Российская археология, 2022, № 1, стр. 166-173

Из истории науки: Смоленская экспедиция в работах Т.А. Пушкиной

Е. В. Каменецкая 1*, В. Я. Петрухин 1**

1 Институт славяноведения РАН
Москва, Россия

* E-mail: el-kamenetskaya@yandex.ru
** E-mail: vladimir.petrukhin@gmail.com

Поступила в редакцию 17.05.2021
После доработки 27.05.2021
Принята к публикации 01.06.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Статья посвящена вкладу Тамары Анатольевны Пушкиной в изучение истории и археологии Смоленска и Гнёздова, в развитие методов (в том числе основанных на новых технологиях) археологического исследования курганов и поселений; ее участию в дискуссии о становлении русского города, о самостоятельном существовании двух крупнейших памятников славяно-русской археологии. Научная деятельность Т.А. Пушкиной развивалась в процессе продолжающейся полемики о роли варягов и иных этнических групп в истории Древней Руси, в том числе о значении пути “из варяг в греки”, а также об этапах ее урбанизации, о функциях раннегородских и “племенных” центров. Подход Т.А. Пушкиной представляется актуальным в связи с продолжающимися интенсивными раскопками Смоленска и Гнёздова и нарастающей дискуссией об их соотношении и функциях.

Ключевые слова: Смоленск, Гнёздово, путь “из варяг в греки”, урбанизация в Древней Руси, методы археологических исследований.

Тамара Анатольевна Пушкина (16.04.1945–29.09.2020) была предана делу всей ее жизни – работе Смоленской экспедиции Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ); увлечение древностями привело ее в 1965 г. на кафедру археологии исторического факультета МГУ, где начинающими археологами занимался Д.А. Авдусин. Занятия с Авдусиным предопределили и археологическую специализацию Т.А. Пушкиной, ее увлечение славяно-русской археологией, и отношение к студентам – она активно включилась в организацию работ Смоленской экспедиции, работу со студентами-практикантами. Она же стала в конце 1960-х годов инициатором создания Смоленского семинара на кафедре археологии. Все эти начинания Т.А. Пушкина продолжила, став сотрудником, затем доцентом кафедры археологии; она возглавила Смоленскую экспедицию и студенческую практику (после ухода ее учителя) в 1993 г.

В 1960-е годы раскопки велись в центре древнего Смоленска на ул. Соболева (под Соборной горой), но сотрудники не оставляли интереса к памятнику, с которого начиналась сама экспедиция в 1949 г. – Гнёздовскому поселению и курганам. В Гнёздово (недалеко от Смоленска) удавалось выбираться по выходным, где под руководством Т.А. Пушкиной успевали раскопать 1‒2 разрушавшиеся небольших кургана. Гнёздовский археологический комплекс – крупнейший раннесредневековый некрополь (4 тыс. курганов) и поселение (Центральное городище и обширное селище) на пути из варяг в греки, дающие массовый и во многом определяющий материал по эпохе становления Древнерусского государства, по проблемам формирования его населения и городской сети.

Археологическое изучение Гнёздова ведется более 140 лет, но дискуссии, связанные со всеми проблемами начальной Руси, включая степень участия варягов в этногенезе ее населения, не стихают. Ведущие советские археологи осознавали значимость Гнёздова, и в конце 1940-х годов А.В. Арциховский (занимавшийся тогда ставшим актуальным в науке “варяжским вопросом”) настоял на возобновлении систематических исследований Гнёздова. Он поручил создание экспедиции Д.А. Авдусину, который на Смоленском семинаре в 1960-е годы предлагал участникам темы по скандинавским древностям, уже далекие от официозных установок историографии середины века на минимизацию участия варягов в русской истории. Параллельно та же проблематика систематически разрабатывалась Славяно-варяжским семинаром под руководством Л.С. Клейна на кафедре археологии Ленинградского государственного университете. В 2000-е годы ученый попросил участников Смоленского семинара поделиться воспоминаниями для своей историографической книги (см. Петрухин, Пушкина, 2009б).

