Химическая физика, 2023, T. 42, № 3, стр. 11-15

Коррекировка стандартных методов испытаний взрывчатых веществ на чувствительность к удару

А. В. Дубовик *

Федеральный исследовательский центр им. Н.Н. Семёнова Российской академии наук
Москва, Россия

* E-mail: a-dubovik@mail.ru

Поступила в редакцию 23.03.2022
После доработки 14.04.2022
Принята к публикации 20.04.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

Вопрос о целесообразности использования нового ВВ или смесевого состава часто решается по результатам их испытаний на чувствительность к механическим воздействиям (удару, трению и других), которые обычно выполняются стандартными методами – государственными, отраслевыми и т.д. Однако опыт применения этих методов показывает, что их результативность нередко недостаточно высока и часто имеет место недооценка уровня опасности ВВ в обращении. В статье по результатам анализа лабораторных методов испытаний ВВ на чувствительность к удару – критических давлений и критических энергий, основанных на поиске оптимальных для данного ВВ параметров механического инициирования взрыва, рассматриваются пути модификации существующих стандартов испытаний для повышения их точности при получении данных о показателях чувствительности ВВ.

Ключевые слова: взрывчатые вещества, взрывоопасность, чувствительность к удару, методы испытаний, инициирование взрыва, критические условия.

ВВЕДЕНИЕ

Научно-технические проблемы, возникающие на стадии разработок корректных методов испытаний взрывчатых и прочих энергоемких материалов на чувствительность к механическим воздействиям, постоянно находятся в центре внимания специалистов, занимающихся созданием безопасных условий для производства и переработки различных видов взрыво- и пожароопасных субстанций [14]. Трудность практического решения поставленных задач состоит прежде всего в том, что необходимо одновременно обеспечить как простоту, доступность и малые трудозатраты испытаний, так и высокую точность и воспроизводимость результатов определения показателей чувствительности взрывчатых веществ (ВВ).

Упрощенные методы испытаний, которые положены в основу стандартных методов (государственных, отраслевых и других), как правило, дают недостаточно верные представления о чувствительности ВВ, часто недооценивая их опасность в обращении. Обычно это связано с фиксацией какого-либо методического параметра испытаний – массы образца, энергии удара и пр. В этом случае обычно теряется из вида такой важный показатель испытаний, как фактор критичности условий возникновения взрыва, позволяющий определить максимум чувствительности ВВ к данному виду воздействия. Критические показатели инициирования ВВ можно установить только при вариации большинства определяющих параметров внешнего воздействия и состояний испытываемого образца. Однако строгое соблюдение принципа вариативности параметров испытаний неизбежно приводит к усложнению исследовательских работ и увеличению трудозатрат.

Ниже рассматриваются достоинства и недостатки некоторых из существующих стандартных и лабораторных методов испытаний ВВ на чувствительность к удару и вносятся предложения по их улучшению на основе последних теоретических и экспериментальных результатов исследований по поведению зарядов твердых ВВ при ударе на копре.

ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ ВВ

Метод критических давлений (МКД) для испытаний ВВ на чувствительность к удару был разработан в начале 1960-х годов в ИХФ РАН группой сотрудников под руководством Л.Г. Болховитинова, Г.Т. Афанасьева и В.К. Боболева [5]. Ранее для характеристики чувствительности ВВ использовалась процентная оценка числа взрывов при ударах с фиксированными энергиями по зарядам постоянной массы (ГОСТ 4545-48). С введением МКД сформировался новый методологический подход к исследованиям чувствительности ВВ, основанный на глубоком понимании физико-механических процессов при ударе и строго обоснованных количественных данных о критических показателях чувствительности ВВ. Поясним его суть на примере испытаний на чувствительность к удару зарядов из ультрадисперсного перхлората аммония (УДП) с размером частиц 0.8–1.4 мкм. Учитывая тот факт, что критические параметры возбуждения взрыва присущи всем ВВ, то полученные в опытах с зарядами УДП данные об особенностях их поведения при ударе полностью применимы для формирования четких представлений об основах механической чувствительности ВВ с произвольной структурой и направлениях поиска критических условий их инициирования.

