Минаев М.В. «Русская» группа в аппарате СНБ администрации Джозефа Байдена (2021-2022 гг.)
Minaev, M.V. Russia Group of the Biden Administration’s National Security Council Staff (2021-2022)
УДК: 327
JEL: F00
DOI: 10.31857/S2686673023090092
EDN: KGMLYA
«Русская» группа в аппарате СНБ администрации
Джозефа Байдена (2021-2022 гг.)
М.В. Минаев
Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова
Российской академии наук (ИСКРАН)
Российская Федерация, 121069 Москва, Хлебный пер., 2/3.
РИНЦ ID: 1185189
ORCID: 0000-0001-8497-1995
e-mail: tannhausersieg18@gmail.com
Резюме. В статье рассматривается процесс формирования группы специалистов по
России в аппарате Совета национальной безопасности (СНБ) администрации Джозефа
Байдена («русской» группы). В центре исследования находятся персоналии, составившие
пул кураторов американо-российских отношений в СНБ, с акцентом на старшем дирек-
торе по России. Анализируется функционал «русской» группы СНБ и его роль во внеш-
неполитическом аппарате правительства Дж. Байдена.
Ключевые слова: Совет национальной безопасности (СНБ) США, старший директор
СНБ по России, внешнеполитический аппарат США.
Для цитирования: Минаев М.В. «Русская» группа в аппарате Совета национальной
безопасности администрации Джозефа Байдена (2021-2022 гг.). США & Канада: эконо-
мика, политика, культура. 2023; 53(9): 113-126. DOI: 10.31857/S2686673023090092
EDN: KGMLYA
Russia Group of the Biden Administration’s
National Security Council Staff (2021-2022)
Maxim V. Minaev
Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies
Russian Academy of Sciences (ISKRAN).
2/3, Khlebny per., Moscow, 121069, Russian Federation.
РИНЦ ID: 1185189
ORCID: 0000-0001-8497-1995
e-mail: tannhausersieg18@gmail.com
Abstract. Russia is among the Joseph Biden Administration foreign policy priorities. The
article presents the Russia Group (Russia specialist’s panel) of the Joe Biden Administration
National Security Council (NSC) Staff process of formation. The point at issue is officer’s group
in charge of US-Russian relations. The article chronological framework - from January 2021 to
January 2022. The focus of the research paper on the personalities composed the American-
Russian relations responsible officer’s body in NSC. Inclusive of Senior Director for Russia and
Central Asia. Andrea Kendall-Taylor and Eric Green held it position the period under review.
The article consciously thinks the NSC Russia Ring main functionality and its role in the Joe
113
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ США / U.S. FOREIGN POLICY MECHANISM
2023; 9: 113-126 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Biden Administration foreign policy machine. The special attention has been given to the NSC
Russian Directorate process of changes under Joe Biden Administration. Inclusive of Senior Di-
rector Job title and regions wise terms of influence. The article is also reviewing the United States
Intelligence Community officers’ political role in US-Russian relations during the Joe Biden
Administration.
Keywords: United States National Security Council (NSC), NSС Senior Director for Russia,
US foreign policy machine.
For citation: Minaev, M.V. Russia Group of the Biden Administration’s National Security
Council Staff (2021-2022). USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2023; 53(9): 113-126.
DOI: 10.31857/S2686673023090092
EDN: KGMLYA
ВВЕДЕНИЕ
Каждая новая администрация Соединённых Штатов формирует во внешне-
политическом аппарате команду специалистов по России и постсоветским рес-
публикам. В неё входят политические назначенцы из партийного ис-
теблишмента, карьерные дипломаты и кадровые разведчики. Этот пул представ-
лен во всех основных ведомствах правительства, связанных с формированием и
реализацией внешней политики и политики в области национальной безопасно-
сти. Такое сообщество специалистов по России можно условно обозначить как
«русскую» группу, или «русское» крыло (Russia Ring).
Не стала исключением и демократическая администрация президента Джо-
зефа Байдена, приступившая к работе в январе 2021 г. В её рядах также сложилась
команда специалистов, занимающихся РФ и постсоветским регионом.
Цель данной статьи - проанализировать состояние той части «русской»
группы, которая сосредоточена в одном из ключевых органов внешнеполитиче-
ского механизма США - аппарате Совета национальной безопасности (СНБ),
структурно относящемся к Исполнительному управлению президента США.
В администрации демократов работой Совбеза руководит один из основных кон-
сультантов действующего главы государства по вопросам внешней политики
Джейкоб Салливан, занимающий пост помощника президента по национальной
безопасности.
Статья охватывает период с января 2021 г. по февраль 2022 г. Именно на него
пришёлся процесс складывания «русской» группы в структуре СНБ, определение
её персонального профиля. Также данный отрезок времени стал первым этапом в
развитии американо-российских отношений при администрации Дж. Байдена. Его
отличали две прямо противоположные тенденции. С одной стороны, Вашингтон
резко усилил санкционное воздействие на Москву. С другой - обеими сторонами
была предпринята попытка к нормализации контактов. Она нашла воплощение в
проведении встречи на высшем уровне (16 июня 2021 г. в Женеве, Швейцария), а
также серии телефонных переговоров между Дж. Байденом и президентом России
Владимиром Путиным. Всего состоялось пять телефонных консультаций и одна
встреча в формате видеоконференции. Первый разговор между лидерами датиру-
ется 26 января 2021 г., пятый - 12 февраля 2022 г.
114
Минаев М.В. «Русская» группа в аппарате СНБ администрации Джозефа Байдена (2021-2022 гг.)
