Известия РАН. Серия географическая, 2021, T. 85, № 1, стр. 156-160

Сергей Борисович Шлихтер (1931–2010) и его вклад в географию мировой транспортной системы

С. А. Тархов *

Институт географии РАН
Москва, Россия

* E-mail: tram.tarkhov@gmail.com

Поступила в редакцию 15.05.2020
После доработки 02.10.2020
Принята к публикации 30.10.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

Биографический очерк известного советского и российского экономико-географа С.Б. Шлихтера, проработавшего около 30 лет в Институте географии РАН. Он родился в Москве в 1931 г. и закончил Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова в 1954 г. Был известным специалистом по географии транспорта, географии инфраструктуры, экономической географии Мирового океана, проблемам экономической интеграции стран Европы. Первые 20 лет своей трудовой и научной жизни он провел в Институте комплексных транспортных проблем при Госплане СССР, где занимался изучением особенностей размещения и функционирования транспортных систем зарубежных стран. Умер в Мюнхене в 2010 г. В статье приведен почти полный список научных трудов С.Б. Шлихтера.

Ключевые слова: Сергей Борисович Шлихтер, география транспорта, география инфраструктуры, география Мирового океана, история экономической географии

Двадцать первого февраля 2021 г. исполняется 90 лет со дня рождения Сергея Борисовича Шлихтера (рис. 1), известного в нашей стране экономико-географа, проработавшего в Институте географии РАН почти 30 лет (1979–2007 гг.).

Рис. 1.

Сергей Борисович Шлихтер на полевой практике в Красновидово, 1950 г. Из коллекции Н.А. Шполянской.

С.Б. Шлихтер – внук известного революционера ленинской эпохи Александра Григорьевича Шлихтера (1868–1940), ставшего в советское время партийным деятелем Украинской ССР и занимавшего в 1931–1938 гг. пост вице-президента Академии наук УССР. Отец Сергея Борисовича – Борис Александрович (1904–1973) – был историком и работал в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина.

С.Б. Шлихтер в 1949 г. поступил на кафедру экономической географии капиталистических стран географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, которую закончил с отличием в 1954 г. (рис. 2). С детства он владел немецким языком. Курсовые и дипломную работы по Берлину и Западной Германии, а также первую свою научную статью – рецензию на книгу о Йене – он писал под руководством замечательного советского экономико-географа Исаака Моисеевича Маергойза (1908–1975).

Рис. 2.

Встреча однокурсников после 30-летия окончания МГУ в 1984 г. Вверху (слева направо): Сергей Борисович Шлихтер, Лариса Викторовна Мухина, Константин Сергеевич Тарасов, Юлий Григорьевич Липец; внизу: Нелла Александровна Шполянская, Галина Васильевна Сдасюк, Инга Вениаминовна Люлькина (Канцебовская), Ал-ла Александровна Добровольская (Шитикова). Из коллекции Н.А. Шполянской.

По окончании МГУ С.Б. Шлихтера распределили на работу во Всесоюзный институт научной и технической информации (ВИНИТИ); некоторое время он работал также в Институте земного магнетизма АН СССР, затем в Институте экономики АН СССР. В 1956 г. выдающийся экономико-географ, крупнейший специалист в области географии транспорта Леонид Исаакович Василевский (1904–1984) взял его на работу в только что созданный Институт комплексных транспортных проблем (ИКТП) АН СССР (с 1962 г. этот институт стал подчиняться Госплану СССР); в секторе экономики зарубежного транспорта ИКТП Сергей Борисович проработал до 1979 г., т.е. 23 года.

В стенах этого института он обучался в аспирантуре, под руководством Л.И. Василевского им была написана и защищена в 1965 г. на географическом факультете МГУ кандидатская диссертация “География нефтяного трубопроводного транспорта США” [5]. В этом объемистом труде (307 страниц, 192 источника, 8 карт, сделанных на фотографиях или вычерченных цветной тушью) он тщательно проанализировал особенности размещения одной из самых сложных в мире территориальных систем трубопроводного транспорта. Диссертация состоит из четырех глав: 1. Особенности размещения нефтяного трубопроводного транспорта капиталистических стран и география перевозок нефтегрузов; 2. Основные предпосылки размещения трубопроводного транспорта США; 3. Место нефтяных трубопроводов в транспортной системе США; 4. Территориальная структура нефтяного трубопроводного транспорта США. Большую помощь С.Б. Шлихтеру в работе над диссертацией оказал его учитель И.М. Маергойз.

В 1967 г. Сергей Борисович был приглашен в Уганду, где работал до 1971 г. в качестве эксперта в министерстве планирования и экономического развития. В Уганде он собрал обширный фактический географический материал и по возвращении в Москву написал вместе с Н.Н. Чижовым (который перед этим выпустил свою страноведческую монографию о Танзании) книгу об этой стране. Позже он принимал участие в написании статьи о транспорте всего континента и составлении карт по транспорту и хозяйству в энциклопедическом справочнике “Африка” (2-е издание).

