Российская археология, 2023, № 2, стр. 108-120

Бронзовые вотивные предметы “рука с крестом”: экземпляр из коллекции архимандрита Антонина (Капустина)

Л. А. Голофаст *

1 Институт археологии РАН
Москва, Россия

* E-mail: larisa_golofast@mail.ru

Поступила в редакцию 03.01.2023
После доработки 03.01.2023
Принята к публикации 10.01.2023

Аннотация

В статье представлена вотивная бронзовая рука с крестом из коллекции архимандрита Антонина (Капустина), а также небольшой каталог известных автору аналогичных предметов, хранящихся в различных музеях и частных коллекциях. Изучение представленной коллекции позволяет согласиться с ранее высказанными исследователями предположениями: рассматриваемые предметы являлись вотивными приношениями в храм; на это указывают браслеты и перстни на некоторых из них, а также надписи и изображения на крестах; их использование в качестве вотивов было заимствовано христианами из языческих культов, связанных с различными ближневосточными божествами, однако в христианском контексте они означали не только просьбу о помощи и защите, но и символизировали победу христианства над язычеством, что было особенно важно в период ожесточенной борьбы между уходящими религиями и христианством; предметы либо устанавливались на специальные подставки, на которых они фиксировались с помощью гвоздей или стержней, либо насаживались на древко; ареал распространения таких рук, скорее всего, ограничивается Ближним Востоком, где, соответственно, их производили, хотя не исключено, что некоторые экземпляры были вывезены паломниками в другие регионы; бытование их не выходит за рамки ранневизантийского периода, до арабского завоевания начала VII в.; дробную хронологию составить невозможно из-за полного отсутствия информации об условиях обнаружения известных к настоящему времени экземпляров (исключение составляет лишь рука из Второго кипрского клада).

Ключевые слова: Сиро-Палестинский регион, Святая Земля, христианская археология, ранневизантийский период, коллекционирование, вотивы.

Список литературы

  1. Айбабин А.И., Хайрединова Э.А. Новые византийские пряжки из Юго-Западного Крыма // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. XI. Симферополь, 2005. С. 289–313.

  2. Банк А.В., Бессонова М.А. и др. Раннехристианское искусство II–IV веков. Искусство V–VIII веков. Искусство христианского Египта IV–VII веков // Искусство Византии в собраниях СССР: каталог выставки: в 3 т. Т. 1. М.: Советский художник, 1977.

  3. Гурулева В.В. “В Палестине скоро будет русский музей” (Музей архимандрита Антонина в Иерусалиме) // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. 30. СПб., 2007. С. 384–395.

  4. Залесская В.Н. Византийский вотивный памятник в собрании Эрмитажа и его прототипы // Палестинский сборник. Вып. 17 (80). История и филология стран Ближнего Востока в древности. М., 1967. С. 84–89.

  5. Залесская В.Н. Памятники византийского прикладного искусства IV–VII вв.: каталог коллекции. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. 272 с.

  6. Засецкая И.П. Датировка и происхождение пальчатых фибул Боспорского некрополя раннесредневекового периода // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. VI. Симферополь, 1995. С. 494–478.

  7. Ельницкий Л.А. Из истории эллинистических культов в Причерноморье (Дионис-Сабазий) // Советская археология. 1946. № 8. С. 97–112.

  8. Майзульс М., Зотов С., Антонов Д. Восковые ноги и железные глаза. Вотивные практики от Средневековья до наших дней. М.: Слово, 2022. 367 с.

  9. Милчев Ат. О культе Сабазия в Нижней Мезии и Фракии // Вестник древней истории. 1977. № 2. С. 58–76.

  10. Минчев А. Късноантични бронзови лампи с подставки от България // Добруджа. 2015. 30. С. 247–274.

  11. Чехановец Я., Беляев Л.А. Палестинский музей Антонина Капустина: состояние исследований // Византийский временник. 2019. Т. 103. С. 228–255.

  12. Barasch M. The idol in the icon: some ambiguities // Representation in Religion: Studies in Honor of Moshe Barasch / Eds. J. Assmann, A.I. Baumgarten. Leiden: Brill, 2000. P. 1–26.

  13. Berndt S. The Gand Gesture and Symbols of Sabazios // Opuscula. Annual of the Swedish Institutes at Athens and Rome. 2018. II. P. 151–168.

