Известия РАН. Серия географическая, 2021, T. 85, № 6, стр. 842-856

Индия: актуальные экономические и социально-экологические проблемы географии развития

Г. В. Сдасюк *

Институт географии РАН
Москва, Россия

* E-mail: galsdas@mail.ru

Поступила в редакцию 16.04.2021
После доработки 12.08.2021
Принята к публикации 07.09.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Независимая Индия добилась выдающихся экономических успехов: заняла пятое место среди крупнейших экономик мира (2019 г.) и планирует стать третьей экономической супердержавой в 2030 г. Основа ее успехов – технологический прогресс и активизация участия в процессах глобализации. Быстрый экономический рост сочетается с углублением разрывов в уровне жизни населения и районов, рецидивами социально-культурного регресса, деградацией природно-экологических систем. В период пандемического кризиса 2020–2021 гг. противоречия обостряются. Выдвигаются резко различные концепции выхода из кризиса и программы развития. Сторонники рыночного фундаментализма, отражающие интересы крупного бизнеса, рассматривают кризис как возможность ускоренного перехода Индии на глобально-монополистический путь развития. Принятые во время кризиса “антифермерские” законы свободы рынка земли и дерегулирования развития вызвали длительные многомиллионные забастовки. Достижение целей устойчивого развития требует взаимосвязанного социо-эколого-экономического развития, основанного на полимасштабном районировании, использовании передовых технологий. География, сочетающая социально-экономические и физико-географические дисциплины, призвана играть ведущую роль в изучении интегральных проблем устойчивого регионально-глобального развития.

Ключевые слова: технологический прогресс, рецидивы регресса, COVID-19 кризис, цели устойчивого развития, география, интегральные проблемы развития

ВВЕДЕНИЕ И ИЗУЧЕННОСТЬ ТЕМЫ

Изучение опыта экономически быстрорастущей Индии представляет большой научный и практический интерес. Несмотря на историко-географические и социально-демографические контрасты, Индии и России свойственны общие проблемы модернизации, ускорения развития, укрепления единства страны. При научно-технологических и экономических успехах, Индия сталкивается с обостряющимися социальными проблемами и продолжением деградации природно-экологических систем. В период пандемического кризиса 2020–2021 гг. эти проблемы обострились. Усилилась необходимость междисциплинарного изучения процесса развития как неделимого триединства системы природа–общество–хозяйство в целях перехода к устойчивому развитию. Задача статьи – анализ взаимосвязей и противоречий экономического и социально-экологического развития Индии, оценка альтернативных вариантов выхода из пандемического кризиса и перехода к устойчивому развитию.

В период расцвета географического страноведения в СССР в 1950–70-х годах изучение Индии и ее районов занимало одно из центральных мест. В 1960–80-е годы международное признание получил опыт индо-советского географического сотрудничества в изучении районирования для планирования, результаты которого были опубликованы в шести книгах в Индии. Это наследие – опора современных исследований географии развития Индии. Сокращение с 1990-х годов потенциала РАН и свертывание сотрудничества с индийскими географами привели к уменьшению индологических исследований. Лаборатория географии мирового развития ИГ РАН, изучающая географию секторов хозяйства в глобальных масштабах, включает в последние годы также исследования стран и районов в условиях XXI в. В серии “География мирового развития” ИГ РАН опубликована монография автора “Новая Индия. География развития: достижения, проблемы, перспективы” (2021). Эта работа продолжает исследование экономических и социально-экологических проблем Индии, обострившихся в кризисный период пандемии COVID-19.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование базируется на изучении материалов, освещающих эволюцию социально-экономической модели Индии (Маляров, 2010) в связи с изменением экономической географии мирового развития (Экономическая …, 2003) и расширением связей стран Южной Азии (Галищева, 2016). Важный источник для изучения – официальные индийские публикации, программы и правительственные заявления о социально-экономическом развитии страны. В условиях быстро меняющейся ситуации и ковидного кризиса необходимо постоянное ознакомление с региональными и отраслевыми сайтами сети Интернет, а также отдельных исследований. Основной исследовательский метод – сравнительный анализ тенденций экономического и социального развития, их сопоставление с состоянием природно-экологических систем жизнеобеспечения. Проводится анализ разных концепций и принципов преодоления экономических последствий пандемического кризиса и перехода к устойчивому развитию.

ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНОГО РЕГРЕССА

Страны группы РИК – разные векторы и результаты развития. Смена технологических укладов, турбулентное развитие экономики в XXI в. сопровождаются изменением лидирующего положения отраслей и стран. Китай и Индия, быстрорастущие страны-гиганты Азии, определяют крупнейшие изменения географии мирового развития. Богатейшее по природным ресурсам обширное евразийское пространство России могло бы играть активную роль в происходящих изменениях. Это требует изучения географии развития и совершенствования взаимодействия стран группы РИК – России, Индии, Китая.

В 1980-х годах СССР, бывшая вторая сверхдержава мира, играл ведущую роль в группе стран РИК. Индия и Китай, имевшие в тот период примерно близкие невысокие показатели социально-экономического развития, осуществляли политику индустриализации, опираясь в большой мере на советский опыт планирования. Разрушение СССР, распространение политики либерализации экономики в странах РИК в 1990-х годах стало временем осуществления различных моделей их развития, что привело к очень разным результатам. Ныне Китай – вторая после США сверхдержава, Индия выдвинулась в рейтинге экономического потенциала на 5-е место в мире (2019 г.), Россия выпала из первого десятка крупнейших экономик и занимает 12-е место. Сравнительное страноведение может играть важную роль в анализе разных моделей социально-экономического развития, путей и последствий их реализации, рационализации достижения целей устойчивого развития ООН 2030 г.

При всех историко-географических и социально-демографических контрастах, Индия и Россия сталкиваются с общими проблемами модернизации, ускорения развития, укрепления единства страны. Отношения между Индией и Россией, имеющие уникальный, доверительный и взаимовыгодный характер, ныне переходят к новым вершинам сотрудничества. Одновременно проведенные в 1991 г. либеральные экономические реформы в России и Индии привели к резко различным результатам: в Индии – к ускоренному росту экономического потенциала. Индия добилась экономических успехов в сложнейших условиях продолжения демографического взрыва и ограниченных природных ресурсов – топливно-энергетических, водных, земельных и др. Тем более важное значение имеет изучение взаимосвязей и противоречий экономических и социально-экологических факторов развития.

