5. С. 27–36.

  2. Абибуллаев O.A. Энеолит и бронза на территории Нахичеванский АССР. Баку: Элм, 1982. 316 с.

  3. Алиев В.Г. Культура эпохи средней бронзы Азербайджана. Баку: Элм, 1991. 256 с.

  4. Бахшалиев В. Древняя металлургия и металлообработка на территории Нахичевани. Баку: Элм, 2005. 120 с.

  5. Бахшалиев В., Бaгирoв Р. Гурддаг – новое поселение крепостного типа // Российская археология. 2012. № 2. С. 215–217.

  6. Джапаридзе О.М. Археологические раскопки в Триалети в 1959–1962 гг. // Советская археология. 1964. № 2. С. 102–121.

  7. Жоржикашвили Г.Л., Гогодзе Е.М. Памятники Триалети эпохи ранней и средней бронзы. Тбилиси: Мецниереба, 1974. 125 с.

  8. Кушнарева К.Х. Южный Кавказ в IX–II тысячелетиях до н.э. СПб.: Петербургское востоковедение, 1993. 312 с.

  9. Мартиросян А.А. Армения в эпохи бронзы и раннего железа. Ереван: Изд-во Акад. наук Армянской ССР, 1964. 314 с.

  10. Aliyev V. Azərbaycanda Tunc dövrünün boyalı qablar mədəniyyəti. Bakı: Elm, 1977. 140 s.

  11. Aliyev V. Qədim Naxçıvan. Bakı: Elm, 1979. 58 s.

  12. Bahşaliyev V. Archaeology of Nakhchivan. Istanbul: Arkeoloji ve Sanat, 1997. 128 s.

  13. Baxşəliyev V. Naxçıvanın Dəmir dövrü abidələri. Bakı: Elm, 2002. 128 s.

  14. Baxşəliyev V. Naxçıvanın arxeoloji abidələri. Bakı: Elm, 2008. 302 s.

  15. Bakhshaliyev V., Ristvet L., Ashurov S. The Chronology Kura-Arakses Sites: 2006 Excavations at Kultepe II and Maxta I // Azerbaijan-Land between East and West. Transfer of knowledge and technology during the “First Globalization” of the VIIth–IVth millennium B.C. Baku: German Embassy, 2009. P. 82–87.

  16. Baxşəliyev V., Hammer E., Ristvet L., Gopnik H., Aşurov S. Oğlanqala və Qızqala ətrafında arxeoloji araşdırmalar // Azərbaycanda arxeoloji tədqiqatlar 2013–2014. Bakı: Xəzər Universiteti, 2015. P. 394–398.

  17. Baxşəliyev V., Ristvet L., Gopnik H., Swerida J., Nugent S. Qızqalası yaşayiş yerində 2015–2016-ci illərdə aparılan arxeoloji araşdırmalar // Azərbaycanda arxeoloji tədqiqatlar. Bakı: Nafta-Press, 2017. P. 568–583.

  18. Brown T.B. Excavation in Azerbaijan 1948. London: John Murray, 1951. 180 p.

  19. Belli O., Bahşaliyev V. Middle and Late Bronze Age Painted Pottery culture of the Nakhchıvan Region. Istanbul: Arkeoloji ve Sanat, 2001. 120 s.

  20. Çilingiroğlu A. Van ve Urmiye bölgeleri arasındaki kültürel ilişkinin Van-Urmiye boyalıları işığında değerlendirilmesi // Türk Tarih kongresi. Ankara: Türk Tarih Kurumu Basımevi, 1990a. S. 169–173.

  21. Çilingiroğlu A. Gaziantep Muzesindeki Van Urmiye boyalıları // Arkeoloji ve Sanat tarihi Dergisi. Ege Universitesi. 1990б. № 5. S. 25–44.

  22. Çilingiroğlu A. Van Gölü Havzasında Üretilen M.Ö. İkinci Binyıl Çanak Çömlek Geleneği // Arkeoloji Dergisi. 1994. № II. S. 1–31.