При определении чувствительности ВВ по методу критических давлений используются спрессованные под давлением 0.3–0.5 ГПа (в зависимости от прессуемости исследуемого вещества) дискообразные заряды диаметром D = 2R и толщиной h0< D. Обычно изготавливают заряды с D = 10 мм и 0.1 ≤ h0 ≤ 1.0 мм. Для осциллографической записи давлений холостого и снаряженного ударов применяются проволочные тензодатчики, а регистрация момента воспламенения или взрыва заряда ВВ осуществляется с помощью фотоэлектрических элементов.

В работах [57] показано, что поведение практически всех твердых ВВ, включая всевозможные смесевые составы, при ударе приблизительно одинаково: с начала опыта в течение нескольких десятков микросекунд тонкий заряд сжимается упруго и давление возрастает, как при холостом ударе. Затем при достижении некоторого давления Р0 начинается кратковременная (~1 мкс) пластическая деформация заряда при слабовозрастающем давлении Р(t), которая сменяется развитым пластическом течением и/или прочностным разрушением заряда, сопровождающимся резким (за время tf ≈ 10–30 мкс) спадом давления. Именно во время прочностных разрушений зарядов фотоэлементы фиксируют вспышки взрыва.

Спад давления на осциллограмме удара сопровождается высокоскоростным (до 0.5 км/с) разлетом фрагментов разрушения заряда или раскаленных продуктов взрыва в случае инициирования взрывной реакции в радиальном потоке вещества. Если отложить в координатах Р0h0 значения давления разрушений, снятые при фиксированной энергии удара Е0= МgH (Н – высота сбрасывания груза массой М на заряд ВВ), то нетрудно установить гиперболический вид полученной зависимости, которая хорошо описывает состояния предельных нагрузок при сжатии тонких пластических прослоек [58]:

(1)
${{P}_{0}} = \sigma \left( {1 + D/{{3}^{{1.5}}}{{h}_{0}}} \right),$
где σ – предел прочности образца ВВ на сжатие. Анализ экспериментальной кривой Р0(h0) показывает, что взрывы при малых толщинах h0 фиксируются всегда в момент разрушения заряда, тогда как при больших h0 отказы чередуются со взрывами, а последние возникают только при повторных, т.е. следующих за первым, разрушениях заряда. Причем заряды большой толщины hb (в несколько мм) взорвать практически невозможно, поскольку энергия удара последовательно растрачивается на множестве слабых разрушений.

Для данного ВВ четкую границу по оси h0 между регулярными и спорадически возникающими взрывами удается провести только при нескольких параллельно выполненных экспериментах. Но даже и в этом случае граничное значение h0, получившее название критической толщины заряда (hкр), определяется по подсчету количества опытов с равным числом взрывов и, условно говоря, отказов, т.е. по 50%-ной частоте полноценных взрывов. Соответствующее критической толщине давление на прочностной кривой Р0(h0) называется критическим (Ркр). При однократном проведении опыта с зарядами ВВ погрешность определения hкр и Ркр достаточно высока (15–20%), но при нескольких повторениях эксперимента она снижается до 5–10%. Поскольку тонкие и утолщенные заряды ВВ прессуются неодинаково, ошибка определения величины их прочности σ, значение которой усредняется по результатам расчетов по формуле (1), представляется сравнительно высокой: 15–20%.

