Вестник Военного инновационного технополиса «ЭРА», 2023, T. 4, № 4, стр. 406-412
Разработка объективной модели оценки профессионально важного качества “смелость, решительность, мужество” у военнослужащих по призыву
Е. С. Щелканова 1, *, И. М. Гудимов 1, М. Р. Назарова 1
1 Военный инновационный технополис “ЭРА”
Анапа, Россия
* E-mail: era_otd6@mil.ru
Поступила в редакцию 20.11.2023
После доработки 20.11.2023
Принята к публикации 26.11.2023
Аннотация
Рассмотрена проблема объективизации диагностики профессионально важного качества (ПВК) “смелость, решительность, мужество” как одного из наиболее важных эмоционально-волевых качеств военнослужащих. На примере военнослужащих по призыву (n = 33) показана возможность диагностики ПВК с помощью метода когнитивных вызванных потенциалов в парадигме задачи Go/NoGo (Go/NoGo Task) и задачи Струпа (Stroop Task). Установлены достоверные различия в компонентах когнитивных вызванных потенциалов у лиц с различным уровнем развития смелости. Лица с низким уровнем развития ПВК “смелость” имеют более высокие значения латентности компонентов когнитивных вызванных потенциалов, что говорит о большем времени реакции в процессе восприятия стимула, а также в фазу принятия решения. Построена математическая модель, позволяющая с точностью 100% определять принадлежность военнослужащего к одной из трех групп: высокий, средний и низкий уровень смелости. Полученные результаты могут быть положены в основу создания новой объективной концепции диагностики ПВК при прохождении профессионального психологического отбора либо подбора военнослужащих.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время решение проблем, связанных с профессиональным психологическим отбором, является одним из основных мероприятий по повышению уровня боевой готовности войск [1]. Выполнение боевой задачи зависит не только от физической и психологической готовности военнослужащего, но и от степени развития его общих и специальных профессионально важных качеств.
В связи с модернизацией существующей системы организации и методического обеспечения профессионального психологического отбора военнослужащих [2] особую актуальность приобретает разработка новых объективных методов оценки профессионально важного качества (ПВК), которые бы носили характер не субъективных самооценок, а также достоверно отражали личностные и социальные характеристики военнослужащего [3–5].
Одним из наиболее важных ПВК для военнослужащих любого класса воинских должностей является качество “смелость, решительность, мужество” (далее – смелость). Существует несколько трактовок этого понятия. Смелость – волевое качество, характеризующее способность военнослужащего выполнять все разновидности своей профессиональной деятельности и в большей степени трудновыполнимые задачи, результат которых не всегда представляется завершаемым [6]. Смелость – умение преодолевать растерянность и страх даже при трезвом осознании возможных опасностей [7]. Таким образом, смелость – это психологическое состояние, характеризующееся способностью при возникновении опасности противостоять страху и идти на оправданный риск ради достижения цели.
Если рассматривать качество “смелость” в рамках концепции исследовательских критериев доменов RDoC (Research Domain Criteria) [8], то оно является частью трех доменов: “положительной валентности”, “отрицательной валентности” и “когнитивные системы”, а также состоит из следующих конструктов: импульсивность, когнитивный контроль и реагирование на фрустрирующее лишение награды. Поэтому выбор методов объективной диагностики ПВК должен рассматриваться через призму оценки отдельных его конструктов, где ключевую роль будут играть функции селективного внимания и когнитивного контроля.
Одним из перспективных методов объективизации диагностики психических функций является метод когнитивных вызванных потенциалов (КВП), позволяющий получить нейрофизиологические параметры, характеризующие процессы, связанные с произвольным вниманием, опознанием и принятием решения [3].
Вызванные потенциалы – визуализация биоэлектрической реакции нейронов в ответ на внешний – экзогенный (зрительный, слуховой, соматосенсорный) или внутренний – эндогенный (выполнение когнитивных задач, связанных с ожиданием, опознанием, принятием решения и инициацией двигательного ответа) стимул. КВП отражают процессы возникновения произвольного внимания, ориентировочной реакции, возрастания неопределенности ожидаемой ситуации, опознания и принятия решения, а также связаны с процессами обучения и функционирования рабочей и долговременной памяти [3]. Получение вызванных потенциалов реализуется с помощью различных исследовательских парадигм, разработанных для изучения реакций мозга в ответ на стимулы или действия, среди которых самыми распространенными являются условное негативное отклонение (CNV), негативность рассогласования (MMN), Oddball и др. Для изучения ПВК “смелость” наиболее подходят исследовательские парадигмы “Go/NoGo” и задача Струпа, направленные на исследование селективного внимания и когнитивного контроля.