В 1967 г. И.И. Ляпушкин, занимавшийся ранее проблемами догосударственной культуры восточных славян, заинтересовался Гнёздовским поселением как памятником эпохи сложения государства и возобновил раскопки на поселении (начатые Д.А. Авдусиным) – раскоп был заложен на селище на правом берегу речки Свинец. По наблюдениям И.И. Ляпушкина, материалы селища, слой которого поврежден сельскохозяйственными работами, “близки по культуре славянским поселениям лесостепной полосы”, а возникновение этого поселения исследователь осторожно отнес к началу IX в., основываясь на “господстве лепной посуды” (Ляпушкин, 1969). Ученый замечал, что до открытия в Смоленске напластований Х в. не следует отвергать гипотезу дореволюционных исследователей (В.И. Сизов, А.А. Спицын) о Гнёздове как первоначальном Смоленске.

Эти работы подстегнули интерес Д.А. Авдусина к Гнёздовскому поселению, на котором он эпизодически проводил работы до 1960 г.; последующие раскопки в Смоленске, где были открыты два десятка строительных ярусов с городскими усадьбами, дающими обильный материал, представлялись более перспективными. Археологическая проблема, с которой столкнулись исследователи Смоленска, заставляла, однако, вернуться к традиционному (с начала XX в.) вопросу о соотношении Смоленска и Гнёздова, и шире – к общим проблемам урбанизации раннесредневековой Европы. Озадачивало исследователей то, что материал смоленских усадеб не дал датировок более ранних, чем середина XI в.; правда, Д.А. Авдусин обращал внимание на отдельные находки, которые можно было бы датировать Х в. (Авдусин, 1970), и предполагал, что слабые напластования начального города могли быть уничтожены регулярной застройкой.

Так или иначе, в 1970 г. решено было вернуться в Гнёздово и продолжить исследование селища, начатое в 1960 г. И.И. Ляпушкин уже ушел из жизни, и работу на его раскопе продолжили наши молодые ленинградские коллеги – В.А. Булкин, Е.Н. Носов. В.А. Назаренко, И.В. Дубов и другие участники семинара Л.С. Клейна. С тех пор контакты, дружба и полемика с “ленинградцами” стали непременными условиями работы “москвичей”. Т.А. Пушкина должна была сосредоточиться на раскопках Центрального городища, не отказываясь от излюбленных ею проблем исторического “вещеведения”; тема ее кандидатской диссертации, защищенной на кафедре археологии в 1974 г., звучала более широко: “Гнёздовское поселение в истории Смоленского Поднепровья (IX–XI вв.).

В 1972 г. экспедиция продолжала работы и в Смоленске, и в Гнёздове (Асташова, Пушкина, 1973). Центральное городище представляло собой еще большую стратиграфическую проблему, чем селище, ибо слой был нарушен позднейшим строительством, в том числе XVII в. (см. Пушкина, 2012), и железной дорогой.

Два обстоятельства стали очевидны для участников экспедиции, перебазировавшейся из Смоленска в Гнёздово: во-первых, гнёздовские курганы относились к той же культуре, что и поселение; во-вторых, эта раннесредневековая культура была иной, чем “усадебная” культура древнерусского города – Смоленска. Эти различия были продемонстрированы в монографии участников Смоленской экспедиции (Смоленск и Гнёздово…, 1991).

Вопрос о соотношении Гнёздова и Смоленска связан с упоминанием Смоленска (Милиниски) Константином Багрянородным в середине Х в. (см. Петрухин, 2018). Как уже сказано выше, напластования этого времени в самом Смоленске не были известны, что позволяет прямолинейно настаивать на первенстве Гнёздова как начального Смоленска. Раскопки поселения в Гнёздове, которые дали богатые материалы X в., определенно показали, что старая интерпретация гнёздовских курганов как погоста (кладбища) древнего Смоленска нерелевантна. Гипотеза, сформировавшаяся в дореволюционной историографии, о Гнёздове как историческом предшественнике Смоленска (древнейшем Смоленске) оставалась актуальной.

Активная жизнедеятельность на Гнёздовском поселении угасла в XI в., зато стал развиваться город на месте современного Смоленска; популярной стала “теория переноса города”: схожие по культуре поселения, прекратившие существование в начале XI в., “переносились” на новое место. Тогда же – с концом эпохи викингов – прекратили свое существование на пути из варяг в греки близкие Гнёздову по культуре скандинавские “вики” (Бирка и Хедебю). В концептуальной статье принимавший участие в раскопках Гнёздова (и Смоленска) В.А. Булкин и анализировавший материалы Бирки Г.С. Лебедев считали, что интернациональный по культуре центр в Гнёздове уступил место “племенному” городу – Смоленску (Булкин, Лебедев, 1974). Идеи “переноса” города последовательно придерживался И.В. Дубов, изучая Тимерево и видя его продолжение в Ярославле (Дубов, 1982. С. 63–66).