Эволюция модели социально-экономического развития и системы планирования в Индии. В течение сравнительно короткого исторического периода независимости в Индии происходит управляемая эволюция социально-экономической модели и территориальной структуры хозяйства (Маляров, 2010). Добившись независимости, Индия унаследовала колониальную модель перехода к капитализму. Колониальная интернационализация экономики оказала деформирующее воздействие зарубежного монополистического капитализма на формирование многоукладной общественной структуры Индии, дуализм территориальной структуры хозяйства, возглавляемого крупным зарубежным и отечественным капиталом.

Первые десятилетия независимости (1950–80-е годы) – период реализации модели форсированной импорт замещающей структурной модернизации с опорой на государственный капитализм. Экономическая политика государства была направлена в большой мере на использование ресурсов внутренних районов страны и их подъем. В период пятилетних планов 1950–2014 гг. в стране работала Плановая комиссия, включавшая широкие финансовые полномочия распределения ресурсов по секторам хозяйства, штатам и районам.

В 1991 г. в Индии была провозглашена политика перехода к экспорт ориентированной модели развития. Этот переход не означал отрицания правомерности предшествующей модели. Само ее осуществление стало возможным благодаря созданию в предшествующий период базы развития производств, конкурентоспособных на мировом рынке.

С победой на выборах 2014 г. правоцентристской националистической Индийской народной партии (“Бхаратия джаната парти” – БДП), еще более укрепившей свои позиции после выборов 2019 г., усилились позиции монополистического капитала страны и политика в интересах его развития. Экспорт ориентированная модель приобретает черты модели развития “глобализирующейся” Индии. Ее ведущие принципы – либерализация, приватизация, глобализация.

С 2015 г. вместо Плановой комиссии был создан Национальный институт трансформации Индии – НИТИ Айог (NITI Aayog, на хинди – Комиссия политики). Официальная задача НИТИ Айог – достижение Целей устойчивого развития ООН 2030 г., опираясь на формирование системы кооперативного федерализма штатов. Приняты планы, подготовленные НИТИ Айог в разных временных масштабах: 1) 3-летний “План действий” на 2017/2018–2020/2021 гг.; 2) 7-летний “Стратегический документ” на 2017/2018– 2024/2025 гг.; 3) 15-летний “План видения” на 2030 г. В 2018 г. НИТИ Айог представила также документ “Стратегия Новой Индии – 75” – к 75-летнему юбилею независимости Индии в 2022 г. Участие в процессах глобализации определяется как магистральный путь развития страны: включение в глобальные стоимостные цепочки, развитие современной логистики, формирование транспортно-экономических коридоров.

Научно-технологический прогресс – приоритет развития Индии. С начала XXI в. индийские планы строятся с учетом того, что в мире происходит “относительный сдвиг в факторах, определяющих развитие, от обрабатывающей промышленности к сектору услуг и от ресурсов капитала к человеческим ресурсам и ресурсам знания… Сдвиг от материальных ресурсов к ресурсам, базирующимся на знаниях, открывает широкие возможности для развивающихся стран ускорить темпы развития. Темпы экономического роста Индии могут быть значительно ускорены, если страна станет супердержавой в области знания и если потенциалы информации и информационных технологий будут полностью осознаны и использованы” (India. Vision …, 2004, p. 37). Было осознано, что при использовании информационно-коммуникационных и других современных технологий развивающиеся страны имеют возможность ускорения того длительного процесса индустриализации, которым прошли развитые страны.

Развитие “Новой Индии” ведется в этих направлениях. Научно-технологический прогресс – приоритет индийской государственной политики. Это находит отражение, например, в том, что в 2008–2018 гг. Индия почти утроила количество статей, опубликованных в научных журналах, и выдвинулась на третье место в мире по этому показателю (рис. 1).

Рис. 1.

Количество статей в научных журналах, 2018 г. Составлено по данным https://ncses.nsf.gov/pubs/nsb20206/publication-output-by-region-country-or-economy.

В Индии сформирована одна из лучших в мире систем статистического учета. Индийская Организация национального атласа и тематического картирования (NATMO), основанная в Калькутте в 1957 г., – один из крупнейших в мире центров геоинформатики и цифрового картирования. NATMO принадлежит заслуга широчайшего покрытия территории Индии, ее штатов и дистриктов картами разных масштабов и многообразной тематики.

Индия располагает полным циклом НИОКР в сфере атомной энергетики, которая активно развивается в сотрудничестве с Россией. Восьмого мая 1974 г. в Индии прошло первое испытание ядерного оружия – операция “Улыбающийся Будда”.

Индийская организация космических исследований (ISRO), основанная в 1969 г., запустила первый спутник в 1975 г. Пятнадцатого февраля 2017 г. ее ракета-носитель PSLV-37 вывела на орбиту 104 спутника, установив мировой рекорд. С участием России готовится первый выход индийского астронавта в космос.

Индия вступила в эпоху четвертой промышленной революции, активно развивая информационно-коммуникационные технологии. С 1988 г. в стране действует Национальная ассоциация производителей программного обеспечения (NASSCOM), включающая 17 тыс. ИТ-фирм. В этой сфере занято 3.9 млн человек, это максимум в частном секторе страны. Крупные индийские ИТ-компании входят в число лучших в мире, имеют более тысячи центров в 80 странах. Индия – глобальный сетевой концентрат ИТ-индустрии; на нее приходится 55% мирового рынка аутсорсинга22.

Индия – первая страна, осуществившая сложнейшую систему биометрической идентификации населения с индивидуальным 12-значным кодом личности. Идентификационные номера карточки “Аадхаар” (Основа) имеют свыше 1.2 млрд индийских граждан. Цифровизация индийских услуг приобрела массовый характер. Критики считают, что система Аадхаар влечет риски вторжения в личную жизнь и государственного манипулирования сознанием населения. Для предупреждения этого был принят закон (2016), утверждающий правила работы государственных организаций с системой Аадхаар.