За время работы в секторе экономики зарубежного транспорта ИКТП С.Б. Шлихтер в соавторстве с Л.И. Василевским и другими сотрудниками написал немало книг по транспорту США и Западной Европы, множество статей по транспорту зарубежного мира [1, 3 и др.]. Ряд статей он публиковал и в географических изданиях. Сектор экономики зарубежного транспорта возглавлял Л.И. Василевский, который, хотя и не имел никакой ученой степени, но был главным специалистом в стране по географии транспорта зарубежного мира. Этот сектор почти ежегодно готовил обзоры и новые книги по транспорту каких-либо частей света и стран (Западная Европа, США), либо специальные выпуски Трудов ИКТП по зарубежному транспорту.

Поскольку главным иностранным языком у Сергея Борисовича был немецкий, то, работая внештатным сотрудником в реферативном журнале “География” в ВИНИТИ, он писал много рефератов немецкоязычных статей, но также владел в совершенстве и английским языком. Благодаря своей многолетней работе в этом информационно-аналитическом институте С.Б. Шлихтер стал референтом самого высокого класса. В 1979 г. Сергей Борисович перешел из ИКТП при Госплане СССР на работу в Институт географии АН СССР – первоначально в лабораторию географии зарубежных стран, которую возглавлял тогда Я.Г. Машбиц (1928–1997).

В конце 1970-х и в начале 1980-х годов Сергей Борисович увлекся новым научным направлением – географией Мирового океана и морских побережий. По этому сюжету им было написано много статей; он участвовал в подготовке коллективных монографий, а также редактировал одну из капитальных книг по этой теме. Также С.Б. Шлихтер участвовал в составлении нескольких карт по транспорту мира, в чем ему помогали экономико-картографы З.В. Самойленко и Е.А. Прохорова.

Когда Л.И. Василевский серьезно заболел, курс “География транспорта мира”, который читался им на географическом факультете МГУ с начала 1950-х годов, решением В.В. Вольского (1921–1999 гг.), возглавлявшего тогда на факультете кафедру экономической и политической географии капиталистических и развивающихся стран, был передан в 1984 г. Сергею Борисовичу. Он читал его ежегодно весной в МГУ вплоть до начала 2000-х годов, даже уже после отъезда в Германию (для этого он приезжал на 2–3 недели из Мюнхена в Москву и прочитывал его за этот короткий отрезок времени). В середине 1990-х годов С.Б. Шлихтер написал учебное пособие по данному курсу [4], которое было напечатано издательством Московского университета большим тиражом.

В первой половине 1980-х годов важным объектом экономико-географических исследований в СССР стала производственная инфраструктура. Сергей Борисович написал несколько статей на эту тему, стал главным специалистом в нашей стране по географии инфраструктуры, участвовал в нескольких симпозиумах и конференциях по экономике производственной инфраструктуры.

В 1986 г. С.Б. Шлихтер перевелся в отдел географии мирового хозяйства (ныне лаборатория географии мирового развития ИГ РАН), который возглавлял В.М. Гохман, а после кончины последнего – Э.Б. Алаев и (с 1988 г.) Ю.Г. Липец. В 1990 г. Сергей Борисович по материалам ВИНИТИ написал книгу-обзор рефератов РЖ “География” о транспорте зарубежного мира [6], которая стала основой его докторской диссертации.

К этому времени были сделаны большие послабления в процедуре защиты этого вида диссертаций, в том числе было разрешено защищать диссертации по совокупности научных работ в виде автореферата (так защитили свои докторские диссертации Ю.Г. Липец и Б.Н. Зимин). Однако Сергею Борисовичу этого не разрешили, и ему все-таки пришлось писать полноценный текст диссертации. Кроме А.П. Горкина (р. 1936 г.) оппонентами работы были Г.А. Агранат (1919–2007) и А.П. Алхименко (1933–2012), ленинградец, занимавшийся сначала военно-морской географией, а позже – географией Мирового океана и работавший в 1973–1994 гг. в Военно-морской академии, а в 2000-е годы – в Институте озероведения РАН. Все три оппонента были докторами географических наук. Диссертация С.Б. Шлихтера состояла из четырех частей, две из которых делились на несколько глав: I. Вопросы теории (Глава 1: Транспорт как отрасль производственной инфраструктуры: проблемы взаимодействия с территориальной структурой хозяйства); II. Транспорт в системе глобальных проблем (Глава 2: Основные факторы пост-индустриального развития и адаптивности мирохозяйственных процессов; Глава 3: Транспорт и функционирование мирового капиталистического хозяйства как глобальная проблема; Глава 4: Проблемы и тенденции транспортного освоения Мирового океана); III. Региональные типы взаимодействия транспорта и хозяйственных структур (Глава 5: Транспорт и региональная экономическая интеграция; Глава 6: Транспорт в территориальной системе США; Глава 7: Развивающиеся страны – транспорт и преодоление слаборазвитости и усеченности территориальной структуры хозяйства); IV. Вопросы транспортной картографии (Глава 8: Проблемы картографирования транспортно-географического процесса).