На Смоленском семинаре сложившаяся историографическая ситуация вызвала дебаты, обостренные в связи с раскопками Т.А. Пушкиной на Центральном городище, давшими яркие материалы Х в Д.А. Авдусин, критикуя “ленинградцев”, отстаивал свою позицию о развитии Смоленска на своем месте, хотя стратиграфические данные о его существовании в Х в. неизвестны (ранние слои на Соборной горе разрушены в процессе средневекового монументального строительства). Т.А. Пушкина осторожно настаивала на сосуществовании Гнёздова и Смоленска на рубеже X–XI вв. (Пушкина, 1974).

Один из участников этих дебатов (и один из авторов этой статьи), занимавшийся проблемой соотношения письменных известий и данных археологии о начале Руси, предположил, что расцвет Гнёздова и аналогичных памятников Восточной Европы в середине Х в. связан с летописными “реформами” Ольги – установлением сети безымянных поселений-погостов, призванных контролировать подвластные русским князьям территории. С утверждением прямой власти князей в “племенных” городах (“реформа” Владимира Святославича в конце Х в.) нужда в этих погостах отпала, и они запустели. Т.А. Пушкина поддержала интерпретацию В.Я. Петрухина, что выразилось в продолжении сотрудничества по этой теме.

Дебаты по данной проблеме продолжились и на заседаниях отдела славяно-русской археологии Института археологии АН СССР, и в секторе древнейших государств тогдашнего Института истории СССР, возглавляемом В.Т. Пашуто. В результате была подготовлена статья, заглавие которой (“К предыстории древнерусского города”) и публикация в ведущем журнале по отечественной истории были предложены В.Т. Пашуто (Петрухин, Пушкина, 1979).

С тех пор дискуссия о соотношении упомянутых древнерусских памятников в процессе урбанизации продолжается, как и проводимое в основном учениками Т.А. Пушкиной интенсивное исследование Гнёздовского комплекса. Его размеры и обилие археологического материала делают данный объект самым богатым на пути из варяг в греки, что провоцирует на исторические выводы о самостоятельном (независимом от Киева) статусе Гнёздова, во всяком случае, в региональном контексте Верхнего Поднепровья (ср. Пушкина и др., 2012). Естественно, именно Гнёздово ассоциировалось в этой гипотезе с Милиниски как начальным (и независимым от Киева!) Смоленском и т.д. При этом все источники (и летопись, и Константин Багрянородный) свидетельствуют о подчинении Верхнего Поднепровья – региона “кривичей” и главной коммуникации (пути из варяг в греки) – Русскому государству периода его становления, основные силы которого были сосредоточены в Киеве.

Ответом на вопрос о соотношении Гнёздова и Смоленска могло бы стать открытие в Смоленске культурного слоя X в., наличие которого предполагала Т.А. Пушкина. Увы, продолжить поиски решения этой проблемы ей уже не доведется… Между тем с началом работ в 2014 г. Смоленской экспедиции Института археологии РАН (рук. Н.А. Кренке) исследование этой проблемы обрело новые перспективы. Т.А. Пушкина хорошо знала характер культурных напластований города и его топографию. По свидетельству Н.А. Кренке, она помогала выбирать место будущих раскопок и даже приняла участие в расчистке найденных объектов.

Работами Н.А. Кренке в Смоленске, в том числе на склонах Соборной горы, обнаружены напластования, содержавшие керамику культуры длинных курганов. В Гнёздовском некрополе длинных курганов нет, вещи, относящиеся к этой культуре, единичны. Древность ранних напластований Смоленска подтверждена новыми датировками, углубляющими историю освоения территории Смоленска до VIII в., а формирование сети поселений, предшествующих и Смоленску, и Гнёздову – к эпохе Великого переселения народов (см. Кренке и др., 2021). Параллельно столь же древние датировки получены и для времени освоения Гнёздова (Мурашева и др., 2020), однако, сопоставление Гнёздова со Старой Ладогой до обнаружения синхронных с ней городских комплексов второй половины VIII в., равно как и удревнение функционирования пути из варяг в греки, представляется преждевременным.