Minaev, M.V. Russia Group of the Biden Administration’s National Security Council Staff (2021-2022)
Изучение «русской» группы в аппарате СНБ в 2021 - начале 2022 г. включает
рассмотрение её позиций в администрации в контексте модели управления
внешней политикой, выбранной Дж. Байденом, оценку процесса её формирова-
ния и определения персонального профиля, анализ организационной структуры
российского сектора в системе СНБ и его положения в общей иерархии пула спе-
циалистов по РФ.
«РУССКАЯ» ГРУППА В КОНТЕКСТЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКОЙ ПРЕЗИДЕНТА Дж. БАЙДЕНА
Из существующих к настоящему времени моделей управления внешней по-
литикой Дж. Байден сделал ставку на смешанный вариант внешнеполитического
руководства. Он основан на том, что ключевые полномочия пропорционально
распределены между всеми основными фигурами внешнеполитического блока -
главой государства, помощником по национальной безопасности и государствен-
ным секретарём.
Функции по формированию и реализации курса США на мировой арене
также в относительно равной пропорции делегированы широкому пулу ве-
домств, имеющих отношение к внешнеполитической проблематике. Роль глав-
ного координационного органа выполняют при этом постоянный состав и аппа-
рат СНБ.
Роль главы государства в такой конфигурации сводится к тому, чтобы моде-
рировать отношения между государственным секретарём, помощником по наци-
ональной безопасности, директором ЦРУ и другими руководителями подразде-
лений внешнеполитического механизма. Кроме того, в распоряжении прези-
дента - несколько лиц с особыми полномочиями (специальные президентские по-
сланники, специальные представители, советники и пр.), которым он может по-
ручать решение отдельных вопросов, имеющих, в представлении Белого дома,
особую важность в тот или иной период времени.
В реалиях администрации Дж. Байдена это означает, что государственный
секретарь Энтони Блинкен уравновешивается помощником по нацбезопасности
Дж. Салливаном. Последний формально выглядит слабее главы Госдепарта-
мента. Он не обладает весом и опытом, сопоставимым с тем, что есть у Э. Блин-
кена. Однако его задача - не вступать в аппаратную борьбу с госсекретарём, а
обеспечивать представленность президента во внешнеполитическом процессе.
Кроме того, в распоряжении Дж. Салливана - СНБ, наделенный самостоятель-
ными полномочиями в том, что касается выработки курса США на международ-
ной сцене. В этой связи весьма показательно, что штат Совбеза в администрации
Дж. Байдена является одним из самых внушительных с начала 2000-х гг.
Кроме того, широким функционалом наделен ряд кураторов отдельных тер-
риториальных и проблемных направлений (т.н. «царей»; для этого неформаль-
ного термина используется английская транскрипция русского слова «царь» -
czar или tsar), фактически подотчетных только главе государства. Наиболее вид-
ный из них - бывший государственный секретарь, а ныне специальный послан-
ник президента США по климату Джон Форбс Керри. В его ведение входит весь
115
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ США / U.S. FOREIGN POLICY MECHANISM
2023; 9: 113-126 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
комплекс вопросов, связанных с глобальным потеплением и ролью Америки в ре-
шении данной проблемы. Кроме того, за Дж. Керри закреплен статус неформаль-
ного представителя президента по поддержанию контактов с отдельными стра-
нами, имеющими важность для Белого дома (включая РФ).
В ноябре 2022 г. полномочия, сопоставимые с функционалом Дж. Керри, но
уже на латиноамериканском направлении, получил бывший сенатор от штата
Коннектикут, ветеран американской политики Крис Додд. Он был назначен на
пост специального советника президента по Северной и Южной Америке (Special
Presidential Advisor for the Americas) [1].
Ещё один «царь» - Курт Кэмпбелл - курирует отношения с государствами Во-
сточной и Южной Азии, а также Океании [2]; [3]. Он занимает пост координатора
по Индо-Тихоокеанскому региону в аппарате СНБ. Формально К. Кэмпбелл под-
чинён Дж. Салливану, но по факту является фигурой с особыми полномочиями,
напрямую подотчётной главе государства. Это подчеркивается тем, что вторая
должность К. Кэмпбелла в Совбезе - заместитель помощника президента по наци-
ональной безопасности.
На этом фоне потенциал «русской» группы в аппарате СНБ выглядит не столь
внушительно. Её руководитель занимает традиционные в таких случаях посты
специального помощника президента и старшего директора СНБ. Данный нюанс
означает, что глава «русской» команды наделён стандартными для кураторов тер-
риториальных треков полномочиями и подчиняется помощнику президента. Но,
в то же время, в его ближайшее аппаратное окружение, представленное замести-
телями, не входит.
Показательны и аппаратные возможности «русского» крыла в системе СНБ.
В подчинении у старшего директора находятся традиционный в таких случаях
директорат (управление), но только два директора и, как следствие, два специаль-
ных отдела. Подобная штатная структура представляется довольно небольшой.
Для сравнения, в подчинении К. Кэмпбелла, по состоянию на начало 2023 г.,
находились три старших директора (по Восточной Азии и Океании; по Южной
Азии; по Китаю), специальный помощник, глава Индо-Тихоокеанского директо-
рата, а также четыре простых директора (два по Китаю, один по Восточной Азии,
один по Юго-Восточной Азии и островам Тихого океана) и столько же возглавля-
емых ими отделов.