Физически величина Ркр определяет давление, создаваемое ударом в заряде ВВ, время разрушения которого, tf, равно периоду индукции теплового взрыва, ti, инициированного протеканием диссипативных процессов (пластическое течение, фрикционный разогрев и другие) в горячих точках быстро движущейся среды. Энергетическим источником происхождения взрыва является тепло, в которое трансформируется значительная часть упругой энергии

(2)
${{E}_{{{\text{кр}}}}} = P_{{{\text{кр}}}}^{2}{{S}^{2}}/2k,\,\,\,S = \pi {{R}^{2}},$
запасаемой в копровой системе нагружения в начальной стадии удара (k – механическая жесткость копра). Обобщая полученный результат, констатируем, что при всех Е0Екр прочностное разрушение ВВ запускает процессы сброса энергии из копровой системы нагружения в заряд, ее расходования на движение и разогрев продуктов разрушения и инициирование взрыва. Энергия удара Е0 также определяет максимальную толщину заряда (hx), который невозможно разрушить ударом (“сверхтонкий” заряд), и соответствующее ей давление холостого удара (Px):

(3)
${{h}_{x}} = D{{\left[ {{{3}^{{1.5}}}\left( {{{P}_{x}}/\sigma - 1} \right)} \right]}^{{ - 1}}},\,\,\,{{P}_{x}} = {{S}^{{ - 1}}}{{\left( {2{{E}_{0}}k} \right)}^{{1/2}}}.$

Из выражения (3) следует, что при уменьшении Е0 снижается давление Рх и возрастает толщина заряда hx. При ударе по зарядам толщиной h0< hx давление P(t) изменяется по закону холостого опыта (синусоидально). Заряды толщиной hx < h0hкр взрываются регулярно, поскольку при их разрушении время titf. Для зарядов толщиной hкр < h0< hb справедливо условие ti > tf, и вероятность их взрывов (при повторных разрушениях) монотонно снижается до нуля по мере того как h0 → hb. На рис. 1 приведена прочностная кривая 1 для зарядов УДП, снятая в экспериментах с Е0 = = 24.5 Дж (Рх = 1.32 ГПа), на которой темными квадратами отмечены усредненные по трем параллельным опытам взрывы, а светлыми – их отсутствие при первом акте разрушения зарядов, а также штриховыми прямыми показано положение критической точки: hкр = 0.48 мм, Ркр = 0.88 ГПа; здесь значения σ = 175 МПа, hx = 0.3 мм. Отметим, что несомненным достоинством МКД является тот факт, что регистрируемые с его помощью критические параметры инициирования ВВ не зависят от энергии удара, лишь бы выполнялось условие прочности (1) при h0> hx.

Рис. 1.

Зависимость параметров удара от толщины зарядов УДП: 1 – давление P(h0), 2 – высота сбрасывания груза H(h0), 3 – расчет значений давления и энергии по формулам (1), (4). Точки – эксперимент.

Развитием МКД в направлении отказа от сложного аппаратного инструментария, но не в ущерб значимости получаемых в эксперименте результатов, стала разработка лабораторного метода критических энергий (МКЭ), выполненная автором с сотр. (А.А. Денисаевым, М.В. Лисановым и др.) в ИХФ РАН в 1970-х годах [7]. Как и в испытаниях по МКД методом КЭ испытываются на удар тонкие хорошо спрессованные (давление прессования 0.3–0.5 ГПа) заряды ВВ разной толщины h0, но по которым наносятся удары с варьируемой энергией Е0. Регистрация взрыва или отказа проводится по наличию или отсутствию характерных для взрывных экспериментов аудиовизуальных эффектов. Основной недостаток органолептической процедуры регистрации взрыва–отказа компенсируется хорошо воспроизводимыми результатами многократно повторяемых опытов с ВВ (по 25 опытов с зарядом заданной толщины). Для этого в опытах с зарядами разной h0 снимаются полные кривые частостей взрывов f(H), из которых определяются значения их нижних, Н0, и верхних, Н100, пределов чувствительности к удару и высоты Н50, при которой фиксируются 50% взрывов. Следует указать, что, применяя МКЭ, можно проводить испытания на чувствительность к удару пастообразных и вязкотекучих ВВ, что недоступно при использовании МКД.

