Микроэлектроника, 2019, T. 48, № 4, стр. 279-283

Влияние добавки N2 на скорость травления GaAs в плазме CF2Cl2

С. А. Пивоваренок *

Ивановский государственный химико-технологический университет НИИ Т и К Ивановского государственного химико-технологического университета
153000 Иваново, пр. Шереметевский, 7, Россия

* E-mail: sap@isuct.ru

Поступила в редакцию 04.10.2018
После доработки 04.10.2018
Принята к публикации 04.10.2018

Полный текст (PDF)

Аннотация

Проведено исследование кинетики травления GaAs в CF2Cl2 и CF2Cl2/N2. Показано, что вид зависимостей скорости травления от потока газа обусловлен энергией ионов, бомбардирующих обрабатываемую поверхность. Было показано, что при разбавлении рабочего газа 1/1 скорость травления образца уменьшилась приблизительно в 1.6 раза. Увеличение мощности (Wrf или Wbias) приводит к значительным изменениям в скорости травления GaAs.

Ключевые слова: плазма, травление, арсенид галлия, азот, параметры разряда

ВВЕДЕНИЕ

В технологии важно правильно подобрать плазмообразующую среду для травления того или иного материала. Необходимо, чтобы рабочий газ обеспечивал достаточную скорость, селективность и анизотропию процесса травления, а также образовывал с исследуемым материалом продукты травления, обладающие высокой летучестью. В технологии микроэлектроники для травления кремния и его соединений традиционно использовались фторсодержащие газы из семейства фреонов CxHyFz, которые удовлетворяют вышеописанным характеристикам.

Арсенид галлия имеет ряд преимуществ по сравнению с кремнием: высокие значения подвижности носителей заряда и их максимальная дрейфовая скорость, а также большая ширина запрещенной зоны, что позволяет расширить диапазон рабочих частот элементной базы, понизить напряжение питания интегральной схемы (ИС) и увеличить температуру эксплуатации [1, 2]. Однако скорость взаимодействия GaAs с атомами фтора очень мала вследствие образования на его поверхности продуктов травления, обладающих малой летучестью. Дихлордифторметан (CF2Cl2) является источником атомарного фтора и хлора, поэтому достаточно часто используется при реактивном ионном травлении широкого круга неорганических материалов, в частности, при плазменной обработке полупроводниковых материалов группы A3B5.

В технологии при проведении процессов сухого травления в качестве плазмообразующих сред широкое использование получили двух и более компонентные газовые смеси. Это связано с тем, что различные газовые добавки (инертные – Ar, He либо молекулярные – H2, O2) оказывают определенное влияние на протекание процесса травления. Например, инертная добавка к галогенсодержащим газам может привести к тому, что скорость травления материала может либо в разы увеличиваться, либо незначительно уменьшаться, так как происходит влияние на электрофизические параметры плазмы и кинетику плазмохимических процессов [3]. Добавка водорода способствует как разрушению пленки естественного оксида, так и полирующему травлению полупроводниковых материалов группы A3B5, а кислород подавляет полимеризацию ненасыщенных продуктов распада углеродсодержащих молекул на поверхности материала [4].

Целью данной работы являлось исследование влияния добавки азота на скорость травления арсенида галлия в условиях ВЧ-плазмы CF2Cl2.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для исследования плазмохимических процессов в условиях ВЧ-разряда использовалась установка “Платран-100ХТ”. Она предназначена для плазмохимического травления полупроводниковых материалов, а также металлических пленок, продукты реакции которых с плазмообразующими газовыми смесями на основе хлора и фтора образуют летучие соединения. Установка обеспечивает возможность обработки пластин диаметром до 100 мм, а также меньших размеров толщиной от 0.3 до 2 мм.

Откачка системы производилась механическим пластинчато-роторным (Leybold BCS, производительность 30 м3/ч) и турбомолекулярным (TMP 803 LMTC, производительность 800 л/с) насосами до предельного давления остаточных газов порядка 10–6 Торр. Контроль рабочего давления в реакторе осуществлялся емкостным датчиком (баратрон) с верхним пределом измерения 0.1 Торр. Измерение и контроль расхода плазмообразующего газа проводились при помощи расходомеров с верхним пределом 500 см3/мин. Система контроля температуры предусматривает возможность автоматической стабилизации температуры подложки за счет регулирования скорости потока охлаждающей жидкости.

В экспериментах вкладываемая в разряд мощность (Wrf) являлась величиной постоянной и составляла 950 Вт, мощность смещения Wbias = 0–300 Вт, расход плазмообразующего газа 20 см3/мин (~1.4 мТорр). Температура образцов поддерживалась постоянной и составляла 373 К. Время травления изменялось от 60 до 180 секунд с интервалом 30 секунд. Первая партия образцов обрабатывалась в отсутствии мощности смещения на подложкодержателе, вторая – при мощности смещении 150 Вт, третья – при максимальной мощности 300 Вт.

