Акимов Ю.Г. «Коалиция будущее Квебека» у власти: национализм, автономизм и прагматизм
Akimov, Yu.G. Coalition Avenir Québec’s Politics: Autonomism, Nationalism and Pragmatism
УДК 94(714)
DOI: 10.31857/S2686673023090079
EDN: KGCFVB
«Коалиция будущее Квебека» у власти:
автономизм, национализм и прагматизм
Ю.Г. Акимов
Санкт-Петербургский государственный университет.
Российская Федерация,199034 Санкт-Петербург, Университетская набережная, д.7-9.
Researcher ID: K-3377-201
Scopus AuthorID: 57188987396
РИНЦ ID: 256205
ORCID 0000-0002-2989-8868
e-mail: y.akimov@spbu.ru
Резюме: В статье рассматриваются основные направления политики правительств,
сформированных партией «Коалиция будущее Квебека» под руководством Франсуа
Лего (с 2018 г. до настоящего времени). Отмечается, что «Коалиция» представляет собой
новую политическую силу в провинциальной политике, предлагающую франко-
квебекскому обществу средний / промежуточный путь развития между установками
либералов (федералистов) и пекистов (сторонников суверенитета). Отличительными
особенностями этого пути является стремление к максимальной автономии Квебека в
рамках Канадской Федерации, опора на франко-квебекский национализм, последова-
тельное и жесткое отстаивание господствующего положения французского языка, защи-
та и продвижение квебекских ценностей. Вместе с тем, для политики Лего характерен
прагматизм и в целом сбалансированный подход к решению социально-экономических и
экологических проблем. В статье рассматриваются закон о светскости (№ 21) и закон о
статусе французского языка (№ 96), принятые по инициативе правительства «Коали-
ции». Отмечается эффективность действий правительства Лего в период пандемии ко-
вид-19. Сравниваются итоги провинциальных выборов 2018 и 2022 гг.
Ключевые слова: Квебек, «Коалиция будущее Квебека», Франсуа Лего, франко-
квебекский национализм, автономизм, французский язык, идентичность
Для цитирования: Акимов Ю.Г. «Коалиция будущее Квебека» у власти: национа-
лизм, автономизм и прагматизм. США & Канада: экономика, политика, культура, 2023;
53(9):87-99. DOI: 10.31857/S2686673023090079
EDN: KGCFVB
Coalition Avenir Québec’s Politics:
Autonomism, Nationalism and Pragmatism
Yury G. Akimov
Saint-Petersburg State University,
7-9 Universitetskaya Emb., Saint-Petersburg, 199034, Russian Federation.
Researcher ID: K-3377-2015
Scopus AuthorID: 57188987396
РИНЦ ID: 256205
ORCID: 0000-0002-2989-8868
e-mail: y.akimov@spbu.ru
Abstract: The article deals with the mainstreams of Quebec politics under Coalition Avenir
Québec (CAQ) government headed by François Legault (from 2018 to the present). It is noted
that the CAQ represents a new political force in provincial politics, offering the québécois society
a middle/intermediate path of development between the Liberals (federalists) and the Pequist
(supporters of sovereignty). The distinctive features of this path are the desire to strengthen au-
87
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА / DOMESTIC POLITICS
2023; 9: 87-99
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
tonomy of Quebec in Canadian Federation, reliance on québécois nationalism, consistent and
tough defense of the dominant position of the French language in the province, as well as protec-
tion and promotion of Quebec values. At the same time, Legault policy is characterized by prag-
matism and a generally balanced approach to socio-economic and environmental issues. The
article discusses the Act respecting the laicity of the State (Bill 21) and the Act Respecting
French, the Official and Common Language of Quebec (Bill 96), adopted under the CAQ Gov-
ernment. It also highlights the effectiveness of the Legault government’s actions during the
COVID-19 pandemic and compares the results of the 2018 and 2022 provincial elections.
Keywords: Québec, Coalition Avenir Québec, François Legault, Québec Nationalism,
autonomism, French Language, Identity
For citation: Akimov, Yu.G. Coalition Avenir Québec’s Politics: Autonomism,
Nationalism and Pragmatism. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2023; 53(9):87-
99. DOI: 10.31857/S2686673023090079
EDN: KGCFVB
ВВЕДЕНИЕ
В последней трети ХХ - начале XXI века многие процессы, происходящие в по-
литике, экономике, общественной жизни Квебека, имеют не только провинциаль-
ное, но и общеканадское значение (а порой привлекают внимание других стран).
Безусловно, в первую очередь это связано с этнолингвистической спецификой Пре-
красной провинции - единственного франкоязычного субъекта Канадской феде-
рации и региона, где сосредоточено подавляющее большинство франкофонов Се-
верной Америки. В конце 2010-х - начале 2020-х годов Квебек вошёл в новую фазу
своего внутриполитического развития, связанного с приходом к власти «Коалиции
будущее Квебека» под руководством Франсуа Легó, которая предложила новые
подходы ко многим ключевым вопросам провинциальной политики, федерально-
провинциальных отношений и развития квебекского общества в целом. В настоя-
щей статье мы рассмотрим основные направления политики правительств Лего с
2018 г., постараемся определить специфику их идейных установок и выявить при-
чины популярности Лего и его партии в квебекском обществе.
СОЗДАНИЕ «КОАЛИЦИИ БУДУЩЕГО КВЕБЕКА»,
ЕЁ ИДЕЙНЫЕ УСТАНОВКИ И ПРИХОД К ВЛАСТИ
С 1970 по 2018 г. у власти в Прекрасной провинции попеременно находились
две партии - Либеральная партия Квебека (Parti liberal du Québec, PLQ) и Квебек-
ская партия (Parti québécois, PQ, отсюда «пекисты» - péquistes). Первая стояла на
федералистских позициях, вторая выступала за политический суверенитет Кве-
бека (при сохранении экономической «ассоциации» с «Остальной Канадой»).