Активизация участия Индии в процессах глобализации основывается на формуле: Современные технологии + Квалификация = Конкурентоспособность. Для достижения глобальной конкурентоспособности осуществляются взаимосвязанные программы: 1) “Делай в Индии”, 2) Цифровая Индия: “ИТ + ИТ = Новая Индия”, 3) Квалифицированная Индия, 4) Привлечение ПИИ, 5) Глобальные стоимостные цепочки, 6) Высокотехнологичная инфраструктура, 7) Транспортно-экономические коридоры – каркас связности пространства страны и мира.

Премьер-министр Нарендра Моди повторяет мантры: “Реформы, реформы и трансформация”, “Не эволюция, а динамика”. Главная задача Модиномики” – создание благоприятных условий для бизнеса (Ease of doing business). На это направлены программы дерегулирования, снижения протекционизма, приватизации, деинвестиций государственных предприятий, расширения сферы ПИИ, упрощения процедур оформления по принципу “одно окно оформления” и др. В результате принятых мер в рейтинге “облегчения бизнеса” Индия поднялась с 147 места в 2013 г. на 63 место в 2019 г. Приток ПИИ увеличился с 34.5 млрд долл. в 2013 г. до 74.4 млрд долл. в 2019/20 г.

Активизация индуистского национализма и черты социально-культурного регресса. Н. Моди говорит о политике БДП: “Национализм – наше вдохновение, эффективное управление и развитие – наша цель”. После выборов апреля–мая 2019 г. партия БДП вновь пришла к власти с большим преимуществом и получила в парламенте конституционное большинство. Националистическая индуистская деятельность в стране активизировалась на государственном уровне.

В октябре 2019 г. в Индии было принято решение о расформировании штата Джамму и Кашмир, единственного штата в стране, большинство которого составляют мусульмане. Штат пользовался расширенными правами автономии, имел свою конституцию. Вместо него были образованы две союзные территории: индусско-мусульманская Джамму и Кашмир и союзная территория Ладакх с преимущественно буддистским населением. Массовые протесты населения штата были жестко подавлены.

В декабре 2019 г. в Индии были приняты поправки к закону о гражданстве 1955 г., определившие религию критерием гражданства. Закон с поправками предоставляет право на индийское гражданство беженцам из мусульманских стран – Пакистана, Бангладеш и Афганистана, если они по вероисповеданию индуисты, сикхи, джайны, парсы, буддисты, христиане и прибыли в Индию до конца декабря 2014 г. Мусульмане такого права не имеют. В сочетании с действующим Национальным регистром граждан закон о гражданстве может использоваться, чтобы сделать мусульман “лицами без гражданства”, если они не смогут представить документы, соответствующие требованиям к удостоверению личности. Многочисленные протесты против поправок к закону о гражданстве сопровождались столкновениями протестующих с полицией, гибелью людей и ранениями. Некоторые штаты заявили, что не будут выполнять закон, на что министерство внутренних дел ответило, что штаты не имеют полномочий на это. Принятый закон противоречит Конституции, провозглашающей Индию светским государством. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека назвало закон “фундаментально дискриминационным”. Рейтинг Индии, дорожившей определением “самой большой демократии мира”, упал по индексу демократии с 23 в 2014 г. до 53 места в 2020 г.33

Феномен современного националистического индуизма характеризуется в книге Равиндер Каур (доцента Копенгагенского университета) “Совершенно Новая Нация. Капиталистические мечты и националистические конструкции в Индии XXI века”, опубликованной в августе 2020 г. и признанной лучшей книгой года (Kaur, 2020). Автор анализирует социально-культурную эволюцию в форме политики правительства, стремящегося к сосредоточению в стране глобальной бизнес деятельности и современных технологий при опоре на энергию националистического индуизма.

Распространение рецидивов социально-культурной регрессии в Новой Индии XXI в. – одно из проявлений “третьей глобальной волны автократизации” десятилетия 2010–2020 гг., когда страдают свобода прессы, академическая среда, гражданское общество.

В 2027 г. Индия станет самой многолюдной страной мира. Индия была первой страной, где была принята программа Планирования семей в целях “сокращения рождаемости до величины, необходимой для стабилизации численности населения на уровне, соответствующем потребностям национальной экономики” (1952). Подчеркивалось, что “стабилизация населения является существенным предварительным условием для устойчивости процесса развития”. Однако в Индии эта политика сводилась в основном к лозунгам “один, два ребенка – довольно!”. В стране чрезвычайно велико гендерное неравенство, по уровню которого Индия занимает 112 место среди 153 стран.

При проведении политики научно-технологического прогресса в Индии (в отличие от Китая) недостаточное внимание уделялось развитию школьного образования и грамотности населения. По оценкам 2015 г., средний уровень грамотности взрослых в стране – 71.96%, в том числе 80.94% у мужчин и лишь 62.98% у женщин. Неграмотность женщин и их приниженное положение – одна из причин слабости индийской политики планирования семей.

При постепенном снижении темпов роста населения демографический взрыв в Индии продолжается. В период независимости численность населения страны увеличилась более чем на миллиард: с 364 млн (1951 г.) до 1389 млн (март 2021 г.), и составляет 17.7% мира44. Плотность индийского населения – 464 чел./км2, втрое выше, чем в Китае. По многолюдности Индия в 2027 г. обгонит Китай. Стабилизация численности индийского населения ожидается в 2060-х годах на уровне 1.65 млрд с последующим постепенным снижением.

На индийский рынок труда ежемесячно поступает около 1 млн человек при увеличении потенциала занятости менее половины этой величины. Проблема безработицы в стране обостряется. Индия обладает самым многочисленным в мире контингентом трудоспособной молодежи, но в стране задаются вопросом: использование дивидендов трудоспособной молодежи – это преимущество или “кошмар”?

Рост ВВП и изменение его структуры. Темпы роста ВВП Индии достигли в 2018/2019 г. 7.4%, высшие среди крупнейших экономик мира. Имея номинальный ВВП 2.9 трлн долл., Индия заняла 5-е место в мире. Индийский ВВП по паритету покупательной способности составляет 10.0 трлн долл., это 3-е место в мире. Цель Индии – увеличить номинальный ВВП в 2030 г. до 10 трлн долл. и стать третьей супердержавой мира.

