Российская археология, 2022, № 3, стр. 202-204

К 60-летию Д. О. Осипова

А. А. Завойкин 1*, В. Ю. Коваль 1**, Д. С. Коробов 1***, А. Н. Медведь 1****

1 Институт археологии РАН
Москва, Россия

* E-mail: bospor@inbox.ru
** E-mail: kovaloka@mail.ru
*** E-mail: dkorobov@mail.ru
**** E-mail: man1153@yandex.ru

Поступила в редакцию 01.02.2022
После доработки 01.02.2022
Принята к публикации 22.03.2022

Полный текст (PDF)

7 сентября 2022 г. Дмитрий Олегович отмечает свой юбилей, и это достаточный повод для того, чтобы попытаться осмыслить пройденный им путь. Нам, его друзьям и коллегам, тоже полезно оценить вклад этого неординарного исследователя в российскую археологию. Сегодня Дмитрий Олегович известен как крупнейший в России специалист в области изучения средневекового кожевенного и обувного производства, знания которого востребованы на всей территории страны от Новгорода до Хабаровска. Он пользуется заслуженным авторитетом среди коллег, причем не только за свой профессионализм в избранном направлении исследований, но и за неизменно качественную работу в поле, а главное – за честность и открытость в общении и выражении своего мнения, как относительно событий в общественной жизни, так и частной жизни. За это прямодушие ему приходилось нередко платить высокую цену, но он никогда не изменял своим принципам и всегда откровенно говорил то, что думает о своих коллегах или об их работе, о своих руководителях, о нашем обществе, при этом стараясь придерживаться не эмоций, а строгой объективности. Качество редкое в наше время.

Дмитрий Олегович относится к той категории везучих людей, которым посчастливилось найти свое призвание уже в молодости. Еще школьником он заинтересовался полевой археологией и оказался в составе кружка во Дворце пионеров на Ленинских горах, в группе, руководимой Борисом Георгиевичем Петерсом, замечательным археологом (пионером подводной археологии в России), обладавшим настоящим педагогическим талантом. Б.Г. Петерс стал первым учителем Дмитрия Олеговича, и именно в его экспедициях в Восточном Крыму он получил те знания и умения, тот заряд энергии познания, которые впоследствии определили его жизненный путь. Здесь он оказался в дружной компании таких же московских школьников, “заболевших” археологией, многие из которых сейчас стали маститыми учеными и – его друзьями.

К сожалению, Дмитрию Олеговичу не удалось после школы поступить в МГУ и пойти в археологию по проторенной тропе – через кафедру археологии. Вместо этого пришлось отслужить в Советской Армии и лишь затем, поступив в городской педагогический институт, получить квалификацию историка. Азбуку нашей профессии Дмитрий Олегович проходил в отделе археологии Музея истории Москвы (ныне Музейное объединение “Музей Москвы”) под руководством А.Г. Векслера, откуда в 1988 г. вместе со своим руководителем перешел в новообразованный Центр археологических исследований Управления государственного контроля памятников истории и культуры г. Москвы (ныне Москомнаследие). На новом месте работы на протяжении 12 лет Д.О. Осипов возглавлял наиболее важные раскопочные объекты, в том числе раскопы на Манежной площади и на Гостином дворе, где им был найден самый большой в Москве (и всех городах Руси) клад серебряных изделий и монет XVII в. – 2 кувшина с 10 сосудами и более чем 95 000 монет. На бесчисленных раскопах и объектах археологических наблюдений Москвы зародился его интерес к изучению археологической кожи. Несмотря на то что руководство археологической службы Москвы не проявляло никакого интереса к научной обработке богатейших материалов, добытых в тяжелых условиях работы на стройплощадках, благодаря исключительному упорству и преданности науке, Д.О. Осипов очень скоро стал признанным специалистом в избранной им области исследований. В те же годы были написаны первые статьи о сапожном и кожевенном производстве Москвы, собран и осмыслен огромный по объему и информационному потенциалу материал.

Однако работа в чиновничьей (а по большей части – коммерческой) структуре, где научные исследования не поощрялись и рассматривались как некое “чудачество”, все более тяготила. Поэтому в 2000 г. Дмитрий Олегович перешел на работу в Музей археологии Москвы (структурное подразделение Музея Москвы), где у него появилась возможность обработать и систематизировать собранные материалы по кожевенному производству. При этом Д.О. Осипов принимал активное участие в популяризации своих исследований – он стал куратором выставки “След в истории”, имевшей большой успех у москвичей. В те же годы юбиляру удалось сделать то, что не получилось в юности – прийти в МГУ, но уже не студентом, а аспирантом, учеником профессора Е.А. Рыбиной. Под ее руководством на кафедре археологии была подготовлена и успешно защищена в 2003 г. кандидатская диссертация “Кожаная обувь XII–XVIII вв. из раскопок в Москве”. Получение нового научного статуса позволило ему в 2004 г. перейти на работу в Институт археологии РАН в отдел охранной археологии (сегодня – отдел сохранения археологического наследия).