К этому стоит добавить, что самостоятельное «русское» крыло традиционно
развёрнуто и в Государственном департаменте. При смешанной модели руковод-
ства внешней политикой оно выступает в качестве конкурента «русской» ко-
манды СНБ. Структурно российская группа с «Фогги Боттом» (неофициальное
название Госдепартамента) представлена в Управлении по делам Европы и Евра-
зии (Bureau of European and Eurasian Affairs), подразделением которого является От-
дел по делам России (Office of Russian Affairs). Причем она имеет своё представи-
тельство и на уровне высшего руководства Госдепартамента, в лице Виктории Ну-
ланд. Последняя с мая 2021 г. занимает пост замгоссекретаря по политическим во-
просам, курируя в этом качестве все территориальные управления дипломатиче-
ского ведомства.
116
Минаев М.В. «Русская» группа в аппарате СНБ администрации Джозефа Байдена (2021-2022 гг.)
Minaev, M.V. Russia Group of the Biden Administration’s National Security Council Staff (2021-2022)
В то же время потенциал «русского» пула в аппарате Совбеза не стоит пре-
уменьшать. Во-первых, сказывается значение, которое играет Россия для линии
демократической администрации на европейском и евразийском направлениях с
января 2021 г. Отношения с ней находятся на прямом контроле как помощника
по нацбезопасности, так и самого главы государства. Приоритетная роль РФ
напрямую отразилась и на подборе фигуры куратора данного трека в СНБ. Этот
процесс оказался затяжным, чего с менее значимыми направлениями, как пра-
вило, не происходит.
Во-вторых, позиции «русской» команды в Совбезе не являются принципи-
ально слабее, чем у других территориальных групп. За исключением индо-тихо-
океанского трека, а также направления Ближний Восток и Северная Африка,
большинство других региональных секторов получили в СНБ представительство,
сопоставимое с российским. Например, в распоряжении старшего директора
СНБ по Европе (этот пост занимает Аманда Слот) находится лишь один директор
(по Балканам и Центральной Европе) и один связанный с ним отдел.
ФОРМИРОВАНИЕ «РУССКОЙ» КОМАНДЫ СОВБЕЗА.
ПОИСК ОПТИМАЛЬНОЙ КОНФИГУРАЦИИ
После победы Дж. Байдена на выборах главы государства 3 ноября 2020 г. пе-
ред его Президентской переходной командой (Presidential transition team), в числе
прочего, стояла задача определить будущую конфигурацию внешнеполитиче-
ского аппарата нового демократического кабинета. Включая его персональное из-
мерение.
Профильный блок переходной команды оказался достаточно представитель-
ным. В его рядах следует отметить бывшего помощника президента по нацио-
нальной безопасности Сьюзан Райс, бывшего посла США в Румынии Марка Ги-
тенштейна и представительницу ближайшего окружения Дж. Байдена, бывшего
посла по особым поручениям по глобальным женским вопросам Кэтрин (Кэти)
Расселл. Все они имели опыт работы на федеральном уровне в администрации
Барака Обамы.
Первым выбором Переходной команды совместно с Дж. Байденом стало опре-
деление фигуры помощника главы государства по национальной безопасности.
На эту позицию был отобран Дж. Салливан. Принципиальное значение данного
игрока для аппарата Дж. Байдена подчеркивает тот факт, что анонсирование его
будущего назначения состоялось 22 ноября 2020 г., то есть ещё до официального
определения кандидата на пост госсекретаря. Номинация Э. Блинкена, как буду-
щего главы дипломатического ведомства, была озвучена 24 ноября.
Вместе с представителями Переходной команды Дж. Салливан располагал
фактически монопольным правом по выдвижению и согласованию кандидатов в
состав аппарата СНБ, включая «русское» крыло. Как представляется, одним из его
ближайших консультантов в этот период являлся Йоханнес Абрахам. В составе
транзитной команды он, в статусе директора, курировал ежедневные оператив-
ные вопросы, включая определение кадрового профиля Совбеза. После заверше-
ния президентского транзита Й. Абрахам сам пополнил штат СНБ. 20 января
117
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ США / U.S. FOREIGN POLICY MECHANISM
2023; 9: 113-126 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
2021 г. он занял позиции начальника аппарата и исполнительного секретаря
СНБ, став непосредственным заместителем Дж. Салливана. В последующем
Й. Абрахам перешёл на работу в Национальный экономический совет, а с ок-
тября 2022 г. был назначен послом США при Ассоциации государств Юго-Восточ-
ной Азии (АСЕАН).
Основные задачи, стоявшие перед Переходной командой и Дж. Салливаном в
плане формирования «русского» крыла в СНБ сводились к следующему. Во-пер-
вых, к определению ареала территориальной ответственности «русской» группы
в контексте распределения полномочий между региональными подразделени-
ями Совбеза. Во-вторых, к подбору специалистов, соответствующих стоящим пе-
ред ними будущим задачам и кадровым предпочтениям Белого дома.
Обе задачи прямо вытекали из логики формирования каждой новой админи-
страции. С одной стороны, вновь избранный глава государства определяет пер-
сональный состав своего правительства и аппарата на основе партийной принад-
лежности и личных пожеланий. Довольно распространенной является практика,
когда во внешнеполитический блок назначаются фигуры, уже курировавшие во-
просы внешней политики в предвыборном штабе победившего кандидата.
Так, в конце 2008 г. Переходная команда Б. Обамы сделала выбор в пользу
М. Макфола в качестве куратора российского трека в новом составе аппарата
СНБ. В период президентской кампании 2007-2008 гг. именно М. Макфол был
главным специалистом по отношениям с РФ в избирательном штабе Б. Обамы.
С другой стороны, организационно-штатная структура аппарата Совбеза за-
дается на базе территориальных предпочтений всякий раз после смены прави-
тельства США. Она не является чем-то статичным. Каждая новая администрация
видит систему территориальных треков по-разному. Не является исключением и
российский трек.