Актуальными для истории Гнёздовского поселения остаются установки Д.А. Авдусина на отсутствие в Гнёздове определенных комплексов IX в. и датировка Т.А. Пушкиной ранних слоев Центрального городища второй четвертью Х в. (см. Пушкина, 2012). Скандинавских древностей ранее X в. в Гнёздове не находил и Т. Арне (Arne, 1914. P. 42). Интернациональная культура Гнёздова демонстрирует связь с этнокультурными процессами, характеризующими становление Руси – Древнерусского государства. Если принимать традиционную атрибуцию культуры длинных курганов кривичам, то Смоленск действительно оказывается летописным “городом кривичей”, с которых брали дань киевские князья (опирающиеся на погост в Гнёздове, ср. Петрухин, 2018).

Очевидные интернациональные связи Гнёздова делали необходимым учет его трансконтинентальных контактов, регулярное общение с коллегами, исследующими близкие по культуре памятники в Северной и Центральной Европе (в Моравии), на Балканах. Уже в постсоветский период возможным стало и посещение археологических памятников и музеев Скандинавии, регулярное обсуждение общих проблем с коллегами – А. Стальсберг (Норвегия) и особенно с И. Янссоном (Швеция), благодаря которому Т.А. Пушкиной и ее коллегам удалось добраться до Бирки и других важнейших памятников Скандинавии. Со шведским ученым обсуждалась и загадочная проблема отсутствия скандинавских древностей IX в. на древнерусских памятниках: он заметил, что данными по IX в. небогата и Скандинавия, что связано с эпохой становления новой культуры (началом эпохи викингов). Одним из результатов этих профессиональных контактов стали выставка и международная конференция “Путь из варяг в греки и из грек…”, организованная в 1996 г. в Государственном историческом музее при содействии посольств Греции и Швеции. Т.А. Пушкина была одним из авторов выставки и подготовила посвященную Гнёздову статью к каталогу (Пушкина, 1996).

Археологическая специфика исторических процессов была в центре внимания тщательных полевых и “вещеведческих” работ Т.А Пушкиной: скрупулезных зачисток при исследовании разрушенного культурного слоя требовал Д.А. Авдусин, Тамара Анатольевна довела процесс до совершенства. С тех пор во многих экспедициях эта методика получила название “гнёздовской”. Анализ “артефактов” как свидетельство сложных историко-культурных отношений в обширном пространстве, охватывающем Восточную, Центральную и Северную Европу, занимал Т.А. Пушкину с первой опубликованной работы, посвященной специфике бытования скандинавских женских украшений (неприменимых в славянском костюме – см. Пушкина, 1972). И. Янссон продолжил эти наблюдения и указал, что число скандинавских фибул в некрополях Гнёздова и Тимерева соответствует их числу в скандинавских некрополях, что позволяет предполагать скандинавскую этнокультурную доминанту на этих памятниках (Jansson, 1987).

С тех пор историческая специфика русско-скандинавских отношений стала постоянно развивающимся направлением в археологии Восточной и Северной Европы: наиболее ярким открытием стало обнаружение в Гнёздове камерных гробниц (Avdusin, Pushkina, 1988) и ранних свидетельств христианизации древнерусской элиты (до официального крещения Руси в 988 г. – см. Petrukhin, Pushkina, 1997). Последняя прижизненная работа Т.А. Пушкиной была посвящена проблематике, не менее значимой для ранней истории всей Северной Европы, – связям степного (хазарского) Востока со Скандинавией и Русью (она продолжила более раннюю работу – ср. Pushkina, 2007; Пушкина, 2020).

Объем и возможности полевых исследований в Гнёздове с каждым годом расширялись. В 1996–1997 гг. Смоленская археологическая экспедиция МГУ провела шурфовку поймы Днепра на левобережье р. Свинец и обнаружила культурный слой с древесными остатками и разнообразными артефактами, сблизившими этот памятник со Старой Ладогой. Эти раскопки успешно продолжают ученики и коллеги Т.А. Пушкиной, здесь работает экспедиция Исторического музея под руководством В.В. Мурашевой. Тамара Анатольевна стремилась к комплексному изучению Гнёздова. В 1995 г. в раскопках приняли участие специалисты факультета почвоведения МГУ и Института географии РАН. Исследования палеоландшафта, петрографо-минералогического характера культурного слоя поселения, палеоботанический анализ продолжаются (см. Мурашова и др., 2020).

