Вестник Военного инновационного технополиса «ЭРА», 2023, T. 4, № 4, стр. 406-412

Разработка объективной модели оценки профессионально важного качества “смелость, решительность, мужество” у военнослужащих по призыву

Е. С. Щелканова 1*, И. М. Гудимов 1, М. Р. Назарова 1

1 Военный инновационный технополис “ЭРА”
Анапа, Россия

* E-mail: era_otd6@mil.ru

Поступила в редакцию 20.11.2023
После доработки 20.11.2023
Принята к публикации 26.11.2023

Полный текст (PDF)

Аннотация

Рассмотрена проблема объективизации диагностики профессионально важного качества (ПВК) “смелость, решительность, мужество” как одного из наиболее важных эмоционально-волевых качеств военнослужащих. На примере военнослужащих по призыву (n = 33) показана возможность диагностики ПВК с помощью метода когнитивных вызванных потенциалов в парадигме задачи Go/NoGo (Go/NoGo Task) и задачи Струпа (Stroop Task). Установлены достоверные различия в компонентах когнитивных вызванных потенциалов у лиц с различным уровнем развития смелости. Лица с низким уровнем развития ПВК “смелость” имеют более высокие значения латентности компонентов когнитивных вызванных потенциалов, что говорит о большем времени реакции в процессе восприятия стимула, а также в фазу принятия решения. Построена математическая модель, позволяющая с точностью 100% определять принадлежность военнослужащего к одной из трех групп: высокий, средний и низкий уровень смелости. Полученные результаты могут быть положены в основу создания новой объективной концепции диагностики ПВК при прохождении профессионального психологического отбора либо подбора военнослужащих.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время решение проблем, связанных с профессиональным психологическим отбором, является одним из основных мероприятий по повышению уровня боевой готовности войск [1]. Выполнение боевой задачи зависит не только от физической и психологической готовности военнослужащего, но и от степени развития его общих и специальных профессионально важных качеств.

В связи с модернизацией существующей системы организации и методического обеспечения профессионального психологического отбора военнослужащих [2] особую актуальность приобретает разработка новых объективных методов оценки профессионально важного качества (ПВК), которые бы носили характер не субъективных самооценок, а также достоверно отражали личностные и социальные характеристики военнослужащего [35].

Одним из наиболее важных ПВК для военнослужащих любого класса воинских должностей является качество “смелость, решительность, мужество” (далее – смелость). Существует несколько трактовок этого понятия. Смелость – волевое качество, характеризующее способность военнослужащего выполнять все разновидности своей профессиональной деятельности и в большей степени трудновыполнимые задачи, результат которых не всегда представляется завершаемым [6]. Смелость – умение преодолевать растерянность и страх даже при трезвом осознании возможных опасностей [7]. Таким образом, смелость – это психологическое состояние, характеризующееся способностью при возникновении опасности противостоять страху и идти на оправданный риск ради достижения цели.

Если рассматривать качество “смелость” в рамках концепции исследовательских критериев доменов RDoC (Research Domain Criteria) [8], то оно является частью трех доменов: “положительной валентности”, “отрицательной валентности” и “когнитивные системы”, а также состоит из следующих конструктов: импульсивность, когнитивный контроль и реагирование на фрустрирующее лишение награды. Поэтому выбор методов объективной диагностики ПВК должен рассматриваться через призму оценки отдельных его конструктов, где ключевую роль будут играть функции селективного внимания и когнитивного контроля.

Одним из перспективных методов объективизации диагностики психических функций является метод когнитивных вызванных потенциалов (КВП), позволяющий получить нейрофизиологические параметры, характеризующие процессы, связанные с произвольным вниманием, опознанием и принятием решения [3].

Вызванные потенциалы – визуализация биоэлектрической реакции нейронов в ответ на внешний – экзогенный (зрительный, слуховой, соматосенсорный) или внутренний – эндогенный (выполнение когнитивных задач, связанных с ожиданием, опознанием, принятием решения и инициацией двигательного ответа) стимул. КВП отражают процессы возникновения произвольного внимания, ориентировочной реакции, возрастания неопределенности ожидаемой ситуации, опознания и принятия решения, а также связаны с процессами обучения и функционирования рабочей и долговременной памяти [3]. Получение вызванных потенциалов реализуется с помощью различных исследовательских парадигм, разработанных для изучения реакций мозга в ответ на стимулы или действия, среди которых самыми распространенными являются условное негативное отклонение (CNV), негативность рассогласования (MMN), Oddball и др. Для изучения ПВК “смелость” наиболее подходят исследовательские парадигмы “Go/NoGo” и задача Струпа, направленные на исследование селективного внимания и когнитивного контроля.