  23. Edwards M.R. Pottery of Haftavan VIB (Urmia Ware) // Iran. 1981. XIX. P. 101–140.

  24. Edwards M.R. Urmia Ware and in its distrubition in North Western Iran. Iran aнд иtcdistribution in North Western İran in the Second Millenium BC // Iran. 1986. XXIV. P. 57–77.

  25. Edwards M.R., Burney C.A. Excavation in Azerbaijan. Haftavan VI Period. Oxford: Brititish archaeological reports, 1983. 396 p.

  26. Kromer K., Lıppert A. Die österreichischen Ausgrabungen am Kordlar-Tepe in Aserbaidschan // Mitteilungen der Anthropologischen Gesellschaft in Wien. 1976. 106. S. 65–82.

  27. Lippert A. Die österreichischen Ausgrabungen am Kordlar-Tepe in Persisch-Westaserbeidschan, 1971–1978 // Archäologische Mitteilungen aus Iran. 1979. XII. S. 103–154.

  28. Müseyibov N. Xaç işarələrinin semantikasına dair // Azərbaycanda arxeologiya və etnoqrafiya elmlərinin son nəticələrinə həsr olunmuş elmi konfransın materialları. Bakı: Elm, 1992. S. 19–21.

  29. Müseyibli N., Ağalarzadə A. Həsənsu kurqanı. Bakı: Nafta-Press, 2013. 92 s.

  30. Nugent S. Pastoral Mobility and the Formation of Complex Settlement in the Middle Bronze Age Şərur Valley, Azerbaijan. Dissertation Presented in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy in the Graduate School of The Ohio State University. Ohio, 2017. 380 p.

  31. Özfırat A. Doğu Anadolu’da M.Ö. II. Binyıl Kültürlerinin Araştırılması // Türkiye Arkeolojisi ve İstanbul Universitesi (1932–1999). Ankara: İstanbul Universitesi, 2000. S. 359–362.

  32. Özfırat A. Doğu Anadolu Yayla Kültürleri (M.Ö. II. Binyıl). İstanbul: Arkeoloji ve Sanat yayınları, 2001. 224 s.

  33. Özfırat A. Van-Urmia painted pottery from Hakkari // Archäologische Mitteilungen aus Iran und Turan. 2002. 34. P. 210–228.

  34. Özfırat A. The Highland Plateau of Eastern Anatolia in the Second Millennium BCE: Middle/Late Bronze Ages // Ancient Near East Studies. 2008. 27. P. 101–122.

  35. Öfırat A. Van, Ağrı, Iğdır İlleri Yüzey Araştırması, 2011 // 30 Araştırma Sonuçları Toplantısı (Çorum 28 mayıs-01 haziran). Ankara: T.C. Kültür ve Turizm Bakanlığı, 2013. S. 293–302.

  36. Rubinson K. Eastern Anatolia Before the İron Age // Anatolian İron Age. 3. Ankara: British Institute at Ankara, 1994. P. 199–203.

  37. Sagona A., Erkmen M., Sagona C. Excavations at Sos Höyük, 1997. Fourth Preliminary Report // Anatolica. 1999. XXIV. P. 31–64.

  38. Seyidov A. Naxçıvan e. ə. VII–II minilliklərdə. Bakı: Elm, 2003. 334 s.

  39. Yardımçıel A. Iğdır’da Bir Orta Tunç Çağı Kompleksi Aşağı Erhacı Yerleşimi ve Kalesi // Seleucia. 2018. 7. S. 123–137.

  40. Yardımçıel A., Gizlenci E. Orta Aras Havzası’nda Bir Orta Tunc Cağı Kalesi: Calıguney // Seleucia. 2017a. 7. S. 397–409.

  41. Yardımçıel A., Gizlenci E. Arkeolojik Yüzey Araştırmaları ışığınd Ağrı-Doğubayazıt Bölgesinin Orta Tunç Çağı Kültürü // IV Uluslararası Ağrı Dağı ve Nuh’un Gemisi Sempozyumu, 2017б. İstanbul, 2017б. S. 58–63.

Дополнительные материалы отсутствуют.