Впервые один из учеников Т.А. Пушкиной начал использовать воздушное лазерное сканирование при изучении Гнёздова и вместе со своими коллегами получает интересные результаты (Новиков и др., 2015).

Т.А. Пушкина совершенствовала методику раскопок курганов, развернутых в Гнёздове Д.А. Авдусиным. При ее непосредственном участии в Гнёздове были открыты камерные гробницы с ингумациями. Тщательный подход к разборке камер позволил сохранить органику, в том числе восстановить женский костюм, пополнить материал для гнёздовских дендродат, зафиксировать оплавленные свечи и капли воска в погребении (Авдусин, Пушкина, 1989). Уникальные находки христианских символов и свечей позволил по-новому поставить проблему процессов христианизации Руси (до “официального” крещения при князе Владимире – см. Петрухин, Пушкина, 2009а).

Значительное внимание уделялось массовому материалу. Обожженные кости из курганов изучались остеологами по инициативе Д.А. Авдусина; Т.А. Пушкина привлекала зоологов к рассмотрению костей из раскопок поселения и публиковала результаты (Новиков и др., 2018). Аспирантка Пушкиной О.Л. Шарганова занялась морфологией и технологией керамики Гнёздова и сопредельных памятников, защитила кандидатскую диссертацию (Шарганова, 2011) и успешно продолжает эту работу.

В настоящее время чрезвычайно актуальной становится борьба за сохранение Гнёздовского археологического комплекса. Благодаря усилиям Т.А. Пушкиной был составлен и принят в 2007 г. первый план охранных зон Гнёздовского археологического комплекса.

Каждую находку Т.А. Пушкина умела сделать предметом отдельного изучения: в ее историографическом “багаже” – торговый инвентарь, клады и отдельные монеты, височные кольца, ножи, сельхозорудия, амулеты, стеклянные игральные шашки, изделия из кости и др. При этом для ряда предметов удалось выявить технологию обработки черного и цветного металла, сделать спектральный анализ. Ее исследования отдельных категорий вещей можно назвать эталонными для археологии, поскольку каждый артефакт рассматривался всесторонне и становился значимым в контексте развития не только Гнёздова, но и раннесредневековой Евразии. Эта привычка к максимальной точности порой мешала Тамаре Анатольевне делать смелые выводы и поспешные обобщения. Только после многолетних раскопок поселения стало возможным выделить его участки с определенной ремесленной специализацией (Пушкина и др., 2012. С. 251–255); в весьма осторожной форме было высказано и предположение, что необычное сооружение на Восточном селище имело культовое назначение (Авдусин и др., 1975. С. 49).

Тщательная вещеведческая работа позволила Тамаре Анатольевне проследить важнейшие процессы, происходившие в Гнёздове. Особое место заняли вопросы этноса, торговых связей, времени возникновения Гнёздовского комплекса. Интересные наблюдения сделаны по славянским и балтским элементам памятника, мерянским древностям, отмечены волжско-болгарские и хазарские артефакты. Византийские связи Гнёздова дополнены новыми открытиями. Скандинавские находки всегда оставалось в сфере внимания Т.А. Пушкиной, им посвящены статьи по разным типам фибул, граффити на восточных монетах, скандинавским амулетам. Славянской составляющей также уделено особое внимание в работе о славянском женском костюме эпохи раннего средневековья, основой которой стала уникальная находка в Гнёздове (Пушкина, 1990), опубликованы статьи о височных кольцах (Пушкина, 1987, 2015).

Заметное место в исследованиях Т.А. Пушкиной занимает нумизматика. Монетам и кладам Гнёздова посвящены многие ее статьи, программный характер носил доклад на международном симпозиуме по проблемам урбанизации в Париже в 1997 г. (Pushkina, 2000). Опираясь на труды отечественных нумизматов, Тамара Анатольевна аргументированно показала характер поступления восточных, византийских и западноевропейских монет в Гнёздово, особенности формирования денежно-вещевых кладов в данном регионе и их датировки. Попытка изменить датировки двух гнёздовских кладов на основании отдельных типов керамики без учета специфики гончарного производства северо-западного, западного и южного регионов Древней Руси (Горюнова, 2020) представляется неоправданной.

