Российская археология, 2022, № 4, стр. 205-207

Елена Александровна Спиридонова (1933–2022)

А. С. Алешинская 1*, С. В. Кузьминых 1**, Н. А. Макаров 1, Е. Н. Черных 1****, Ю. А. Лаврушин 2*****

1 Институт археологии РАН
Москва, Россия

2 Бюро Комиссии ОНЗ РАН по изучению четвертичного периода
Москва, Россия

* E-mail: asalesh@mail.ru
** E-mail: kuzminykhsv@yandex.ru
**** E-mail: evgenij.chernykh@gmail.com
***** E-mail: lavrushin09@mail.ru

Поступила в редакцию 10.08.2022
После доработки 10.08.2022
Принята к публикации 11.10.2022

Полный текст (PDF)

31 июля 2022 г. ушла из жизни Елена Александровна Спиридонова – выдающийся ученый, крупнейший специалист по археопалинологии, кандидат географических наук, старший научный сотрудник лаборатории естественнонаучных методов Института археологии РАН.

Е.А. Спиридонова (в девичестве Дмитриева) родилась 27 декабря 1933 г. в Ленинграде в семье, многими поколениями связанной с городом на Неве. В 1957 г. она закончила географический факультет Ленинградского государственного университета по кафедре ботанической географии.

После кратковременных работ на Памирской биологической станции в 1960 г. Елена Александровна стала сотрудником палинологической лаборатории Научно-исследовательского географо-экономического института ЛГУ и на четверть века погрузилась в изучение сложнейших проблем стратиграфии и палеогеографии позднего плейстоцена и голоцена северо-западных областей России и балтийских стран. Диапазон исследовательских тем и экспедиций в эти годы был чрезвычайно широк. Полевые работы охватили Кольский полуостров, Карелию, север, северо-запад и центр Русской равнины, Белоруссию, Прибалтику, Польшу и даже Таджикистан. На протяжении многих лет продолжалось сотрудничество с отделом четвертичной геологии Всесоюзного геологического института, а также с Северо-Западным геологическим управлением. Результаты исследований тех лет нашли отражение в многочисленных публикациях, а также в кандидатской диссертации “Палинологическая характеристика межстадиальных отложений валдайского оледенения на северо-западе Русской равнины и ее значение для стратиграфии и палеогеографии”, которая была успешно защищена в 1970 г.

Совершенно особое значение в научной деятельности Е.А. Спиридоновой приобрело использование палинологического метода при изучении археологических памятников разного возраста – от верхнего палеолита до позднего средневековья. Столь значительный временной диапазон и обращение к принципиально разным типам археологических памятников, естественно, потребовали во многих случаях разработки специфических методических приемов не только анализа и интерпретации материалов, но и лабораторной обработки и отбора образцов. Это потребовало личного участия Елены Александровны в отборе образцов на множестве памятников, сопровождавшимся учетом геологических и археологических особенностей строения разрезов.

Подобный подход заложил важнейшую основу современной отечественной археопалинологии – использование индивидуальных методов исследований, учитывающих тип памятника (наземные, пещерные и др.) и его возраст – от позднего палеолита до Нового времени. В трудах Е.А. Спиридоновой базисная основа археопалинологии состоит из сочетания материалов исследований и комплекса методических приемов, используемых в археологии, геологии и палеоботанике.

Начиная с 1974 г. Елена Александровна активно включилась в исследование палеолитических памятников археологического микрорайона Костёнки. Ее работы продолжались здесь и после кончины Н.Д. Праслова, уже в сотрудничестве с А.А. Синицыным. Результаты многолетних изысканий нашли отражение в коллективном труде “Палеолит Костёнковско-Борщевского района на Дону” (1982 г.), статьях, а также в авторской монографии “Эволюция растительного покрова бассейна Дона в верхнем плейстоцене–голоцене” (1991 г.).

