Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова, 2022, T. 72, № 2, стр. 217-226

Реактивность сенсомоторных ритмов ЭЭГ при наблюдении за про- и антисоциальными действиями у детей в раннем возрасте

А. А. Михайлова 1, Л. С. Орехова 1, С. А. Махин 1, В. Б. Павленко 1*

1 Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
Симферополь, Россия

* E-mail: vpav55@gmail.com

Поступила в редакцию 05.10.2021
После доработки 24.10.2021
Принята к публикации 20.12.2021

Аннотация

Нравственное развитие необходимо для успешной социализации личности. В формировании просоциального морального поведения у детей важную роль играет система зеркальных нейронов, активность которой проявляется в изменениях паттерна сенсомоторных ритмов ЭЭГ. Цель работы: выявить особенности реактивности ЭЭГ при наблюдении за нейтральными, про- и антисоциальными действиями у детей раннего возраста с разным уровнем выраженности моральных оценок. В исследовании принял участие 51 ребенок в возрасте от 17 до 42 мес. Для определения выраженности моральных оценок использовали игровую методику с предъявлением нейтральных, просоциальных и антисоциальных ситуаций. При первом предъявлении действий нейтрального персонажа, которые не сопровождались каким-либо морально нагруженным контекстом, в группе детей с низким уровнем моральных оценок амплитуда мю- и бета-ритма оказалась значимо ниже, чем у детей с высокими значениями данного показателя. При наблюдении за положительным социальным действием у детей с высоким уровнем моральных оценок наблюдалась десинхронизация сенсомоторного бета-ритма, а у детей с низким уровнем моральных оценок – синхронизация. Данные различия достигали уровня статистической значимости в отведениях Fz и C4. Наблюдение за антисоциальным действием не вызывало значимых изменений сенсомоторных ритмов ЭЭГ у детей обеих групп. Выдвинуто предположение, что реактивность сенсомоторных ритмов ЭЭГ у ребенка в значительной степени связана с уровнем сформированности моральных оценок и возможностью отождествления себя с персонажем, совершающим социально значимые действия.

Ключевые слова: дети, ЭЭГ, сенсомоторные ритмы, моральные оценки

Список литературы

  1. Курганский А.В. Оценка управляющих функций у детей 3–6 лет: состояние, проблемы и перспективы. Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2021. 71 (4): 468–484.

  2. Лебедева Н.Н., Буркитбаев С.Е., Каримова Е.Д. Активация зеркальной системы мозга зависит от способа предъявления стимулов: непосредственно экспериментатором или как видеоролик. Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2020. 70 (4): 460–472.

  3. Лебедева Н.Н., Каримова Е.Д., Карпычев В.В., Мальцев В.Ю. Зеркальная система мозга при наблюдении, выполнении и представлении моторных задач – нейрофизиологическое отражение восприятия чужого сознания. Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2018. 68 (2): 204–215.

  4. Михайлова А.А., Орехова Л.С., Дягилева Ю.О., Мухтаримова Т.И., Павленко В.Б. Реактивность мю-ритма ЭЭГ при наблюдении и выполнении действий у детей раннего возраста, имеющих разный уровень развития рецептивной речи. Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2020. 70 (3): 423–433.

  5. Bazanova O.M. Alpha EEG Activity Depends on the Individual Dominant Rhythm Frequency. Journal of Neurotherapy: Investigations in Neuromodulation, Neurofeedback and Applied Neuroscience. 2012. 16: 270–284.

  6. Cowell J.M., Decety J. The neuroscience of implicit moral evaluation and its relation to generosity in early childhood. Current Biology. 2015. 25 (1): 93–97.

  7. D’Errico F., Leone G., Schmid M., D’Anna C. Prosocial virtual reality, empathy, and EEG measures: a pilot study aimed at monitoring emotional processes in intergroup helping behaviors. Applied Sciences. 2020. 10: 1196.

  8. Debnath R., Salo V., Buzzell G., Yoo K., Fox N. Mu rhythm desynchronization is specific to action execution and observation: evidence from time-frequency and connectivity analysis. NeuroImage. 2019. 184: 496–507.

  9. Decety J. Is empathy necessary for morality? In: P.V. Sosa, M.L. Bringas, E. Martinez (eds.), IOP2016: Proceedings of the 18th World Congress of Psychophysiology of the International Organization of Psychophysiology (IOP). 2016. 108: 24.

  10. DiGirolamo M.A., Simon J.C., Hubley K.M., Kopulsky A., Gutsell J.N. Clarifying the relationship between trait empathy and action-based resonance indexed by EEG mu-rhythm suppression. Neuropsychologia. 2020. 133: 107172.

