Доклады Российской академии наук. Математика, информатика, процессы управления, 2020, T. 493, № 1, стр. 9-12
ТОПОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРУЕМЫХ СИСТЕМ БИЛЛИАРДАМИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ЧИСЛОВЫХ ИНВАРИАНТОВ
В. В. Ведюшкина 1, *, В. А. Кибкало 1, **, академик РАН А. Т. Фоменко 1, ***
1 Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова
Москва, Россия
* E-mail: arinir@yandex.ru
** E-mail: slava.kibkalo@gmail.com
*** E-mail: atfomenko@mail.ru
Поступила в редакцию 18.05.2020
После доработки 18.05.2020
Принята к публикации 04.06.2020
Аннотация
Сформулирован локальный вариант гипотезы А.Т. Фоменко о моделировании интегрируемых систем биллиардами. Доказано, что биллиардные системы реализуют произвольные числовые метки инвариантов Фоменко–Цишанга. Тем самым, числовые метки априори не являются топологическим препятствием к реализуемости слоения интегрируемой системы биллиардом.
В последние годы были получены принципиальные результаты в исследовании явления интегрируемости в биллиардах и изучении свойств таких систем. Так, для ряда важных классов биллиардов оказалась верна гипотеза Биркгофа (как полиномиальная версия [1], см. также [2–4], так и локальная версия [5, 6]). Тем самым, нашла широкое подтверждение глубокая связь между интегрируемостью биллиарда в односвязном пространстве постоянной кривизны и принадлежностью гладких дуг границы к семейству кривых одного из двух типов: софокусных квадрик (в том числе вырожденных) или концентрических окружностей и радиусов (для биллиардов в постоянном магнитном поле, см. [7, 8]).
В то же время В.В. Ведюшкиной в [9] было построено принципиально новое расширение класса интегрируемых биллиардов – класс биллиардных книжек. Движение частицы задается на двумерном CW-комплексе, 2-клетки которого есть плоские столы интегрируемых биллиардов (листы книжки), ограниченные дугами одного и того же семейства кривых. Каждой 1-клетке (гладкой граничной дуге 2-клетки – корешку книжки) приписана перестановка инцидентных ей 2-клеток. Она задает переход частицы с листа на лист после удара о границу.
Системы таких биллиардных книжек обладают слоением Лиувилля. Отметим, что добавление к биллиардам на каждом из листов книжки одинакового подходящего потенциала (в случае квадрик, например, подходит потенциал типа Гука) или постоянного магнитного поля (в случае окружностей) будет сохранять это свойство.
В классе биллиардов на столах-комплексах удалось реализовать топологические инварианты [10] слоений Лиувилля достаточно широкого класса интегрируемых гамильтоновых систем (ИГС) с двумя степенями свободы и их особенностей (например, [9, 11]). Обзор полученных результатов имеется в работе В.В. Ведюшкиной и А.Т. Фоменко [12]. А.Т. Фоменко сформулировал фундаментальную гипотезу о реализации (моделировании) ИГС с помощью интегрируемых биллиардов и выделил классы биллиардов I–VIII (включающие биллиардные книжки, биллиарды с магнитным полем, биллиарды с потенциалом, биллиарды на плоскости Минковского; о свойствах таких систем см. [13–15]).
Раздел C гипотезы посвящен вопросу о лиувиллевой эквивалентности (послойной гомеоморфности слоений Лиувилля) ИГС и биллиарда в подходящих зонах энергии. Напомним, что полный классифицирующий инвариант этого отношения – инвариант Фоменко–Цишанга (меченая молекула) – есть граф с числовыми и буквенными метками, см. [10].
Поскольку справедливость раздела C гипотезы в полном объеме пока не ясна, А.Т. Фоменко поставил вопрос о реализации произвольных значений каждой из “компонент” меченой молекулы по отдельности. Разделы A (доказан в [9]) и B (доказан для важного подкласса атомов без звездочек, об этом см. в [14]) гипотезы предполагают, что каждый буквенный инвариант при вершине (задающий класс послойной гомеоморфности окрестности особого слоя, или 3-атом, см. [10]) и каждая грубая молекула (граф с символами атомов в вершинах, но без числовых меток) реализуются в инвариантах биллиардов.
Оставался открытым вопрос: любые ли значения числовых меток моделируются биллиардными системами? Метки r = p/q ∈ Q mod 1 или r = ∞, и ε = ±1) стоят на ребре молекулы, а метка n ∈ Z – на некоторых специальных подграфах, называемых семьями. Верна следующая
Теорема 1. Любая числовая метка r, ε или n в любой меченой молекуле W ИГС реализуется как одна из меток того же типа в меченой молекуле W* подходящего биллиарда.