Наиболее острым их противостояние было в 1970-1990-е годы; к началу XXI века
накал борьбы стал заметно спадать, что не в последнюю очередь было связано с
заметным падением популярности суверенистского проекта пекистов среди
избирателей. После поражения на провинциальных выборах 2003 г. они всего
один раз - в 2012 г. - смогли добиться успеха и прийти к власти, причём не
столько благодаря притягательности своих лозунгов, сколько благодаря подъёму
88
Акимов Ю.Г. «Коалиция будущее Квебека» у власти: национализм, автономизм и прагматизм
Akimov, Yu.G. Coalition Avenir Québec’s Politics: Autonomism, Nationalism and Pragmatism
протестных настроений квебекцев в период «Кленовой весны» [Акимов Ю.Г.,
2021]. При этом правительство Полин Маруа продержалось у власти чуть более
полутора лет (2012-2014), после чего снова наступил черёд провинциальных
либералов (правительство Филиппа Куйяра, 2014-2018).
Провинциальные выборы 2018 г. ознаменовали завершение «либерально-
пекистской» эпохи в квебекской политике. К власти в Прекрасной провинции
пришла новая политическая партия - «Коалиция будущее Квебека» (Coalition
Avenir Québec, CAQ, отсюда «какисты» - caquistes). Первоначально партия называ-
лась «Коалиция ради будущего Квебека» (Coalition pour l’avenir du Québec); можно
также перевести как «Коалиция ради квебекского будущего». Она была основа-
на в 2011 г. успешным бизнесменом и бывшим пекистским министром Франсуа
Лего совместно с ещё одним ярким представителем провинциальных деловых
кругов Шарлем Сируа. В 2012 г. в её состав вошла партия Демократическое дей-
ствие Квебека (Action démocratique du Québec, ADQ), с середины 1990-х годов иг-
равшая роль «третьей силы» в квебекской политике. В период подготовки и про-
ведения второго референдума о суверенитете (1995) Демократическое действие
выступало в поддержку суверенитета [Коленеко В.А., 2006: 200, 202], однако по-
том перешло на автономистские позиции, предлагая квебекцам «третий путь»
между федерализмом либералов и суверенизмом пекистов. «Коалиция» взяла на
вооружение эти идеи, умело увязав их с защитой провинциальных прав в таких
чувствительных для подавляющего большинства квебекцев сферах, как налого-
обложение, образование, культура, иммиграционная политика и др.
Франсуа Лего, ставший лидером новой партии, позиционировал себя, с одной
стороны, в качестве
«прагматика», который хочет, чтобы социально-
экономические показатели Квебека сравнялись с аналогичными показателями
соседней провинции Онтарио, а с другой - в качестве критика «двух крайностей».
Под одной подразумевалось сохранение существующих федеративных отноше-
ний, не отвечающих интересам провинции, под другой - борьба за суверенитет,
чреватая непредсказуемыми последствиями. При этом он с самого начала открыто
апеллировал к национализму франкоквебекцев, подкрепляемому ассимиляцион-
ными страхами. В 2015 г. Лего так сформулировал свою позицию: «Для меня слово
“федералист” ассоциируется со status quo. Вот почему я отказываюсь от этой эти-
кетки. Посмотрим, можно ли использовать слово “националист” или “автоно-
мист”, но я убежден, что большинство квебекцев желают сильного Квебека в Ка-
наде» [Lecavalier Ch., 2015]. В дальнейшем Лего и его соратники сделали ставку
именно на «собирательный» / «объединяющий» национализм и автономизм (при
этом, говоря о национализме, они всегда подчёркивали, что не имеют ничего об-
щего с право-популистскими партиями и движениями вроде французского
Национального фронта). В программных документах «Коалиции будущее Квебе-
ка» подчёркивалось, что она позиционирует себя как «современную национали-
стическую партию, главная цель которой состоит в том, чтобы обеспечить разви-
тие и процветание квебекской нации внутри Канады, защищая при этом с честью
её автономию, её язык, её ценности и её культуру» [Bovet S., 2016].
Очевидно, что признание автономии Прекрасной провинции означает радикаль-
ные изменения в канадском федеративном устройстве. Как минимум, это закрепление
89
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА / DOMESTIC POLITICS
2023; 9: 87-99
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
за Квебеком особого статуса; как максимум - преобразование всей федерации на дуа-
листических началах. В прошлом подобные идеи уже высказывались квебекскими по-
литиками, представлявшими различные политические силы. Одним из первых про-
винциальных премьеров, поднявших вопрос об автономии, был Оноре Мерсье (1887-
1891). В середине ХХ века автономистские идеи выдвигала партия Национальный союз
(Union national, UN). Их умеренный «консервативно-охранительный» вариант отстаивал
Морис Дюплесси (1936-1940 и 1944-1959); более радикальный был сформулирован в
манифесте «Равенство или независимость» (1965), Даниэля Джонсона-старшего (1966-
1968) [Montigny E. & Margineanu-Plante A., 2022].
