Теплоэнергетика, 2022, № 5, стр. 58-64

Опыт факельного сжигания смеси бурых углей на Железногорской ТЭЦ

А. В. Жуйков a*, А. И. Карловский b, А. И. Матюшенко a, П. Ю. Гребеньков c, С. Г. Козлов c**, М. Н. Выхристюк c, Д. А. Логинов d

a Сибирский федеральный университет
660041 г. Красноярск, просп. Свободный, д. 79, Россия

b Красноярская региональная энергетическая компания (АО “КрасЭКО”)
660049 г. Красноярск, просп. Мира, д. 10, Россия

c ООО “СибВТИ”
660041 г. Красноярск, Свободный просп., д. 68/2, оф. 5, Россия

d ООО “Сибнииуглеобогащение”
660060 г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, д. 64а, Россия

* E-mail: azhuikov@sfu-kras.ru
** E-mail: kozlovsg@sibvti.org

Поступила в редакцию 28.06.2021
После доработки 10.08.2021
Принята к публикации 25.08.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Цель исследований, результаты которых представлены в данной статье, – оценка технико-экономических и экологических показателей при длительной работе четырех котлов БКЗ-160-1.4-5 на непроектном топливе, состоящем на 50% из бурого бородинского угля марки 2БР (с низшей теплотой сгорания Qr = 11.3–16.3 МДж/кг) и на 50% из бурого большесырского угля марки 3БР (Qr = = 19.3–20.1 МДж/кг) Канско-Ачинского бассейна. Система топливоподачи на такой смеси отработала штатно. При применении водяной обдувки проблем со шлакованием топочных экранов котлов не зафиксировано. Повышение теплоты сгорания смеси углей и КПД брутто котлов позволило уменьшить общий расход топлива на ТЭЦ. В результате снижения потерь тепла с уходящими газами коэффициент полезного действия котлов при работе на смеси по отчетным данным ТЭЦ увеличился на 0.4%. Валовые выбросы оксидов азота остались на прежнем уровне, а выбросы диоксида серы из-за повышенного содержания серы в смеси топлив возросли на 40.6 т/мес (14.4%). Снижение содержания золы в топливной смеси привело к сокращению валовых выбросов твердых частиц в атмосферу на 15.1 т/мес (25.2%), золошлаковых отходов – на 1166 т/мес (25.3%).

Ключевые слова: котел, бурый уголь, топливная смесь, теплота сгорания, факельное сжигание, КПД брутто, зола, выбросы вредных веществ, шлакование поверхностей нагрева

Цель настоящих исследований заключалась в проведении сравнительного анализа основных технико-экономических и экологических показателей работы Железногорской ТЭЦ (ЖТЭЦ) на проектном топливе (бородинский бурый уголь марки 2БР) и на смеси топлив (50% по массе – бородинский уголь марки 2БР, 50% – большесырский уголь марки 3БР) за длительный период эксплуатации. Анализ проводился с использованием отчетных данных ЖТЭЦ.

Железногорская ТЭЦ расположена в г. Сосновоборск Красноярского края и в настоящее время работает в режиме котельной. Основное оборудование на ЖТЭЦ – четыре паровых котла марки БКЗ-160-1.4-5 с твердым шлакоудалением, которые имеют следующие технические характеристики:

Паропроизводительность, т/ч ..................160.0
Теплопроизводительность, МВт ...............111.0
Температура, °С:
перегретого пара ....................................250
питательной воды ..................................104
уходящих газов .......................................155
Давление, МПа:
перегретого пара ......................................1.4
питательной воды ...................................2.0
КПД брутто, % ............................................91.9

Проектным топливом является бородинский бурый уголь марки 2БР. Для его размола котлы БКЗ-160-1.4-5 оборудованы четырьмя пылесистемами прямого вдувания с мельницами-вентиляторами типа МВ 1600/400/980 с газовой сушкой топлива. Топливо из бункера сырого угля скребковыми питателями ПС-700/9000 и ПС-700/21000 производительностью 16 т/ч подается в мельницы-вентиляторы. Управление данным процессом осуществляется изменением частоты электродвигателя, а также регулированием толщины слоя топлива (по месту). Рекомендуемая тонина помола (расчетная R90 = 57%) достигается установкой лопаток сепаратора МВ в определенное положение. После сепаратора пылеугольная аэросмесь поступает в пыледелитель, из которого по пылепроводам подается в горелочные устройства.