Индия идет по пути постиндустриального развития с наиболее быстро растущим сектором услуг, развивающейся промышленностью и сельским хозяйством, доля которого в ВВП снижается. Структура ВВП и структура занятости индийского населения резко различаются. В сельском хозяйстве, на которое приходится менее 1/6 ВВП, занята почти половина населения. В секторе услуг, формирующем свыше половины ВВП, занято менее трети работающих (табл. 1). Эти диспропорции нарастают и представляют одну из сложнейших проблем развития Индии (Majid, 2019).

Таблица 1.  

Структура ВВП и занятости населения Индии, 2018 и 2020 гг., %

Сектор экономики Структура ВВП Структура занятости
2018 г. 2020 г. 2018 г. 2020 г.
Сельское хозяйство 23.2 15.87 60 47
Промышленность 26.8 29.73 16 22
Услуги 50.0 54.4 24 31
Итого 100.0 100.0 100 100

Источник: https://statisticstimes.com/economy/country/india-gdp-sectorwise.php (дата обращения 15.01.2021).

Внешние экономические связи Индии, мегапроекты связности пространства. Хотя Индия осуществляет экспорт ориентированную модель развития и стремится к увеличению экспорта, она имеет отрицательный внешний торговый баланс. Внешнеторговый дефицит Индии покрывается растущим притоком ПИИ и самым большим в мире объемом денежных переводов. За рубежом проживает около 18 млн индийских мигрантов, это максимум международных мигрантов55. Они обычно сохраняют тесные связи с родственниками и представляют индийскую “мягкую силу”, которую в стране высоко ценят.

В Индии формируются коммуникационные хабы глобальных масштабов, обслуживающие страну и мир продукцией обрабатывающей промышленности, цифровыми услугами и другими видами деятельности. Мегакластеры производственной деятельности и надагломерационные структуры ярко отражает ночная карта – вид из космоса (рис. 2). “Золотой четырехугольник” Индии образуют Дели с прилегающими территориями, район Мумбаи и мощный портово-промышленный пояс Гуджарата на северо-западе страны, сгущение городской деятельности в районе Ченнаи–Бенгалуру на юге, Калькуттско-Дамодарский пояс на северо-востоке. Хайдарабад и прилегающие территории – крупнейшая концентрация производств в Южной Центральной Индии.

Рис. 2.

Ночной космический снимок. Использованы данные https://www.nasa.gov/sites/default/files/thumbnails/image/india-2016.jpg.

Усиление связности пространства, создание современной мощной транспортной инфраструктуры – приоритетные задачи индийской экономической политики. Их решение необходимо для ускорения развития, включения в глобальные стоимостные цепочки, усиления интеграции пространства страны и ее регионов. Национальные автострады и экономические коридоры образуют каркас территориальной структуры Индии.

Для Индии с ее ограниченными возможностями внешних сухопутных связей особенно важно расширение пространства взаимодействия с соседями. На это направлена политика “Действуй на Востоке”. Но ее осуществление сталкивается с конкуренцией Китая. Соседствующие страны-гиганты находятся в сложных отношениях сотрудничества, соперничества и приграничных конфликтов. Индия настороженно относится к глобально-региональному мегапроекту Китая “Пояс и Путь”, не участвует в международных совещаниях, с ним связанных, стремится противопоставить ему альтернативные варианты. В сотрудничестве с Японией Индия занимается развитием Азиатско-Африканского судоходного пути, более короткого в сравнении с традиционными маршрутами.

Первостепенное значение придается в Индии созданию автомагистрали Индия–Мьянма–Таиланд, призванной стать инфраструктурным стержнем Южной и Юго-Восточной Азии.

С 2000 г. действует соглашение между Индией, Ираном и Россией о создании международного транспортного коридора “Север–Юг”. К нему поэтапно подключились 11 государств: постсоветские республики, а также Турция, Оман, Сирия, Болгария (наблюдатель). Мультимодальный проект “Север–Юг” предусматривает связь Мумбаи с иранским портом Чабахар, далее маршрут пролегает через территорию Ирана на север к Каспийскому морю и через него ведет в Россию с выходом в Санкт-Петербург. Этот мегапроект призван возродить историко-географическую роль Каспия как связующего пространства Евразии. Мегапроект свяжет Индию с Европой и даст выход России в Индийский океан. Заявление Ирана в феврале 2021 г. о вступлении в Евразийский экономический союз и создании общей зоны свободной торговли – стимул ускорения реализации проекта “Север – Юг”.

Индия участвует в российских проектах освоения энергетических ресурсов Дальнего Востока и Арктики, стремится к их расширению. Развивается межобластное российско-индийское сотрудничество: Гоа–Калининградская область, Ассам–Сахалин, Харьяна–Башкортостан, морские порты Вишакхапатнам–Владивосток.

Торгово-экономическое сотрудничество между Индией и Россией выходит за рамки отношений продавец–покупатель и переходит к совместным разработкам и производству тех видов продукции, для которых каждая сторона имеет наиболее благоприятные условия. Сотрудничество в топливно-энергетической сфере – одно из основных звеньев российско-индийских связей.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО – ОБОСТРЕНИЕ ПРОБЛЕМ МАЛОЗЕМЕЛЬЯ

Независимая Индия достигла существенных результатов в развитии сельского хозяйства. Страна добилась продовольственного самообеспечения и перешла от импорта к экспорту сельскохозяйственной продукции. “Зеленая революция” 1960-х годов, улучшение семеноводства и модернизация технологий стали основой решения проблем зернового хозяйства. Это сопровождалось и негативными природно-экологическими последствиями: интенсивное, нерегулируемое расширение помповой ирригация привело к истощению подземных вод.

Обладая самым многочисленным поголовьем крупного рогатого скота, Индия стала и крупнейшим производителем молочной продукции. Большую роль в этом сыграло кооперативное движение, организованные транспортно-экономические связи сельских производителей с городскими центрами переработки и потребления. Индия стала и крупнейшим экспортером мяса (в первую очередь, буйволятины). Однако при этом усилились эксцессы насилия со стороны “стражей морали” индуизма по отношению к производителям мясной продукции.