В новейшее время в схожем ключе в последние годы своего пребывания у вла-
сти высказывался «отец-основатель» Квебекской партии Рене Левек. После пора-
жения пекистов на референдуме 1980 г. и последующего отказа Квебека присо-
единиться к осуществлённой в 1982 г. конституционной реформе (что породило
затяжной конституционный кризис) он призвал квебекцев пойти на «благород-
ный риск» (beau risque) и поддержать на федеральных выборах прогрессивных
консерваторов (ПКП) во главе с М.Б. Малруни, обещавших признать Квебек «осо-
бым обществом» (distinct society). В результате в 1984 и 1988 гг. большинство кве-
бекцев отдало свои голоса ПКП, которая была правящей в 1984-1993 гг. В самой
Прекрасной провинции с 1985 г. власть находилась в руках местных либералов -
второе правительство Робера Бурасса (1985-1994) и правительство Даниэля Джон-
сона-младшего (1994). Именно при них автономистский проект был как никогда
близок к практическому воплощению (сначала в Мичлейкском, а затем в Шарлот-
таунском соглашении). Впрочем, тогда этого всё же не произошло, и вопрос о
юридическом закреплении особого статуса Прекрасной провинции (и преодоле-
нии конституционного кризиса) остался висеть в воздухе.
В то же время в текущем политическом процессе и политическом дискурсе по-
следних десятилетий de facto специфическое, отличное от положения других про-
винций, положение Квебека в составе федерации, признавалось и учитывалось.
Свидетельством этого могут служить парламентские резолюции 1995 и 2006 г.
(о признании Квебека «особым обществом» и о признании того, что квебекцы
образуют «нацию в составе единой Канады» соответственно), а также решения
Верховного суда Канады по «трилогии» дел о лингвистических правах («Госслен
против Квебека», «Сольски против Квебека», «Оквуоби против Квебека»), рас-
сматривавшихся в 2005 г. Эти три дела были инициированы франкоязычными
квебекцами, которые хотели, чтобы их дети посещали провинциальные англо-
язычные школы, но получили отказ, поскольку не соответствовали критериям,
установленным Хартией французского языка (законом № 101). Они утверждали,
что таким образом нарушаются их права, гарантированные Квебекской хартией
прав и свобод, однако Верховный суд Канады отклонил их иски.
В 2017 г. - в год празднования 150-летия Канадской государственности (1867-
2017) - либеральное правительство Ф. Куйяра попыталось вернуться к вопросу о
конституционно-правовом урегулировании федерально-провинциальных отно-
шений. Им был подготовлен пространный документ «Квебекцы: наш способ быть
канадцами. Политика утверждения Квебека и [меж]канадские отношения» [6]. По
словам самого премьера, главная цель этого документа состояла в том, что «снять
90
Акимов Ю.Г. «Коалиция будущее Квебека» у власти: национализм, автономизм и прагматизм
Akimov, Yu.G. Coalition Avenir Québec’s Politics: Autonomism, Nationalism and Pragmatism
табу с дискуссий о будущем наших отношений внутри Канады» и пригласить к
обсуждению «всех, кто озабочен будущим страны» [Point de vue, 2017]. В самом до-
кументе делался акцент на необходимости конституционного признания «Канадой
XXI века» не только индивидуальных, но также и «коллективных идентичностей», и
в первую очередь современной квебекской идентичности, а также «коллективного
разнообразия» и «множественной принадлежности» [6]; [Солянова М.В., 2019].
«Политика утверждения» встретила достаточно сдержанный приём квебекской
общественности (многие называли её «манифестом неофедерализма»); её также
весьма прохладно приняли в федеральном центре и других провинциях.
Наибольший интерес к ней проявили академические круги и экспертное сообще-
ство. В марте 2018 г. при поддержке провинциального правительства в Университе-
те Квебека в Монреале (UQAM) был открыт Центр политического анализа по во-
просам конституции и федерализма. Его возглавил Ален Ганьон - один из ведущих
канадских политологов, близкий к федеральным и квебекским либералам, в 2021 г.
он был избран председателем совета директоров Королевского общества Канады
(канадской академии наук) на 2022-2025 гг. Центр был призван продвигать «панка-
надский» диалог и изучать мировой опыт признания существования различных
национальных групп в рамках федеративных государств [Boissonneault A., 2018].
Очевидно, что у квебекских либералов было не так много времени для реа-
лизации идей, сформулированных в «Политике утверждения». Как было отме-
чено выше, на 42-х выборах в Национальную Ассамблею (НА), состоявшихся
1 октября 2018 г., победу впервые одержала «Коалиция будущее Квебека». Её
представители получили в провинциальном парламенте 74 места (из 125), что
позволило Франсуа Лего сформировать правительство большинства. При этом
следует отметить, что за какистов тогда проголосовало немногим более трети
избирателей, пришедших на участки (37,42%) [3].
В ходе своей избирательной кампании Лего подчёркивал необходимость бо-
лее эффективной защиты «квебекских ценностей», в том числе путём ужесточе-
ния контроля за иммиграционной политикой. Он предложил сократить на 20%
число иммигрантов, ежегодно принимаемых Прекрасной провинцией, чтобы
таким образом отсечь наименее квалифицированных и не владеющих француз-
ским языком, а также ввести дополнительные меры для более эффективной ин-
теграции новоприбывших в квебекское общество. Какисты заявляли, что «Кве-
бек открыт для иммиграции, но [её] пороговый уровень должен соответствовать
[его] способности к приёму и интеграции» [2: 61].
Говоря о вопросах социально-экономического развития Прекрасной про-
винции, Лего обещал избирателям «деловой» и «прагматичный» подход. Ос-
новными задачами своей «команды перемен» в этой области он провозгласил
преодоление экономического отставания Квебека от наиболее развитых про-
винций «Остальной Канады», создание достойно оплачиваемых рабочих мест и
«пополнение кошельков квебекцев». Какисты также говорили о необходимости
понижения провинциальных налогов, проведения сбалансированной бюджет-
ной политики и сокращения числа провинциальных чиновников.