  14. Dirven L. Aspects of Hatrene Religion: A Note on the Statues of Kings and Nobles from Hatra // The Variety of Local Religious Life in the Near East in the Hellenistic and Roman Periods. Leiden; Boston: Brill, 2008. P. 209–246.

  15. Drijvers H.J. Une main votive en bronze, Palmyre, dédiée à Ba’alshamén // Semitica. 1977. 27. P. 105–116.

  16. Durand J., Mastoraki D., Giovannoni D. Chypre entre Byzance et l’Occident: IVe–XVIe siècle. Paris: Somogy éditions d’art, 2012. 413 p.

  17. Franςois J. Les mains en bronze romaines et chrétiennes // Desmos. 2004. 37. P. 7–14.

  18. Frazer M.E. Chandelier and hand holding cross // Age of Spirituality. Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century (Catalogue of the Exhibition at the Metropolitan Museum of Art) / Ed. K. Weitzmann. New York, 1979. P. 621–622.

  19. Gatier P.L., Bel N. Mains votives de la Phénicie romaine // Monuments et Mémoires de la Fondation Eugène Piot. 2008. V. 87. P. 69–104.

  20. Ῐglewska M. La main de Sabazios de Krasen en Bulgarie // Folia archaeologica. 2009. V. 26. P. 223–228.

  21. Kuşseven P. The Cult of Jupiter Dolichenus: Origins and Iconography: A Master’s Thesis. Department of Archaeology and Art History, Bilkent University. Ankara, 2007. 131 p.

  22. Lini G. Une collection byzantine à Genève // Genava: revue d’histoire de l’art et d’archéologie. 2015. V. 63. P. 43–50.

  23. Manière-Lévêque A.-M. L’évolution des bijoux “aristocratiques” féminins à travers les trésors proto-byzantins d’orfèvrerie // Revue Archéologique. 1997. № 1. P. 79–106.

  24. Martiniani-Reber M. Trois mains votives chrétiennes au musée d’art et d’histoire // Genava: revue d’histoire de l’art et d’archéologie. 2005. V. 53. P. 117–122.

  25. Metzger B.M. Considerations of Methodology in the Study of the Mystery Religions and Early Christianity // Harvard Theological Review. 1955. V. 48. P. 1–20.

  26. Popova R. The Road of Sabazios to the Northern Coast of the Black Sea: the Bosporan Kingdom // Thracia. 18. In memoriam Alexandri Fol. Sofia, 2009. P. 165–183.

  27. Rosenthal-Heginbottom R. The ‘Gesture of Blessing’ in the Greco-Roman East // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2016. VI. С. 75–83.

  28. Ross M.C. Byzantine Bronze Hands Holding Crosses // Archaeology. 1964. V. 17. № 2. P. 101–103.

  29. Rom und Byzanz. Archäologische Kostbarkeiten aus Bayern. Katalog zur Ausstellung der Prähistorischen Staatssammlung München 20. Oktober 1998–14. Februar 1999 / Eds. L. Wamser, G. Zahlhaas. München: Prähistorischen Staatssammlung München und Hirmer Verlag, 1998. 255 S.

  30. Seyrig H. Représentations de la main divine // Syria. 1939. V. 20. P. 189–195.

  31. Stern E.M. Roman, Byzantine and Early Medieval Glass. 10 BCE – 700 CE. Ernesto Wolf Collection. New York: Hatje Cantx, 2001. 427 p.

  32. Trckova-Flamee A. The Cult of Sabazios. The Cult of a Gallo-Roman God on a Relief from Arlon/Aarlen (Belgium)? // Anistoriton. 2010. V. 12. Essays no 2. P. 1–10.

  33. Vermaseren M. The Hands Leiden: Brill, 1983 (Corpus Cultus Iovis Sabazii; I). 48 p., LXXX pl.

  34. Vikan G. Art, Medicine, and Magic in Early Byzantium // Dumbarton Oaks Papers. 1984. Vol. 38. Symposium on Byzantine Medicine. P. 65–86.

  35. Witt J. Ex voto // Die Welt von Byzanz – Europas Östliches Erbe. Glanz, Krisen und Fortleben einer tausendjährigen Kultur / Hrsg. L. Wamser. Stuttgart: Theiss, 2004.

  36. Xanthopoulou M. Les lampes en bronze à l’époque paléochrétienne Turnhout: Brepols, 2010 (Bibliothèque de l’antiquité tardive). 320 p.

Дополнительные материалы отсутствуют.