Производительность индийского сельского хозяйства, постепенно поднимаясь, все еще остается невысокой, особенно в сравнении с Китаем. Так, урожайность риса в Индии (2017–2019 гг.) – 26 ц/га, пшеницы – 34 ц/га; в Китае соответственно 48 и 55 ц/га. Менее 10% индийской сельскохозяйственной продукции перерабатывается. Большие потери связаны с недостатком холодильных мощностей, средств хранения продукции. Индия занимает второе место по объему сельскохозяйственного производства, но на нее приходится лишь 2.5% мирового экспорта продовольственных товаров, 2019/202066.

Малоземелье – сложнейшая проблема Индии. В стране существует около 140 млн фермерских хозяйств, их средний размер уменьшился с 2 га в 1976/1977 г. до 1.41 га в 1995/1996 г. и до 1.08 га в 2015/2016 г. Две трети хозяйств имеют участки размером до 0.4 га. Средний доход фермерских хозяйств за 2003–2013 гг. увеличился лишь на 34%, причем только в крупных владениях с участками больше 10 га – в них доход поднялся на 102% (рис. 3). Таким образом, цель удвоения фермерских доходов в 2022 г., поставленная премьер-министром Н. Моди, достижима только крупными землевладениями, составляющими менее 20% хозяйств.

Рис. 3.

Рост доходов в землевладениях разных размеров в 2003–2013 гг., %. Источник: https://triumphias.com/blog/challenges-underlying-indias-farmers-crisis/.

В разгар объявленного пандемического кризиса 27 сентября 2020 г. в Индии были приняты три аграрных закона с официальными целями резко повысить производство и доходы фермеров. Для этого фермерам предоставляются полные рыночные свободы. Вводится система контрактов между корпорациями и фермерами. При заключении контрактов корпорации обеспечивают фермеров кредитами для приобретения семенного фонда, агротехнических средств, в то же время определяются цены на будущий урожай. Крестьяне имеют право продавать свою продукцию на любом рынке, в любом районе. Отменяются система гарантированных минимальных государственных закупочных цен и продажи продукции на местных рынках “манди”, контролируемых государством.

Дерегулирование внутреннего аграрного рынка, как полагают сторонники реформ, приведет к включению сельскохозяйственного производства в глобальный рынок, привлечет инвестиции национальных и международных компаний. Инвестиции будут направляться в современные технологии и в инфраструктуру – организацию хранилищ, холодильных складов, объектов логистики. Ожидается, что приток инвестиций вызовет быстрое развитие перерабатывающих мощностей. Предполагается, что благодаря аграрным реформам Индия может стать глобальным экспортером продовольствия.

Аграрные законы, принятые в период объявленной пандемии без обсуждения с фермерскими организациями, были восприняты крестьянами как антифермерские, направленные на подчинение сельского хозяйства интересам крупного бизнеса. Отмена системы государственных цен на сельскохозяйственную продукцию и регулируемых местных рынков лишает производителей гарантии приемлемых условий реализации продукции. “Контрактное фермерство” (агробизнес) и свободный рынок означают соединение корпораций с производителями на условиях, устанавливаемых бизнесом при заключении контрактов. Такое подчинение бизнесу таит для мелких производителей угрозу разорения и лишения земли – основы существования.

Антифермерские законы вызвали широчайшие протестные движения. 26 ноября 2020 г. в Индии произошла крупнейшая в мировой истории забастовка с участием 250 млн крестьян по всей стране при поддержке общественности в городах. Наиболее интенсивные протестные движения развернулись в штатах Пенджаб и Харьяна, главных зерновых житницах страны, и в прилегающих к Дели районах Уттар Прадеша и Раджастхана. С ноября 2020 г. на въездах в Дели разместились лагеря восставших фермеров. Столицу ограждают от восставших специальные сооружения, нередки стычки с полицией. Лагеря перестают обеспечивать водой, убирают мобильные туалеты, прекращают работу Итернета. Проблемы обеспечения норм санитарии не упоминаются. В День Республики 26 января 2021 г., главный государственный праздник Индии, в столицу направился “Парад тракторов”. Протестующие прорвались в Красный форт, древний центр столицы, произошли тяжелые столкновения с полицией.

Переговоры между правительством и профсоюзами фермеров, начавшиеся после принятия аграрных законов, остаются длительное время безрезультатными. Правительство соглашается на внесение поправок к принятым законам (в основном второстепенного характера), фермерские профсоюзы требуют их полной отмены и выработки согласованных реформ, отвечающих интересам производителей. Конституционный суд отложил время начала реализации законов и предложил организовать специальную комиссию для рассмотрения ситуации.

Четвертый месяц борьбы против принятых аграрных законов ознаменовался проведением 26 марта 2021 г. с 6 утра до 18 часов вечера многомиллионной всеобщей забастовкой Bharat Bandh (“Индия закрыта”). Было парализовано движение транспорта, прекратилась работа предприятий, закрылись рынки и магазины. Бхарат Бандх возглавлялась зонтичной организацией СКМ (Samyukta Kisan Morcha), координирующей деятельность 40 фермерских профсоюзов. Хотя профсоюзы заявляют, что борьба за благосостояние крестьян ведется вне политики, их деятельность проходит ожесточенно и поддерживается многими оппозиционными партиями.

Аграрные законы появились, очевидно, в ответ на растущий интерес индийского крупного бизнеса и иностранных компаний к рынку сельскохозяйственной земли. Политолог Нандан Унникришнан говорит: “… в Индию пришли иностранные игроки, мультибрендовые сети, которые начали всерьез рассматривать инвестиции в аграрный рынок. Это и PepsiCo, и Amazon, и Walmart, и так далее. Они готовы закупать продукцию напрямую – минуя местные рынки. Индийские олигархи тоже оживились – в стране ожидают больших перемен в торговле с приходом мультибрендовых сетей. А этим игрокам невыгодны сдерживающие рынок нормы госконтроля в индийском сельском хозяйстве. К тому же им проще иметь дело с крупными производителями продукции”77.

Борьба против принятых аграрных законов – самое большое препятствие политике Н. Моди ускорения экономического развития с опорой на большой отечественный и зарубежный бизнес, привлечение международных корпораций с их капиталом и технологиями. Задача превратить сельское хозяйство в агробизнес требует превращения земли в рыночный товар и освобождение от мелких землевладельцев, составляющих около 80% индийских сельских хозяйств. Для них земля – не товар, а средство существования. Противоречия между экономическими интересами крупного бизнеса и социально-экономическим положением основой массой крестьянства, их жизненными потребностями в Индии чрезвычайно обострились.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ДЕГРАДАЦИЯ ПРИРОДНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В Индии ярко выражены противоречия между осознанием необходимости перехода к устойчивому природопользованию, политическими заявлениями и программами защиты окружающей среды и продолжением деградации природно-экологических систем.