Цель исследования – разработка объективной модели оценки профессионально важного качества “смелость, решительность, мужество” у военнослужащих по призыву.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Объект исследования – военнослужащие по призыву (n = 33, средний возраст 24.2 ± 0.8 г.). Критерии включения в исследование – наличие письменного согласия испытуемого об участии в исследовании; критерии исключения – отсутствие письменного согласия испытуемого об участии в исследовании, выраженное состояние болезни (озноб, высокая температура и т.д.).
Формирование групп военнослужащих с различным уровнем развития ПВК “смелость” проводили на основании совокупных данных, полученных в результате проведения психодиагностических методик: “Готовность к риску” (“RSK Шуберта”) [9]; “Исследование волевых качеств личности” Н.Е. Стамбуловой [10, 11]; “Шкала: робость, стеснительность” [11], а также после беседы с клиническим психологом.
Регистрацию электроэнцефалографических данных осуществляли с помощью электроэнцефалографа-регистратора “Энцефалан-ЭЭГР-19/26” и программно-методического обеспечения “Энцефалан-ВП” (“Медиком МТД”, г. Таганрог) [12]. В процессе регистрации использовали следующие настройки: параметры фильтров высокой и низкой частоты 0.5 и 30 Гц соответственно, также использовался режекторный фильтр на 50 Гц.
Для регистрации КВП использовали нейрокогнитивный зрительный двустимульный тест в парадигме Go/NoGo на селективное внимание [13]. Зрительные стимулы предъявляли на мониторе компьютера парами в случайном порядке с одинаковой вероятностью. Во время тестирования последовательно предъявляли два квадрата, расположенных сверху, или сначала предъявляли квадрат, расположенный сверху, а потом – расположенный снизу. Время предъявления стимулов – 200 мс, интервал между стимулами в паре – 900 мс, интервал между парами стимулов – 2400 мс. Задача испытуемого – нажать левую кнопку отметчика событий в ответ на предъявление пары стимулов, в которой последовательно предъявляли два маленьких квадрата, расположенных сверху, и игнорировать остальные пары стимулов.
Оценку исполнительных функций (контроль, планирование и т.д.) проводили с помощью методики “Задача Струпа” (Stroop Task) [14]. Сценарий обеспечивает предъявление четырех типов стимулов: конгруэнтные, когда цвет и слово совпадают, и неконгруэнтный, когда цвет букв, которым написано слово, не совпадает со смыслом написанного слова. Длительность предъявления каждого слова – 200 мс. Стимулы предъявляли в случайном порядке. Задача испытуемого – нажимать левую кнопку отметчика на конгруэнтные стимулы, игнорируя неконгруэнтные.
Для построения математической модели использовали общие амплитудные и временные параметры (АВП) компонентов КВП: амплитуду (мкВ) и латентность (мс) в каждом из отведений. Монтаж электродов осуществляли согласно международной схеме установки электродов по системе 10 × 10 (рис. 1). Референтные электроды располагали на мочках ушей, а заземляющий – на верхней части лба. Сопротивление электродов не превышало 5 кОм.
Рис. 1.
Схема монтажа электродов при проведении обследований согласно международной схеме установки электродов по системе 10 × 10.

При обработке результатов исследования применяли методы описательной статистики, оценку различий трех групп военнослужащих проводили с помощью рангового дисперсионного анализа Краскела–Уоллиса и медианного теста, критической величиной уровня значимости считали 0.05. Для решения задач классификации применяли дискриминантный анализ (вперед пошагово с включением при F-enter = 2.0, F-remove = 1.9 и p < 0.05). Математическую обработку данных осуществляли с помощью пакета программ ST-ATISTICA v.10.0.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В результате обработки психодиагностических анкет и беседы с клиническим психологом среди испытуемых были сформированы три группы: группа 0 (n = 4 (12%) – низкий уровень смелости), группа 1 (n = 23 (70%) – средний уровень смелости), группа 2 (n = 6 (18%) – высокий уровень смелости).
Анализ данных описательной статистики компонентов КВП в различных отведениях показал, что по амплитудным характеристикам достоверных различий между группами нет, но есть различия между группами 0 и 1 на уровне выраженной тенденции по компонентам, характеризующим фазу восприятия стимулов: N1 (Fz-A1, Go/NoGo, H = = 6.47 p = 0.039), N2 (Cz-A2, Stroop, H = 5.93, p = 0.052), а также различия между группой 1 и 2 по компоненту N1 (Pz-A1, Stroop, H = 5.96 p = 0.051).