Цель исследования – разработка объективной модели оценки профессионально важного качества “смелость, решительность, мужество” у военнослужащих по призыву.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Объект исследования – военнослужащие по призыву (n = 33, средний возраст 24.2 ± 0.8 г.). Критерии включения в исследование – наличие письменного согласия испытуемого об участии в исследовании; критерии исключения – отсутствие письменного согласия испытуемого об участии в исследовании, выраженное состояние болезни (озноб, высокая температура и т.д.).

Формирование групп военнослужащих с различным уровнем развития ПВК “смелость” проводили на основании совокупных данных, полученных в результате проведения психодиагностических методик: “Готовность к риску” (“RSK Шуберта”) [9]; “Исследование волевых качеств личности” Н.Е. Стамбуловой [10, 11]; “Шкала: робость, стеснительность” [11], а также после беседы с клиническим психологом.

Регистрацию электроэнцефалографических данных осуществляли с помощью электроэнцефалографа-регистратора “Энцефалан-ЭЭГР-19/26” и программно-методического обеспечения “Энцефалан-ВП” (“Медиком МТД”, г. Таганрог) [12]. В процессе регистрации использовали следующие настройки: параметры фильтров высокой и низкой частоты 0.5 и 30 Гц соответственно, также использовался режекторный фильтр на 50 Гц.

Для регистрации КВП использовали нейрокогнитивный зрительный двустимульный тест в парадигме Go/NoGo на селективное внимание [13]. Зрительные стимулы предъявляли на мониторе компьютера парами в случайном порядке с одинаковой вероятностью. Во время тестирования последовательно предъявляли два квадрата, расположенных сверху, или сначала предъявляли квадрат, расположенный сверху, а потом – расположенный снизу. Время предъявления стимулов – 200 мс, интервал между стимулами в паре – 900 мс, интервал между парами стимулов – 2400 мс. Задача испытуемого – нажать левую кнопку отметчика событий в ответ на предъявление пары стимулов, в которой последовательно предъявляли два маленьких квадрата, расположенных сверху, и игнорировать остальные пары стимулов.

Оценку исполнительных функций (контроль, планирование и т.д.) проводили с помощью методики “Задача Струпа” (Stroop Task) [14]. Сценарий обеспечивает предъявление четырех типов стимулов: конгруэнтные, когда цвет и слово совпадают, и неконгруэнтный, когда цвет букв, которым написано слово, не совпадает со смыслом написанного слова. Длительность предъявления каждого слова – 200 мс. Стимулы предъявляли в случайном порядке. Задача испытуемого – нажимать левую кнопку отметчика на конгруэнтные стимулы, игнорируя неконгруэнтные.

Для построения математической модели использовали общие амплитудные и временные параметры (АВП) компонентов КВП: амплитуду (мкВ) и латентность (мс) в каждом из отведений. Монтаж электродов осуществляли согласно международной схеме установки электродов по системе 10 × 10 (рис. 1). Референтные электроды располагали на мочках ушей, а заземляющий – на верхней части лба. Сопротивление электродов не превышало 5 кОм.

Рис. 1.

Схема монтажа электродов при проведении обследований согласно международной схеме установки электродов по системе 10 × 10.

При обработке результатов исследования применяли методы описательной статистики, оценку различий трех групп военнослужащих проводили с помощью рангового дисперсионного анализа Краскела–Уоллиса и медианного теста, критической величиной уровня значимости считали 0.05. Для решения задач классификации применяли дискриминантный анализ (вперед пошагово с включением при F-enter = 2.0, F-remove = 1.9 и p < 0.05). Математическую обработку данных осуществляли с помощью пакета программ ST-ATISTICA v.10.0.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате обработки психодиагностических анкет и беседы с клиническим психологом среди испытуемых были сформированы три группы: группа 0 (n = 4 (12%) – низкий уровень смелости), группа 1 (n = 23 (70%) – средний уровень смелости), группа 2 (n = 6 (18%) – высокий уровень смелости).