В известном смысле Лего «перехватил» наиболее важные вопросы повестки
одновременно у либералов и у пекистов, склонив на свою сторону и «красный», и
91
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА / DOMESTIC POLITICS
2023; 9: 87-99
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
«синий» электорат. В 2015 г. он говорил: «В течение слишком долгого времени
Квебекская партия претендовала на то, чтобы обладать монополией на гордость, а
либеральная партия [Квебека] - монополией на процветание. Эта иллюзия разле-
телась вдребезги, когда и та, и другая доказали свою неспособность соответствен-
но вывести Квебек из конституционного тупика и заставить его преодолеть своё
экономическое отставание» [Montigny E. & Margineanu-Plante A., 2022: 71].
Что касается других политических партий, участвовавших в выборах 2018 г., то
квебекским либералам достался 31 мандат (они стали официальной оппозицией);
пекистам удалось провести своих кандидатов в 10 округах; аналогичного результата
добился Солидарный Квебек (Québec solidaire, QS). Однако, если для последнего это
означало увеличение представительства в законодательном органе (на момент ро-
спуска Национальной Ассамблеи у Солидарного Квебека там было 7 депутатов) и
могло быть расценено как успех, то для Квебекской партии это был очевидный
провал, поскольку она получила в 2 раза меньше мест чем четыре года до этого [3].
ПЕРВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕГО: ДОСТИЖЕНИЯ И ВЫЗОВЫ
Уже в первый год своего пребывания у власти какисты предприняли несколько
резонансных шагов. Одной из них стал закон № 21 о светскости, принятый в июне
2019 г. Он официально провозгласил Квебек «светским государством» (L’État du
Québec est laïque) и запретил ношение религиозных символов и атрибутики опреде-
лённым категориям государственных служащих (прежде всего тем, кто непосред-
ственно общается с гражданами), а также учителям государственных школ [4]. За-
кон вызвал неоднозначную реакцию в Канаде; многие политики и общественные
деятели усмотрели в нём покушение на права и свободы граждан, а некоторые от-
крыто назвали его «расистским» (заметим в скобках, что его положения затрагивают
не более 1% работающего населения провинции). В то же время этот закон ещё раз
подчеркнул специфику Квебека и его отличие от «Остальной Канады» и в этом
смысле явно принёс Лего и его партии определённые дивиденды.
В конце 2019 г. Национальная Ассамблея приняла закон об обязательном тестирова-
нии (с 1 января 2020 г.) иммигрантов, въезжающих в провинцию по программе привле-
чения квалифицированных работников на предмет знания ими квебекских ценностей.
Тест включает вопросы, касающиеся базовых демократических принципов и норм, ген-
дерного равенства, светскости, а также статуса французского языка [Gigon L., 2022].
Также следует упомянуть амбициозные планы совершенствования системы образо-
вания, которую Лего называл «национальным приоритетом», укрепление провинциаль-
ного контроля над иммиграцией, а также несколько ярких экологических инициатив.
Очень важным моментом было то, что в конце 2018 г. и в течение всего 2019-
го квебекская экономика находилась на подъёме, что положительно сказалось на
уровне занятости и доходах населения. В конце сентября 2019 г. опросы обще-
ственного мнения показали, что 64% жителей Прекрасной провинции удовле-
творены работой своего правительства (среди квебекских франкофонов этот
показатель составлял 74%). В декабре 2019 г. эксперты и журналисты с удивлени-
ем отмечали, что в отношениях квебекцев и правительства Лего всё ещё про-
должается «медовый месяц» [Bourgault-Côté G., 2019]. Значительной части жите-
92
Акимов Ю.Г. «Коалиция будущее Квебека» у власти: национализм, автономизм и прагматизм
Akimov, Yu.G. Coalition Avenir Québec’s Politics: Autonomism, Nationalism and Pragmatism
лей импонировал образ ответственного и знающего старшего родственника
(«дядюшки»), который культивировал Лего. Другим важным моментом было
чувство гордости принадлежностью к Квебеку, которое премьер старался вну-
шить своим согражданам. Свою роль играла бескомпромиссная позиция по во-
просам защиты французского языка и квебекских ценностей и готовность жёст-
ко отстаивать провинциальные интересы в Оттаве.
Сам Лего так характеризовал свой подход: «У нас большие амбиции в отно-
шении Квебека и, чтобы их реализовать, мы должны сначала стать семьёй, кото-
рая работает вместе. Чтобы мы были семьёй, нам нужно иметь что-то, что нас
объединяет. Мы должны быть связаны общим фундаментом: нашим языком,
нашими ценностями, тем, что у нас есть. Желать защитить этот общий фунда-
мент вовсе не означает быть расистом» [Castonguay A., 2019].
В начале 2020 г. Квебек, как и весь мир, столкнулся с вызовом пандемии ко-
вид-19. По ряду показателей (уровень заболеваемости, смертности и др.) Пре-
красная провинция оказалась в более сложной ситуации, чем «Остальная Кана-
да». Однако правительство Лего действовало достаточно энергично и реши-
тельно. 13 марта 2020 г. Квебек первой из канадских провинций объявил о чрез-
вычайной ситуации в области здравоохранения. Были закрыты школы, универ-
ситеты и все остальные учебные заведения, введён ряд других ограничений.
С экономической точки зрения наиболее сложным периодом для Квебека
были три весенних месяца 2020 г., когда не работало до 40% предприятий и
происходили массовые увольнения, в результате чего уровень безработицы в
мае составил более 17%. Больше всего пострадали работники сферы услуг и роз-
ничной торговли. В критическом положении оказались учреждения, организа-
ции и фирмы самого разного профиля: «сахарные хижины» (cabanes à sucre), ми-
ни-пивоварни, гостиницы, туристические агентства, транспортные компании и
даже знаменитый Цирк дю Солей. В то же время уже во второй половине июня
2020 г. ситуация стала стабилизироваться, наметилось некоторое увеличение
занятости. Прежде всего, это касалось «Большого Монреаля», который оказался
на втором месте в списке крупнейших городов Северной Америки, наименее
пострадавших от пандемии [Corriveau J., 2020].