Анализ латентности КВП показал достоверные различия между группами 0 и 1 среди следующих компонентов: N2 (Fz-A1, Go/NoGo, H = 6.34, p = 0.042), P3 (Fz-A1, Go/NoGo, H = 7.15, p = 0.028), N3 (Fz-A1, Go/NoGo, H = 6.17, p = 0.046), P4 (Fz-A1, Go/NoGo, H = 7.08, p = 0.029), N4 (Fz-A1, Go/NoGo, H = 9.66, p = 0.008), P4 (Fz-A1, Stroop, H = 6.95, p = 0.031), N4 (Fz-A1, Stroop, H = 9.45, p = 0.009), а также между группами 1 и 2 по компоненту N4 (Pz‑A1, Stroop, H = 5.92, p = 0.052). Статистически значимые различия между группами 0 и 1 наблюдаются в области префронтальной коры головного мозга (соответствуют полям 8, 9 по карте полей Бродмана). Эта область мозга вовлечена в планирование сложного когнитивного поведения, проявления личности, принятие решений и регулирование социального поведения [15], тогда как различия между группами 1 и 2 соответствуют полям 5 и 7 по карте полей Бродмана. В полях 5 и 7 происходит анализ и обработка поступившей в постцентральную извилину информации как о глубокой, так и поверхностной чувствительности [16]. Статистически достоверные различия латентности среди более поздних компонентов КВП обусловлены включением ассоциативных зон коры больших полушарий. Так, волна N4 связана с общими семантическими процессами и показывает обработку, формирование и структурирование информации вообще (в том числе слуховой). Она характеризуется как негативное отклонение, топологически распространяющееся над центрально-теменными зонами скальпа. Отметим, что при относительной стабильности латентных периодов ранних компонентов более поздние компоненты характеризуются значительным внутрииндивидуальным разбросом величин своих латентных периодов.
У обследуемых лиц с низким уровнем развития ПВК “смелость” показатели латентности компонентов КВП в целом выше, чем у военнослужащих из групп 1 и 2, что говорит о более низкой скорости обработки данных, а также большей скорости реакции в процессе восприятия стимула и принятия решения. Полученные результаты указывают на отклонения в нейрофизиологических механизмах активного направленного внимания и затруднение использования полного объема оперативной памяти у лиц с низким уровнем развития ПВК “смелость”.
Примечательно, что достоверных различий между группами 0 и 2 не обнаружено, т.е. особый интерес представляет группа со средним уровнем развития смелости. По характеристикам КВП лица из групп 1 и 2 схожи, что дает возможность предположить, что во время какой-либо критической ситуации при минимальном воздействии внешних факторов они могут проявить себя как смелые военнослужащие. С практической точки зрения знание о том, что у человека средний уровень развития качества “смелость”, поможет командованию выстроить методическую работу по развитию данного ПВК до соответствующего требованиям воинской должности уровня.
Для решения задач классификации военнослужащих с помощью компонентов КВП использовали дискриминантный анализ. Оценка информативности параметров КВП (при F-enter = 2.0, F‑remo-ve = 1.9 и p < 0.05) показала, что в модель вошли 23 характеристики, представленные в табл. 1.
Таблица 1.
