Антонов Е.В., Честнягина К.С. Республиканский проект избирательной реформы: борьба за «честные» выборы?
Antonov, E.V., Chestnyagina, K.S. Republican Electoral Reform Project: Fight for “Fair” Elections?
УДК: 327
DOI: 10.31857/S2686673023110111
EDN: PPLXOW
Республиканский проект избирательной реформы:
борьба за «честные» выборы?
Е.В. Антонов
Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова
Российской академии наук (ИСКРАН).
Российская Федерация, 121069, Москва, Хлебный переулок, 2/3.
РИНЦ ID:1192222
ORCID: 0000-0003-3720-005X
К.С. Честнягина
Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова
Российской академии наук (ИСКРАН).
Российская Федерация, 121069, Москва, Хлебный переулок, 2/3.
РИНЦ ID: 1138558
ORCID: 0000-0001-6499-8066
Резюме. В статье рассматриваются основные положения радикального законопроекта
о реформе избирательной системы США, внесённого республиканцами в Палату предста-
вителей Конгресса 118-го созыва, а также ответная электоральная инициатива демокра-
тов. Делается вывод, что за нереализуемым реформаторским законотворчеством обеих
партий под эгидой борьбы за честные выборы, недоверие к которым среди американцев
кратно возрастает после 2020 г., стоит в первую очередь необходимость в обеспечении
собственных электоральных интересов.
Ключевые слова: избирательная система США, Республиканская партия, Демократи-
ческая партия, округ Колумбия, рейтинг доверия, электоральная реформа
Благодарности. Статья опубликована в рамках проекта «Посткризисное мироустрой-
ство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки
и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным
направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783).
Для цитирования: Антонов Е.В., Честнягина К.С. Республиканский проект
избирательной реформы: борьба за «честные» выборы? США & Канада: экономика,
политика, культура. 2023; 53 (11): 115-126. DOI: 10.31857/S2686673023110111
EDN: PPLXOW
Republican Electoral Reform Project: Fight for “Fair”
Elections?
Evgeniy V. Antonov
Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies
Russian Academy of Sciences (ISKRAN).
2/3, Khlebny pereulok, Moscow, 121069, Russian Federation.
AuthorID: 1192222
ORCID: 0000-0003-3720-005X
e-mail: e.antonov@iskran.ru
115
ПОД КУПОЛОМ КАПИТОЛИЯ / ON THE CAPITOL HILL
2023; 11: 115-126 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Kseniya S. Chestnyagina
Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies
Russian Academy of Sciences (ISKRAN).
2/3, Khlebny pereulok, Moscow, 121069, Russian Federation.
AuthorID: 1138558
ORCID: 0000-0001-6499-8066
Abstract: The article discusses the main provisions of the radical bill on the reform of the US
electoral system introduced by the Republicans to the House of Representatives of the 118th Con-
gress, as well as the Democrats’ electoral initiative. It is concluded in the article that the unrealistic
reforms from both parties under the aegis of the fight for «fair» elections, the mistrust of which
among Americans multiplies after 2020, is primarily the need to ensure their own electoral interests.
Keywords: US electoral system, Republican Party, Democratic Party, Washington, D.C.,
approval rating, electoral reform
Acknowledgements: The article was prepared within the project "Post-crisis world order:
challenges and technologies, competition and cooperation" supported by the grant from Ministry
of Science and Higher Education of the Russian Federation program for research projects in
priority areas of scientific and technological development (Agreement № 075-15-2020-783).
For citation: Antonov E.V., Chestnyagina K.S. Republican Electoral Reform Project: Fight
for “Fair” Elections? USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2023; 53 (11): 00-00.
