Вестник Военного инновационного технополиса «ЭРА», 2023, T. 4, № 4, стр. 363-368

Влияние водородного топлива на экологические показатели работы двигателя сгорания автомобиля путем его добавления во впускную систему

Е. О. Чащин 1*, Д. Грэждиеру 1, С. А. Чмаев 1, А. С. Федотов 1, В. Д. Радченко 1, А. А. Малаховецкий 1

1 Военный инновационный технополис “ЭРА”
Анапа, Россия

* E-mail: era_1@mil.ru

Поступила в редакцию 09.10.2023
После доработки 09.10.2023
Принята к публикации 17.11.2023

Полный текст (PDF)

Аннотация

Проведено исследование влияния водородного топлива на экологические показатели работы двигателя внутреннего сгорания автомобильного транспорта. Предпринята попытка снизить концентрации вредных веществ в отработавших газах автомобильного транспорта с двигателем внутреннего сгорания при добавлении газа ННО в топливовоздушную смесь через впускной коллектор. Продемонстрировано получение газа HHO на борту автомобиля методом электролиза. Представлены опытная конструкция генератора газа HHO и результаты замеров состава выхлопных газов с помощью газоанализатора на испытуемом автомобиле с бензиновым двигателем внутреннего сгорания.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время повышение концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе, связанное с интенсивным ростом количества автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, является актуальной проблемой экологического характера.

При проектировании автомобиля в него закладываются экологические нормы, которые в процессе эксплуатации не должны превышаться. Регулировка токсичности в современных автомобилях либо совсем не требуется (недоступна простому пользователю), так как она уже заложена в программе блока управления двигателя, или сильно ограничена. Этого нельзя сказать о карбюраторных двигателях, где токсичность напрямую зависит от регулировки и настройки карбюратора, системы питания и непосредственно зажигания.

Существует несколько путей для снижения концентрации вредных веществ в отработавших газах, которые выделяются автомобилями и другими транспортными средствами с двигателями внутреннего сгорания, работающими на нефтяном топливе. Основными направлениями снижения концентрации вредных веществ в отработавших газах являются [1]:

– применение различных способов очистки отработавших газов от токсичных и вредных компонентов (каталитические нейтрализаторы, сажевые фильтры и т.д.);

– повышение качества топлива (снижение содержания серы, фильтрация и добавление присадок в топливо);

– совершенствование процессов сгорания топлива и параметров смесеобразования.

Добавление газа ННО в топливовоздушную смесь через впускной коллектор двигателя внутреннего сгорания относится к последнему из указанных выше направлений.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Известно, что в 1974 г. австралиец Юлл Браун запатентовал создание аппарата, который вырабатывал кислородно-водородную смесь в соотношении  2 : 1 (газ ННО). Почти три десятка лет Браун пытался продвинуть свою смесь в качестве топлива, поэтому газ ННО также называется газом Брауна.

Обычные кислород и водород существуют в виде О2 и Н2 (т.е. молекулы обоих газов имеют по два атома). Такое состояние для кислорода и водорода является более устойчивым, чем состояние отдельно существующих атомов в виде заряженных ионов [2].

В газе Брауна молекулы водорода и кислорода находятся в одноатомном состоянии (один атом на молекулу) [3]. На рис. 1 изображено разложение воды на атомы кислорода и водорода.

Рис. 1.

Разложение воды на атомы кислорода и водорода.

Одним из самых простых способов получения газа Брауна для реализации его в автомобилях с двигателем внутреннего сгорания является процесс электролиза воды. В свою очередь аппараты, в которых применяется процесс электролиза для получения газа ННО, называются электролизерами.

В качестве раствора, который содержит в себе большую концентрацию ионов, обеспечивающих прохождение электрического тока (электролита), в данной работе рассматривали серную кислоту (H2SO4), гидроксид натрия (NaОН) и гидроксид калия (КОН). На рис. 2 представлены графики зависимости электропроводности электролитов от их концентрации в водном растворе.

Рис. 2.

График зависимости электропроводности электролитов от их концентрации в водном растворе.

По итогу анализа электролитов был выбран 30%-процентный щелочной раствор KOH, так как по сравнению с серной кислотой (H2SO4) это вещество невзрывоопасное и непожароопасное, а также менее агрессивное по воздействию на человека и резиновые уплотнители. В свою очередь гидроксид калия (КОН) также является более предпочтительным по сравнению с гидроксидом натрия (NaOH), так как имеет более высокие показатели электропроводности.

Количественные характеристики электролиза выражаются двумя законами Фарадея:

– масса вещества, выделяющегося на электроде, прямо пропорциональна количеству электричества, прошедшего через электролит;

– при электролизе различных химических соединений одинаковые количества электричества выделяют на электродах массы веществ, пропорциональные их электрохимическим эквивалентам.

Эти два закона можно объединить в одном уравнении:

(1)
$m = \frac{1}{{\text{F}}} \cdot \frac{M}{n} \cdot I \cdot t,$
где m – масса вещества, выделяющегося при прохождении через электролит количества электричества q (г); q – количество электричества или  заряд (А ∙ с); F – постоянная Фарадея (96 500 Кл/моль); M – молярная масса (кг/моль); n – валентность; I – сила протекающего тока (А); t – время прохождения тока (с).

Из формулы (1) видно, что масса вещества прямо пропорциональна силе протекающего тока. То есть чем больше сила тока, тем больше газа ННО выделяется в электролизере.

Следующим этапом с помощью системы автоматизированного проектирования Solidworks разработали и изготовили опытную конструкцию электролизера – генератора газа HHO. Его конструкция и общий вид представлены на рис. 3. Проектирование, разработку конструкции генератора газа ННО, а также подбор материалов осуществляли исходя из следующих требований:

Рис. 3.

