Вестник Военного инновационного технополиса «ЭРА», 2023, T. 4, № 4, стр. 363-368
Влияние водородного топлива на экологические показатели работы двигателя сгорания автомобиля путем его добавления во впускную систему
Е. О. Чащин 1, *, Д. Грэждиеру 1, С. А. Чмаев 1, А. С. Федотов 1, В. Д. Радченко 1, А. А. Малаховецкий 1
1 Военный инновационный технополис “ЭРА”
Анапа, Россия
* E-mail: era_1@mil.ru
Поступила в редакцию 09.10.2023
После доработки 09.10.2023
Принята к публикации 17.11.2023
Аннотация
Проведено исследование влияния водородного топлива на экологические показатели работы двигателя внутреннего сгорания автомобильного транспорта. Предпринята попытка снизить концентрации вредных веществ в отработавших газах автомобильного транспорта с двигателем внутреннего сгорания при добавлении газа ННО в топливовоздушную смесь через впускной коллектор. Продемонстрировано получение газа HHO на борту автомобиля методом электролиза. Представлены опытная конструкция генератора газа HHO и результаты замеров состава выхлопных газов с помощью газоанализатора на испытуемом автомобиле с бензиновым двигателем внутреннего сгорания.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время повышение концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе, связанное с интенсивным ростом количества автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, является актуальной проблемой экологического характера.
При проектировании автомобиля в него закладываются экологические нормы, которые в процессе эксплуатации не должны превышаться. Регулировка токсичности в современных автомобилях либо совсем не требуется (недоступна простому пользователю), так как она уже заложена в программе блока управления двигателя, или сильно ограничена. Этого нельзя сказать о карбюраторных двигателях, где токсичность напрямую зависит от регулировки и настройки карбюратора, системы питания и непосредственно зажигания.
Существует несколько путей для снижения концентрации вредных веществ в отработавших газах, которые выделяются автомобилями и другими транспортными средствами с двигателями внутреннего сгорания, работающими на нефтяном топливе. Основными направлениями снижения концентрации вредных веществ в отработавших газах являются [1]:
– применение различных способов очистки отработавших газов от токсичных и вредных компонентов (каталитические нейтрализаторы, сажевые фильтры и т.д.);
– повышение качества топлива (снижение содержания серы, фильтрация и добавление присадок в топливо);
– совершенствование процессов сгорания топлива и параметров смесеобразования.
Добавление газа ННО в топливовоздушную смесь через впускной коллектор двигателя внутреннего сгорания относится к последнему из указанных выше направлений.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Известно, что в 1974 г. австралиец Юлл Браун запатентовал создание аппарата, который вырабатывал кислородно-водородную смесь в соотношении 2 : 1 (газ ННО). Почти три десятка лет Браун пытался продвинуть свою смесь в качестве топлива, поэтому газ ННО также называется газом Брауна.
Обычные кислород и водород существуют в виде О2 и Н2 (т.е. молекулы обоих газов имеют по два атома). Такое состояние для кислорода и водорода является более устойчивым, чем состояние отдельно существующих атомов в виде заряженных ионов [2].
В газе Брауна молекулы водорода и кислорода находятся в одноатомном состоянии (один атом на молекулу) [3]. На рис. 1 изображено разложение воды на атомы кислорода и водорода.
Одним из самых простых способов получения газа Брауна для реализации его в автомобилях с двигателем внутреннего сгорания является процесс электролиза воды. В свою очередь аппараты, в которых применяется процесс электролиза для получения газа ННО, называются электролизерами.
В качестве раствора, который содержит в себе большую концентрацию ионов, обеспечивающих прохождение электрического тока (электролита), в данной работе рассматривали серную кислоту (H2SO4), гидроксид натрия (NaОН) и гидроксид калия (КОН). На рис. 2 представлены графики зависимости электропроводности электролитов от их концентрации в водном растворе.
По итогу анализа электролитов был выбран 30%-процентный щелочной раствор KOH, так как по сравнению с серной кислотой (H2SO4) это вещество невзрывоопасное и непожароопасное, а также менее агрессивное по воздействию на человека и резиновые уплотнители. В свою очередь гидроксид калия (КОН) также является более предпочтительным по сравнению с гидроксидом натрия (NaOH), так как имеет более высокие показатели электропроводности.
Количественные характеристики электролиза выражаются двумя законами Фарадея:
– масса вещества, выделяющегося на электроде, прямо пропорциональна количеству электричества, прошедшего через электролит;
– при электролизе различных химических соединений одинаковые количества электричества выделяют на электродах массы веществ, пропорциональные их электрохимическим эквивалентам.
Эти два закона можно объединить в одном уравнении:
где m – масса вещества, выделяющегося при прохождении через электролит количества электричества q (г); q – количество электричества или заряд (А ∙ с); F – постоянная Фарадея (96 500 Кл/моль); M – молярная масса (кг/моль); n – валентность; I – сила протекающего тока (А); t – время прохождения тока (с).Из формулы (1) видно, что масса вещества прямо пропорциональна силе протекающего тока. То есть чем больше сила тока, тем больше газа ННО выделяется в электролизере.