DOI: 10.31857/S2686673023110111
EDN: PPLXOW
ВВЕДЕНИЕ
В преддверии президентской гонки 2024 г. в США вопрос о прозрачности про-
цедуры проведения выборов вновь оказался предметом споров между республи-
канцами и демократами, выдвинувшими законодательные инициативы по ре-
формированию избирательной системы. Согласно американской Конституции,
основная роль в организации выборов принадлежит законодательным собра-
ниям штатов, а не федеральному правительству. Конгресс же в рамках конститу-
ционных полномочий может устанавливать или изменять правила волеизъявле-
ния, устраняя при этом существенные недостатки избирательной системы. В те-
кущих условиях формальным предлогом предлагаемых конгрессменами измене-
ний является обеспечение подсчёта голосов всех граждан США, имеющих право
на участие в выборах. Однако, как видится, представления обеих партий о чест-
ных правилах голосования не играют первостепенной роли. Главная же задача
демократов и республиканцев состоит в изменении избирательной системы «под
себя», то есть с учётом собственных электоральных интересов, которые позволят
обеспечить им преимущество на выборах.
«ЯБЛОКИ» РАЗДОРА
11 июля 2023 г. республиканцы во главе с председателем комитета по общим
административным вопросам Палаты представителей США Брайаном Стейлом
представили проект закона [1] об электоральной реформе под названием «О дове-
рии американцев к выборам» (American Confidence in Elections Act, ACE Act). Закон с
тем же названием был впервые внесён бывшим членом нижней палаты Конгресса
117-го созыва Родни Дэвисом ещё в 2022 г. [2], однако так и остался на рассмотрении
116
Антонов Е.В., Честнягина К.С. Республиканский проект избирательной реформы: борьба за «честные» выборы?
Antonov, E.V., Chestnyagina, K.S. Republican Electoral Reform Project: Fight for “Fair” Elections?
Палаты представителей, где у демократов было большинство мест. Нынешний до-
полненный законопроект представители Республиканской партии называют «са-
мой консервативной инициативой о прозрачности процедуры проведения выбо-
ров, рассматриваемой за последние 20 лет» [3]. Комплексный 224-страничный до-
кумент включает в себя около 50 отдельных законопроектов и, как подчёркивается,
основан на соблюдении положений Конституции США и уважении принципов
федерализма. Среди ключевых положений - подтверждение личности избирателя;
запрет на участие в выборах неграждан США; хранение всех избирательных мате-
риалов на протяжении 22 месяцев после выборов; запрет финансирования неком-
мерческими организациями избирательных комиссий; исключение случаев голо-
сования нерезидентов или умерших граждан. В рамках полномочий Конгресса в
отношении столицы страны отдельное место в тексте законопроекта уделено
округу Колумбия, изменения в электоральных процедурах которого должны стать
примером для остальных субъектов США. По мнению республиканских законода-
телей, принятие этого закона даст правительствам штатов необходимые инстру-
менты для того, чтобы не только обеспечить честность выборов и восстановить до-
верие избирателей к электоральному процессу, но и защитить политическую сво-
боду слова, которую либералы пытаются «заглушить» [4].
В свою очередь демократы заявляют, что закон «О доверии американцев к вы-
борам», по сути, является новым воплощением законов «Джим Кроу 2.0» [5], назы-
вая эту инициативу расистской и дискриминационной. Они подчёркивают, что
принятие нового законодательства приведёт к подрыву демократических устоев
страны, а истинная цель усилий республиканцев заключается скорее в обеспече-
нии своего политического преимущества, нежели в реальной защите выборов.
В качестве ответной реакции демократы уже успели вновь представить масштаб-
ный законопроект «О свободе голосования» [6], который также рассматривался в
2021 г. в Конгрессе 117-го созыва под названием закон «Для народа» [7], но не про-
двинулся дальше Сената из-за обструкции республиканцев. Его основные цели
заключаются в том, чтобы установить национальные стандарты голосования, пе-
ресмотреть нарезку избирательных округов (джерримендеринг); восстановить
право голоса на федеральных выборах для лиц, отбывших наказание за соверше-
ние уголовного преступления; обязать кандидатов публиковать данные о спонсо-
рах и установить на федеральном уровне меры защиты для обеспечения безопас-
ности беспартийных должностных лиц штатов и местных органов власти, зани-
мающихся проведением выборов.