Вакцинация населения в Квебеке началась с декабря 2020 г. и в целом завер-
шилась к лету 2021 г. (с ноября 2021 г. стала проводиться ревакцинация). После
этого правительство ввело «вакцинные паспорта» (passport vaccinal), предъявле-
ние которых с 1 сентября 2021 г. стало обязательным условием для посещения
ресторанов, баров, спортивных залов, зрелищных мероприятий и т.п.
Несмотря на значительные трудности, популярность провинциального пра-
вительства и лично премьер-министра в период пандемии оставалась стабильно
высокой (чего нельзя сказать о федеральных властях). Лего в известной мере уда-
лось укрепить образ энергичного руководителя и заботливого «дядюшки». В пер-
вые месяцы пандемии он совместно с провинциальным министром здравоохра-
нения Даниэль Мак-Канн и директором национальной службы общественного
здравоохранения Орасио Аррудой каждый день (включая выходные) в 13.00 про-
водил брифинги, на которых рассказывал об эпидемиологической обстановке и
принимаемых мерах, причём всегда говорил подчёркнуто спокойно и уверенно.
93
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА / DOMESTIC POLITICS
2023; 9: 87-99
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Эти брифинги транслировались в прямом эфире и стабильно собирали большую
аудиторию (до двух миллионов зрителей в апреле-мае 2020 г.). Квебекцам явно
импонировала выбранная Лего тональность и манера держаться, выгодно контра-
стировавшая с алармистскими заявлениями, которыми были переполнены СМИ.
Действия премьера, предпринятые в начале пандемии, одобрили рекордные 94%
жителей Квебека. Да и в дальнейшем уровень поддержки провинциального пра-
вительства оставался стабильно высоким [Vallières D., 2022].
Несмотря на объективные трудности, связанные с антиковидными мерами и
ограничениями, Лего неуклонно продолжал следовать намеченным курсом и
постоянно возвращался к проблемам укрепления и расширения автономии Кве-
бека, защиты французского языка, квебекских ценностей и т.п. В мае 2021 г. в
Национальную ассамблею был внесён проект «Закона о французском языке -
официальном и общем языке Квебека» (Loi sur la langue officielle et commune du
Québec, le français). Этот закон, чаще называемый законом № 96, предусматривает
внесение изменений и дополнений в действующую с 1977 г. Хартию французско-
го языка (закон № 101), существенно ужесточающих ряд её положений. В частно-
сти, в нем говорится об установлении приоритета французского языка в сфере
законотворчества и судопроизводства (преимущество французского текста над
английским в случае разночтений в тексте законов, отмена требований знания
любых языков, кроме французского, к кандидатам на должности провинциаль-
ных судей и т.п.). В сфере среднего образования предусматривается установление
«потолка» в 17,5% для численности обучающихся в англоязычных колледжах Кве-
бека, а также существенное ужесточение требований к уровню владения фран-
цузским языком к их выпускникам. В экономике вводится требование получения
сертификата о «франсизации» для предприятий, где занято от 25 до 49 человек
(ранее это требовалось только там, где было более 49 работников). Также предпо-
лагается создание министерства французского языка и назначение комиссара
французского языка для «наблюдения за эволюцией лингвистической ситуации в
Квебеке». Первым комиссаром французского языка в Квебеке в марте 2023 г. был
назначен Бенуа Дюбрёй, до этого работавший в различных правительственных
структурах, а также известный своими работами по социальной философии [5].
Кроме всего вышеперечисленного, в законопроекте содержатся положения о
внесении изменений в Конституционный акт 1867 г., который предлагается до-
полнить двумя статьями: о том, что квебекцы образуют нацию (статья 90 Q.1) и о
том, что французский язык является единственным официальным языком Кве-
бека, а также общим языком квебекской нации (статья 90 Q.2). Эти статьи пред-
полагается внести в раздел V «Провинциальные конституции». Юридическим
основанием для этого, по мнению разработчиков законопроекта, является статья
45 Конституционного акта 1982 г., предоставляющая законодательным органам
провинций «исключительную компетенцию изменять конституцию своей про-
винции» [1: 377]. Законопроект подвергся критике со стороны квебекских либера-
лов и их федеральных коллег, утверждавших, что он ущемляет права англоязыч-
ного населения Прекрасной провинции. Кроме того, указывалось на его несоот-
ветствие Канадской конституции. В этой связи, прежде всего, упоминалась статья
133 Конституционного акта 1867 г., гарантирующая, помимо прочего, равные
94
Акимов Ю.Г. «Коалиция будущее Квебека» у власти: национализм, автономизм и прагматизм
Akimov, Yu.G. Coalition Avenir Québec’s Politics: Autonomism, Nationalism and Pragmatism
возможности использования английского и французского языков в законодатель-
ных органах и судах Квебека, и статья 23 Канадской хартии прав и свобод 1982 г.,
которая говорит о праве получения образования на языках меньшинств. Некото-
рые эксперты также упоминали статью 35 Конституционного акта 1982 г. о дого-
ворных правах аборигенного населения («первых наций»), к которым можно от-
нести и право получения образования на родном языке. Ещё большее неприятие
вызвали положения, касающиеся конституционных поправок, которые вводятся
Квебеком в одностороннем порядке [Hackett A., 2022]; [Melançon J., 2022].