Анализ данных описательной статистики компонентов КВП в различных отведениях показал, что по амплитудным характеристикам достоверных различий между группами нет, но есть различия между группами 0 и 1 на уровне выраженной тенденции по компонентам, характеризующим фазу восприятия стимулов: N1 (Fz-A1, Go/NoGo, H = = 6.47 p = 0.039), N2 (Cz-A2, Stroop, H = 5.93, p = 0.052), а также различия между группой 1 и 2 по компоненту N1 (Pz-A1, Stroop, H = 5.96 p = 0.051).

Анализ латентности КВП показал достоверные различия между группами 0 и 1 среди следующих компонентов: N2 (Fz-A1, Go/NoGo, H = 6.34, p = 0.042), P3 (Fz-A1, Go/NoGo, H = 7.15, p = 0.028), N3 (Fz-A1, Go/NoGo, H = 6.17, p = 0.046), P4 (Fz-A1, Go/NoGo, H = 7.08, p = 0.029), N4 (Fz-A1, Go/NoGo, H = 9.66, p = 0.008), P4 (Fz-A1, Stroop, H = 6.95, p = 0.031), N4 (Fz-A1, Stroop, H = 9.45, p = 0.009), а также между группами 1 и 2 по компоненту N4 (Pz‑A1, Stroop, H = 5.92, p = 0.052). Статистически значимые различия между группами 0 и 1 наблюдаются в области префронтальной коры головного мозга (соответствуют полям 8, 9 по карте полей Бродмана). Эта область мозга вовлечена в планирование сложного когнитивного поведения, проявления личности, принятие решений и регулирование социального поведения [15], тогда как различия между группами 1 и 2 соответствуют полям 5 и 7 по карте полей Бродмана. В полях 5 и 7 происходит анализ и обработка поступившей в постцентральную извилину информации как о глубокой, так и поверхностной чувствительности [16]. Статистически достоверные различия латентности среди более поздних компонентов КВП обусловлены включением ассоциативных зон коры больших полушарий. Так, волна N4 связана с общими семантическими процессами и показывает обработку, формирование и структурирование информации вообще (в том числе слуховой). Она характеризуется как негативное отклонение, топологически распространяющееся над центрально-теменными зонами скальпа. Отметим, что при относительной стабильности латентных периодов ранних компонентов более поздние компоненты характеризуются значительным внутрииндивидуальным разбросом величин своих латентных периодов.

У обследуемых лиц с низким уровнем развития ПВК “смелость” показатели латентности компонентов КВП в целом выше, чем у военнослужащих из групп 1 и 2, что говорит о более низкой скорости обработки данных, а также большей скорости реакции в процессе восприятия стимула и принятия решения. Полученные результаты указывают на отклонения в нейрофизиологических механизмах активного направленного внимания и затруднение использования полного объема оперативной памяти у лиц с низким уровнем развития ПВК “смелость”.

Примечательно, что достоверных различий между группами 0 и 2 не обнаружено, т.е. особый интерес представляет группа со средним уровнем развития смелости. По характеристикам КВП лица из групп 1 и 2 схожи, что дает возможность предположить, что во время какой-либо критической ситуации при минимальном воздействии внешних факторов они могут проявить себя как смелые военнослужащие. С практической точки зрения знание о том, что у человека средний уровень развития качества “смелость”, поможет командованию выстроить методическую работу по развитию данного ПВК до соответствующего требованиям воинской должности уровня.

Для решения задач классификации военнослужащих с помощью компонентов КВП использовали дискриминантный анализ. Оценка информативности параметров КВП (при F-enter = 2.0, F‑remo-ve = 1.9 и p < 0.05) показала, что в модель вошли 23 характеристики, представленные в табл. 1.

Таблица 1.