Уход Т.А. Пушкиной поставил немало проблем перед исследователями Гнёздова, Смоленского Поднепровья и Руси в целом: нуждаются в систематической публикации материалы, полученные при раскопках Центрального городища и селища. Прервана работа над последним шведско-российским проектом “Путь из варяг в греки” (куратор И. Янссон). Второй выпуск материалов Гнёздовского комплекса (Гнёздовский археологический комплекс…, 2021), готовившийся как юбилейный сборник в честь Т.А. Пушкиной, посвящен ее памяти.

Список литературы

  1. Авдусин Д.А. Смоленская экспедиция // Археологические открытия 1969 года. М.: Наука, 1970. С. 69.

  2. Авдусин Д.А., Пушкина Т.А., Каменецкая Е.В., Петру-хин В.Я. Раскопки в Гнёздове // Археологические открытия 1974 года. М.: Наука, 1975. С. 49–50.

  3. Авдусин Д.А., Пушкина Т.А. Три погребальных камеры из Гнёздова // История и культура древнерусского города / Отв. ред. Г.А. Федоров-Давыдов. М.: Изд-во Московского ун-та, 1989. С. 190–205.

  4. Асташова Н.И., Пушкина Т.А. Работы Смоленской экспедиции // Археологические открытия 1972 года. М.: Наука, 1973. С. 51.

  5. Булкин В.А., Лебедев Г.С. Гнездово и Бирка // Культура средневековой Руси. Посвящается 70-летию М.К. Каргера / Отв. ред. А.Н. Кирпичников, П.А. Раппопорт. Л.: Наука, 1974. С. 11–17.

  6. Гнёздовский археологический комплекс: материалы и исследования/ Вып. 2 / Отв. ред. С.Ю. Каинов. М.: Гос. ист. музей, 2021 (Труды Гос. ист. музея; вып. 215). 472 с.

  7. Горюнова В.М. Еще раз о датирующих возможностях раннегончарной керамики (Гнёздовские клады 1973 и 2001 гг.) // Археологические вести. Вып. 30. СПб., 2020. С. 154–162.

  8. Дубов И.В. Северо-Восточная Русь в эпоху раннего средневековья. Л.: Изд-во Ленинградского гос. ун-та, 1982. 250 с.

  9. Кренке Н.А., Казанский М.М., Лопатин Н.В., Ганичев К.А., Ершов И.Н., Ершова Е.Г., Модестов Ф.Э., Раева В.А. Городища Демидовка и Вязовеньки на Смоленщине: об иерархии, хронологии и культурной атрибуции // Российская археология. 2021. № 1. С. 102–121.

  10. Ляпушкин И.И. Исследования Гнездовского поселения // Археологические открытия 1968 года. М.: Наука, 1969. С. 66–67.

  11. Мурашева В.В., Панин А.В., Шевцов А.О., Малышева Н.Н., Зазовская Э.П., Зарецкая Н.Е. Время возникновения поселения Гнёздовского археологического комплекса по данным радиоуглеродного датирования // Российская археология. 2020. № 4. С. 70–86.

  12. Новиков В.В., Каинов С.Ю., Галеев Ф.С. Методика 3D‑реконструкции ландшафта и визуализации археологических объектов на примере Большого кургана из раскопок В.И. Сизова в Центральной группе Гнёздовского археологического комплекса // Новые материалы и методы археологического исследования / Отв. ред. В.Е. Родинкова. М.: ИА РАН, 2015. С. 187–189.

  13. Новиков В.В., Пушкина Т.А., Добровольская Е.В., Доброва О.П. Археологическое изучение северо-западной части Центрального поселения Гнёздовского комплекса археологических памятников // Гнёздовский археологический комплекс: Материалы и исследования. Вып. 1 / Отв. ред. С.Ю. Каинов. М.: Гос. ист. музей, 2018 (Труды Гос. ист. музея; вып. 210). С. 395–412.

  14. Петрухин В.Я., Пушкина Т.А. К предыстории древнерусского города // История СССР. 1979. № 4. С. 100–112.

  15. Петрухин В.Я., Пушкина Т.А. Новые данные о процессе христианизации Древнерусского государства // Archeologia abrahamica: исследования в области археологии и художественной традиции иудаизма, христианства и ислама / Отв. ред. Л.А. Беляев. М.: Индрик, 2009а. С. 157–168.

  16. Петрухин В.Я., Пушкина Т.А. Смоленский археологический семинар МГУ и норманнская проблема // Клейн Л.С. Спор о варягах: история противостояния и аргументы сторон. СПб.: Евразия, 2009б. С. 301–309.