Доказательство. 1. Пары r = p/q, ε = 1 и r = p/q, ε = –1 реализуются биллиардной книжкой Ω(p, q) из q листов типа B0 (см. рис. 1а). Перестановка на выпуклой гиперболической дуге равна σ = (12…q), а на выпуклой эллиптической дуге σp. Остальные перестановки тождественны. Грубая молекула имеет тип A–A.
Рис. 1.
а – стол типа B0, б – листы a, x, b, y, c в проекции на плоскость, в – склейка биллиарда Ω3 = Ω3,3.

Пара r = ∞, ε = 1 реализуется биллиардом в круге (на трехмерном ненулевом уровне энергии), а пара r = ∞, ε = –1 – биллиардом в круге при добавлении постоянного магнитного поля (см. [14]). Грубая молекула тоже имеет вид A–A. Тем самым, имеем дополнительный результат.
Утверждение 1. Гипотеза C верна для всех слоений с грубой молекулой A–A: любое такое слоение (задаваемое парой меток r, ε) реализуется как слоение подходящего биллиарда из классов I–VIII.
Замечание 1. Изменение меток (r, ε) при замене ориентации указаны в [10] и зависят от типов атомов (например, 2 атома А) на концах ребра и значения метки r. Реализация меток (r, ε) в других случаях обсуждается ниже.
2. Метка n сопоставляется каждой семье инварианта Фоменко–Цишанга, т.е. связному подграфу из седловых атомов, прообраз которого образует единое расслоение Зейферта. В изученных ранее ИГС и биллиардах типичными значениями метки n были только 0, 1, 2.
Для k ∈ N построим серию биллиардных книжек Ωk, инвариант Фоменко–Цишанга которых имеет некоторую семью с меткой n = k.
Рассмотрим k экземпляров X1, …, Xk стола плоского биллиарда внутри эллипса bx2 + ay2 = ab. Выберем значения b < λ1 < … < λk– 1 < a, т.е. k – 1 гиперболу, софокусную этому эллипсу. Разрежем столы X2, …, Xk – 1 по двум гиперболам с параметрами λi– 1 и λi, а столы X1 и Xk – по одной гиперболе λ1 и λk – 1 соответственно. Полученные фрагменты стола Xi обозначим буквами a, x, b, y, c и оснастим индексом i (см. рис. 1б для стола X2).
Склейка книжки происходит по граничным дугам листов ai, xi, bi, yi, ci, лежащих на гиперболах λ1, …, λk – 1. Схематично она указана на рис. 1в для стола Ω3. Точки пересечения кривых соответствуют дугам склейки (корешкам книжки), а сегменты кривых между ними – листам книжки. Двум ветвям гиперболы с параметром λj соответствуют перестановки σj, ρj, приведенные в табл. 1.
Таблица 1.
Перестановки на границах склейки для столов Ωk
Гипербола | ρi | σi |
---|---|---|
i = 1 | (b1, c1, y2, c2) | (a2, x2, a1, b1) |
2 ≤ i ≤ k – 2 | (bi, yi, yi +1, ci+1) | (ai+ 1, xi+ 1, xi, bi) |
i = k – 1 | (bk– 1, yk– 1, bk, ck) | (ak, bk, xk– 1, bk– 1) |
Инвариант Фоменко–Цишанга биллиарда Ωk содержит семью из k – 1 3-атома C2 (образующих дерево без разветвлений). Метка n на ней равна k > 0 или –k (в зависимости от ориентации), т.е. принимает любое ненулевое значение. Случай n = 0 реализуется, например, биллиардом в области bi. Теорема 1 доказана.
Локальная гипотеза А.Т. Фоменко. Развивая результат теоремы 1 и утверждения 1, поставим вопрос о реализации меток вместе с их “носителями”, т.е. “локальный” аналог общей гипотезы C.
Гипотеза. Каждое из нижеперечисленных подмножеств инварианта Фоменко–Цишанга ИГС реализуется как подмножество инварианта Фоменко–Цишанга некоторого интегрируемого биллиарда:
1. (реберный инвариант) ребро с выбранной парой меток (r, ε);
2. (усиление пункта 1) ребро с выбранной парой меток (r, ε) между двумя выбранными атомами;
3. (инвариант семьи) выбранная метка n на некоторой семье;
4. (усиление пункта 3) выбранная метка n на произвольной выбранной семье S;
5. (меченая окрестность семьи). Выбранная семья с выбранной меткой n на ней и выбранными реберными инвариантами (r, ε) на ее внешних ребрах;
6. (меченая окрестность ребра). Две семьи S1 и S2 с метками n1 и n2, выбранные граничные торы которых соединены ребром с произвольным выбранным реберным инвариантом (r, ε).