Информативность параметров КВП в рамках линейной дискриминантной функции

АВП компонентов КВП (отведение), методика Лямбда Уилкса Частная лямбда F-исключить (2.8) F‑критерий p-уровень Толерант-ность R-квадрат
N1 (Fz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ 0.00 0.05 78.58 0.000 0.01 0.99
N4 (Pz-A1), Stroop, латентность, мс 0.00 0.01 467.35 0.000 0.00 1.00
P3 (Cz-A2), gonogo, амплитуда, мкВ 0.00 0.06 64.15 0.000 0.02 0.98
N1 (Pz-A1), Stroop, амплитуда, мкВ 0.00 0.02 195.33 0.000 0.01 0.99
N4 (Cz-A2), Stroop, латентность, мс 0.00 0.02 187.53 0.000 0.00 1.00
P3 (Fz-A1), Stroop, амплитуда, мкВ 0.00 0.13 27.00 0.000 0.04 0.96
N2 (Pz-A1), gonogo, латентность, мс 0.00 0.13 26.96 0.000 0.01 0.99
P4 (Pz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ 0.00 0.04 110.28 0.000 0.01 0.99
N4 (Pz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ 0.00 0.05 77.45 0.000 0.02 0.98
N2 (Cz-A2), Stroop, амплитуда, мкВ 0.00 0.04 105.75 0.000 0.01 0.99
P1 (Fz-A1), gonogo, латентность, мс 0.00 0.11 32.79 0.000 0.01 0.99
P2 (Fz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ 0.00 0.04 89.58 0.000 0.01 0.99
N2 (Fz-A1), Stroop, латентность, мс 0.00 0.07 51.90 0.000 0.01 0.99
N3 (Cz-A2), Stroop, амплитуда, мкВ 0.00 0.07 54.11 0.000 0.04 0.96
P4 (Fz-A1), Stroop, латентность, мс 0.00 0.09 38.34 0.000 0.00 1.00
N1 (Fz-A1), Stroop, амплитуда, мкВ 0.00 0.09 42.23 0.000 0.01 0.99
P4 (Fz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ 0.00 0.24 12.62 0.003 0.05 0.95
N3 (Cz-A2), gonogo, амплитуда, мкВ 0.00 0.09 39.43 0.000 0.03 0.97
N3 (Pz-A1), Stroop, амплитуда, мкВ 0.00 0.22 13.95 0.002 0.08 0.92
P3 (Fz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ 0.00 0.39 6.16 0.024 0.17 0.83
P3 (Pz-A1), gonogo, латентность, мс 0.00 0.20 15.77 0.002 0.01 0.99
N1 (Fz-A1), gonogo, латентность, мс 0.00 0.18 18.81 0.001 0.01 0.99
N1 (Fz-A1), Stroop, латентность, мс 0.00 0.61 2.51 0.142 0.07 0.93

Коэффициенты линейных классификационных функций приведены в табл. 2.

Таблица 2.

Коэффициенты линейных классификационных функций

АВП компонентов КВП (отведение), методика Низкий уровень “смелости” G_2:1 (p = .69697) Средний уровень “смелости” G_3:2 (p = .18182) Высокий уровень “смелости”
N1 (Fz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ –36.96 –78.84 –25.086
N4 (Pz-A1), Stroop, латентность, мс 15.19 20.26 7.366
P3 (Cz-A2), gonogo, амплитуда, мкВ 67.52 72.04 28.547
N1 (Pz-A1), Stroop, амплитуда, мкВ –88.18 –119.85 –42.831
N4 (Cz-A2), Stroop, латентность, мс –12.66 –17.62 –6.345
P3 (Fz-A1), Stroop, амплитуда, мкВ 39.81 47.43 17.935
N2 (Pz-A1), gonogo, латентность, мс 3.47 5.60 1.781
P4 (Pz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ 63.87 136.53 43.570
N4 (Pz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ –89.03 –121.06 –43.668
N2 (Cz-A2), Stroop, амплитуда, мкВ 124.54 112.97 45.487
P1 (Fz-A1), gonogo, латентность, мс 6.75 3.99 2.073
P2 (Fz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ 42.72 44.02 17.922
N2 (Fz-A1), Stroop, латентность, мс –4.78 –6.66 –2.351
N3 (Cz-A2), Stroop, амплитуда, мкВ 72.05 79.70 31.070
P4 (Fz-A1), Stroop, латентность, мс 4.80 7.73 2.746
N1 (Fz-A1), Stroop, амплитуда, мкВ 17.44 –25.82 –5.710
P4 (Fz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ 12.05 22.84 8.271
N3 (Cz-A2), gonogo, амплитуда, мкВ –37.18 –30.01 –12.183
N3 (Pz-A1), Stroop, амплитуда, мкВ –17.13 –7.16 –3.590
P3 (Fz-A1), gonogo, амплитуда, мкВ 13.76 16.60 6.767
P3 (Pz-A1), gonogo, латентность, мс –3.25 –3.52 –1.221
N1 (Fz-A1), gonogo, латентность, мс –5.76 –5.03 –2.063
N1 (Fz-A1), Stroop, латентность, мс –1.04 –0.48 –0.316
Константа –2608.33 –3994.68 –619.790