Для сушки угля используются горячие топочные газы, отбираемые из верхней части топки, и холодные дымовые газы, отбираемые за дымососом. Температура сушильного агента регулируется изменением соотношения количества топочных и холодных дымовых газов, подаваемых на сушку топлива. Для забора уходящих дымовых газов установлен дымосос рециркуляции газов типа ДН-15БК.

Восемь пылеугольных горелок расположены по тангенциальной схеме в углах топки в два яруса. На скатах холодной воронки, в нижней части топки котла, установлены семь сопл нижнего дутья по встречно-смещенной схеме. Они предназначены для снижения концентрации оксидов азота в продуктах сгорания, предотвращения шлакования холодной воронки и уменьшения потери тепла от механической неполноты сгорания. Система очистки поверхностей нагрева котла от золошлаковых отложений состоит из аппаратов водяной обдувки топки, паровой обдувки и дробевой очистки конвективных поверхностей нагрева.

Котел оборудован дутьевым вентилятором типа ВДН-18К и дымососом типа ДН-22×2-062К. Очистка дымовых газов от твердых частиц золы осуществляется электрофильтром типа ЭГВ2-30-9-6-3.

В 2016 г. на Железногорской ТЭЦ было проведено опытное сжигание смесей углей [1]. В качестве добавочного топлива использовался бурый уголь 3БР разреза “Большесырский” Канско-Ачинского бассейна. Характеристики топлива, использованного во время испытаний, приведены в табл. 1. Большесырский уголь сжигался в чистом виде, а также в смеси с бородинским углем в процентном соотношении по массе 30/70 и 50/50. Угольный склад ЖТЭЦ позволял организовать раздельное хранение углей разных марок. Тракт топливоподачи обеспечивал надежное конвейерное смешение большесырского и бородинского углей и подачу этой смеси к котлам.

Таблица 1.  

Характеристики угольных топлив и их смесей

Характеристика Топливо
бородинский уголь большесырский уголь 30% большесырского и 70% бородинского угля 50% большесырского и 50% бородинского угля
Влажность W  r, % 32.1 24.9 30.0 27.5
Зольность Аr, % 6.7 5.3 5.9 5.6
Содержание серы Sr, % 0.2 0.3 0.2 0.3
Теплота сгорания низшая $Q_{i}^{r},$ МДж/кг 16.33 19.26 17.42 18.30

Сжигание большесырского угля в чистом виде сопровождалось более интенсивным шлакованием топочных экранов по сравнению со сжиганием его в смеси с бородинским углем. Кроме того, при сжигании угля повышенной калорийности для регулирования температуры сушильного агента в оголовок газозаборных шахт пришлось вводить слабоподогретый воздух из-за недостатка расхода низкотемпературных газов рециркуляции при работе котла на трех пылесистемах.

По результатам опытов рекомендовалось сжигать смесь большесырского и бородинского углей в процентном соотношении по массе 50/50. Были отмечены преимущества сжигания такой смеси по сравнению с проектным бородинским углем: повышение КПД брутто котла на 0.7–1.2%, снижение общего расхода топлива, расширение регулировочного диапазона нагрузок котла при работе двух пылесистем, сокращение выбросов в атмосферу золы и уменьшение объема золошлаковых отходов.

В начале 2020 г. ЖТЭЦ полностью перешла на сжигание смеси большесырского и бородинского углей в пропорции 50/50% по массе (далее смесь). Для борьбы со шлакованием топочных экранов к двум существующим аппаратам водяной обдувки топки дополнительно было установлено еще два. Это позволило обеспечить надежную работу топочных экранов по условиям шлакования.