Например, на старте первой администрации Джорджа Буша-мл. (2001-
2004 гг.) он рассматривался вместе с украинской и евразийской линиями. Как
следствие, куратор единого направления в СНБ имел должность старшего дирек-
тора по делам России, Украины и Евразии. Такая расстановка приоритетов оказа-
лась наследием демократического кабинета Билла (Уильяма) Клинтона.
Изменения произошли уже в 2001 г., когда Россия была выделена в аппарате
СНБ в отдельное производство. Куратор направления стал старшим директором
по делам России. Инициатором такого решения выступила профильный специа-
лист-советолог Кондолиза Райс, занимавшая пост помощника президента по
национальной безопасности в 2001-2005 гг. И первым старшим директором СНБ
по делам России стал карьерный дипломат Марк А. Пекала.
В реалиях 2021 г. российский трек был объединен со среднеазиатским. Их ру-
ководитель стал именоваться старшим директором по делам России и Централь-
ной Азии. Также за ним был закреплен традиционный в таких случаях пост спе-
циального помощника президента. Европейский регион, объединенный при рес-
публиканцах с российским, обрёл самостоятельность, как это было всегда, вплоть
до администрации Дональда Трампа [4].
118
Минаев М.В. «Русская» группа в аппарате СНБ администрации Джозефа Байдена (2021-2022 гг.)
Minaev, M.V. Russia Group of the Biden Administration’s National Security Council Staff (2021-2022)
В том, что касается кадрового регистра, первоначальный выбор Дж. Салли-
вана и представителей Переходной команды был сделан в пользу Андреа Кен-
далл-Тейлор. На тот момент она занимала пост старшего научного сотрудника
Центра новой американской безопасности (ЦНАБ; Center for a New American
Security - CNAS). Её назначение на должность старшего директора по России и
Центральной Азии было анонсировано в начале января 2021 г., до инаугурации
Дж. Байдена [5].
А. Кендалл-Тейлор - специалист по России, вышедшая из системы разведыва-
тельных ведомств США. До 2015 г. она служила в аналитическом подразделении
ЦРУ, занимая должность старшего аналитика. На этом посту отвечала за изуче-
ние политических процессов в РФ и других постсоветских странах. В 2015-2018 гг.
А. Кендалл-Тейлор работала в Национальном совете по разведке (НСР), в Управ-
лении директора национальной разведки (Office of the Director of National Intelligence
- DNI). В системе НСР она была заместителем офицера национальной разведки
по России и Евразии (Deputy National Intelligence Officer for Russia and Eurasia). В этом
качестве продолжала курировать политические процессы на пространстве быв-
шего СССР, но уже в интересах всего разведывательного сообщества, а также ап-
парата СНБ. К штату ЦНАБ присоединилась в августе 2018 г.
Рассмотрение А. Кендалл-Тейлор как возможного руководителя русского
крыла Совбеза было продиктовано рядом причин. Во-первых, её принадлежно-
стью к предвыборному штабу Дж. Байдена. На рубеже 2020-2021 гг. А. Кендалл-
Тейлор входила в состав Транзитной команды. В ней она курировала профиль-
ные для себя вопросы политики США в отношении РФ.
В-вторых, знакомством с функционированием аппарата Совбеза при админи-
страциях Б. Обамы и Д. Трампа. В качестве специалиста НСР, в число обязанно-
стей А. Кендалл-Тейлор входило тесное рабочее взаимодействие с подразделени-
ями СНБ [6].
Однако сколько-нибудь продолжительной работа А. Кендалл-Тейлор во главе
российского направления Совбеза не оказалась. Уже в феврале 2021 г. она поки-
нула свой пост в Белом доме и вернулась на прежнюю должность в ЦНАБ. В связи
с этим примечательно то, что в штате СНБ А. Кендалл-Тейлор официально
оформлена не была, видимо, занимая пост старшего директора в статусе и.о. Для
объяснения ситуации с ней Белый дом использовал формулировку «назначение
было анонсировано, но официально в должность не вступила».
Причины скорого ухода А. Кендалл-Тейлор обнародования не получили.
Наиболее вероятными представляются два потенциальных мотива. Первый - экс-
перт из разведки не оправдала ожиданий Дж. Салливана. Помощник Дж. Байдена
пришёл в Белый дом с планом масштабного развития внешнеполитического ап-
парата США [7]. В том, что касается профиля «русского» крыла, он ориентиро-
вался на поиск персонального состава, соответствующего своим амбициям.
И А. Кендалл-Тейлор могла не получить официального назначения именно в
силу невысокой оценки её реальной компетенции Дж. Салливаном.
Второй мотив - личное решение А. Кендалл-Тейлор, не связанное с аспектами
рабочего взаимодействия с руководством аппарата Совбеза, а продиктованное
персональным выбором.
119
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ США / U.S. FOREIGN POLICY MECHANISM
2023; 9: 113-126 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Сразу после отказа от кандидатуры А. Кендалл-Тейлор, команда аппарата
СНБ вернулась к поиску главной фигуры «русского» крыла. Но теперь уже опи-
раясь исключительно на собственные силы. Работа Переходной команды завер-
шилась в январе 2021 г.
В начале апреля 2021 г. стало известно, что в качестве возможного кандидата
на пост старшего директора СНБ по России и Центральной Азии фигурирует
представитель экспертного сообщества Мэтью Рожански. На тот момент он яв-
лялся директором Института Кеннана, входящего в состав Международного цен-
тра Вудро Вильсона. М. Рожански - профильный специалист по России и класси-
ческий представитель научно-аналитической среды. До Института Кеннана он
занимался исследованиями в некоммерческой организации «Партнёрство за без-
опасную Америку» (Partnership for a Secure America) и Фонде Карнеги за междуна-
родный мир. Опытом работы на госслужбе не располагал [8].