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА
Межпартийные слушания, где состоялось публичное обсуждение закона
«О доверии американцев к выборам», прошли 10 июля 2023 г. в Атланте (штат
Джорджия). Место было выбрано неслучайно. В 2021 г. ежегодно проводимый
бейсбольный матч всех звёзд был перенесён из Атланты на волне протестного
нарратива демократически настроенного населения из-за принятия штатом ра-
нее одобренного губернатором-республиканцем Брайаном Кемпом закона о го-
лосовании (S.B. 202) [8], ужесточающим требования к удостоверению личности
избирателей при получении открепительных талонов и сокращающим сроки до-
срочных выборов. Тогда демократы подчёркивали, что подобное законодатель-
ство направлено на этнические меньшинства штата и призвано снизить избира-
тельную явку в угоду интересов республиканцев.
117
ПОД КУПОЛОМ КАПИТОЛИЯ / ON THE CAPITOL HILL
2023; 11: 115-126 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Мотивируя выдвижение законопроекта на рассмотрение в ходе обсуждений в
Атланте, конгрессмен Б. Стейл заявил, что левые «всегда нападают на неприкос-
новенность избирательного права». Он подчеркнул, что республиканская законо-
дательная инициатива направлена на борьбу с «культурой отмены» и защищает
первую поправку к Конституции США: «Если избиратель уверен, что его голос
будет учтён, он охотнее пойдет голосовать» [5].
Высокопоставленный член комитета по общим административным вопросам
нижней палаты Конгресса (Committee on House Administration), представитель Демо-
кратической партии Джозеф Морель, отметил, что за 6 месяцев прошло уже 9 слу-
шаний, касающихся как самой избирательной системы, так и процесса голосова-
ния. Помимо набивших оскомину проблем, связанных с несовершенством амери-
канской избирательной системы, он также отметил и те, которые имеют отношение
к климатическим условиям южных штатов, а именно: ожидание на солнцепёке, в
очередях без воды и еды, снижение доступности голосования посредством умень-
шения количества так называемых дропбоксов, куда избиратели могут опустить
свои бюллетени в удобное время и место [5].
Кроме того, в обсуждении законопроекта были затронуты и вопросы прозрач-
ности финансирования избирательных кампаний, в частности, речь шла о «цукер-
баксах», имеются в виду средства, выделенные М. Цукербергом, главным исполни-
тельным директором «Фейсбук» (Facebook - признана экстремистской организа-
цией на территории РФ), медиамагнатом и миллиардером. Республиканец Ганс
фон Спаковски, бывший член Федеральной избирательной комиссии США, один
из спикеров слушаний, отметил, что в преддверии президентских выборов 2020 г.
Марк Цукерберг направил около 450 млн долл. в виде необлагаемых налогом по-
жертвований в некоммерческую организацию «Центр технологий и гражданской
жизни» (The Center for Tech and Civic Life) с общегодовым бюджетом в 1 млн долл. (по
некоторым данным такие пожертвования были направлены в НКО почти по всей
стране [9]). Как утверждает Спаковски, указанные организации выделяли значи-
тельные дотации избирательным органам с целью повлиять на исход выборной
гонки [5]. Б. Стейл выступил с обращением на собственном сайте, где подчеркнул,
что республиканский законопроект обеспечит прозрачность и подотчётность всех
НКО в рамках федеральной системы финансирования кампаний [10].
Ещё одним дискуссионным вопросом стал срок получения бюллетеней,
направленных по почте, которые теоретически должны поступить в день выбо-
ров, но на практике приходят в течение нескольких дней, что усложняет подсчёт
и обнародование результатов выборов вовремя [5].
В ходе слушаний авторы закона «О доверии американцев к выборам» выде-
лили его три основные цели:
1. предоставление необходимых инструментов штатам в проведении ре-
формы избирательной системы и обеспечение защиты политической свободы
слова американцев;
2. сохранение первичного контроля над выборным процессом за штатами и
содействие просвещению и поддержке избирателей, находящихся за рубежом
(в том числе военнослужащих);
3. обеспечение штатам доступа к федеральным базам данных (например,
для актуализации избирательных списков по номеру социального страхования
граждан с целью исключения тех, кто не может голосовать в виду различных об-
стоятельств).
118
Антонов Е.В., Честнягина К.С. Республиканский проект избирательной реформы: борьба за «честные» выборы?