  11. Fox N.A., Bakermans-Kranenburg M.J., Yoo K.H., Bowman L.C., Cannon E.N., Vanderwert R.E. Assessing human mirror activity with EEG mu rhythm: A meta-analysis. Psychol Bull. 2016. 142 (3): 291–313.

  12. Gallese V. Mirror neurons, embodied simulation, and the neural basis of social identification. Psychoanalytic Dialogues. 2009. 19 (5): 519–536.

  13. Gillett G., Franz E. Evolutionary neurology, responsive equilibrium, and the moral brain. Consciousness and Cognition. 2016. 45: 245–250.

  14. Hur Y.-M. Relationships between cognitive abilities and prosocial behavior are entirely explained by shared genetic influences: A Nigerian twin study. Intelligence. 2020. 82: 101483.

  15. Kaida A.I., Mikhailova A.A., Eismont E.V., Dzhapparova L.L., Pavlenko V.B. EEG μ-rhythm reactivity in children during imitation of biological and non-biological motion. Bulletin of RSMU. 2020. (2): 61–8.

  16. Kenward B., Dahl M. Preschoolers distribute scarce resources according to the moral valence of recipients' previous actions. Developmental Psychology. 2011. 47 (4): 1054–1064.

  17. Leone G., D’Errico F., Serino C., Marzano M. Empatia e costi psicologici dell’aiuto’. In: I. Poggi (ed.), La Mente del Cuore. Le Emozioni nel Lavoro Nella Scuola Nella Vita. Rome: Armando Editore; 2008. p. 229–249.

  18. Malti T., Dys S.P., Zuffianò A. The Moral Foundations of Prosocial Behaviour. In: R.E. Tremblay, M. Boivin, RDeV Peters, A. Knafo-Noam (eds.), Encyclopedia on Early Childhood Development [Internet]. 2015 [cited 2021 Sept 17]. Available from: https://www.child-encyclopedia.com/pdf/expert/ prosocial-behaviour/according-experts/moral-foundations-prosocial-behaviour

  19. Marshall P.J., Bar-Haim Y., Fox N.A. Development of the EEG from 5 months to 4 years of age. Clinical Neurophysiology. 2002. 113: 1199–1208.

  20. Muthukumaraswamy S.D., Singh K.D. Modulation of the human mirror neuron system during cognitive activity. Psychophysiology. 2008. 45 (6): 896–905.

  21. Orekhova L.S., Makhin S.A., Mikhailova A.A., Pavlenko V.B. EEG Patterns in Early Childhood Differ Between Children Prone To Reward “Bad” or “Good” Actors. Psychology in Russia: State of the Art. 2020. 13 (2), 84–95.

  22. Reese M., Bryant D., Ethridge L. Biomarkers for moral cognition: Current status and future prospects for neurotransmitters and neuropeptides. Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2020. 113: 88–97.

  23. Riecansky I., Paul N., Kolble S., Stieger S., Lamm C. Beta oscillations reveal ethnicity ingroup bias in sensorimotor resonance to pain of others. SCAN. 2015. 10: 893–901.

  24. Saltuklaroglu T., Bowers A., Harkrider A.W., Casenhiser D., Reilly K.J., Jenson D.E. EEG mu rhythms: Rich sources of sensorimotor information in speech Processing. Brain and Language. 2018. 187: 41–61.

  25. Sampaio L.R., Cabral G. Differences in allocation patterns and in the use of distributive principles emerge from children of Brazilian parents in Brazil and in the United States. Suma Psicológica. 2015. 22: 19–27.

  26. Schunke O., Schottle D., Vettorazzi E., Brandt V., Kahl U., Baumer T. Mirror me: Imitative responses in adults with autism. Autism. 2016. 20: 134–144.

  27. Termini K., Golden J.A., Lyndon A.E., Sheaffer B.L. Reactive attachment disorder and cognitive, affective and behavioral dimensions of moral development. Behavioral Development Bulletin. 2009. 15 (1): 18–28.

  28. Thorpe S.G., Cannon E.N., Fox N.A. Spectral and source structural development of mu and alpha rhythms from infancy through adulthood. Clinical Neurophysiology. 2016. 127 (1): 254–269.

  29. Tzagarakis C., West S., Pellizzer G. Brain oscillatory activity during motor preparation: effect of directional uncertainty on beta, but not alpha, frequency band. Frontiers in neuroscience. 2015. (9): 246.

Дополнительные материалы отсутствуют.