Специфика работы отдела, в котором оказался Д.О. Осипов, такова, что ему сразу же пришлось заняться организацией масштабных раскопок. Самыми важными из них стали исследования на месте Успенского собора в центре Ярославля, проводившиеся под руководством А.В. Энговатовой. В ходе этих исследований, организованных на самом высоком методическом уровне, удалось не только найти остатки соборов XIII и XVII вв., но и обнаружить первое в Ярославле коллективное захоронение жертв разгрома города монголами зимой 1238 г. И, хотя в ходе этих (и многих других) работ был получен бесценный методический опыт, времени на работу по собственной научной теме стало не хватать. Несмотря на это, будучи круглогодично занят организационной и полевой работой, Дмитрий Олегович сумел в кратчайшие сроки не только подготовить к публикации свою диссертацию, но и существенно расширить ее рамки. В 2006 г. вышла из печати его первая капитальная монография “Обувь московской земли XII–XVIII вв. Материалы охранных археологических исследований”, ставшая заметным событием в научной жизни Института. О значении этой работы для российской археологии говорят два факта: в компендиуме знаний об археологии Древней Руси, коллективной монографии “Древняя Русь. Быт и культура” (М.: Наука, 1997), изделиям из кожи Е.А. Рыбиной были посвящены всего две страницы, а первая монография по кожевенному делу русского города (Твери) была издана А.В. Курбатовым всего двумя годами раньше (“Кожевенное производство Твери XIII–XV вв.” Тверь, 2004), причем временной охват этого интереснейшего исследования был все же значительно уже.

Занимаясь обработкой объемных коллекций кожаных изделий, Дмитрий Олегович никогда не прекращал полевой работы, ежегодно участвуя в Ростиславльской экспедиции Института археологии РАН, где исполнял обязанности начальника одного из самых крупных раскопов. Сотрудничество с экспедицией он продолжает и по сей день.

Одной из важнейших черт работ Д.О. Осипова стала попытка (очень успешная!) изучения кожевенного и сапожного производств, артефактов, связанных с этими производствами, в контексте древнерусской культуры. Место сапожников и кожевников среди других ремесленников русских городов, связь сапожного производства с физической антропологией, с социальными явлениями, историей быта Древней Руси – эти сюжеты стали характерной чертой исследований Д.О. Осипова, всегда старавшегося рассмотреть даже отдельные артефакты через призму истории нашей страны.

В 2006 г. у Дмитрия Олеговича появилась возможность перейти на работу в отдел археологии музеев Московского Кремля, где, как казалось, можно было спокойно заняться дальнейшим развитием темы своего исследования. Но уйти от крупных раскопок не удалось и там: в том же году им были начаты раскопки в Тайницком саду, организованные коммерческой фирмой. Он старался проводить эти исследования на должном методическом уровне, однако это оказалось несовместимо с требованиями фирмы, главной заботой которой было отнюдь не научное изучение древностей Кремля, а извлечение максимальной прибыли из проекта. Осознав это, Д.О. Осипов приложил все возможные усилия для того, чтобы начатые им раскопки были продолжены Институтом археологии РАН. И его старания не пропали даром – уже весной 2007 г. объект был передан Институту (разумеется, заслуга в этом принадлежит не одному юбиляру) и блестяще завершены. Это событие имело для Д.О. Осипова и другое последствие: контракт с ним не был продлен, и в 2011 г. он перешел на работу в Государственный Исторический музей. Тем не менее за время работы в музеях Кремля Дмитрию Олеговичу удалось обработать обширные коллекции из новгородских раскопок, легшие в основу докторской диссертации “Кожевенно-сапожное ремесло Великого Новгорода X–XVII вв. (комплексное исследование)” успешно защищенной в МГУ в 2012 г. За годы работы в ГИМ география исследований Д.О. Осипова существенно расширилась: в нее включены теперь и широкие пространства Сибири. Не забыты, однако, и центральные районы России: обработаны материалы из новейших раскопок Института археологии в Московском Кремле, а также интереснейшие коллекции из Костромского Поволжья, Смоленска и других центров.

Безусловно, сегодня Д.О. Осипов – один из ведущих археологов России, специалист международного уровня. Но было бы несправедливо не отметить и другие таланты юбиляра. Прежде всего, он известен как исполнитель авторской песни, причем не только во многих археологических экспедициях, но и в кругу именитых профессионалов этого направления искусства. К сожалению, скромность не позволяет ему исполнять собственные произведения (а они имеются), но его прочтения песен известнейших мастеров (С. Никитина, В. Капгера, И. Кузьмина и других) отличаются оригинальностью и пользуются неизменным успехом в любой аудитории. Впрочем, юбиляр не просто исполнитель авторской песни, он настоящий поклонник гитары, умеющий не только играть на ней, но и улучшать инструмент, прекрасно разбирающийся в тонкостях технологии гитарного производства.

Дмитрий Олегович – великолепный педагог (если применять это понятие к археологической молодежи), человек, для которого в полной мере применимо имя “душа компании”. Не занимая официальных командных должностей, он неизбежно становится авторитетным лидером любого коллектива, поскольку обладает рядом замечательных качеств: принципиальностью и категоричностью суждений в сочетании с бесконечной доброжелательностью, твердостью характера и веселым нравом. Именно по этой причине он имеет большое число друзей и почитателей его разнообразных талантов во всех частях России.

Поздравляя юбиляра, хочется пожелать Дмитрию Олеговичу крепкого здоровья, неистощимой энергии, творческого вдохновения, новых научных достижений и увлекательных проектов. И разумеется, здоровья и процветания всей его семье.

Дополнительные материалы отсутствуют.