Antonov, E.V., Chestnyagina, K.S. Republican Electoral Reform Project: Fight for “Fair” Elections?
Ключевая часть законопроекта посвящена предоставлению штатам инструмен-
тов, которые в большей степени носят рекомендательный характер, для повыше-
ния прозрачности электоральных процедур. Так, согласно тексту законопроекта
под эгидой двухпартийной Комиссии по содействию проведению выборов в США
(Election Assistance Commission, EAC), учреждённой в 2002 г. в соответствии с законом
«Помоги Америке проголосовать» (Help America Vote Act, HAVA) [11], должна быть
создана федеральная площадка для обмена опытом между штатами, в результате
работы которой не будет сформировано обязующих положений, но до 31 декабря
2023 г. будут опубликованы записи обсуждений по следующим вопросам: процесс
обработки бюллетеней, доставляемых по почте; процедуры проверки личности из-
бирателя, такие как сверка и проверка подписей; ведение списка избирателей; до-
ступ наблюдателей на выборы; своевременное информирование о результатах под-
счёта голосов; привлечение и обучение работников избирательных участков; про-
свещение общественности в отношении сертификации и тестирования избира-
тельных машин перед выборами; аудита после голосования; а также процедуры
хранения бюллетеней и избирательного оборудования. Одновременно Комиссия
по содействию проведению выборов в США будет ведущим федеральным
агентством по всем вопросам организации выборов, при этом она должна быть
наделена исключительными полномочиями по выделению штатам грантов на ор-
ганизацию выборов, а также по разработке стандартов и рекомендаций по добро-
вольной сертификации оборудования для голосования на выборах [12].
Счётная палата США должна провести исследование о целесообразности и
возможности производства всего оборудования, используемого на федеральных
выборах, исключительно в США. Избирательные материалы, которые должны
храниться в течение 22 месяцев, включают бюллетени, образцы бюллетеней и
конверты с использованными бюллетенями, а также любые другие записи, кото-
рые могут быть полезны при проведении аудита после выборов.
В соответствии с актом предусматривается отмена исполнительного указа дей-
ствующего президента Дж. Байдена №14019 от 2021 г. [13] «О расширении доступа
американцев к выборам», а также запрет на участие федеральных агентств в меро-
приятиях по регистрации и привлечению избирателей для участия в выборах.
Тем штатам, которые не вводят ограничения на сбор бюллетеней, то есть пе-
редачу заполненных открепительных или почтовых бюллетеней сторонним ли-
цам или волонтёрам, а не лично в пункты сбора бюллетеней, запрещается исполь-
зование федеральных средств для организации выборов.
В законопроекте подчёркивается, что участие неграждан США в федеральных
выборах является уголовным преступлением. Министерство внутренней безопас-
ности США (МВБ) совместно с Управлением социального обеспечения должны
на безвозмездной основе предоставлять штатам данные об избирателях для ис-
ключения неграждан и умерших граждан из списков для голосования [14]. Для
тех штатов, которые разрешили голосование негражданам на региональных или
местных выборах, доля новых грантовых средств в соответствии с законом «По-
моги Америке проголосовать» должна быть сокращена на 30% [15].