Однако его назначение на пост куратора российского направления так и не
состоялось. Основная причина - недостаточная жесткость и прагматизм М. Ро-
жански при оценке содержания отношений с РФ. Согласно данным американ-
ской прессы, в условиях курса на санкционное давление, которого придержива-
лась администрация Дж. Байдена на старте своей работы, эксперт Института Кен-
нана выглядел неоправданно «мягким» [9]. В апреле 2021 г. от его кандидатуры на
пост старшего директора СНБ отказались.
Подбор оптимального варианта профиля «русской» команды был продолжен
и завершился к маю 2021 г. Дж. Салливан и его окружение остановили свой выбор
на фигуре Эрика Грина. Он получил официальное назначение на позиции спе-
циального помощника президента и старшего директора СНБ по России и Цен-
тральной Азии. В должность Э. Грин вступил до конца весны 2021 г.
Главу «русского» крыла можно характеризовать как человека с двойным бэк-
граундом. Согласно официальным данным, Э. Грин является карьерным дипло-
матом, пришедшим на дипломатическую службу в 1990 г. Он - профильный спе-
циалист по России. Кроме того, в его специализацию входят страны Европы.
Э. Грин работал в посольстве США в РФ с 2009 по 2011 гг., занимая должность со-
ветника-посланника по политическим делам. В 2015-2017 гг. возглавлял Отдел по
делам России в Управлении по делам Европы и Евразии Госдепартамента. Также
в его профиле - опыт работы в Отделе политического планирования (ОПП - Policy
Planning Staff) - внутренней «фабрики мысли» «Фогги Боттом».
Из зарубежной практики Э. Грина можно отметить службу в посольствах
США в Исландии (2011-2013 гг.) и Польше (2018-2019 гг.). В обоих случаях он за-
нимал позиции заместителя посла (Deputy Chief of Mission). В этом качестве Э. Грин,
скорее всего, курировал политические вопросы. Кроме того, до 2006 г. он работал
на более низких должностях в посольствах США в РФ, на Украине и на Филиппи-
нах.
Официально дипломатическая карьера Э. Грина прервалась в июне 2020 г. Его
последняя должность в системе Госдепартамента - заместитель декана Школы ру-
ководящего и управленческого состава (Leadership and Management School), входя-
щей в состав Института зарубежной службы (Foreign Service Institute). В настоящее
120
Минаев М.В. «Русская» группа в аппарате СНБ администрации Джозефа Байдена (2021-2022 гг.)
Minaev, M.V. Russia Group of the Biden Administration’s National Security Council Staff (2021-2022)
время дипломат по своему рангу относится к представителям Высшей диплома-
тической службы.
Согласно другой информации, Э. Грин является представителем разведыва-
тельного сообщества США. Помимо работы в американском дипломатическом
корпусе, он также успевал делать карьеру в спецслужбах. При администрации
Б. Обамы занимал пост старшего политического аналитика в Управлении ЦРУ по
анализу России и Европы (Office of Russian and European Analysis). В конце админи-
страции Б. Обамы и в период работы кабинета Д. Трампа Э. Грин служил в Наци-
ональном совете по разведке на должности, аналогичной той, что занимала
А. Кендалл-Тейлор, - заместителем офицера нацразведки.
Параллельность двух карьерных линий Э. Грина не должна вводить в заблуж-
дение. Подобный опыт в практике американских спецслужб достаточно распро-
странен. Прибегать к нему ЦРУ и другие специальные ведомства начали с 1980-х
гг., прежде всего, на советском и восточноевропейском направлениях. Мотивом
для этого стало желание выйти из-под жёсткой опеки контрразведывательных ор-
ганов СССР и других стран Варшавского договора.
Одной из основных причин назначения Э. Грина старшим директором СНБ
стали профессиональные связи. Как видно из опыта его службы в разведыватель-
ном сообществе, он пересекался с А. Кендалл-Тейлор. В частности, в НСР, где оба
аналитика работали примерно в одно время и занимались одними и теми же во-
просами. Более чем вероятно, что, приняв решение покинуть Совбез, А. Кендалл-
Тейлор в числе своих возможных преемников рекомендовала кандидатуру
Э. Грина.
Также важно учитывать, несомненно, высокий уровень профессиональной
квалификации аналитика-разведчика и дипломата. В частности, Э. Грин - специ-
алист по внешнеполитическому планированию. Как отмечалось выше, в Госде-
партаменте он имел опыт работы в ОПП. В начале 2000-х гг. по линии этого от-
дела его делегировали в Белфаст (Северная Ирландия). В тот период на специа-
листов ОПП возлагалась задача обеспечить завершение процесса урегулирования
Североирландского конфликта, начатого после подписания Белфастского согла-
шения в 1998 г. [10]. Навыки, приобретённые в Северной Ирландии, несомненно,
укрепили квалификацию Э. Грина.
Принадлежность к когорте «политических операторов» сближает его с Дж.
Салливаном. Действующий помощник президента являлся директором ОПП с
2011 по 2013 гг., будучи представителем ближайшего окружения тогдашнего гос-
секретаря Хиллари Клинтон. И хотя Э. Грин и Дж. Салливан работали в «думаю-
щем танке» «Фогги Боттом» в разное время, сам факт наличия у них схожего
опыта вполне мог повлиять на назначении первого в аппарат СНБ.