Известно традиционное индийское осознание глубинных связей общества и природы. Еще Махатма Ганди говорил: “Земля не принадлежит человеку, человек принадлежит Земле… Каждый должен заботиться о мире, который он не увидит”. Индия была одной из первых стран мира, инициировавших программы перехода к устойчивому развитию в системе ООН. В 1972 г. на конференции ООН в Швеции “Окружающая среда и человек” индийский премьер-министр Индира Ганди сказала: “Не являются ли бедность и нищета самыми большими загрязнителями? Будет насмешкой, если борьба с загрязнением превратится в еще один бизнес, за счет которого немногие компании, корпорации или нации станут извлекать прибыль за счет многих… Среда не может быть улучшена в условия нищеты. И нищета не может быть уничтожена без использования современной науки и техники” (Gandhi, 1972).

Индия активно участвует в работах ООН по Целям устойчивого развития (ЦУР), 2015–2030 гг. Н. Моди был одним из инициаторов заключения Парижского соглашения по климату (12.12.2015), определившего объемы выбросов парниковых газов и меры по предотвращению изменения климата после 2020 г. Индия с ее преимущественно угольной энергетикой и большой зависимостью от импорта нефти придает большое значение энергетическому транзиту – переходу к возобновляемым энергетическим источникам на основе новейших технологий. Индия – инициатор создания Международного солнечного альянса, штаб-квартира которого находится в г. Гургаон близ Дели.

С 1980-х годов в Индии разрабатывались и осуществлялись (с разной степенью эффективности) секторные программы охраны окружающей среды и рационализации природопользования. Такие программы охватывали основные природные компоненты. С 1980–90-х годов действуют программы по лесной и водной политике, по предотвращению и контролю загрязнения воздуха, политики сокращения загрязнений и др. В 2006 г. была принята Национальная стратегия окружающей среды, интегрирующая основные положения ранее принятых программ, не заменяя их.

С 2014 г. Н. Моди начал проводить экологическую политику под привлекательным брендом ”Чистая Индия”. Главной задачей было объявлено превратить Индию (которую называют самым большим открытым туалетом мира) в страну, свободную от открытой дефекации (ОДФ), был выдвинут лозунг: “Туалеты раньше храмов”. На строительство одного туалета ассигновалось 12 тыс. рупий, в том числе 7.5 тыс. – за счет Центра, остальное – за счет штатов. В феврале 2019 г. было объявлено о сооружении 92 млн туалетов, все штаты и союзные территории были провозглашены свободными от ОДФ. Однако лишь 14% построенных туалетов прошли проверку использования. По этой причине Мировой банк не перечислил согласованный ранее заем Индии 1.5 млн долл. на выполнение миссии “Чистая Индия”.

Распространение туалетов заняло место абсолютного приоритета программы, заслонив другие ее составляющие, включая борьбу с мусором, отходами и жизненно важную проблему обеспечения населения чистой питьевой водой. Дефицит пресной воды – одна из острейших глобальных проблем современности. Индия занимает первое место по объему использования пресной воды и сталкивается с острой необходимостью рационализации водопользования. Концентрируя 18% населения мира, Индия имеет лишь 4% мировых ресурсов пресной воды. Она относится к числу стран, использующих свыше 80% водных ресурсов и испытывающих чрезвычайно высокую водную напряженность. Неравномерность размещения водных ресурсов в пространстве сочетается с резкой сезонной неравномерностью речного стока. Ирригация, как известно, – основа восточного земледелия. В стране, где по термическим условиям возможно круглогодичное земледелие, говорят: “Наше сельское хозяйство не столько зависит от земли, сколько от воды”. 36.7% обрабатываемых земель Индии орошается, 2/3 из них – подземными водами. Однако интенсивное использование подземных вод привело к их истощению во многих районах.

Около 70% индийских вод загрязнены. По индексу качества воды Индия занимает 120-е место из 122 стран. “Священная” Ганга – одна из самых загрязненных рек мира. Программа “Чистая Ганга”, объявленная в 2014 г., осуществляется медленно и с трудом. В стране давно разработаны проекты межбассейновой переброски вод. Их реализация требует колоссальных капиталовложений. Природопользование – преимущественная сфера компетенции правительств штатов, переговоры между ними об использовании водных ресурсов общих речных бассейнов – область весьма сложных отношений.

Необходимость в организации управления развитием в речных бассейнах подчеркивается в “Стратегии Новой Индии – 75”: “Чтобы уменьшить конфликты и достичь справедливого распределения воды, необходимо принять принцип интегрированного управления речных бассейнов. Следует ускорить создание организаций управления речных бассейнов для главных бассейнов страны” (Strategy …, 2018). Принятие соответствующего закона требует конституционных изменений, но это сталкивается с противодействием многих штатов.

При больших технологических достижениях и быстром экономическом росте Индия все сильнее сталкивается с проблемами природно-антропогенной деградации систем жизнеобеспечения. Ее потери ВВП от загрязнения воздуха составляют 5.4%. Снижение здоровья людей из-за низкого качества воды оценивается в 6.7–8.7 млрд долл. Обостряющийся водный дефицит снижает ВВП страны на 6%. Ежегодные общие потери Индии из-за деградации природно-экологического потенциала оцениваются Мировым банком в 80 млрд долл.88.

КОРОНАВИРУСНАЯ ПАНДЕМИЯ – СРОЧНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

После объявления 11 марта 2020 г. Всемирной организацией здравоохранения пандемии коронавирусной инфекции в Индии жесткий локдаун был введен 25 марта при постепенном ослаблении летом. Экономический ущерб был нанесен колоссальный – индийский ВВП сократился в 2020 г. на 7.7%. В первую очередь и особенно сильно пострадали мелкие производители, составляющие около 85% работающих в индийской промышленности. Миллионы людей были вынуждены покинуть города и вернуться в деревню.