Информативность параметров КВП в рамках линейной дискриминантной функции
АВП компонентов КВП (отведение), методика | Лямбда Уилкса | Частная лямбда | F-исключить (2.8) F‑критерий | p-уровень | Толерант-ность | R-квадрат |
---|---|---|---|---|---|---|
N1 (Fz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ | 0.00 | 0.05 | 78.58 | 0.000 | 0.01 | 0.99 |
N4 (Pz-A1), Stroop, латентность, мс | 0.00 | 0.01 | 467.35 | 0.000 | 0.00 | 1.00 |
P3 (Cz-A2), gonogo, амплитуда, мкВ | 0.00 | 0.06 | 64.15 | 0.000 | 0.02 | 0.98 |
N1 (Pz-A1), Stroop, амплитуда, мкВ | 0.00 | 0.02 | 195.33 | 0.000 | 0.01 | 0.99 |
N4 (Cz-A2), Stroop, латентность, мс | 0.00 | 0.02 | 187.53 | 0.000 | 0.00 | 1.00 |
P3 (Fz-A1), Stroop, амплитуда, мкВ | 0.00 | 0.13 | 27.00 | 0.000 | 0.04 | 0.96 |
N2 (Pz-A1), gonogo, латентность, мс | 0.00 | 0.13 | 26.96 | 0.000 | 0.01 | 0.99 |
P4 (Pz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ | 0.00 | 0.04 | 110.28 | 0.000 | 0.01 | 0.99 |
N4 (Pz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ | 0.00 | 0.05 | 77.45 | 0.000 | 0.02 | 0.98 |
N2 (Cz-A2), Stroop, амплитуда, мкВ | 0.00 | 0.04 | 105.75 | 0.000 | 0.01 | 0.99 |
P1 (Fz-A1), gonogo, латентность, мс | 0.00 | 0.11 | 32.79 | 0.000 | 0.01 | 0.99 |
P2 (Fz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ | 0.00 | 0.04 | 89.58 | 0.000 | 0.01 | 0.99 |
N2 (Fz-A1), Stroop, латентность, мс | 0.00 | 0.07 | 51.90 | 0.000 | 0.01 | 0.99 |
N3 (Cz-A2), Stroop, амплитуда, мкВ | 0.00 | 0.07 | 54.11 | 0.000 | 0.04 | 0.96 |
P4 (Fz-A1), Stroop, латентность, мс | 0.00 | 0.09 | 38.34 | 0.000 | 0.00 | 1.00 |
N1 (Fz-A1), Stroop, амплитуда, мкВ | 0.00 | 0.09 | 42.23 | 0.000 | 0.01 | 0.99 |
P4 (Fz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ | 0.00 | 0.24 | 12.62 | 0.003 | 0.05 | 0.95 |
N3 (Cz-A2), gonogo, амплитуда, мкВ | 0.00 | 0.09 | 39.43 | 0.000 | 0.03 | 0.97 |
N3 (Pz-A1), Stroop, амплитуда, мкВ | 0.00 | 0.22 | 13.95 | 0.002 | 0.08 | 0.92 |
P3 (Fz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ | 0.00 | 0.39 | 6.16 | 0.024 | 0.17 | 0.83 |
P3 (Pz-A1), gonogo, латентность, мс | 0.00 | 0.20 | 15.77 | 0.002 | 0.01 | 0.99 |
N1 (Fz-A1), gonogo, латентность, мс | 0.00 | 0.18 | 18.81 | 0.001 | 0.01 | 0.99 |
N1 (Fz-A1), Stroop, латентность, мс | 0.00 | 0.61 | 2.51 | 0.142 | 0.07 | 0.93 |
Коэффициенты линейных классификационных функций приведены в табл. 2.
Таблица 2.
Коэффициенты линейных классификационных функций
АВП компонентов КВП (отведение), методика | Низкий уровень “смелости” | G_2:1 (p = .69697) Средний уровень “смелости” | G_3:2 (p = .18182) Высокий уровень “смелости” |
---|---|---|---|
N1 (Fz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ | –36.96 | –78.84 | –25.086 |
N4 (Pz-A1), Stroop, латентность, мс | 15.19 | 20.26 | 7.366 |
P3 (Cz-A2), gonogo, амплитуда, мкВ | 67.52 | 72.04 | 28.547 |
N1 (Pz-A1), Stroop, амплитуда, мкВ | –88.18 | –119.85 | –42.831 |
N4 (Cz-A2), Stroop, латентность, мс | –12.66 | –17.62 | –6.345 |
P3 (Fz-A1), Stroop, амплитуда, мкВ | 39.81 | 47.43 | 17.935 |
N2 (Pz-A1), gonogo, латентность, мс | 3.47 | 5.60 | 1.781 |
P4 (Pz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ | 63.87 | 136.53 | 43.570 |
N4 (Pz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ | –89.03 | –121.06 | –43.668 |
N2 (Cz-A2), Stroop, амплитуда, мкВ | 124.54 | 112.97 | 45.487 |
P1 (Fz-A1), gonogo, латентность, мс | 6.75 | 3.99 | 2.073 |
P2 (Fz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ | 42.72 | 44.02 | 17.922 |
N2 (Fz-A1), Stroop, латентность, мс | –4.78 | –6.66 | –2.351 |
N3 (Cz-A2), Stroop, амплитуда, мкВ | 72.05 | 79.70 | 31.070 |
P4 (Fz-A1), Stroop, латентность, мс | 4.80 | 7.73 | 2.746 |
N1 (Fz-A1), Stroop, амплитуда, мкВ | 17.44 | –25.82 | –5.710 |
P4 (Fz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ | 12.05 | 22.84 | 8.271 |
N3 (Cz-A2), gonogo, амплитуда, мкВ | –37.18 | –30.01 | –12.183 |
N3 (Pz-A1), Stroop, амплитуда, мкВ | –17.13 | –7.16 | –3.590 |
P3 (Fz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ | 13.76 | 16.60 | 6.767 |
P3 (Pz-A1), gonogo, латентность, мс | –3.25 | –3.52 | –1.221 |
N1 (Fz-A1), gonogo, латентность, мс | –5.76 | –5.03 | –2.063 |
N1 (Fz-A1), Stroop, латентность, мс | –1.04 | –0.48 | –0.316 |
Константа | –2608.33 | –3994.68 | –619.790 |
При этом чувствительность решающих правил была очень высокой: 100% для каждой из групп (G_1:0 (4/0/0, p = 0.121), G_2:1 (0/23/0, p = 0.697), G_3:2 (0/0/6, p = 0.182)). Вклад канонической линейной дискриминантной функции в дисперсию признаков с уровнем значимости p < 0.001 и суммарным вкладом в дисперсию признаков 100% (табл. 3) показал допустимость использования модели для задач диагностики ПВК “смелость” (рис. 2).