Археологическая палинология стала ведущим направлением научной деятельности Е.А. Спиридоновой с конца 1984 г., когда она переехала в Москву и организовала кабинет палинологии в лаборатории естественнонаучных методов Института археологии РАН. С этого времени основное направление ее научной деятельности было связано с применением палинологического анализа при изучении археологических памятников. Более чем за четверть века Елена Александровна провела исследования, которые хронологически охватывают практически все исторические эпохи – от палеолита до позднего средневековья.

В два последних десятилетия методические приемы лабораторной обработки образцов и методы их отбора в полевых условиях получили продолжение при исследовании других палеолитических памятников – прежде всего стоянок Сунгирь, Каменная балка и Дивногорье.

Палинологическое изучение археологических памятников финального палеолита в верховьях Волги и Днепра, исследованных Г.В. Синицыной, послужило одним из серьезных аргументов для создания корреляционной схемы их соотношения друг с другом. Основу этой схемы, наряду с археологическими материалами, составили установленные ландшафтно-климатические особенности природной среды и их привязка к общей стратиграфической схеме позднего плейстоцена.

Для эпох мезолита, неолита, бронзы, раннего железа и даже средневековья палинологически был изучен материал многих известных археологических памятников, расположенных в различных природных зонах европейской части России и на Урале. В результате была разработана основа концепции геологической истории возникновения широтной природной зональности, присущей территории Восточной Европы. В этом отношении фундаментальное значение приобрели установленные Е.А. Спиридоновой природные рубежи, отражающие разного типа изменения природной среды – от высокоскоротечных, кратковременных до стабильно-постепенных, более долговременных. Некоторые из этих рубежей оказались взаимосвязаны со сменой археологических культур или изменениями их материальной культуры, ближними и дальними миграциями, особенностями процессов адаптации и даже с экологическими проблемами взаимоотношения природы и человека.

Проблемы экологии человека нашли особенно яркое отражение в материалах средневековья. Масштаб палинологических исследований в рамках этой эпохи стал приближаться иногда к выяснению не столько климатических, сколько погодно-климатических событий. Итоги разработки данной проблемы подведены в коллективной монографии “Естественные и антропогенные изменения природного комплекса лесной зоны Русской равнины в средневековье” (2008 г.). Проведенный Е.А. Спиридоновой, А.С. Алешинской и М.Д. Кочановой анализ палинологических данных позволил выделить по разрезам памятников XI–XIII вв. и даже в более поздних слоях ряд этапов, связанных как с сукцессионными изменениями растительного покрова, так и с преобразованием природной среды человеком.

В целом важно отметить, что по материалам археологических памятников в результате палинологических исследований (с привлечением данных абсолютного возраста, дендрохронологии и материалов летописей) впервые удалось проследить и выявить по отдельным векам изменения природной среды и установить характер хозяйственной деятельности человека.

Результаты исследований нашли свое отражение в более чем 200 научных публикациях, сотнях отчетов и заключений. Труды Е.А. Спиридоновой хорошо известны специалистам в России и за ее пределами – они послужат не одному поколению палинологов и археологов. Доклады известного специалиста в области стратиграфии и палеогеографии квартера выносились на многие международные и всероссийские палинологические, геологические и археологические конгрессы, симпозиумы, совещания и конференции. В них красной нитью проходит главное направление научного творчества ученого – реконструкция особенностей природной среды обитания человека на Восточно-Европейской равнине в огромном временном диапазоне – от палеолита до позднего средневековья.

До последних дней Елена Александровна отдавала силы любимому делу, и символично, что последние ее исследования связаны с Костёнками, где 50 лет назад началась совместная работа с археологами.

Верность профессии, избранному в молодости научному пути достойны уважения и преклонения. Российская наука держалась и во многом держится на таких подвижниках, как Е.А. Спиридонова.

Будучи глубоко порядочным и интеллигентным человеком, Елена Александровна пользовалась любовью и уважением коллег и учеников, которые всегда могли рассчитывать на ее мудрый совет и помощь.

Уход Елены Александровны Спиридоновой – огромная и невосполнимая утрата для близких, друзей и учеников, которые сохранят о ней долгую и самую добрую память.

Дополнительные материалы отсутствуют.