Известия РАН. Серия географическая, 2022, T. 86, № 3, стр. 285-288

От редакторов специальной рубрики

В. А. Колосов a*, О. Б. Глезер a**, В. Н. Стрелецкий a***

a Институт географии РАН
Москва, Россия

* E-mail: kolosov@igras.ru
** E-mail: olga.glezer@yandex.ru
*** E-mail: vstreletski@mail.ru

Поступила в редакцию 10.01.2022
После доработки 10.01.2022
Принята к публикации 22.02.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

С 2022 г. журнал “Известия РАН. Серия географическая” публикует специальные тематические выпуски, посвященные актуальным проблемам географии. Предлагаемая вниманию читателей обширная специальная рубрика – это еще одна новация журнала. Подборка подготовлена к юбилейному Международному географическому конгрессу в Париже и включает семь обзорных статей. Их переводы одновременно публикуются на английском языке в № 1 за 2022 г. журнала Regional Research of Russia. Эти обстоятельства определяют жанр и принципиальные черты всех статей. Темы выбраны так, чтобы отразить направления, в которых достигнуты наиболее яркие результаты и которые специфичны для России. Авторы, а это ведущие российские специалисты в соответствующих областях, которым были заказаны статьи, старались по возможности сопоставить тематику, методические подходы и результаты исследований с мировым мейнстримом. Основное внимание уделено последнему десятилетию – периоду 2010–2021 гг., в необходимых случаях авторы обращались и к более ранним публикациям. В большинстве статей в той или иной степени затронуты особенности пространственного развития, возникшие в 2020–2021 гг. вследствие пандемии COVID-19.

Ключевые слова: регионы России, пространственная неравномерность, города и городские агломерации, миграция и мобильность населения, культурная география, геополитические исследования, экологическая ситуация

Международный географический союз (МГС) – единственная глобальная организация, объединяющая географов из более чем 100 стран: ученых, преподавателей, практиков. Это одна из старейших академических ассоциаций в мире. В июле 2022 г. МГС торжественно отметит свое столетие на юбилейном Международном географическом конгрессе в Париже. Однако фактически история МГС насчитывает более ста лет. Его формальному учреждению в Брюсселе под эгидой Международного совета по науке предшествовали десять Международных географических конгрессов, первый из которых состоялся еще в 1871 г. в Антверпене.

По традиции Международные географические конгрессы, которые проводятся каждые четыре года, служат поводом для национальных географических сообществ оглянуться назад и оценить достижения отечественной географической школы, сверить темпы и направления ее развития с мировыми трендами. Юбилейный конгресс – это особо значимый стимул подвести итоги и наметить пути расширения фронта и глубины географических исследований, укрепить международное научное сотрудничество.

Сложилась традиция издания ведущими национальными комитетами МГС к каждому Международному географическому конгрессу сборников, представляющих наиболее заметные и интересные для международного научного сообщества результаты исследований по отдельным дисциплинам и проблемам. Хотя в связи с развитием новых средств научной коммуникации эта традиция соблюдается теперь несколько реже, советский, а затем российский национальные комитеты МГС стремились представить на каждом конгрессе основные достижения последних лет. Так, перед 33-м Международным географическим конгрессом в Пекине был издан сборник “Социально-экономическая география в России”11 на русском и английском языках, в котором ведущие специалисты в разных субдисциплинах общественной географии попытались дать системное представление об их становлении и современном состоянии.

Уже более десяти лет журнал Regional Research of Russia (https://www.springer.com/journal/13393), издаваемый на английском языке, выполняет важную коммуникационную миссию – знакомить зарубежную читательскую аудиторию с лучшими работами по общественной географии, региональной экономике и социологии, пространственному планированию, региональной политике, исследованиям городов и сельской местности России и ее регионов, других стран бывшего СССР. Большинство статей отбираются редколлегией из новейших публикаций российских журналов, в первую очередь “Известий Российской академии наук. Серия географическая”. Опыт журнала ярко показывает, какую роль играют язык и национальные особенности презентации исследований в научной коммуникации. С ними связаны не только научные категории и терминология (часто содержание даже одних и тех же, на первый взгляд, терминов разное), но и структура статьи, и теоретический бэкграунд, и сама тематика. Особенно это касается географии как региональной науки: даже отвечающая высоким требованиям статья по какой-либо территории или городу лишь тогда может представлять для зарубежной аудитории интерес, когда в ней четко выявлены общие и специфические проблемы.