Несмотря на это, в мае 2022 г. закон был принят Национальной Ассамблеей
Квебека и вступил в силу 1 июня 2022 г. В соответствии с ним было создано про-
винциальное Министерство французского языка, которое возглавил Симон
Жолен-Баррет - один из наиболее ярких молодых членов «команды Лего», за-
нимавший в правительстве ряд ответственных постов (в том числе пост мини-
стра юстиции) и непосредственно отвечавший за подготовку закона № 96.
С октября 2022 г. пост министра занимает Жан-Франсуа Роберж (в прошлом
занимавший посты министра просвещения и министра высшего образования).
В середине 2021 г. правительство Лего пошло на ещё один довольно риско-
ванный шаг - на сей раз в сфере экономики. Оно отказалось от реализации двух
связанных друг с другом крупных энергетических и инфраструктурных проек-
тов: «Энержи Сагене» (Energie Saguenay) и «Газодюк» (Gazoduq - непереводимая
игра слов: газопровод по-французски gazoduc; в данном случае буква « замене-
на на «q», что не меняет звучания слова, но создаёт ассоциацию с Квебеком).
Первый предусматривал строительство промышленного комплекса по сжиже-
нию природного газа в бухте Гранд-Анс в зоне порта Сагеней, а второй - соору-
жение подземного газопровода, протяжённостью 780 км., для доставки туда сы-
рья из Онтарио и западных провинций. Предполагалось, что проект позволит
существенно нарастить поставки СПГ из Канады в Европу и Азию (до 11 млн
тонн в год на протяжении как минимум 25 лет). Однако по соображениям эко-
логической безопасности было принято решение его закрыть. Как заявил в июле
2021 г. министр окружающей среды Бенуа Шаретт: «Это такой проект, у которо-
го больше минусов, чем плюсов» [Montpetit J., 2021].
В середине 2022 г. была предпринята попытка реанимировать проект (очевид-
но, это было связано с той сложной ситуацией, в которой оказались многие евро-
пейские страны, стремясь отказаться от импорта российских энергоносителей).
Однако Лего ещё раз публично заявил, что проект «Энержи Сагене» «социально
неприемлем», и сослался на решение провинциального Бюро общественных слу-
шаний по окружающей среде (BAPE), отклонившего его в своём окончательном
отчёте, представленном ещё в марте 2021 года. Он также подчеркнул, что данный
проект затрагивает не только регион Сагеней - озеро Сен-Жан, но и другие реги-
оны Квебека [Labbé J., 2022]. В то же время, утверждая, что «газовый вопрос за-
крыт», Лего подтвердил, что Квебек открыт для экспорта экологически чистого
водорода «если цена будет хорошей», а также в зависимости от имеющихся мощ-
ностей (об этом, в частности, говорилось во время визита в Канаду канцлера ФРГ
Олафа Шольца в конце августа 2022 г.) [Porter I., Shields A., Bélair-Cirino M., Vastel
M., Carabin F., 2022]. Впрочем, некоторые СМИ утверждали, что несмотря на все
95
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА / DOMESTIC POLITICS
2023; 9: 87-99
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
эти заявления, вопрос о поставках СПГ через порт Сагеней продолжает обсуж-
даться за закрытыми дверями в г. Квебеке и Оттаве [Blouin L., 2022].
«ПРОДОЛЖАЕМ!»: ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ 2022 г.
(ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ)
3 октября 2022 г. в Квебеке состоялись очередные выборы в Национальную Ас-
самблею. Подчёркивая преемственность своего курса, Лего и его партия выступили
под лозунгом «Продолжаем!» (Continuons). Они ожидаемо сделали упор на том, что
можно было преподнести как достижения: успешную борьбу с пандемией ковид-19,
эффективную защиту квебекских ценностей и французского языка, сбалансиро-
ванную иммиграционную политику, определенные позитивные сдвиги в экономи-
ке, образовании, здравоохранении, социальной сфере. Этот подход оказался вполне
оправданным. Несмотря на критику оппозиционных партий и в целом довольно
«невнятную» и «скомканную» избирательную кампанию, какистам удалось не про-
сто повторить свой успех четырехлетней давности, но и существенно улучшить
свои показатели. Получив около 41% голосов избирателей, они смогли обеспечить
себе 90 мест в Национальной Ассамблее. Либералам, занявшим второе место, до-
стался 21 мандат (то есть на десять меньше, чем в 2018 г.). Квебекская партия показа-
ла наихудший результат за всю историю своего существования, проведя в провин-
циальный парламент лишь трёх кандидатов. Солидарный Квебек продемонстри-
ровал стабильность, получив 11 мест. Консерваторы не смогли выиграть ни одного
округа, при том, что им отдали свои голоса почти 13% квебекцев [3].
Результаты выборов свидетельствуют о достаточно высоком уровне под-
держки «Коалиции будущее Квебека» жителями Прекрасной провинции на
фоне дальнейшего падения популярности «традиционных» политических пар-
тий (либералов и пекистов) и расширения политического спектра в целом.