С 16 января 2021 г. в Индии ведется вакцинация населения от COVID-19. Для вакцинации используются произведенные в Индии вакцины Covishield и Covaxin. Covishield разработана совместно с Университетом Оксфорда и фармкомпанией AstraZeneca. Covaxin разработана индийской компанией Bharat Biotech с Индийским советом медицинских исследований и Национальным институтом вирусологии. Вначале планируется вакцинировать медицинских работников (их около 30 млн), затем людей старше 60 лет и страдающих различными заболеваниями (270 млн человек). На 15 сентября 2021 г. число заражений коронавирусной инфекцией в Индии составляет 33 347 325 случаев, смертей – 443 928 человек. Меры здравоохранения в стране усиливаются, вакцинация населения постепенно распространяется, но весьма далека от массового характера: в начале сентября 2021 г. привито менее 15% населения.

В период объявленной пандемии и локдауна в Индии принимаются срочные реформы, направленные на первоочередной подъем крупных, наиболее производительных отраслей хозяйства. Реформы имеют однонаправленный характер и практически не учитывают многоукладность хозяйства, потребности срочной помощи многочисленному населению, занятому на мелких предприятиях и в сельском хозяйстве.

Индийский план на 2021 г. предусматривает V-образный рост ВВП на 9%. Для возвращения экономики на траекторию роста государство предприняло срочные меры. Одиннадцатого ноября 2020 г. была утверждена схема стимулирования производства (Production Linked Incentive – PLI scheme) – 10 ключевых секторов, имеющих значительные мощности и перспективные на мировом рынке99. Цель схемы PLI (на которую правительство ассигновало 1460 млн рупии) – стимулировать международные компании с их капиталом и передовыми технологиями создавать предприятия в Индии в качестве звеньев глобальных стоимостных цепочек. В схему включены электроника, фармацевтика, автомобилестроение и производство компонентов, телекоммуникации и сетевые продукты, химические аккумуляторные батареи, текстиль, пищевые продукты, солнечные модули, бытовая техника, специальная сталь. В заявлении правительства говорится: “Схема PLI в 10 ключевых секторах сделает индийских производителей глобально конкурентоспособными, привлечет инвестиции в области ключевых компетенций и передовых технологий, обеспечит эффективность, создаст экономику масштабов, увеличит экспорт и сделает Индию неотъемлемой частью глобальных цепочек поставок”. Ожидается, что реализация этой схемы увеличит производство обрабатывающей промышленности страны на 520 млрд долл. в ближайшие пять лет. Достижение поставленных целей зиждется на технологическом прогрессе (механизации, автоматизации, робототехники и др.) и требует повышения квалификации работников при снижении занятости. Решение проблем безработицы требует определения путей развития вне сферы PLI.

В мире и в Индии активно обсуждаются варианты экономического решения пандемического кризиса и последующего развития. На этом фоне выделяется доклад Глобального Института МакКензи “Поворотный пункт Индии. Экономическая повестка поднятия роста и занятости”. Доклад (в создании которого участвовало более десятка специалистов) был срочно подготовлен и опубликован в августе 2020 г. (India’s turning …, 2020). Постулаты, излагаемые в предисловии и подробно характеризуемые в шести главах, строятся на концепции преимуществ экономики масштабов. На основании анализа системы показателей и расчетов в докладе делаются следующие обобщения. В Индии действуют около 600 крупных корпораций и фирм с доходами, превышающими 500 млн долл. Их производительность в 11 и более раз превосходит средние индийские показатели. Чтобы использовать открывающиеся в период пандемии возможности (массовое закрытие мелких производств), число крупных индийских корпораций должно быть утроено. Доля крупного бизнеса должна подняться с 48% ВВП в 2019 г. до 70% ВВП в 2030 г. Рекомендуется упростить существующую юрисдикцию сложных отношений работодателей и работников. Подчеркивается целесообразность всемерного расширения рынка и свободной продажи земли.

Доклад, отражающий идеологию рыночного фундаментализма, утверждает верховенство экономики масштабов и корпоративно-монополистического бизнеса. Кризис рассматривается как возможность – как поворотный пункт осуществления радикальных реформ в интересах крупного бизнеса. Ничего не говорится о путях трансформации многоукладной структуры индийского хозяйства. Упор делается на срочность проведения радикальных реформ в период экономических потрясений и социальных смятений. Попытки срочного проведения радикальных экономических реформ в период пандемии, направленных на безграничность свободы рынка, дерегулирование развития и продажи земли как товара, вызвали в Индии протестные движения, невиданные по масштабам и продолжительности.

Контрастно отлична концепция развития, которую выражает Клаус Шваб, основатель и президент Всемирного экономического форума (ВЭФ), считающий, что вызванный пандемией кризис должен стать концом неолиберализма и “нерегулируемой” модели капитализма. К. Шваб подчеркивает, что необходимо учитывать не только финансовый капитал, но также социальный, природный и человеческий капитал. “Мы имеем дело с молодым поколением, которое гораздо лучше осознает негативные последствия капитализма и безудержной глобализации. Это должно быть переосмыслено… индивидуальная сила должна быть встроена в систему правил… Эту функцию должно выполнять сильное государство. Сам по себе рынок не решает проблем” (Шваб, 2020). Ни одну из проблем в глобальном масштабе, по его мнению, нельзя рассматривать изолированно, и каждая из проблем требует от всех совместной работы. Очевидна близость идей К. Шваба и Целей устойчивого развития ООН, 2030.

ПОЛОЖЕНИЕ ИНДИИ В РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ РЕЙТИНГОВ

Ежегодно публикуемые рейтинги стран по многочисленным экономическим, социальным, природно-экологическим и другим показателям – важная информационная основа для работ в области сравнительного страноведения и изучения регионального проявления тенденций географии мирового развития. Приводимая краткая таблица индексов Индии в системах рейтингов экономических, социально-экономических и природно-экологических показателей (табл. 2) свидетельствует о больших диспропорциях, с чем связаны конфликты и противоречия развития.

Таблица 2.  