Семь обзорных статей, подготовленных к юбилейному Международному географическому конгрессу в Париже22, выходят одновременно в двух журналах на двух языках. Реализовать задуманное стало возможным благодаря тому, что редколлегии “Известий Российской академии наук. Серия географическая” и Regional Research of Russia приняли решение с 2022 г. публиковать специальные выпуски, посвященные актуальным проблемам географии в первом случае и общественной географии, региональной экономики и социологии – во втором. Предлагаемая вниманию читателей специальная рубрика в данном номере – это дальнейшее развитие идеи, позволяющее гибко и оперативно встраивать тематические подборки в традиционную структуру журнала.

Мы решили отказаться от обзора состояния всех или большинства отраслей общественной географии, как это было сделано перед конгрессом в Пекине (для этого потребовалось бы написать целую книгу), и сосредоточиться на направлениях, в которых достигнуты наиболее яркие результаты и которые специфичные для России, стараясь, по возможности, сопоставить их с мировым мейнстримом. Было также решено отказаться от попыток представить обзор исследований за весь постсоветский период. Такое искушение возникло, в частности, в связи с тридцатилетием распада СССР, которое вызвало в 2021 г. большой поток публикаций в российской научной печати и средствах массовой информации. Однако это потребовало бы специального исследовательского проекта. В статьях спецрубрики основное внимание уделено последнему десятилетию – периоду 2010–2021 гг., что, конечно, не исключало обращения в необходимых случаях и к более ранним публикациям. Обзоры были заказаны ведущим российским специалистам в соответствующих областях.

Специальный выпуск открывает статья Т.Г. Нефедовой, А.И. Трейвиша и А.В. Шелудкова, посвященная феномену пространственной неравномерности развития в России. Неравномерность развития разных частей страны, глубокие территориальные диспропорции, социально-экономические, этнокультурные и иные контрасты между ее регионами – ключевые характеристики российского социально-географического пространства. С одной стороны, как показано в статье, пространственное неравенство выступает важным драйвером социально-экономического развития России. Концентрация населения и хозяйственной деятельности в ключевых, передовых регионах и важнейших городских центрах жизненно необходима стране; в международном разделении труда такая концентрация способствует повышению конкурентоспособности национальной экономики, укреплению ее позиций на мировых рынках. Но, с другой стороны, поляризация сужает пространство социально-экономического развития, оставляя мало шансов другим территориям страны.

В статье Е.В. Антонова, Н.К. Куричева и А.И. Трейвиша рассматриваются тенденции последнего десятилетия в развитии и изучении городской системы России, ее крупнейших агломераций, особенно Московской. Авторами выявлены особенности сети городов страны на мировом фоне, проанализированы и обобщены важнейшие сдвиги в системе городского расселения. Отмечается продолжающийся процесс концентрации населения в крупнейших городах и городских агломерациях России при деградации нижних уровней городской системы – малых городов и поселков городского типа. Особое внимание уделяется интерпретации факторов изменений в национальной сети крупнейших городских агломераций. В статье показано, что демографический ресурс роста менее крупных агломераций, по сравнению с Московской и Санкт-Петербургской, сокращается; они растут медленнее или даже теряют население. Ключевым фактором развития агломераций становится миграция; нарастающая поляризация состояния рынка труда между центрами агломераций, их внешними поясами и внеагломерационной периферией порождает масштабные возвратные трудовые и постоянные миграции. На этом фоне резко выделяется Московская городская агломерация, постепенно консолидирующая ядро формирующегося Центрально-Русского мегалополиса.

Предмет исследования в статье А.Г. Махровой, Р.А. Бабкина, П.Л. Кириллова, А.В. Стариковой и А.В. Шелудкова – возвратная мобильность и пульсации населения в пространстве постсоветской России. Отметим, что отечественная практика изучения различных видов возвратной мобильности населения находится в русле приоритетных направлений исследований пространственно-временной динамики населения, развивающихся в настоящее время за рубежом. Вместе с тем в России данные процессы имеют и свою специфику. В частности, большое значение для нашей страны имеют исследования дачных миграций и отходничества. В статье оцениваются масштабы распространения разных видов мобильности населения по территории России, детально рассматриваются их интенсивность, ритмические закономерности и важнейшие факторы. Авторами показан большой научный потенциал использования методов анализа пульсаций населения применительно к пространственно-временной изменчивости систем расселения.