Замечание 1. Пункты 1 и 3 вместе составляют доказанную выше теорему 1.
Утверждение 2. В таблице 2 указано, какие случаи из пункта 2 локальной гипотезы уже реализованы биллиардами. Символами V, V1, V2обозначены произвольные седловые атомы (атомы Bn и Cn описаны в [11]).
Так, случай r = p/q, ε = 1 и атомов A, B реализуется книжкой из q экземпляров стола x2 (см. рис. 1б) с перестановками σ и σp как у книжки Ω(p,q). Метка ε здесь от ориентации не зависит.
Теперь рассмотрим раздел 4. Для серии столов Ωk вид семьи зависел от k, и метка n была равна k. Ее модификация, серия Ωk, k – s строится из Ωk путем удаления 0 ≤ s ≤ k пар листов ai1, ci1 …, ais, cis из CW-комплекса и их символов из записи перестановок σj, ρj. При этом инвариант Фоменко–Цишанга (в том числе вид семьи из k – 1 атома C2) не меняется, исключая метку n = k – s на этой семье.
В частности, на такой семье сложности 2k – 2 (количество критических окружностей в ее атомах) и валентности 2k (количество граничных торов ее расслоения Зейферта) реализована любая метка |n| ≤ k.
Утверждение 3. На некоторой семье (заданной явно: она состоит из одного атома-вершины типа 3-атома С2) в классе биллиардных книжек реализуются все значения целочисленной метки n.
Теперь склеим биллиард $\Omega _{k}^{'}$ из k ≥ 0 экземпляров каждой из областей a = a1 и c = c1, и двух экземпляров области b = b1 (занумеруем их верхним индексом). Перестановки σ и ρ на левой и правой ветвях гиперболы λ1 равны σ1 = (a1a2…akb1b2) и ρ1 = (b1c1c2… ckb2). При всех k инвариант Фоменко–Цишанга содержит одну и ту же семью из одного атома С2 с меткой n = k.
Следствие. Сложность и валентность семьи, вообще говоря, не ограничивают метку n, реализуемую биллиардами на этой семье.
Список литературы
Глуцюк А.А. // ДАН. 2018. Т. 481. № 6. С. 594–598.
Болотин С.В. // Вестн. Моск. ун-та. Матем. Механ. 1990. № 2. С. 33–36.
Bialy M., Mironov A.E. // Adv. Math. 2017. V. 313. P. 102–126.
Bialy M., Mironov A.E. // J. Geom. Phys. 2017. V. 115. P. 150–156.
Avila A., Simoi J.De, Kaloshin V. // Ann. of Math. 2016. V. 184. № 2. P. 527–558.
Kaloshin V., Sorrentino A. // Ann. of Math. 2018. V. 188. № 1. P. 315–380.
Bialy M., Mironov A.E. // J. Phys. A. 2016. V. 49. № 45. 455101. 18 p.
Бялый М., Миронов А.Е. // УМН. 2019. Т. 74. В. 2 (446). С. 3–26.
Ведюшкина В.В., Харчева И.С. // Матем. сб. 2018. Т. 209. № 12. С. 17–56.
Болсинов А.В., Фоменко А.Т. Интегрируемые гамильтоновы системы. Геометрия, топология, классификация. Ижевск: Изд. дом “Удмуртский университет”, 1999. Т. 1. 444 с.
Ведюшкина В.В., Фоменко А.Т. // Изв. РАН. Серия матем. 2019. Т. 83. № 6. С. 63–103.
Ведюшкина В.В., Фоменко А.Т. // Вестн. Моск. ун-та. Матем. Механ. 2019. № 3. С. 15–25.
Пустовойтов С.Е. // Фунд. прикл. мат. 2019. Т. 22. № 6. С. 201–225.
Fomenko A.T., Vedyushkina V.V. // Russ. J. Math. Phys. 2019. V. 26. № 3. C. 320–333.
Каргинова Е.Е. // Матем. сб. 2020. Т. 211. № 1. С. 3–31.
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Доклады Российской академии наук. Математика, информатика, процессы управления