Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова, 2022, T. 72, № 2, стр. 227-232

Неспецифическое положительное воздействие транскраниальной электрической стимуляции постоянным током на усвоение новых слов

М. Г. Филиппова 1*, Е. И. Перикова 1, Е. Д. Благовещенский 1, О. В. Щербакова 1, А. С. Кирсанов 1, Ю. Ю. Штыров 12

1 Лаборатория поведенческой нейродинамики, Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург, Россия

2 Центр функциональной интегративной нейронауки, Орхусский университет
Орхус, Дания

* E-mail: m.filippova@spbu.ru

Поступила в редакцию 26.10.2021
После доработки 06.12.2021
Принята к публикации 20.12.2021

Аннотация

С целью изучения влияния транскраниальной электрической стимуляции (ТЭС) мозга на речевое научение реализовано масштабное исследование с участием 288 человек, включающее комплексную оценку эффектов ТЭС в различных условиях (имплицитная/эксплицитная стратегия научения, с артикуляцией/без артикуляции, анодная/катодная полярность стимуляции, левое/правое полушарие и зона стимуляции (Брока/Вернике и их гомологи в правом полушарии)). После 15-минутной реальной или плацебо-стимуляции испытуемым предъявлялись на слух восемь новых слов с семантической привязкой по 10 раз каждое. В качестве показателя эффективности усвоения новых слов использовалась латентность правильных ответов в проверочном задании на смысловое соотнесение слова и изображения. Результаты показали наличие общего неспецифического эффекта ускорения ответов в условиях реальной стимуляции (в сравнении с плацебо), не зависящего от тестируемых условий.

Ключевые слова: транскраниальная электрическая стимуляция (ТЭС), усвоение языка, речевое научение, зоны Брока и Вернике, анодная стимуляция, катодная стимуляция, имплицитное научение, эксплицитное научение, артикуляция

Список литературы

  1. Гурская О.А., Алтынбаев Р.Ш., Кудряшов И.Е. Эффекты длительного действия постоянного электрического поля на мозг крысы. Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2011. Т. 62. № 1. С. 79–88.

  2. Шелякин А.М., Преображенская И.Г. Микрополяризация мозга. Вчера. Сегодня. Завтра. 2021. 378 с.

  3. Brückner S., Kammer T. Both anodal and cathodal transcranial direct current stimulation improves semantic processing. Neuroscience. 2017. 343: P. 269–275.

  4. Cocquyt E.M., De Ley L., Santen P., Van Borsel J., De Letter M. The role of the right hemisphere in the recovery of stroke-related aphasia: A systematic review. J. Neurolinguistics. 2017. 44: 68–90.

  5. Dedoncker J., Brunoni A.R., Baeken C., Vanderhasselt M.A. A Systematic Review and Meta-Analysis of the Effects of Transcranial Direct Current Stimulation (tDCS) Over the Dorsolateral Prefrontal Cortex in Healthy and Neuropsychiatric Samples: Influence of Stimulation Parameters. Brain Stimul. 2016. 9 (4): 501–517.

  6. Elmer S., Burkard M., Renz B., Meyer M., Jancke L. Direct current induced short-term modulation of the left dorsolateral prefrontal cortex while learning auditory presented nouns. Behavioral and Brain Functions. 2009. 5. (1): 29.

  7. Fiori V., Cipollari S., Caltagirone C., Marangolo P. ‘If two witches would watch two watches, which witch would watch which watch?’ tDCS over the left frontal region modulates tongue twister repetition in healthy subjects. Neuroscience. 2014. 256: 195–200.

  8. Flöel A., Rösser N., Michka O., Knecht S., Breitenstein C. Noninvasive brain stimulation improves language learning. Journal of Cognitive Neuroscience. 2008. 20 (8): 1415–1422.

  9. Horvath J.C., Forte J.D. Carter O. Evidence that transcranial direct current stimulation (tDCS) generates little-to-no reliable neurophysiologic effect beyond MEP amplitude modulation in healthy human subjects: A systematic review. Neuropsychologia. 2015. 66: 213–36.

  10. Malyutina S., den Ouden D.B. High-definition tdcs of noun and verb retrieval in naming and lexical decision. NeuroRegulation. 2015. 2: 111–125.

  11. Pisoni A., Cerciello M., Cattaneo Z., Papagno C. Phonological facilitation in picture naming: When and where? A tDCS study. Neuroscience. 2017. 352: 106–121.

  12. Pisoni A., Vernice M., Iasevoli L., Cattaneo Z., Papagno C. Guess who? Investigating the proper name processing network by means of tDCS. Neuropsychologia. 2015. 66: 267–278.

  13. Shtyrov Y., Filippova M., Blagovechtchenski E., Kirsa-nov A., Nikiforova E., Shcherbakova O. Electrophysiological evidence of dissociation between explicit encoding and fast mapping of novel spoken words. Frontiers in Psychology. 2021. 12.

  14. Tomczak M., Tomczak E. The need to report efect size estimates revisited. An overview of some recommended measures of effect size. Trends in Sport Sciences. 2014. 1 (21): 19–25.

Дополнительные материалы отсутствуют.