На рис. 2 приведена кривая зависимости f(H) с указанием ее характеристических точек, снятая в опытах с зарядами УДП толщиной h0 = 0.3 мм с использованием прибора со свободным истечением вещества и с грузом массой М = 10 кг. Она имеет обычную для частотных экспериментов S‑образную форму, что позволяет надежно (не хуже чем с 10%-ной точностью) определить высоту Н50 = 20 см. После определения величины Н50 из опытов с зарядами другой толщины строится кривая зависимости Н50(h0). По описанной процедуре получены кривые зависимостей Н0(h0) и Н100(h0). На рис. 3 представлены все три указанные кривые. Они имеют характерную U-образную форму и минимальные значения при единой для них толщине заряда h0= 0.48 мм, которая полностью совпадает с критической толщиной зарядов УДП hкр, найденной в опытах по МКД.

Рис. 2.

Кривая частостей взрывов f(H) для зарядов УДП с h0 = 0.3 мм.

Рис. 3.

Значения нижних (1) и верхних (3) пределов инициирования взрыва, а также точек с 50%-ной вероятностью возбуждения взрыва (2) на кривых частостей взрывов в зависимости от толщины зарядов УДП.

Совпадение критических толщин зарядов при инициировании ВВ в методически независимых экспериментах по МКЭ и МКД не является случайным. Оно свидетельствует о том, что показатель hкр (точнее, hкр/D) является определяющей характеристикой чувствительности ВВ, по которой рассчитываются значимые для практики критические параметры механического инициирования – давление Ркр и энергия Екр. На рис. 1 наряду с кривой зависимости Р0(h0) штриховой кривой 2 приведена зависимость Н50(h0), в соответствии с которой находим значения hкр = 0.48 мм, Нкр = 11 см и Екр= 10.8 Дж.

Из анализа хода кривых 1 и 2 рис. 1 следуют выводы, подтвержденные тензометрическими экспериментами:

1) на левой ветви кривой 2 (h0 hкр) черными точками отмечены взрывы, возникающие при первом акте разрушений зарядов, тогда как на ee правой ветви (h0> hкр) взрывы, возникающие лишь при повторных разрушениях, отмечены светлыми точками;

2) наряду с Н0(hкр) параметр Н50(hкр) = Нкр характеризует (на уровне 50%-ной частости взрывов) наименьшую энергию удара, способного инициировать заряд ВВ. Действительно, из выражения (3) и расположения сходящихся к значению Нкр ветвей кривой 2 следует, что при снижении энергии удара Е0 одновременно расширяются зоны отказов слева (hxhкр) и справа (hbhкр) от hкр. Поэтому при Е0Екр имеем в пределе h0= hкр и Рх = Ркр;

3) расположение экспериментальных значений Ркр и Екр на единой абсциссе hкр предусматривает аналитическую связь между ними не только в критических условиях инициирования, но и для всех параметров разрушений зарядов, Р0 и Е0, найденных при заданной толщине h0. Она записывается в виде (2) или в общем виде как

(4)
${{E}_{0}} = a{{P}_{0}}^{2},\,\,\,\,a = 5{{S}^{2}}/K = 14.0\,\,{\text{Дж/ГП}}{{{\text{а}}}^{2}},$
если положить экспериментальные характеристики испытаний равными S = 0.785 cм2, K = 0.22 ГН/м, а величины Р0 и Е0 выражать в ГПа и Дж соответственно. Сплошной линией 3 на рис. 1 показана построенная по формулам (1), (4) левая (h0hкр) ветвь зависимости Н50(h0), а ее правая ветвь представлена как зеркальное отражение левой. Отсюда следует, что кривые зависимости Н(h0) можно приближенно рассматривать как параболические функции для всех значений h0, близких к hкр.