Рейтинг Индии в системах экономических, социальных и природно-экологических индексов

Показатель Место (количество стран) Источник Год
Экономические индексы
Номинальный ВВП 5 (181) МВФ 2019
Благоприятные условия для бизнеса 63 (190) Мировой банк 2019
Индекс развития финансовой системы 51 (183) IMF 2019
Глобальный индекс конкурентоспособности 68 (137) ВЭФ 2019
Глобальный индекс инноваций 52 (128)   2019
Социально-экономические индексы
Среднедушевой доход 139 (187) МВФ 2019
Индекс человеческого развития 158 (188) ООН 2019
Индекс человеческого капитала 158 (195) Мировой банк 2019
Глобальный индекс голода 102 (119) Международное исследование продовольственной политики 2018
Мировой индекс счастья 122 (155) ООН 2019
Природно-экологические индексы
Использование пресной воды 1 (170) CIA World Factbook  
Выбросы углекислого газа 3 (214) ООН 2017
Качество воздуха (концентрация РМ 2.5) 82 (92) ВОЗ 2014
Индекс экологической эффективности 168 (180) Йельский университет 2020
Цели устойчивого развития 116 (157) ООН 2018

По рейтингу объема ВВП и темпам экономического роста Индия входит в число стран-лидеров. Она существенно улучшает свои позиции по индексам конкурентоспособности, инноваций, создания благоприятных условий для бизнеса. Экономический прогресс Индии сочетается с рядом социальных достижений: за годы независимости грамотность поднялась с 18 до 65%; ожидаемая продолжительность жизни выросла с 32 до 64 лет. Однако в целом положение Индии в мировом рейтинге стран по социально-экономическим показателям развития гораздо ниже, чем по экономическим индексам. Индия относится к странам с низким уровнем среднедушевого дохода и с низкими интегральными показателями человеческого развития и человеческого капитала.

Индия занимает 147 место по индексу неравенства (2019 г.). Неравенство в XXI в. усиливается. По данным Forbes, число индийских долларовых миллиардеров увеличилось с 5 в 2002 г. до 119 в 2018 г. Признано, что Индия – одна из стран самого большого неравенства в мире. “Если оценить долю богатства миллиардеров в доходе страны, Индия, вероятно, находится только позади России”(India …, 2018).

Особенно низкое положение Индия занимает в системе рейтингов природно-экологических показателей, что отражает неблагополучное состояние этой сферы. Разрывы между системами Природа, Общество, Хозяйство углубляются, это противоположно Целям устойчивого развития ООН и официально принятым в Индии целям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глобализирующаяся Индия и проблемы ее экономического и социально-экологического развития отражают особенности современного этапа и географии мирового развития. Быстрый экономический рост Индии сочетается с чертами социокультурного регресса. Деградация природно-экологических систем продолжается, усиливаются стихийные бедствия и катастрофы (Сдасюк, 2021). Анализ опыта Индии приводит к выводам общего значения.

● Научно-технологические достижения, определяющие экономический рейтинг стран, сочетаются с углублением разрывов в уровне социально-экономического положения разных слоев населения, стран и районов.

● Прогресс глобализации и технологий сочетается с элементами социально-культурного регресса.

● Коронавирусная пандемия, наиболее тяжело повлиявшая на положение мелких производителей, используется крупным капиталом Индии как возможность для ускоренного усиления своих позиций, что провоцирует социальные протесты.

● В условиях истощительного природопользования деградация природно-экологических систем продолжается. Принимаемые программы рационализации природопользования замедляют процессы деградации, но не устраняют их, что может быть достигнуто лишь при решении социально-экономических проблем развития.

● Необходимо сближение технологий производств с циклами воспроизводства природно-экологических систем. Интегральное развитие речных бассейнов – необходимая составляющая системы устойчивого природопользования.

● Достижение ЦУР ООН (гармонизация взаимодействия мегасистемы “природа–общество– хозяйство”) требует планируемой социо-эколого-экономической деятельности, основанной на технологическом прогрессе и предотвращающей риски негативных последствий.

● Громадные объемы информации эпохи четвертой промышленной революции и больших данных пока не переходят в качественные результаты. Цифровой разрыв между странами и научными дисциплинами усиливается.

● Значение междисциплинарных научных исследований возрастает. Они необходимы при определении путей перехода к устойчивому развитию.

● Географическая наука, обладающая уникальным интеграционным потенциалом, призвана играть ведущую роль при обосновании путей перехода к устойчивому развитию и реализации территориальных планов действий.

Список литературы

  1. Галищева Н.В. Перспективы экономического развития государств Южной Азии // География мирового развития. Вып. 3 / под ред. Л.М. Синцерова. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2016. С. 284–302.

  2. Маляров О.В. Независимая Индия. Эволюция социально-экономической модели и развитие экономики. В 2-х кн. Кн. 1. М.: Восточная литература, 2010. 744 с.

  3. Сдасюк Г.В. Новая Индия. География развития: достижения, проблемы, перспективы / Серия “География мирового развития”. М.: Канон-Плюс, 2021. 520 с.

  4. Шваб К. Пришло время реформировать капитализм. https://www.spot.uz/ru/2020/09/23/shvab/ (дата обращения 15.01.2021).

  5. Экономическая география мирового развития. ХХ век / под общ. ред. Ю.Г. Липеца. СПб.: Алетейя, 2003. 396 с.

  6. Gandhi I. Man and his Environment. Address at the Plenary Session of UN Conference on Human Environment at Stockholm, Sweden. 14.05.1972.

  7. India is one of the world’s most unequal countries: James Crabtree / Mint. August 25, 2018. https://www.livemint.com/Companies/FeRwRFEQJu8mKx7wcVN5FL/India-is-one-of-the-worlds-most-unequal-countries-James-Cr.html (дата обращения 15.01.2021).

  8. India. Vision 2020: The Report Government of India Planning Commission. New Delhi: Academic Foundation, 2004. 957 p.

  9. India’s turning point: An economic agenda to spur growth and jobs. McKinsey Global Institute, August 26, 2020. 160 p. https://www.mckinsey.com/featured-insights/india/indias-turning-point-an-economic-agenda-to-spur-growth-and-jobs

  10. Kaur R. Brand New Nation. Capitalist Dreams and Nationalist Designs in Twenty-First-Century India. Stanford Univ. Press, 2020. 360 p.

  11. Majid N. Structural Change and Employment in India / Int. Labour Organisation. Working Paper. № 1. 2019. 34 p.

  12. Strategy for New India @ 75. NITI Aayog, 2018. 103 p.

Дополнительные материалы отсутствуют.