В самом конце 1980-х и в первой половине 1990-х годов Сергей Борисович часто ездил на научные конференции в Европу и Азию. Он в это время занимался изучением влияния контейнеризации морских портов на сдвиги в их размещении и функциональной реструктуризации портового хозяйства. Благодаря этим конференциям С.Б. Шлихтер стал известен среди специалистов по экономике транспорта во многих странах Европы, а позже и Азии (он побывал в Японии и Китае).

В 1992–1994 гг. на базе Института географии РАН по инициативе В.А. Шупера было создано подразделение Российского открытого университета. И мы вместе с Сергеем Борисовичем читали несколько лекций студентам, а в 1994 г. написали совместный небольшой учебник по географии транспорта, который вышел из печати, но ныне является раритетом [2].

В конце 1990-х годов Сергей Борисович вместе с женой переехал на постоянное место жительство в Мюнхен, где жила их дочь. Проживая в Германии, он участвовал в работе комиссии по географии мирового океана Международного географического союза, был знаком со многими ведущими зарубежными учеными-географами.

С 2003 по 2007 г. Сергей Борисович работал в лаборатории географии мирового развития Института географии РАН уже не штатным сотрудником, а в качестве научного консультанта. Он скончался в Мюнхене 15 марта 2010 г.

Сергей Борисович Шлихтер оставил заметный след в отечественной географии транспорта, географии Мирового океана, географии инфраструктуры и географии мирового хозяйства. Он автор 15 книг и многих статей, в том числе 14 (включая статьи с соавторами) в журнале “Известия РАН. Серия географическая”.

С.Б. Шлихтер впервые установил закономерности размещения трубопроводных транспортных систем (на примере самой сложной из них по своей структуре и размерам), которые до него с географической точки зрения не изучались. Вместе с Леонидом Исааковичем Василевским он разработал географическую методику анализа транспортных систем больших стран и макрорегионов, чего также никто из географов до этого не делал. Сам С.Б. Шлихтер детализировал ее, описывая транспортную систему Уганды в своей страноведческой монографии по этой стране.

Сергей Борисович был лидером среди советских географов, изучавших проблемы размещения производственной инфраструктуры и особенности функционирования региональных и страновых систем инфраструктуры. Его исследования и публикации являются краеугольным камнем отечественной географии инфраструктуры.

Он выявил основные тенденции развития мировой транспортной системы в конце ХХ в. В их ряду: увеличение подвижности населения; ускорение транспортного процесса; усиление специализации сетей универсальных видов транспорта; повышение уровня надежности транспортных связей путем дублирования транспортных потоков и магистралей; формирование транспортных полимагистралей в Европе, Северной Америке, странах Восточной Азии; контейнеризация – универсальное средство осуществления взаимодействия разных видов транспорта на любой территории; повышение качества транспортного обслуживания территории и населения, происходящее за счет увеличения протяженности электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, дублирования транспортных коммуникаций мирового значения, в том числе прокладки автомагистралей параллельно другим путям сообщения.

Эти важнейшие научные результаты, полученные Сергеем Борисовичем, стали важными элементами теоретических основ отечественной географии транспорта.

В списке литературы к данной статье указаны только самые главные научные труды Сергея Борисовича, а также единственная статья о нем в книге, посвященной 90-летию Института географии РАН [7]. Полная библиография его научных трудов, составленная автором этих строк, приводится в хронологическом порядке (прил. 1_ДМ; дополнительные материалы доступны для данной статьи по DOI 10.31857/S2587556621010155).

Список литературы

  1. Василевский Л.И., Шлихтер С.Б. Новейшие тенденции развития транспортной системы капиталистических стран. Сопоставительный анализ // Тр. Института комплексных транспортных проблем при Госплане СССР. 1974. Вып. 45. С. 15–52.

  2. Тархов С.А., Шлихтер С.Б. География транспортных систем: Курс лекций. М.: РОУ, ИГ РАН, 1995. 148 с.

  3. Транспорт США: Технико-экономический анализ / под общ. ред. Л.И. Василевского и С.Б. Шлихтера. М.: Транспорт, 1976. 248 с.

  4. Шлихтер С.Б. География мировой транспортной системы. Взаимодействие транспорта и территориальных систем хозяйства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. 103 с.

  5. Шлихтер С.Б. География нефтяного трубопроводного транспорта США: Дис. … канд. геогр. наук. М.: ИКТП при Госплане СССР, 1965. 307 с.

  6. Шлихтер С.Б. Транспортные системы в территориальной структуре капиталистического хозяйства // Итоги науки и техники. Сер. География зарубежных стран. Т. 17 / под ред. В.Ф. Худолея. М.: ВИНИТИ, 1990. 195 с.

  7. Шлихтер Сергей Борисович // Институт географии Российской академии наук и его люди. М.: Наука, 2008. С. 332–333.

Дополнительные материалы

скачать ESM.docx
Библиография трудов С.Б. Шлихтера