О СТАНДАРТНЫХ МЕТОДАХ ИСПЫТАНИЙ

Согласно действующему ГОСТ 4545-88 испытания твердых ВВ на чувствительность к удару проводят по двум методам и в двух приборах: 1 и 2, называемых приборами с затрудненным и свободным истечением вещества соответственно [5]. Ударам подвергаются заряды постоянной массы m = 50 мг в приборе 1 и заряды с m = 100 мг в приборе 2. С помощью прибора 2 определяется нижний предел чувствительности, Н0, т.е. проводятся испытания по типу, представленному выше как испытания по МКЭ. Полученные результаты для УДП приведены на рис. 3 (кривая 1). Из него видно, что заряд УДП толщиной 0.7 мм (m = 100 мг) взрывается при Н0 = 16 см, тогда как при толщине hкр = 0.48 мм (m = 70 мг) величина нижнего предела составляет Н0 = 7.5 см. Отсюда следует, что в данном показательном примере чувствительность УДП, определенная по ГОСТ, оказалась бы существенно недооцененной. Так же обстоит дело и с оценками чувствительности других ВВ, включая оценки, полученные в экспериментах с прибором 1. В лабораторных опытах с этим прибором [7] установлено, что значение hкр зарядов тетрила, при котором частота их взрывов наиболее высока (до 100%), составляет 0.3 мм, тогда как рекомендуемые для испытаний по ГОСТ заряды тетрила должны иметь hкр = 0.4 мм, при которой частость взрывов составляет не более 45%.

Заметим, что для получения достаточно корректной оценки чувствительности ВВ по МКЭ можно не снимать полную кривую частостей взрывов, а ограничиться поиском минимального значения нижнего предела, варьируя толщину (массу) заряда. Таким способом определяется отрезок U-образной кривой с минимумом в точке hкр, по которой находились объективные показатели чувствительности ВВ к удару – величина Екр и далее – Ркр.

Корректная оценка чувствительности ВВ по методу 1, согласно которому находится процент взрывов при ударе груза с высоты 25 см, представляется более простой. Определяются частости взрывов в нескольких сериях опытов с зарядами различной массы (толщины) и выбирается наибольшая частость взрывов. Соответствующая ей толщина зарядов равна критической.

ВЫВОДЫ

1. Уточнены физические механизмы процессов возбуждения взрыва, положенные в основу создания лабораторных методов критических давлений и энергий для испытаний твердых ВВ на чувствительность к удару. Экспериментально показано существование минимально возможного значения энергии удара для возбуждения взрыва заряда ВВ, которое принято в качестве критического для энергии инициирования.

2. Установлены недостатки стандартных методов испытаний ВВ, недооценивающих уровень их чувствительностей к удару, и предложены способы модификации существующих методов для приведения их к уровню корректных оценок.

Настоящая работа была выполнена в рамках Программы фундаментальных научных исследований РФ “Процессы горения и взрыва” (регистрационный номер 122040500073-4) и имела бюджетное финансирование.

Список литературы

  1. Назин Г.М., Корсунский Б.Л. // Хим. физика. 2021. Т. 40. № 3. С. 53.

  2. Гудкова И.Ю., Зюзин И.Н., Лемперт Д.Б. // Хим. физика. 2020. Т. 39. № 3. С. 53.

  3. Дубовик А.В. Хим. физика. 2020. Т. 40. № 8. С. 76.

  4. Махов М.Н. Хим. физика. 2021. Т. 39. № 1. С. 23.

  5. Афанасьев Г.Т., Боболев В.К. Инициирование твердых взрывчатых веществ ударом. М.: Наука, 1968.

  6. Дубовик А.В. // Горение и взрыв. 2021. Т. 14. № 3. С. 130; https://doi.org/10.30826/CE21140312

  7. Дубовик А.В. Чувствительность твердых взрывчатых систем к удару. М.: Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2011.

  8. Качанов Л.М. Основы теории пластичности. М.: Наука, 1969.

Дополнительные материалы отсутствуют.