Образцы представляли собой фрагменты полированных пластин GaAs толщиной ~400 мкм с размерами 10 × 10 мм.

Скорость травления определялась гравиметрическим методом, путем взвешивания образцов до и после обработки в плазме на аналитических весах WA-34 с точностью ±5 × 10–5 г.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Плазма на основе CF2Cl2 сама по себе является многокомпонентной системой и поэтому, чтобы понять какой вклад вносит использование газовых добавок, следует проанализировать ее в чистом виде.

Сначала остановимся на анализе типов активных частиц плазмы CF2Cl2, способных участвовать в процессе химического взаимодействия с поверхностью GaAs. В экспериментах, проведенных ранее, было найдено, что молекулы CF2Cl2 химически не взаимодействуют с GaAs при отсутствии разряда, так как после обработки визуально отсутствует какое-либо изменение поверхности, а изменение массы образца после обработки находится на уровне погрешности весовых измерений. Это позволяет говорить либо об отсутствии реакции на поверхности, либо о крайне низкой скорости взаимодействия молекул CF2Cl2 с арсенидом галлия, а в качестве основных химически активных частиц рассматриваются атомы хлора [5].

В таблице 1 представлены зависимости скорости травления арсенида галлия в плазме CF2Cl2. Зависимости скорости травления образца от времени обработки имеют линейный характер, что свидетельствует о протекании процесса в стационарной области.

На рис. 1 представлена зависимость скорости травления GaAs от потока газа (CF2Cl2). Как видно из зависимости при отсутствии мощности смещения на подложкодержателе (Wbias = 0 Вт) скорость травления материала уменьшается с ростом потока газа. Можно предположить, что при таких условиях взаимодействие ионов с поверхностью выступает в качестве лимитирующей стадии при травлении образца, что, в свою очередь, согласуется с влиянием потока газа на плотность потока ионов на поверхность в условиях плазмы [6]. Однако при мощностях смещения 150 и 300 Вт скорость травления арсенида галлия увеличивается линейно с ростом потока газа, и лимитирующей стадией при травлении может выступать химическая реакция на чистой поверхности.

Рис. 1.

Зависимость скорости травления GaAs от потока газа (CF2Cl2) при Wrf = 950 Вт и T = 100°С: 1Wbias = 0 Вт; 2 – Wbias = 150 Вт; 3Wbias = 300 Вт.

На рис. 2 приведена зависимость скорости травления GaAs от мощности, вкладываемой в разряд. Как можно видеть, при варьировании мощности смещения от 0 до 300 Вт скорость травления материала линейно возрастает с ростом мощности, вкладываемой в плазму, что связано с ростом концентрации химически активных частиц (атомов хлора), так как с увеличением Wrf происходит рост концентрации электронов в объеме плазмы, и в результате степень диссоциации молекул плазмообразующего газа будет увеличиваться.

Рис. 2.

Зависимость скорости травления GaAs от мощности, вкладываемой в плазму, при p = 1.4 мТорр: 1Wbias = 0 Вт; 2Wbias = 150 Вт; 3Wbias = 300 Вт.

Теперь рассмотрим, что происходит при введении второго газа в систему. На рис. 3 представлена зависимость скорости травления образца от времени обработки в плазме CF2Cl2/N2 в соотношении 1/1. Данная зависимость так же линейна, как и в плазме CF2Cl2, что свидетельствует о протекании процесса в стационарной области. Как видно из зависимости, при травлении материала от 1 до 3 мин скорость травления образца увеличилась в 2.6 раза (от 0.5 × 1016 до 1.3 × 1016 см–2 с–1).

Рис. 3.

Зависимость скорости травления арсенида галлия в плазме CF2Cl2/N2 от времени обработки при p = 1.4 мТорр, Wrf = 950 Вт и T = 100°С: 1Wbias = 0 Вт; 2Wbias = 150 Вт; 3Wbias = 300 Вт.

Сравнивая среднее абсолютное значение скорости травления образца в данной системе со средним абсолютным значением скорости травления образца в плазме CF2Cl2 можно сказать, что данная величина уменьшилась в 1.6 раза. Однако при разбавлении рабочего газа азотом в соотношении 1/1 следовало бы ожидать, что скорость травления образца также изменится в два раза согласно эффекту концентрационного разбавления. При увеличении доли азота в системе будет происходить уменьшение концентрации основного газа, который является источником химически активных частиц (атомов хлора) в условиях плазмы, и скорость взаимодействия должна уменьшаться пропорционально разбавлению. Такое несоответствие, вероятно, связано с тем, что при введении второго газа происходит изменение электрофизических параметров плазмы. Вероятнее всего, происходит деформация функции распределения электронов по энергиям (ФРЭЭ) при разбавлении электроотрицательного газа электроположительным. Доля высокоэнергетичных электронов и средняя энергия электронов будут возрастать, что приведет к росту коэффициентов скоростей пороговых элементарных процессов вследствие снижения потерь энергии электронами на процессы возбуждения и ионизации частиц из-за малых величин сечений и высоких пороговых энергий процессов для молекул азота (εth = 15.6 эВ). За счет изменения электрофизических параметров разряда могут возрасти скорости диссоциации молекул основного газа прямым электронным ударом, что, в свою очередь, может привести к изменению скорости генерации основных химически активных частиц (атомов хлора) в объеме плазмы [7].

