Океанология, 2023, T. 63, № 2, стр. 335-337

Геологические исследования Срединно-Атлантического хребта между разломами Чарли Гиббс и Максвелл в 53-м рейсе судна “Академик Николай Страхов”

А. А. Пейве 1*, С. Ю. Соколов 1, А. Н. Иваненко 2, А. А. Разумовский 1, И. С. Патина 1, В. А. Боголюбский 1, И. А. Веклич 2, А. П. Денисова 1, В. Н. Добролюбов 1, С. А. Докашенко 1, Е. С. Иванова 1, С. А. Лапина 1, И. А. Наумов 1, Н. С. Никитин 3, З. Ф. Уразмуратова 4

1 Геологический институт РАН
Москва, Россия

2 Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН
Москва, Россия

3 Геологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Москва, Россия

4 Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Калининград, Россия

* E-mail: apeyve@yandex.ru

Поступила в редакцию 06.10.2022
После доработки 10.10.2022
Принята к публикации 28.10.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

В работе приводятся сведения о геолого-геофизических исследованиях строения Срединно-Атлантического хребта между трансформными разломами Чарли Гиббс и Максвелл в Северной Атлантике в 53-м рейсе НИС “Академик Николай Страхов” в июле–августе 2022 г. Обсуждаются предварительные результаты экспедиции.

Ключевые слова: Северная Атлантика, серпентинизация, океаническая кора, спрединговый центр, разлом Чарли Гиббс, сухой спрединг

Комплексная геолого-геофизическая экспедиция на НИС “Академик Николай Страхов” (53-й рейс) в Северной Атлантике была проведена Геологическим институтом РАН и Институтом океанологии им. П.П. Ширшова РАН по утвержденной Министерством науки и образования Российской Федерации экспедиционной программе с 7 июля (порт Калининград) по 15 августа 2022 г. (порт Санкт-Петербург). В экспедиции приняли участие 15 российских научных сотрудников.

Основная цель экспедиции: проведение комплексных геолого-геофизических исследований для получения новых данных о внутриплитных тектонических, магматических и гидротермально-метаморфических процессах в осевой части и на флангах Срединно-Атлантического хребта (САХ) в Северной Атлантике. В задачи экспедиции входило изучение рельеф дна, морфоструктурный анализ и выявление особенности тектонического строения и тектонических деформаций океанической коры; измерение аномального магнитного поля, определение возраста океанического дна при идентификации магнитных аномалий; изучение вариаций составов базальтов в сегменте САХ между разломами Максвелл и Чарли Гиббс.

Основные виды работ в экспедиции включали детальную батиметрическую съемку дна с помощью судового многолучевого глубоководного эхолота SeaBat 7150 – 12 кГц (фирмы RESON) с сонарной модой записи акустических сигналов, сейсмоакустическое профилирование с помощью судового профилографа EdgeTech 3300 (частота 2–6 кГц) и измерения аномального магнитного поля с помощью магнитометра SeaPOS2, который был собран в ИО РАН на базе двух датчиков POS в модификации градиентометра.

Объем выполненных работ. Маршрут экспедиции показан на рис. 1. Район исследования: гребневая зона Срединно-Атлантического хребта между разломами Чарли Гиббс и Максвелл (полигон Фарадей), а также поднятие Восточное Туле (полигон Гора) в Северной Атлантике. Всего с работой гидроакустической системы RESON за 24 дня работ (без переходов по экономическим водам) было пройдено 7512 км. На полигоне Фарадей – 5173 км. Всего в рейсе было выполнено 3992.8 км морской магнитной съемки, из них – 67.6 погонных км на полигоне Гора и 3925.2 км на полигоне Фарадей. Выполнены 32 драгировки, из них 28 удачных.

Рис. 1.

Маршрут экспедиции 53-го рейса судна “Академик Николай Страхов”. Прямоугольники – полигоны детальных работ. Черные линии – путь движения судна.

Предварительные научные результаты экспедиции. 1. Основным результатом исследований является то, что впервые в Северной Атлантике был обнаружен и изучен рифтовый сегмент САХ протяженностью около 400 км (между 48° и 51.5° с.ш.), который характеризуется процессами образования океанической коры в условиях дефицита базальтовых расплавов, что при непрерывном растяжении в рифтовой долине приводит к тектоническому выведению на поверхность дна глубинных нижнекоровых и мантийных пород (габброидов и ультрабазитов). Сходные процессы, называемые сухим спредингом, ранее были известны в отдельных участках САХ только южнее Азорского поднятия.

2. В районе горы Фарадей (49.56° с.ш. и 28.82° з.д.) в водной толще был обнаружен сильный звукорассеивающий шлейф, который поднимается вверх от поверхности дна и имеет гидрофизическую и биогенную природу. По всей видимости, это результат гидротермальной активности. Аналогичные объекты известны в областях активной гидротермальной разгрузки на дне океана (черные курильщики).

3. На полигоне Фарадей в районе САХ (48°– 51°30′ с.ш.) была выявлена система линейных магнитных аномалий спрединговой природы. Идентифицированы аномалии с номерами 1, 2, 2А, а на нескольких профилях – 3. Это позволило рассчитать скорости спрединга за последние 3 млн лет для участка САХ длиной почти 400 км и выделить сегменты со стационарным и, возможно, нестабильным режимом раскрытия. Выявлены также интенсивные локальные аномалии, скорее всего, неспрединговой природы, связанные с наложенной тектонической активностью.

4. Анализ распространения драгированного материала показывает, что кора, образованная к востоку от рифтовой долины, сложена в большей степени глубинными породами, в то время как на западе преобладают вулканиты. Это, возможно, связано с особенностями региональных полей напряжений, обуславливающих асимметричный спрединг.

5. На вершинах локальных внутриплитных поднятий, имеющих амплитуду ~400 м, наблюдаются современные пликативные и штамповые деформации, взбросовые нарушения и структуры протыкания осадочного чехла. Предположительный генезис этих структур связан с серпентинизацией (увеличение объема и уменьшение плотности) ультраосновных пород верхней мантии.

6. В осевой части северного трога системы Чарли Гиббс выделяется медианный хребет, в обрамлении которого в осадках видны складки, перекрытые с угловым несогласием, указывающие на современное протыкание хребтом осадочной толщи. Разломы к югу от хребта интерпретируются как взбросы. Северный трог разломной системы Чарли Гиббс находится на современном этапе в условиях сжатия, которое сопровождается формированием медианного хребта при выжимании глубинного вещества.

Источники финансирования. Финансирование экспедиции проводилось за счет средств Госзаданий: FMMG-2022-0003, FMUN-2019-0076, FMWE-2021-0005 при частичной поддержке проекта РНФ № 22-27-00036.

Благодарности. Авторы благодарны капитану А.П. Назаревскому и экипажу НИС “Академик Николай Страхов” за всестороннюю помощь в выполнении научных задач экспедиции.

Дополнительные материалы отсутствуют.