Таблица 3.
Оценка вклада канонической линейной дискриминантной функции в дисперсию признаков
Группа | Собств. (знач.) | Канонич. (R) | Лямбда Уилкса | Хи-квадрат | Степень свободы | p-уровень |
---|---|---|---|---|---|---|
0 | 536.54 | 0.999 | 0.000 | 203.21 | 46 | 0.000 |
1 | 81.13 | 0.993 | 0.012 | 83.75 | 22 | 0.000 |
Решение о принадлежности военнослужащего к одной из трех групп принимается по наибольшему значению, полученному при использовании коэффициентов линейных классификационных функций из табл. 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Построена математическая модель, позволяющая с точностью 100% определять принадлежность военнослужащего к одной из групп: низкий, средний, либо высокий уровень развития ПВК “смелость, решительность, мужество”.
У лиц с низким уровнем “смелости” достоверно выше значения латентности компонентов КВП, что говорит о более низкой скорости обработки информации при решении когнитивных задач, а также большей скорости реакции на стимулы. Различия по показателям амплитуды находятся на уровне выраженной тенденции.
Метод когнитивных вызванных потенциалов в парадигме Go/NoGo, а также при выполнении задачи Струпа является перспективным при разработке новой объективной системы диагностики ПВК военнослужащих.
Список литературы
Юсупов В.В., Шамрей В.К., Корзунин В.А., Овчинников Б.В. // Известия Российской военно-медицинской академии. Т. 38. № 3. 2019. С. 5.
Федоткина И.В., Яковлева Л.В., Дорофеев И.И., Щелканова Е.С. // Психофизиология профессионального здоровья человека. Санкт-Петербург. 2022. С. 178.
Володарская А.А., Лобачев А.В., Марченко А.А., Хабаров И.Ю. // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2023. № 2. С. 75.
Шамрей В.К., Марченко А.А., Курасов Е.С. // Вестн. Рос. воен. мед. акад. 2018. Т. 20. № 4. С. 38.
Гуляев Е.Е., Щелканова Е.С., Марченко А.А., Кондратьев В.А. // Психическое здоровье военнослужащих и специалистов экстремальных видов профессиональной деятельности. СПб. 2022. С. 61.
Ахметов А.А., Маторин Д.О. // Известия Саратовского военного института войск национальной гвардии. № 1. 2020. С. 81.
Харченко О.А. // Философия образования. № 2. 2016. С. 92.
Ряполова Т.Л. // Журнал психиатрии и медицинской психологии. № 1. 2019. С. 14.
Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом “БАХРАХ-М”, 2001. 672 с.
Анисимов Б.С., Шульженко А.В. // Человеческий капитал. № 11. 2019. С. 201.
Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 368 с.
Александров М.В., Иванов Л.Б., Лытаев С.А. и др. Электроэнцефалография: руководство. 3-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург: СпецЛит, 2020. 224 с.
Корсун О.Н., Михайлов Е.И. // Cloud of Science. 2018. Т. 5. № 4. С. 649.
Соловьева А.П., Горячев Д.В. // Ведомости научного центра экспертизы средств медицинского применения. Регуляторные исследования и экспертиза лекарственных средств. 2018. Т. 8. № 4. С. 218.
Yang Y., Raine A. // Psychiatry Research. 2009. V. 174. № 2. P. 81.
Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Бурд Г.С. Неврология и нейрохирургия, М.: Медицина, 2000. 656 с.
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Вестник Военного инновационного технополиса «ЭРА»