С точки зрения своего функционала и положения в Совбезе Э. Грин - доста-
точно видная фигура. Он - главный консультант по вопросам американо-россий-
ских отношений как своего прямого начальника Дж. Салливана, так и непосред-
ственно Дж. Байдена.
Значимость старшего директора подчеркивается его участием в ключевых пе-
реговорах с российской стороной. Э. Грин относился к кругу ответственных лиц
121
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ США / U.S. FOREIGN POLICY MECHANISM
2023; 9: 113-126 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
администрации, участвовавших в подготовке и проведении саммита США - Рос-
сия, состоявшегося в Женеве. Он входил в состав американской делегации на про-
шедших тогда переговорах с президентом РФ В.В. Путиным. Кроме Дж. Байдена
она включала ещё пять представителей его кабинета [11]. Это Э. Блинкен,
Дж. Салливан, заместитель госсекретаря по политическим вопросам В. Нуланд,
Э. Грин и тогдашний посол США в России Джон Салливан.
Свою роль приближенного к «уху главы государства» (фраза из вашингтон-
ского политического жаргона) по вопросам отношений с Россией Э. Грин сохра-
нил и в последующем. Так, 7 декабря 2021 г. состоялись очередные переговоры
президентов Дж. Байдена и В. Путина. На сей раз в формате видеоконференции.
Участие в консультациях от США, кроме американского лидера, приняли только
три игрока - Дж. Салливан, Э. Блинкен и Э. Грин [12].
С назначением Э. Грина формирование руководящего профиля «русской»
группы в аппарате СНБ завершилось. Команда Дж. Салливана получила искомую
для себя конфигурацию специалистов на российском треке.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА «РУССКОГО» КРЫЛА СНБ
В организационном плане в аппарате Совбеза администрации Дж. Байдена
«русское» крыло представлено одним старшим директором и одним директором.
В подчинении последнего находится Отдел по России, входящий в состав Дирек-
тората по России и Центральной Азии. Объединение России с Центральной
Азией в рамках одного направления в практике СНБ выглядит не совсем ти-
пично. В период холодной войны советское направление, как правило, рассмат-
ривалось вместе с восточноевропейским, включавшим страны, входившие в Ор-
ганизацию Варшавского договора (ОВД). Его курировал старший директор СНБ
по делам Советского Союза и Восточной Европы. Именно такой пост в 1989-1991
(в администрации Джорджа Буша-старшего) занимала К. Райс [13].
Завершение холодной войны и крушение Советского Союза привело к пере-
смотру территориальных координат в системе СНБ. При Б. Клинтоне российский
трек был объединен с украинским и евразийским. Под последним подразумева-
лись все бывшие республики СССР, за исключением прибалтийских стран. Лат-
вия, Литва и Эстония отошли в ведение старшего директора по делам Европы.
Государства, ранее входившие в ОВД, также перешли в европейский сектор.
С началом работы администрации Дж. Буша-младшего в СНБ последовала
попытка вывести Россию в самостоятельное направление. Его курировал старший
директор по России. Остальные постсоветские государства переходили в ведение
других территориальных команд. С момента начала работы кабинета Б. Обамы
данное решение было отменено. Российское направление снова стало рассматри-
ваться вместе с евразийским. В последнее входили Украина, Белоруссия, Молда-
вия и страны Средней Азии.
Администрация Д. Трампа подходила к российскому направлению в контек-
сте отношений с Европой. Как следствие, оба трека рассматривались вместе. При
этом в европейском секторе компанию Прибалтике из бывших советских респуб-
лик составили Украина, Белоруссия и Молдавия.
122
Минаев М.В. «Русская» группа в аппарате СНБ администрации Джозефа Байдена (2021-2022 гг.)
Minaev, M.V. Russia Group of the Biden Administration’s National Security Council Staff (2021-2022)
Текущая расстановка территориальных приоритетов в аппарате СНБ подра-
зумевает, что РФ воспринимается администрацией Дж. Байдена в увязке со стра-
нами Центральной Азии. К таковым относятся пять бывших советских респуб-
лик, плюс, Афганистан. При этом куратору российского направления не «вер-
нули» Белоруссию, Украину и Молдавию. Они остались в ведении старшего ди-
ректора по Европе.
Сведение российского и центрально-азиатского треков воедино было не в по-
следнюю очередь продиктовано повышенной значимостью Афганистана для ка-
бинета Дж. Байдена в начале его работы. Одним из центральных вопросов демо-
кратической администрации на протяжении первой половины 2021 г. являлось
завершение вывода войск США из этой страны, при сохранении там проамери-
канского режима.
В пользу рассмотрения отношений с Россией под афганским углом говорит
организационная структура профильного Директората СНБ. Как уже отмеча-
лось, в подчинении Э. Грина находятся два директора. И один из них - по Афга-
нистану. В настоящее время этот пост занимает Эллисон Варриккьо. Директоров
по другим странам Центральной Азии в аппарате Э. Грина не выделено.
Другой важный мотив, читающийся за перераспределением территориаль-
ных полномочий в аппарате СНБ - желание «отделить» Россию от восточноевро-
пейских республик бывшего СССР. Фактически курс кабинета Дж. Байдена в
постсоветском регионе основан на стремлении добиться как можно большего раз-
межевания между РФ, с одной стороны, и западными постсоветскими странами,
с другой. В том числе за счёт подчеркивания «европейского профиля» Минска,
Киева и Кишинёва, их обособленности от сферы интересов и влияния Москвы.