В процессе эксплуатации система аспирации топливоподачи и пылеподавление в узлах пересыпки работали штатно. Проблем с подачей и проходом по тракту топливоподачи непроектного большесырского угля и его смеси с бородинским углем не возникало. Случаев возгорания укатанного послойно штабеля большесырского угля не наблюдалось.

Для сравнения эксплуатационных показателей работы котлов ЖТЭЦ при сжигании бородинского угля и смеси были выбраны два периода – декабрь 2019 г. и январь 2020 г. Средневзвешенные значения влажности, зольности, содержания серы и азота, низшей теплоты сгорания данных видов топлива по отчетным данным ЖТЭЦ за указанные периоды представлены в табл. 2. В декабре 2019 г. за 26 сут четырьмя котлами было сожжено 54 381.7 т бородинского угля, выработано 814 036 ГДж тепловой энергии, средняя тепловая нагрузка котлов при этом составила Qср = 98 МВт. За 26 сут в январе 2020 г. четырьмя котлами было сожжено 50 775.5 т смеси, выработано 837 410 ГДж тепловой энергии, средняя тепловая нагрузка котлов составила Qср = 96.8 МВт.

Таблица 2.  

Характеристики бородинского угля и его смеси с большесырским углем

Характеристика Бородинский уголь Смесь углей (50/50%)
Влажность W  r, % 31.3 28.4
Приведенная влага W  п, 4.19 × 105 кг/кДж 7.95 6.58
Зольность Аr, % 7.1 5.8
Приведенная зольность Ап, 4.19 × 105 кг/кДж 1.80 1.34
Содержание серы Sr, % 0.23 0.29
Приведенное содержание серы Sп, 4.19 × 105 кг/кДж 0.058 0.067
Содержание азота Nr, % 0.56 0.57
Приведенное содержание азота Nп, 4.19 × 105 кг/кДж 0.143 0.133
Теплота сгорания низшая $Q_{i}^{r},$ МДж/кг 16.49 18.08

Воздушные режимы работы котла № 1 на бородинском угле и смеси практически одинаковы (рис. 1). Анализ зависимости номинального значения коэффициента избытка воздуха в уходящих газах (αух) от нагрузки котлов (Q) показал, что коэффициенты избытка воздуха котлов № 2–4 при сжигании бородинского угля и смеси существенно различаются, поэтому сопоставление технико-экономических показателей в условиях штатной эксплуатации на обоих видах топлива целесообразно провести на примере котла № 1 и в целом по группе котлов № 1–4.

Рис. 1.

Коэффициент избытка воздуха в уходящих газах котлов № 1–4 (аг) при сжигании топливной смеси и бородинского угля. 1 – сжигание бородинского угля в декабре 2019 г.; 2 – сжигание смеси бородинского и большесырского углей в январе 2020 г.

Из рис. 2 видно, что температура уходящих газов (tух) котла № 1 при сжигании смеси на 15–18°С ниже по сравнению с таковой при сжигании бородинского угля, а потери тепла с уходящими газами (q2) меньше на 1.1–1.3%. Сокращение потерь тепла с уходящими газами при работе котла на смеси обусловлено уменьшением температуры уходящих газов из-за более низкой приведенной влаги угольной смеси. Потери тепла от механической неполноты сгорания (q4) не имеют существенных различий для обоих видов топлива. КПД брутто (ηбр) котла № 1 при работе на смеси на 1.2–1.6% выше, чем на бородинском угле, что соответствует результатам, полученным в период опытного сжигания смесей бородинского и большесырского углей [1].

Рис. 2.

Технико-экономические показатели работы котла № 1 на бородинском угле и смеси бородинского и большесырского углей. 1 – сжигание бородинского угля в декабре 2019 г.; 2 – сжигание смеси бородинского и большесырского углей в январе 2020 г.