Генератор газа ННО: а – передняя часть, б – задняя часть.

– бак с рабочей жидкостью (электролитом) и блок пластин (реактор) должны быть единым целым для обеспечения компактности и простоты установки;

– масса всего изделия не должна превышать 5 кг;

– конструкция изделия должна обеспечивать герметичность и устойчивость к воздействиям внутренних нагрузок (температурные воздействия, воздействия щелочного раствора) и внешних (статические и динамические, частотные воздействия).

Установку генератора газа ННО проводили в подкапотном пространстве, если позволяло место, а также в багажном отделении. Он должен быть установлен и закреплен таким образом, чтобы был неподвижным и не смещался при движении автомобиля даже на пересеченной местности.

Генератор газа ННО устанавливали на автомобиль согласно схеме, представленной на рис. 4.

Рис. 4.

Схема установки компонентов.

Генератор газа ННО подключается следующим образом:

– устанавливается реле, которое соединяется с управляющим кабелем от замка включения зажигания и “массой” автомобиля;

– к реле от аккумуляторной батареи через предохранитель подключается силовой плюсовой кабель;

– в салоне автомобиля в легкодоступном для водителя месте устанавливается регулятор силы тока, к входным клеммам которого подключаются плюсовой кабель от реле и минусовой кабель от аккумуляторной батареи;

– устанавливается и крепится генератор газа ННО;

– от генератора газа ННО до патрубка впускного коллектора двигателя внутреннего сгорания прокладывается магистраль, по которой будет поступать газ ННО;

– магистраль подводится и подключается после воздушного фильтра впускного коллектора двигателя внутреннего сгорания;

– выходящие плюсовой и минусовой кабели из регулятора силы тока подключаются к соответствующим контактным пластинам генератора газа ННО.

Испытания размещенного и подключенного генератора газа ННО проводили на автомобиле Chevrolet Captiva с бензиновым двигателем V6 объемом 3.2 л при режиме силы тока 20 А.

Для возможности проведения испытания генератора газа ННО была выполнена корректировка исходных программных параметров электронного блока управления двигателя – чип-тюнинг (рис. 5а). Эта операция необходима, чтобы адаптировать параметры смесеобразования (в данном случае обеднить смесь) и считываемые параметры кислородных датчиков (λ-зондов), так как в рабочую смесь помимо основного топлива и воздуха будет поступать газ ННО.

Рис. 5.

Подготовительные операции перед испытаниями: а – процесс чип-тюнинга двигателя, б – установка зонда газоанализатора в глушитель выпускной магистрали двигателя.

Испытания проводили на прогретом двигателе на холостых оборотах с помощью газоанализатора фирмы “Инфракар”. Установку зонда газоанализатора в глушитель выпускной магистрали двигателя внутреннего сгорания проводили согласно рис. 5б.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Первым этапом проводили замер без использования генератора газа ННО (т.е. в выключенном состоянии). Показания газоанализатора при данном замере представлены на рис. 6а.

Рис. 6.

Проведение замеров концентрации газов: а – показания газоанализатора при первом замере, б – второй замер при включении генератора газа ННО, в, г, д – третий, четвертый и пятый замер при включенном генераторе газа ННО соответственно.

На втором этапе включили генератор газа ННО на режим 20 А и через 3 мин провели повторный замер (рис. 6б).

Далее было проведено три замера также с интервалом 3 мин. На рис. 6в–6д показаны результаты замеров.

Проанализировав все проведенные замеры после включения подачи газа ННО во впускной коллектор двигателя внутреннего сгорания, можно сделать следующие выводы:

– концентрация углекислого газа (СО2) падает с 4.02 до 3.9%. Вначале наблюдается небольшой рост концентрации соединений СО2, но на последних замерах происходит резкий спад концентрации;

– концентрация оксидов азота (NOx) имеет незначительное колебание в интервале от 15.71 до 15.65 млн–1;

– концентрация углеводородных соединений (СН) снижается с 7 до 2 млн–1;

– концентрация угарного газа (СО) снижается с 0.08% до нулевых значений.

Согласно проведенному испытанию построены соответствующие графики зависимости изменения концентрации отработавших газов от времени замеров (рис. 7).

Рис. 7.

Графики зависимости изменения концентрации отработавших газов от времени замеров.

Газ Брауна при добавлении в топливовоздушную смесь значительно увеличивает скорость сгорания топлива. Это происходит потому, что скорость детонации газа ННО примерно в 10 раз больше скорости детонации воздушно-бензиновой смеси [4]. Сжигается не только бензин, но и остаточные оксиды топлива.

В результате гораздо меньшее количество топлива, которое не сгорело, выбрасывается из двигателя в виде загрязняющих веществ и токсичных отходов.

ВЫВОДЫ

Таким образом, добавление газа Брауна (газа ННО) в топливовоздушную смесь через впускной коллектор двигателя внутреннего сгорания действительно оказывает значительное влияние на снижение концентрации вредных веществ в отработавших газах двигателя внутреннего сгорания.

По результатам испытаний видно, что происходит заметное уменьшение количества выбросов загрязняющих атмосферу веществ. Данный эффект несомненно окажет положительное влияние на окружающую среду, экологическую обстановку в крупных городах и здоровье человека.

Список литературы

  1. Способы борьбы с токсичностью выхлопных газов. http://k-a-t.ru/dvs_pitanie/19_toksichnost_2/

  2. Атрощенко В.И. Курс технологии связанного азота. Москва: Химия, 1968. 384 с.

  3. Мищенко А.И. Применение водорода для автомобильных двигателей. Киев: Наукова думка, 1984.

  4. Радченко Р.В., Мокрушин А.С., Тюльпа В.В. Водород в энергетике: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 229 с.

Дополнительные материалы отсутствуют.