Непосредственным куратором РФ в территориальном блоке Э. Грина высту-
пает Катрина Элледж. Она занимает пост директора СНБ по России. К. Элледж -
профильный для российского трека специалист, выходец из системы Министер-
ства обороны США. В числе прочего, специализируется и на украинской пробле-
матике. Она работала в центральном аппарате Пентагона с 2001 г., занимая долж-
ности в аналитическом блоке. Последняя позиция К. Элледж в американском обо-
ронном ведомстве - старший аналитик по России. Учитывая непрозрачность све-
дений о профессиональной биографии директора СНБ, нельзя исключать, что на
протяжении своей карьеры она имела отношение к военной разведке (Разведыва-
тельному управлению Министерства обороны - РУМО).
К. Элледж выступает в роли «исполнительной руки» Э. Грина на российском
направлении. Будучи главой профильного отдела, она занимается всем спектром
вопросов, связанных с американо-российскими отношениями. К. Элледж и под-
чиненные ей специалисты осуществляют необходимую техническую работу, вхо-
дящую в компетенцию СНБ по теме диалога с РФ.
РОЛЬ «РУССКОЙ» ГРУППЫ ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОМ
АППАРАТЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
123
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ США / U.S. FOREIGN POLICY MECHANISM
2023; 9: 113-126 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
С точки зрения своего функционала «русская» группа СНБ представляет со-
бой, прежде всего, инструмент президентской дипломатии, отвечающий за от-
дельное направление. Её усилия в 2021 - начале 2022 гг. были направлены на обес-
печение запросов повестки главы государства. В их числе - подготовка телефон-
ных консультаций Дж. Байдена с В. Путиным, организация и проведение встречи
в верхах в Женеве, проработка инициатив президента и его помощника по нац-
безопасности в отношении РФ, подготовка и контроль за введением новых санк-
ций и пр.
При этом видную роль в диалоге с РФ играли и другие игроки. Дж. Байден
постарался «диверсифицировать» полномочия на российском треке. На нём был
задействован целый ряд высокопоставленных представителей администрации,
назначенных Белым домом для выполнения определённых задач. Свой объём
полномочий получили директор ЦРУ Уильям Бёрнс (видный представитель
«русской» и ближневосточной групп, посол США в РФ в 2005-2008 гг.), специаль-
ный посланник президента по климату Дж. Керри, топ-лица Госдепартамента во
главе с Э. Блинкеном и его подопечными - заместителем госсекретаря Венди Шер-
ман, В. Нуланд и др.
В частности, на Дж. Керри были возложены полномочия по установлению и под-
держанию неформальной связи с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавро-
вым. В этом качестве он входил в число «застрельщиков» процесса подготовки сам-
мита США - РФ в Женеве [14]. Также Дж. Керри, на основе своих официальных пол-
номочий, курировал диалог с Россией по теме глобального изменения климата.
У. Бёрнс выполняет функции неофициального представителя президента по
особым поручениям. Именно на него Белый дом возложил миссию проведения
«предостерегающих» переговоров с Москвой в ноябре 2021 г. [15], перед новым
витком эскалации вооруженного конфликта на Украине.
На этом фоне «русское» крыло аппарата СНБ выступало в качестве своего рода
«штаба» по вопросам отношений с РФ при Дж. Салливане. В том, что касается
оформления идей помощника президента, выработки военно-политического и по-
литико-экономического курса на направлении, его межведомственного согласова-
ния и контроля за реализацией, пулу экспертов СНБ принадлежала ведущая роль.
С точки зрения исторических параллелей наиболее уместным представляется
сравнение положения «русской» команды СНБ в 2021-2022 гг. с периодом, когда
во главе Совбеза стояла К. Райс. Тогда группа специалистов по России также вы-
ступала в качестве важного инструмента обеспечения претензий и амбиций по-
мощника президента по нацбезопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценка состояния
«русской» группы в аппарате СНБ администрации
Дж. Байдена в 2021-2022 гг. позволяет сделать следующие выводы.
Подлинно самостоятельной роли в системе Совбеза пул специалистов по Рос-
сии во главе с Э. Грином не имел. Он напрямую подчинялся Дж. Салливану. По-
следний располагал особыми полномочиями в том, что касалось формирования
и контроля за реализацией политики США в отношении РФ.
124
Минаев М.В. «Русская» группа в аппарате СНБ администрации Джозефа Байдена (2021-2022 гг.)
Minaev, M.V. Russia Group of the Biden Administration’s National Security Council Staff (2021-2022)
При этом «русское» крыло СНБ выступало в качестве ведущего центра выра-
ботки курса США на российском направлении. Планирование политики, прора-
ботка повестки и инициатив в отношении России, их межведомственное обсужде-
ние и согласование - все эти процедуры находились в ведении команды Э. Грина.
Что касается кадрового измерения, в «русской» группе СНБ наметилось факти-
ческое доминирование выходцев из разведывательного сообщества и аппарата Ми-
нобороны. Эта тенденция прослеживалась уже в период работы администрации
Д. Трампа. И в правительстве Дж. Байдена она получила своё дальнейшее закреп-
ление. Из трёх претендентов на должность старшего директора по делам России и
Центральной Азии двое (А. Кендалл-Тейлор и Э. Грин) являлись выходцами из ана-
литического крыла ЦРУ и лишь один (М. Рожански) - из экспертного сообщества.