  17. Петрухин В.Я. К истории давней дискуссии: Смоленск и Гнёздово // Гнёздовский археологический комплекс: Материалы и исследования. Вып. 1 / Отв. ред. С.Ю. Каинов. М.: Гос. ист. музей, 2018 (Труды Гос. ист. музея; вып. 210). С. 461–471.

  18. Пушкина Т.А. О проникновении некоторых украшений скандинавского происхождения на территорию Древней Руси // Вестник Московского университета. История. 1972. № 1. С. 92–94.

  19. Пушкина Т.А. О Гнёздовском поселении // Вестник Московского университета. История. 1974. № 1. С. 87–93.

  20. Пушкина Т.А. Височные кольца Гнёздовского комплекса // Труды V Международного конгресса славянской археологии. Т. III, вып. 16. Секция 5. М., 1987. С. 50–58.

  21. Пушкина Т.А. Славянский женский костюм эпохи раннего средневековья // VI Международный конгресс славянской археологии: тезисы докладов советской делегации. М., 1990. С. 183–184.

  22. Пушкина Т.А. Гнёздово – на пути из варяг в греки // Путь из варяг в греки и из грек…: каталог выставки. М.: Гос. ист. музей, 1996. С. 20–27.

  23. Пушкина Т.А. Центральное Гнёздовское городище (предварительные итоги изучения 2008–2012 гг.) // Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства: материалы Междунар. конф., посвящ. 110-летию со дня рождения Ивана Ивановича Ляпушкина (1902–1968) / Ред. О.А. Щеглова и др. СПб.: СОЛО, 2012. С. 206–208.

  24. Пушкина Т.А. Лучевые височные кольца Гнёздова // Города и веси средневековой Руси: археология, история, культура: к 60-летию Н.А. Макарова / Отв. ред. П.Г. Гайдуков. М.; Вологда: Древности Севера, 2015. С. 155–160.

  25. Пушкина Т.А. Несколько слов к вопросу о воздействии Востока на Скандинавию и Русь в раннем средневековье // Хазарский альманах. Т. 17. М.: Индрик, 2020. С. 228–242.

  26. Пушкина Т.А., Мурашева В.В., Ениосова Н.В. Гнёздовский археологический комплекс // Русь в IX–X вв. Археологическая панорама / Отв. ред. Н.А. Макаров. М.; Вологда: Древности Севера, 2012. С. 243–273.

  27. Смоленск и Гнёздово (к истории древнерусского города) / Под ред. Д.А. Авдусина. М.: Изд-во Московского ун-та, 1991. 264 с.

  28. Шарганова О.Л. Керамика Смоленского Поднепровья конца I – начала II тыс. н.э. (технология и морфология): дис. … канд. ист. наук. М., 2011. 408 с.

  29. Arne T. La Suéde et l’Orient. Uppsala: K.W. Appelbergs boktryckeri, 1914. 243 p.

  30. Avdusin D.A., Pushkina T.A. Three chamber-graves from Gniozdovo // Fornvännen. 1988. Vol. 83. P. 20–33.

  31. Jansson I. Communications between Scandinavia and Eastern Europe in the Viking Age // Untersuchungen zu Handel und Verkehr der vor – und frühgeschichtlichen Zeit in Mittel – und Nordeuropa. Teil IV. Der Handel der Karolinger – und Wikingerzeit. Gӧttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1987. S. 775–807.

  32. Petrukhin V.Ya., Pushkina T.A. Old Russia: The Earliest Stages of Christianization // Rom und Byzanz im Norden: Mission und Glaubenswechsel im Ostseeraum während des 8.–14. Jahrhunderts. Bd. II. Mainz: Akademie der Wissenschaften ud der Literatur; Stuttgart: Steiner, 1997. S. 247–258.

  33. Pushkina T. Les trouvailles monétaires de Gnezdovo: un marqueur des relations commerciales // Les centres proto-urbains russes entre Scandinavie, Byzance et Orient. Paris: P. Lethielleux, 2000. P. 215–224.

  34. Pushkina T. “Khazarian Souvenirs” // Cultural interaction between east and west: Archaeology, artefacts and human contacts in northern Europe. Stockholm: Stockholm University, 2007. P. 185–188.

Дополнительные материалы отсутствуют.