Миграционной проблематике посвящена и следующая статья спецвыпуска, написанная Л.Б. Карачуриной, Н.В. Мкртчяном и М.С. Савоскул. Авторами анализируется развитие исследований миграции населения в социальной географии России за последнее десятилетие, проведен детальный обзор и анализ публикаций по данной тематике в ведущих географических журналах, научных монографий, а также диссертационных исследований по географии миграций. Особое внимание уделено возможностям изучения внутренней миграции населения России с использованием новых данных. Авторы отмечают, что после 2010 г. значительно вырос интерес российских географов к изучению миграций в зарубежных странах, а также к исследованию процессов расселения мигрантов на внутригородском уровне. Подчеркивается, что детализация информационной базы данных о миграции ныне позволяют проводить исследования на уровне муниципальных образований. Появление принципиально новых источников информации позволяет изучать временные циклы пространственной мобильности населения, например, на основе данных мобильных сетей сотовых операторов, данных социальных сетей и др.

В статье В.Н. Стрелецкого и С.А. Горохова сопоставляются современные тенденции развития российской культурной географии с новейшими мировыми трендами эволюции этой географической науки. В отличие от стран Запада, в России на протяжении многих десятилетий XX в. (в советскую эпоху) культурная география развивалась слабо и медленно, ее возрождение и быстрое развитие началось только с конца ХХ столетия. В статье показано, что географическая и этнокультурная специфика России находит прямое отражение в характере и особенностях развития российской культурной географии начала XXI в. Особенно значимо культурно-ландшафтное исследовательское направление. Этническая география, в советский период развивавшаяся как часть географии населения, постепенно трансформируется в этнокультурную. Большое внимание уделяется соотношению этнической и региональной идентичности в полиэтничных регионах, этнокультурным аспектам географии природопользования, культурной географии коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока. Конфессиональная география – для России новое направление культурной географии, приобретшее большую актуальность в постсоветский период в условиях возрождения религиозной жизни в стране, отличающейся исключительной сложностью и мозаичностью конфессионального состава населения. Новейшим полюсом роста стали также исследования территориальной идентичности.

В статье В.А. Колосова, М.В. Зотовой и Н.Л. Турова подчеркивается, что геополитика в России по-прежнему переживает бум: число публикаций постоянно растет, но географы составляют среди авторов очень небольшую, хотя весьма заметную часть. В географической литературе по геополитике альтернативой абсолютно доминирующим неоклассическим подходам в последнее десятилетие стала критическая геополитика. В этой парадигме выполнен ряд исследовательских проектов, появились и теоретические работы. Значительный поток публикаций, особенно после начала кризиса на Украине и ухудшения отношений между Россией и западными странами, посвящен “повороту на восток” в российской политике и концепции “Большой Евразии”. Эта концепция обосновывает формирование “пространства свободной торговли, развития, мира и безопасности, условий для суверенного развития всех входящих в него стран, культур и цивилизаций” от Владивостока или Шанхая до Лиссабона. В российской политической географии растущее направление – исследование границ (border studies). Их тематика и подходы в основных чертах сходны с исследованиями европейских ученых. На стыке политической и физической географии и других наук возникли исследования путей устойчивого развития и управления трансграничными природными объектами. Темой немалого числа публикаций стало формирование международных регионов разного уровня (регионализация). В России, рядом с которой расположены шесть непризнанных (частично признанных) государств, многие из которых существуют уже более трех десятилетий, актуальными остаются проблемы территориальных конфликтов.

Завершает специальный выпуск статья В.Р. Битюковой, в которой рассматриваются экологические последствия трансформации отраслевой структуры хозяйства регионов и городов России в постсоветский период. Автором выявлены факторы и пространственно-временные закономерности в динамике и структурных характеристиках экологической ситуации в периоды кризисов и роста экономики. Показано постепенное ослабление роли промышленной специализации в формировании экологической обстановки, упрощение структуры видов антропогенного воздействия на природную среду внутри российских регионов. Как отмечает автор, тренды изменения экологической ситуации в регионах страны, в целом, более сглаженные, нежели в городах. Чем более диверсифицирована экономика региона, тем меньше диапазон колебания комплексного индекса антропогенного воздействия; чем более развито в регионе крупногородское расселение, тем сложнее и разнообразнее факторы его экологической ситуации.

Дополнительные материалы отсутствуют.