При этом чувствительность решающих правил была очень высокой: 100% для каждой из групп (G_1:0 (4/0/0, p = 0.121), G_2:1 (0/23/0, p = 0.697), G_3:2 (0/0/6, p = 0.182)). Вклад канонической линейной дискриминантной функции в дисперсию признаков с уровнем значимости p < 0.001 и суммарным вкладом в дисперсию признаков 100% (табл. 3) показал допустимость использования модели для задач диагностики ПВК “смелость” (рис. 2).

Таблица 3.

Оценка вклада канонической линейной дискриминантной функции в дисперсию признаков

Группа Собств. (знач.) Канонич. (R) Лямбда Уилкса Хи-квадрат Степень свободы p-уровень
0 536.54 0.999 0.000 203.21 46 0.000
1 81.13 0.993 0.012 83.75 22 0.000
Рис. 2.

Диаграмма рассеивания для канонических значений.

Решение о принадлежности военнослужащего к одной из трех групп принимается по наибольшему значению, полученному при использовании коэффициентов линейных классификационных функций из табл. 2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Построена математическая модель, позволяющая с точностью 100% определять принадлежность военнослужащего к одной из групп: низкий, средний, либо высокий уровень развития ПВК “смелость, решительность, мужество”.

У лиц с низким уровнем “смелости” достоверно выше значения латентности компонентов КВП, что говорит о более низкой скорости обработки информации при решении когнитивных задач, а также большей скорости реакции на стимулы. Различия по показателям амплитуды находятся на уровне выраженной тенденции.

Метод когнитивных вызванных потенциалов в парадигме Go/NoGo, а также при выполнении задачи Струпа является перспективным при разработке новой объективной системы диагностики ПВК военнослужащих.

Список литературы

  1. Юсупов В.В., Шамрей В.К., Корзунин В.А., Овчинников Б.В. // Известия Российской военно-медицинской академии. Т. 38. № 3. 2019. С. 5.

  2. Федоткина И.В., Яковлева Л.В., Дорофеев И.И., Щелканова Е.С. // Психофизиология профессионального здоровья человека. Санкт-Петербург. 2022. С. 178.

  3. Володарская А.А., Лобачев А.В., Марченко А.А., Хабаров И.Ю. // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2023. № 2. С. 75.

  4. Шамрей В.К., Марченко А.А., Курасов Е.С. // Вестн. Рос. воен. мед. акад. 2018. Т. 20. № 4. С. 38.

  5. Гуляев Е.Е., Щелканова Е.С., Марченко А.А., Кондратьев В.А. // Психическое здоровье военнослужащих и специалистов экстремальных видов профессиональной деятельности. СПб. 2022. С. 61.

  6. Ахметов А.А., Маторин Д.О. // Известия Саратовского военного института войск национальной гвардии. № 1. 2020. С. 81.

  7. Харченко О.А. // Философия образования. № 2. 2016. С. 92.

  8. Ряполова Т.Л. // Журнал психиатрии и медицинской психологии. № 1. 2019. С. 14.

  9. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом “БАХРАХ-М”, 2001. 672 с.

  10. Анисимов Б.С., Шульженко А.В. // Человеческий капитал. № 11. 2019. С. 201.

  11. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 368 с.

  12. Александров М.В., Иванов Л.Б., Лытаев С.А. и др. Электроэнцефалография: руководство. 3-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург: СпецЛит, 2020. 224 с.

  13. Корсун О.Н., Михайлов Е.И. // Cloud of Science. 2018. Т. 5. № 4. С. 649.

  14. Соловьева А.П., Горячев Д.В. // Ведомости научного центра экспертизы средств медицинского применения. Регуляторные исследования и экспертиза лекарственных средств. 2018. Т. 8. № 4. С. 218.

  15. Yang Y., Raine A. // Psychiatry Research. 2009. V. 174. № 2. P. 81.

  16. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Бурд Г.С. Неврология и нейрохирургия, М.: Медицина, 2000. 656 с.

Дополнительные материалы отсутствуют.