В функциональном плане «русское» крыло СНБ кабинета Дж. Байдена - во
многом технократическое образование, способное одинаково профессионально
проработать любой сценарий развития взаимодействия с РФ. Всё зависит от пред-
почтений президента и его «ближнего» круга. Это подтверждается характером
развития американо-российских отношений в 2021-2022 г. Сначала Белый дом де-
лал ставку на размежевание, воплощавшееся в санкционном давлении. После сам-
мита в Женеве наметилась тенденция к ограниченному партнёрству. А осенью
2021 г. его сменило новое серьёзное охлаждение. И «русская» группа Э. Грина с
одинаковым профессионализмом принимала участие в формировании и реали-
зации каждого из указанных форматов диалога с Москвой.
ИСТОЧНИКИ
1. Appointment of Chris Dodd as Special Presidential Advisor for the Americas. US
Department of State. Press Statement.
2022. November
18. Available at:
https://www.state.gov/appointment-of-chris-dodd-as-special-presidential-advisor-
for-the-americas/ (accessed: 24.01.2023).
2. Sevastopulo, D. Joe Biden poised to name foreign policy expert as Asia tsar. Fi-
nancial Times. 2021. January 13. Available at: https://www.ft.com/content/ac4c02f4-
48a7-49f3-9a06-0c3879750b37 (accessed: 30.01.2023).
3. Khan, F. Understanding Biden’s ‘Asia Czar’ on China. The U.S.-China Perception
Monitor. 2022. March 30. Available at: https://uscnpm.org/2022/03/30/understand-
ing-bidens-asia-czar-kurt-campbell/ (accessed: 30.01.2023).
4. DeYoung, K. Biden’s NSC to focus on global health, climate, cyber and human rights, as
well as China and Russia. The Washington Post. 2021. January 8. Available at: https://www.wash-
ingtonpost.com/national-security/biden-nsc-covid-climate-cyber-china/2021/01/08/85a31cba-
5158-11eb-83e3-322644d82356_story.html (accessed: 24.01.2023).
5. Crowley, M. Announcing National Security Council staff appointees, Biden restores the of-
fice for global health threats. The New York Times. 2021. January 8. Available at: https://www.ny-
times.com/2021/01/08/us/politics/announcing-national-security-council-staff-appointees-
biden-restores-the-office-for-global-health-threats.html (accessed: 27.01.2023).
6. Andrea Kendall-Taylor. Center for a New American Security. Staff. Available at:
https://www.cnas.org/people/andrea-kendall-taylor (accessed: 24.01.2023).
125
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ США / U.S. FOREIGN POLICY MECHANISM
2023; 9: 113-126 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
7. Remarks by National Security Advisor Jake Sullivan on the Biden-Harris Admin-
istration’s National Security Strategy. The White House. Speeches and Remarks. Avail-
able
at:
https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-re-
marks/2022/10/13/remarks-by-national-security-advisor-jake-sullivan-on-the-biden-
harris-administrations-national-security-strategy/ (accessed: 30.01.2023).
8. Matthew Rojansky. Wilson Center. Experts. Available at: https://www.wil-
soncenter.org/person/matthew-rojansky (accessed: 24.01.2023).
9. Swan, J., Basu, Z. Scoop: Biden eyes Russia adviser criticized as soft on Kremlin.
Axios. 2021. April 11. Available at: https://www.axios.com/2021/04/10/biden-na-
tional-security-council-russia-director (accessed: 25.01.2023).
10. Hargy R. The State Department’s Northern Ireland Special Envoys and the re-
demption of the Good Friday Agreement. Irish Journal of American Studies. 2022. Issue
11. Available at: http://ijas.iaas.ie/issue-11-richard-hargy/ (accessed: 30.01.2023).
11. Recap: Biden, Putin conclude summit. Axios. 2021. June 16. Available at: https://www.ax-
ios.com/2021/06/16/biden-putin-summit-live-updates (accessed: 25.01.2023).
12. Vazquez, M. Biden told Putin that ‘things we did not do in 2014, we are prepared
to do now’ if Russia escalates in Ukraine, top adviser says. CNN Politics. 2021. Decem-
ber 8. Available at: https://edition.cnn.com/2021/12/07/politics/biden-putin-call-
ukraine/index.html (accessed: 30.01.2023).
13. Condoleezza Rice. Government. The White House. President George W. Bush.
Available
at:
https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/government/rice-
bio.html (accessed: 25.01.2023).
14. Sergey Lavrov, John Kerry meet in India, discuss climate-related matters. Hin-
dustan Times. 2021. April 06. Available at: https://www.hindustantimes.com/india-
news/sergey-lavrov-john-kerry-meet-in-india-discuss-climate-related-matters-
101617697518812.html (accessed: 30.01.2023).
15. Troianovski, A., Barnes, J.E. U.S.-Russia Engagement Deepens as C.I.A. Head
Travels to Moscow. The New York Times.
2021. November
2. Available at:
https://www.nytimes.com/2021/11/02/world/europe/united-states-russia-wil-
liam-burns.html (accessed: 03.04.2023).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
МИНАЕВ Максим Викторович, кан-
Maxim V. MINAEV, Candidate of Sci-
дидат политических наук, старший
ences (Political), Senior Researcher,
научный сотрудник Отдела внешне-
Georgy Arbatov Institute for U.S. and
политических исследований Инсти-
Canada Studies, Russian Academy of
тута США и Канады имени академика
Sciences (ISKRAN).
Г.А. Арбатова Российской академии
2/3, Khlebny per., Moscow, 121069,
наук (ИСКРАН).
Russian Federation.
Российская Федерация,
121069,
Москва, Хлебный переулок, 2/3.
Статья поступила в редакцию 1.06.2023 / Received 1.06.2023.
Поступила после рецензирования 15.06.2023 / Revised 15.06.2023.
Статья принята к публикации 16.06.2023 / Accepted 16.00.2023.
126