Авторами данной статьи проводится сравнение показателей работы ТЭЦ в целом при сжигании обоих видов топлива. На рис. 3 приведены показатели работы группы котлов (средневзвешенные по котлам № 1–4) по отчетным данным ЖТЭЦ за декабрь 2019 г. на проектном бородинском угле и за январь 2020 г. на смеси. Качественная картина зависимостей осталась такой же, как для котла № 1 (см. рис. 2). В количественном отношении произошли изменения. Температура уходящих газов при сжигании смеси снизилась всего на 3–4°С, а КПД брутто возрос на 0.4%, что в 3–4 раза меньше, чем на котле № 1. Причина, по мнению авторов данной статьи, заключается в том, что по сравнению с котлом № 1 эксплуатационные режимы котлов № 2–4 при сжигании бородинского угля и смеси существенно различались из-за разных значений коэффициента избытка воздуха (см. рис. 1).

Рис. 3.

Технико-экономические показатели работы группы котлов (№ 1–4) на бородинском угле и смеси его с большесырским. 1 – сжигание бородинского угля в декабре 2019 г.; 2 – сжигание смеси бородинского и большесырского углей в январе 2020 г.

Переход на сжигание смеси углей привел к снижению среднечасового расхода топлива (B) на 5–7 т/ч (рис. 4) из-за увеличения теплоты сгорания смеси на 1.59 МДж/кг и повышения КПД брутто группы котлов. Удельные расходы топлива на выработку тепла составили 66.804 кг/ГДж на бородинском угле и 60.633 кг/ГДж на смеси. При месячной выработке тепловой энергии ЖТЭЦ 963 000.0 ГДж/мес разница расходов бородинского угля и смеси составит (66.804 – 60.633) × × 963 000.0 × 10–3 = 5943 т/мес (9.2%).

Рис. 4.

Часовой расход топлива группой котлов (№ 1–4) при сжигании бородинского угля и смеси его с большесырским. 1 – сжигание бородинского в декабре 2019 г.; 2 – сжигание смеси бородинского и большесырского углей в январе 2020 г.

Оценка выбросов газообразных загрязняющих веществ, твердых частиц, а также количества золошлаковых отходов выполнялась согласно [2, 3]. При работе на угольной смеси валовые выбросы диоксида серы возросли на 40.6 т/мес (14.4%) вследствие более высокого содержания серы в угольной смеси. Валовые выбросы оксидов азота снизились на 5%: оксида азота на 1.1 т/мес, диоксида азота на 6.6 т/мес. Приведенная зольность смеси топлив в 1.34 раза ниже, чем таковая бородинского угля, в связи с чем валовые выбросы твердых частиц в атмосферу уменьшились на 15.1 т/мес (25.2%), а количество золошлаковых отходов сократилось на 1166 т/мес (25.3%).

ВЫВОДЫ

1. При сжигании смеси бородинского угля марки 2БР и большесырского угля марки 3БР в процентном соотношении по массе 50/50 наблюдалась надежная работа как систем топливоподачи, так и самих котлов БКЗ-160-1.4-5.

2. Установлено, что экономичность котлов при сжигании смеси топлив возрастает.

3. В результате повышения теплоты сгорания смеси топлив на 1.59 МДж/кг и увеличения КПД брутто котлов расход топлива на ЖТЭЦ снизился на 5943 т/мес (9.2%) по сравнению с расходом проектного бородинского угля.

4. По расчетным оценкам, валовые выбросы диоксида серы при использовании смеси топлив увеличились на 14.4% по сравнению с проектным топливом, выбросы оксидов азота снизились на 5%, твердых частиц в атмосферу – на 25.2%, количество золошлаковых отходов сократилось на 25.3%.

5. Сжигание смесей бурых углей Канско-Ачинского бассейна может рассматриваться как перспективный способ ресурсосбережения.

Список литературы

  1. Использование угля марки 3БР на котлах БКЗ-160-1,4-5 с мельницами-вентиляторами и газовой сушкой / П.Ю. Гребеньков, С.Г. Козлов, М.Н. Выхристюк, И.А. Худяков, А.А. Концевой // Электрические станции. 2016. № 11. С. 13–18.

  2. РД 34.02.305-98. Методика определения валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от котельных установок ТЭС. М.: ВТИ, 1998.

  3. СО 153-34.02.304-2003. Методические указания по расчету выбросов оксидов азота с дымовыми газами котлов тепловых электростанций. М.: ВТИ, 2005.

Дополнительные материалы отсутствуют.