Следующим этапом с помощью системы автоматизированного проектирования Solidworks разработали и изготовили опытную конструкцию электролизера – генератора газа HHO. Его конструкция и общий вид представлены на рис. 3. Проектирование, разработку конструкции генератора газа ННО, а также подбор материалов осуществляли исходя из следующих требований:
– бак с рабочей жидкостью (электролитом) и блок пластин (реактор) должны быть единым целым для обеспечения компактности и простоты установки;
– масса всего изделия не должна превышать 5 кг;
– конструкция изделия должна обеспечивать герметичность и устойчивость к воздействиям внутренних нагрузок (температурные воздействия, воздействия щелочного раствора) и внешних (статические и динамические, частотные воздействия).
Установку генератора газа ННО проводили в подкапотном пространстве, если позволяло место, а также в багажном отделении. Он должен быть установлен и закреплен таким образом, чтобы был неподвижным и не смещался при движении автомобиля даже на пересеченной местности.
Генератор газа ННО устанавливали на автомобиль согласно схеме, представленной на рис. 4.
Генератор газа ННО подключается следующим образом:
– устанавливается реле, которое соединяется с управляющим кабелем от замка включения зажигания и “массой” автомобиля;
– к реле от аккумуляторной батареи через предохранитель подключается силовой плюсовой кабель;
– в салоне автомобиля в легкодоступном для водителя месте устанавливается регулятор силы тока, к входным клеммам которого подключаются плюсовой кабель от реле и минусовой кабель от аккумуляторной батареи;
– устанавливается и крепится генератор газа ННО;
– от генератора газа ННО до патрубка впускного коллектора двигателя внутреннего сгорания прокладывается магистраль, по которой будет поступать газ ННО;
– магистраль подводится и подключается после воздушного фильтра впускного коллектора двигателя внутреннего сгорания;
– выходящие плюсовой и минусовой кабели из регулятора силы тока подключаются к соответствующим контактным пластинам генератора газа ННО.
Испытания размещенного и подключенного генератора газа ННО проводили на автомобиле Chevrolet Captiva с бензиновым двигателем V6 объемом 3.2 л при режиме силы тока 20 А.
Для возможности проведения испытания генератора газа ННО была выполнена корректировка исходных программных параметров электронного блока управления двигателя – чип-тюнинг (рис. 5а). Эта операция необходима, чтобы адаптировать параметры смесеобразования (в данном случае обеднить смесь) и считываемые параметры кислородных датчиков (λ-зондов), так как в рабочую смесь помимо основного топлива и воздуха будет поступать газ ННО.
Испытания проводили на прогретом двигателе на холостых оборотах с помощью газоанализатора фирмы “Инфракар”. Установку зонда газоанализатора в глушитель выпускной магистрали двигателя внутреннего сгорания проводили согласно рис. 5б.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Первым этапом проводили замер без использования генератора газа ННО (т.е. в выключенном состоянии). Показания газоанализатора при данном замере представлены на рис. 6а.
На втором этапе включили генератор газа ННО на режим 20 А и через 3 мин провели повторный замер (рис. 6б).
Далее было проведено три замера также с интервалом 3 мин. На рис. 6в–6д показаны результаты замеров.
Проанализировав все проведенные замеры после включения подачи газа ННО во впускной коллектор двигателя внутреннего сгорания, можно сделать следующие выводы:
– концентрация углекислого газа (СО2) падает с 4.02 до 3.9%. Вначале наблюдается небольшой рост концентрации соединений СО2, но на последних замерах происходит резкий спад концентрации;
– концентрация оксидов азота (NOx) имеет незначительное колебание в интервале от 15.71 до 15.65 млн–1;
– концентрация углеводородных соединений (СН) снижается с 7 до 2 млн–1;
– концентрация угарного газа (СО) снижается с 0.08% до нулевых значений.
Согласно проведенному испытанию построены соответствующие графики зависимости изменения концентрации отработавших газов от времени замеров (рис. 7).
Газ Брауна при добавлении в топливовоздушную смесь значительно увеличивает скорость сгорания топлива. Это происходит потому, что скорость детонации газа ННО примерно в 10 раз больше скорости детонации воздушно-бензиновой смеси [4]. Сжигается не только бензин, но и остаточные оксиды топлива.
В результате гораздо меньшее количество топлива, которое не сгорело, выбрасывается из двигателя в виде загрязняющих веществ и токсичных отходов.
ВЫВОДЫ
Таким образом, добавление газа Брауна (газа ННО) в топливовоздушную смесь через впускной коллектор двигателя внутреннего сгорания действительно оказывает значительное влияние на снижение концентрации вредных веществ в отработавших газах двигателя внутреннего сгорания.
По результатам испытаний видно, что происходит заметное уменьшение количества выбросов загрязняющих атмосферу веществ. Данный эффект несомненно окажет положительное влияние на окружающую среду, экологическую обстановку в крупных городах и здоровье человека.
Список литературы
Способы борьбы с токсичностью выхлопных газов. http://k-a-t.ru/dvs_pitanie/19_toksichnost_2/
Атрощенко В.И. Курс технологии связанного азота. Москва: Химия, 1968. 384 с.
Мищенко А.И. Применение водорода для автомобильных двигателей. Киев: Наукова думка, 1984.
Радченко Р.В., Мокрушин А.С., Тюльпа В.В. Водород в энергетике: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 229 с.
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Вестник Военного инновационного технополиса «ЭРА»