30 ноября 2022 г. Лего выступил в Национальной Ассамблее с программной
речью, в которой обозначил приоритеты своего второго правительства. Он начал с
упоминания об «Отце Новой Франции» Самюэле де Шамплене, назвав его осно-
вателем квебекской нации, которому «потребовалось много воли, чтобы выстоять
и добиться успеха». Лего заявил, что он хочет «продолжать историю этой пре-
красной франкоязычной нации в Америке, и продолжать её - это значит дер-
жаться вместе, это значит также достигать конкретных результатов для жителей
Квебека…». «Наша цель ясна: мы хотим сделать Квебек более процветающим,
более зелёным и более гордым; я хочу приложить все силы для того, чтобы до-
биться успеха, я хочу, чтобы Квебек побеждал». Что касается приоритетов, то ими
достаточно ожидаемо были названы образование, экономика, здравоохранение,
окружающая среда и идентичность. Лего пообещал развивать и модернизировать
учебные заведения всех уровней, поддерживать наиболее перспективные отрасли
промышленности, компенсировать гражданам их потери от инфляции. Он также
заявил, что собирается начать обсуждение масштабного проекта строительства
новых гидроэлектростанций, которые необходимы в том числе для дальнейшей
электрификации транспортной системы провинции, находящейся в состоянии
«экологического перехода». В языковой сфере премьер-министр сделал акцент на
96
Акимов Ю.Г. «Коалиция будущее Квебека» у власти: национализм, автономизм и прагматизм
Akimov, Yu.G. Coalition Avenir Québec’s Politics: Autonomism, Nationalism and Pragmatism
необходимости активизации борьбы с падением уровня использования француз-
ского языка (прежде всего, в Большом Монреале). Лего подчеркнул, что «суще-
ствует неоспоримая связь между иммиграционной политикой и жизнеспособно-
стью французского языка», поэтому, по его мнению, необходимо разработать
такую иммиграционную политику, которая учитывает языковую реальность Кве-
бека и привлекательную силу английского языка. По словам Лего, франкоязыч-
ная иммиграция - это «вопрос выживания Квебека» [François C., 2022].
Очевидно, что в ближайшие четыре года (если по какой-то экстраординар-
ной причине Национальная Ассамблея не будет распущена досрочно - что в
нынешней ситуации крайне маловероятно - очередные выборы должны состо-
яться осенью 2026 г.) Прекрасная провинция будет продолжать следовать тем
путём, который был намечен Франсуа Лего и его партией. Очевидно, что это
объективно отвечает интересам большинства квебекцев, по крайней мере,
франкоговорящих, поскольку в какистской повестке достаточно гармонично
сочетаются «материальная» и «нематериальная» составляющая. Обе они одина-
ково важны для жителей Прекрасной провинции, обеспокоенных как уровнем
свого благосостоянии и качеством жизни, так и угрозой утраты своей нацио-
нальной идентичности, языка и культуры. Играя одновременно на ассимиляци-
онных страхах и материальных запросах, правительство Лего сможет эффектив-
но противостоять своим оппонентам, перехватывая наиболее значимые элемен-
ты их повестки. Квебекская политика вступила в новую фазу своего развития и
есть основания предполагать, что она продлится достаточно долго.
ИСТОЧНИКИ
1. Конституции государств Америки: в 3-х т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. Т. 1.
Северная и Центральная Америка. М.: Ин-т законодательства и сравнительного
правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2006. - 832 с.
2. CAQ, document Poltext 2018. Plate-forme de la Coalition avenir Québec 2018.
Regroupement des engagements de la Coalition avenir Québec. Available at:
https://www.poltext.org/sites/poltext.org/files/plateformesV2/Quebec/QC_PL_20
18_CAQ_fr.pdf (accessed 02.02.2023).
3. Élections Québec. Available at:
https://www.electionsquebec.qc.ca/francais/provincial/resultats-
electoraux/elections-generales.php?e=83#e (accessed 01.02.2023).
4.
Loi
sur
la
laïcité
de
l’état.
Available
at
:
http://legisquebec.gouv.qc.ca/fr/showdoc/cs/L-0.3 (accessed 03.02.2023).
5. Loi sur la langue officielle et commune du Québec, le français. Available at:
https://www.publicationsduquebec.gouv.qc.ca/fileadmin/Fichiers_client/lois_et_re
glements/LoisAnnuelles/fr/2022/2022C14F.PDF (accessed 06.02.2023).
6. Québécois, notre façon d’être canadiens. Politique d’affirmation du Québec et
de relations canadiennes. Québec : Gouvernement du Québec, 2017. Available at:
https://www.sqrc.gouv.qc.ca/documents/relations-canadiennes/politique-
affirmation.pdf (accessed 03.02.2023).
97
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА / DOMESTIC POLITICS
2023; 9: 87-99
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акимов Ю.Г., 2021. От «Кленовой весны» к третьему пути»: внутриполитиче-
ское развитие Квебека в 2010-е годы. США & Канада: экономика, политика, культу-
ра, № 10, с. 80-92. DOI: 10.31857/S268667300016899-8
Коленеко В.А., 2006. Французская Канада в прошлом и настоящем: очерки
истории Квебека XVII-XX вв. М.: «Наука», 314 с.
Солянова М.В., 2019, Квебек в федеративной модели Канады: современный
этап. США & Канада: экономика, политика, культура, № 10 (49), с. 98-117.
REFERENCES
Akimov, Y.G., 2021, Ot «Klenovoi vesny» k tret’emu puti»: vnutripoliticheskoe razvitie Kve-
beka v 2010-e gody [From Maple Spring to the Third Way: Quebec Рolitics in 2010s] (In Russ.).
USA & Canada: economics, politics, culture. No. 10, p. 80-92. DOI: 10.31857/S268667300016899-8
Blouin, L., 2022, Le ministre Pierre Fitzgibbon est toujours ouvert au projet de
GNL Québec, Radio-Canada, Le
31 août. Available at: https://ici.radio-
canada.ca/nouvelle/1909325/gnl-quebec-energie-saguenay-pierre-fitzgibbon
Bourgault-Côté, G., 2019, D’après un sondage, le Québec aime Legault, Le Devoir,
Le 23 décembre. Available at:
https://www.ledevoir.com/politique/quebec/569656/le-quebec-aime-legault
Bovet, S., 2016, La CAQ aura aussi son «article 1», Radio-Canada, Le 6 novembre.
Available at: https://ici. radio-canada.ca/nouvelle/812928/article-un-coalition-
avenir-quebec-nationa- liste-identitaire (accessed 02.02.2023).