В обеих системах (CF2Cl2, CF2Cl2/N2) происходит значительное увеличение скорости травления материала при подаче мощности смещения на подложкодержатель. Например, при подаче мощности смещения на подложкодержатель 150 Вт в плазме CF2Cl2 средние абсолютные значения скоростей травления образца увеличиваются практически в 5 раз, а при 300 Вт – в 8 раз (см. табл. 1). При подаче мощности смещения 150 или 300 Вт на подложкодержатель, в плазме CF2Cl2/N2 также наблюдается увеличение средних абсолютных значений скоростей травления образца (например, приблизительно в 3.5 раза при 150 Вт и в 5.8 раза при 300 Вт). Увеличение мощности смещения может привести как к более эффективной ионно-стимулированной десорбции продуктов травления, так и физическому распылению материала. По сравнению с плазмой CF2Cl2 средние абсолютные значения скоростей травления образца в плазме CF2Cl2/N2 при подаче мощности смещения уменьшились в среднем приблизительно в 2 раза при тех же условиях. Подобные результаты наблюдались в системах CF2Cl2/Ar и CF2Cl2/He [7].

Таблица 1.  

Скорости травления арсенида галлия в плазме CF2Cl2

Время травления, с Скорость травления без смещения Rтр, 1016 (см–2с–1) Скорость травления при смещении 150 Вт Rтр, 1016 (см–2с–1) Скорость травления при смещении 300 Вт Rтр, 1016 (см–2с–1)
60 0.42 5.55 11.11
90 1.02 8.01 13.19
120 1.41 7.43 12.67
150 2.19 7.80 12.99
180 2.78 9.30 14.35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведено исследование влияния добавки азота на скорость травления арсенида галлия в условиях ВЧ-плазмы CF2Cl2. Показано, что в смеси CF2Cl2/N2 в соотношении 1/1 изменения в средних абсолютных значениях скоростей травления образца не согласуются с эффектом концентрационного разбавления, что может свидетельствовать об увеличении скорости диссоциации молекул основного газа. Разбавление CF2Cl2 азотом в соотношении 1/1 приводит к несущественной потере в скорости травления, что позволяет снизить расход газа-реагента, продлить срок службы откачных систем. При подаче мощности смещения на подложкодержатель в обеих системах (CF2Cl2, CF2Cl2/N2) наблюдается существенное увеличение в скорости травления образца.

Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ (проект 3.1371.2017/4.6).

Список литературы

  1. Материалы электронной техники: уч. для студ. вузов по спец. электронной техники / В.В. Пасынков, В.С. Сорокин. СПб.: Лань, 2001. 368 с.

  2. Пивоваренок С.А., Дунаев А.В., Ефремов А.М., Светцов В.И. Плазменное наноразмерное травление GaAs в хлоре и хлороводороде // Нанотехника. 2011. № 1. С. 69–71.

  3. Мурин Д.Б., Ефремов А.М., Светцов В.И., Пивоваренок С.А., Овцын А.А., Шабадаров С.С. Интенсивности излучения и концентрации активных частиц в плазме тлеющего разряда в смесях хлористого водорода с аргоном и гелием // Изв. вузов. Химия и хим. технология. 2013. Т. 56. № 4. С. 29–32.

  4. Мурин Д.Б., Ефремов А.М., Светцов В.И., Пивоваренок С.А., Годнев Е.М. Интенсивности излучения и концентрации нейтральных частиц в плазме тлеющего разряда постоянного тока в смесях HCl–H2 и HCl–O2 // Изв. вузов. Химия и хим. технология. 2013. Т. 56. № 8. С. 41–44.

  5. Пивоваренок С.А., Дунаев А.В., Мурин Д.Б. Кинетика взаимодействия высокочастотного разряда CCl2F2 с арсенидом галлия // Микроэлектроника. 2016. Т. 45. № 5. С. 374–378.

  6. Ефремов А.М., Пивоваренок С.А., Светцов В.И. Кинетика и механизмы плазмохимического травления меди в хлоре и хлороводороде // Микроэлектроника. 2007. Т. 36. № 6. С. 409–417.

  7. Пивоваренок С.А. Влияние добавок Ar и He на кинетику травления GaAs в плазме CF2Cl2 // Микроэлектроника. 2017. Т. 46. № 3. С. 231–235.

Дополнительные материалы отсутствуют.