Boissonneault, A., 2018, Affirmation nationale: Québec appuie la création d’un
pôle d’étude sur le fédéralisme, Radio-Canada, Le
12 mars. Available at:
https://ici.radio-canada.ca/nouvelle/1088599/pole-etude-federalisme-uqam-centre-
analyse-politique-constitution (accessed 02.02.2023).
Castonguay, A.,
2019, François Legault : Fierté retrouvée, L’Actualité, Le
4
décembre. Available at: https://lactualite.com/politique/francois-legault-fierte-
retrouvee/ (accessed 02.02.2023).
Corriveau, J., 2020, Montréal presse les employés de revenir au centre-ville, Le
Devoir, Le 2 septembre. Available at:
https://www.ledevoir.com/politique/montreal/585163/montreal-presse-les-
travailleurs-de-revenir-au-centre-ville (accessed 03.02.2023).
François, C., 2022, Au Québec, le Premier ministre François Legault présente les
priorités de son deuxième mandat, TV5 Monde, Le
1er déc. Available at:
https://information.tv5monde.com/info/au-quebec-le-premier-ministre-francois-
legault-presente-les-priorites-de-son-deuxieme-mandat (accessed 06.02.2023).
Gigon, L., 2022, Test d’apprentissage des valeurs Québécoises. Available at:
https://www.immigrer.com/test-des-valeurs-quebecoises/ (accessed 02.02.2023.)
Hackett, A., 2022, Un anglo devant le projet de loi 96, Le Devoir, Le 22 mai.
Available
at:
https://www.ledevoir.com/opinion/libre-opinion/713832/libre-
opinion-un-anglo-devant-le-projet-de-loi-96 (accessed 06.02.2023).
Koleneko, V.A., 2006, Francuzskaia Kanada v proshlom i nastoiashchem: ocherki
istorii Kvebeka XVII-XX vv. [Past and Present of French Canada: Essays in Quebec
history in the 17th - 20th centuries] (In Russ.), Moscow: «Nauka», 314 p.
98
Акимов Ю.Г. «Коалиция будущее Квебека» у власти: национализм, автономизм и прагматизм
Akimov, Yu.G. Coalition Avenir Québec’s Politics: Autonomism, Nationalism and Pragmatism
Labbé, J., 2022, «C’est fermé» : Legault assure qu’il ne veut pas relancer le projet
de GNL Québec, Le Devoir, le
31 août. Available at: https://ici.radio-
canada.ca/nouvelle/1909442/exportations-gaz-energie-quebec-canada-allemagne-
caq-elections-slsj (accessed 04.02.2023).
Lecavalier, Ch., 2015, Legault réclame plus de pouvoirs à Ottawa, Le Journal de
Québec, Le 2 septembre. Available at:
https://www.journaldequebec.com/2015/09/02/legault-clarifie-sa-position-
constitutionnelle-un-quebec-fort-dans-un-canada (accessed 02.02.2023).
Melançon, J., 2022, Les contradictions de la loi 96, Francopresse, Le 18 août. Available at:
https://francopresse.ca/2022/05/28/les-contradictions-de-la-loi-96/ (accessed 04.02.2023.)
Montigny, E., Margineanu-Plante, A., 2022, D’indépendantiste à autonomiste : une
évolution du nationalisme québécois, Recherches sociographiques, Vol. LXIII, No 1-2, pp. 57-84.
Montpetit, J., 2021, Quebec nixes LNG plant that would have carried Western Ca-
nadian natural gas to markets overseas (July
21).
Available at:
https://www.cbc.ca/news/canada/montreal/lng-quebec-saguenay-1.6111248 (ac-
cessed 04.02.2023).
Point de vue, 2017, Québécois, notre façon d’être Canadiens. Le Soleil. Le 3 juin.
Available at: https://www.lesoleil.com/2017/06/02/quebecois-notre-facon-detre-
canadiens-1bf0f0c3063ea73a6bd2ebd39c401da9 (accessed 02.02.2023).
Porter, I., Shields, A., Bélair-Cirino, M., Vastel, M., Carabin, F., 2022. Legault nie
vouloir relancer GNL Québec. Le Devoir. Le
1er septembre. Available at:
https://www.ledevoir.com/politique/751227/legault-nie-vouloir-relancer-gnl-
quebec (accessed 06.02.2023).
Solianova, M.V., 2019, Kvebek v federativnoi modeli Kanady: sovremennyi etap
[Québec in Canada Federal Model: the Modern Stage] (In Russ). USA & Canada:
economics, politics, culture. No. 10 (49), p. 98-117.
Vallières, D., 2022, La bonne étoile de François Legault, L’Actualité, Le 2 juin. Available at:
https://lactualite.com/politique/la-bonne-etoile-de-francois-legault/ (accessed 02.02.2023).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРE / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
АКИМОВ Юрий Германович, доктор
Yury G. AKIMOV, Doctor of Science
исторических наук, профессор, профес-
(History), Full Professor at the Depart-
сор кафедры американских исследова-
ment of American Studies, and Director
ний, директор центра канадских иссле-
of Canadian Studies Center, Saint-
дований, Санкт-Петербургский государ-
Petersburg State University.
ственный университет.
7/9 Universitetskaya Embankment,
Российская Федерация, 199034
Saint-Petersburg, 199034, Russian Fed-
Санкт-Петербург, Университетская
eration.
набережная, д. 7/9.
Статья поступила в редакцию 11.05.2023 / Received 11.05.2023.
Поступила после рецензирования 25.05.2023 / Revised 25.05.2023.
Статья принята к публикации 26.05.2023 / Accepted 26.05.2023.
99