Предполагается также усовершенствование уже существующего закона «О ре-
альном удостоверении личности» 2005 г. (Real ID Act of 2005) [16]. Американцы,
которые голосуют в первый раз, могут подтвердить свою личность не только
придя на избирательный участок, но и любым другим доступным способом
119
ПОД КУПОЛОМ КАПИТОЛИЯ / ON THE CAPITOL HILL
2023; 11: 115-126 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
(например, по почте или посредством «дропбоксов»). Одновременно с этим вод-
ный знак о гражданстве рекомендуется ставить на всех сторонах документов, вы-
данных или оформленных после 1 января 2026 г. [17]
С учётом особого статуса федерального округа Колумбия, контролируемого
Конгрессом, в законопроекте отдельно сформулирован ряд требований, которые
должны послужить примером в организации процедур голосования для осталь-
ных штатов:
- предъявлять удостоверение личности с фотографией для голосования
лично в день выборов или запроса бюллетеня по открепительному удостовере-
нию или по почте. Одновременно подчеркивается, что фотографии зарегистри-
рованных избирателей должны быть включены в списки для голосования с со-
блюдением мер по защите конфиденциальности [18];
- ежегодное ведение списков избирателей и запрет на регистрацию день в
день [19];
- запрет на рассылку бюллетеней по почте, кроме как по запросу избира-
теля;
- отмена закона «Об избирательных правах местных жителей округа Колум-
бия», который позволяет голосовать негражданам, и запрет на голосование не-
граждан [20];
- запрет на досрочное голосование [21];
- проверка подписей при голосовании по почте и обязательное указание
даты этих подписей;
- получение всех бюллетеней, за исключением военнослужащих или граж-
дан США, находящихся за рубежом, до закрытия избирательных участков. При
этом объявление неофициальных результатов должно состояться не позднее 10:00
утра следующего дня;
- размещение общего числа бюллетеней, находящихся в распоряжении изби-
рательных органов на момент закрытия избирательных участков в день выборов на
общедоступном сайте округа Колумбия, а также публикация общего числа запро-
шенных и полученных бюллетеней в соответствии с законом «Об обеспечении из-
бирательных прав военнослужащих и граждан, находящихся за рубежом» [22];
- проведение аудита после каждых выборов в указанный срок.
Отдельная глава законопроекта посвящена защите свободы слова, в том числе
и в политической сфере (первая поправка к Конституции США запрещает дис-
криминационные действия Конгресса в отношении народа в сфере свободы ве-
роисповедания, слова и печати, мирных собраний и свободного обращения к пра-
вительству). Верховный суд США постановил, что первая поправка имеет отно-
шение не только к федеральному правительству, но и к самим штатам и органам
местного самоуправления. Поскольку любой законопроект, направленный на ре-
форму избирательной системы, может нести дискриминационный характер, со-
здатели закона «О доверии американцев к выборам» должны гарантировать, что
права граждан США не буду ограничены или нарушены.
В этой части законопроекта также говорится о защите конфиденциальности
доноров, освобождённых от уплаты налогов. Подразумевается, что орган феде-
рального правительства не может собирать или даже требовать информацию об
идентификации любого донора (спонсора) организации, которая в свою очередь
освобождена от налогообложения. Точно так же, как и не может разглашать ин-
120
Антонов Е.В., Честнягина К.С. Республиканский проект избирательной реформы: борьба за «честные» выборы?
Antonov, E.V., Chestnyagina, K.S. Republican Electoral Reform Project: Fight for “Fair” Elections?
формацию, раскрывающую личность любого донора. За нарушение этих поло-
жений может грозить до 5 лет тюрьмы или штраф до 250 тыс. долл. и/или отстра-
нение от должности.
Подчёркивается, что никакие федеральные средства, в том числе и получен-
ные посредством сбора государственных пошлин и штрафов, не могут быть ис-
пользованы для выплат в поддержку избирательной кампании на должность се-
натора или представителя в Конгресс.
Ещё одним параметром законопроекта является обеспечение безопасности на
выборах. Предполагается, что главы ведомств, ответственных за национальную без-
опасность (МВБ, Центральное разведывательное управление) будут обязаны
предоставить совместный доклад по вопросам, касающимся угроз выборному про-
цессу в США: обеспечение физической защищенности участков и безопасности в
киберпространстве, не позднее, чем через 30 дней после окончания финансового
года.
Проблеме кибербезопасности уделено особое внимание. В частности, создате-
лями законопроекта предлагается, что руководитель Агентства по безопасности в
киберпространстве и инфраструктуре МВБ будет сотрудничать с Комиссией по
оказанию помощи в проведении выборов с целью выявления потенциальных
угроз целостности избирательной системы и путей их устранения.
КРИТИКА И РЕФОРМА ОТ ДЕМОКРАТОВ
11 июля 2023 г. редколлегия газеты «Вашингтон пост» выпустила статью с кри-
тикой законопроекта, в тексте которой, в частности, предполагается, что состоя-
щая из нескольких законодательных актов республиканская инициатива по ре-
формированию избирательной системы преследует цель угодить своим основ-
ным донорам и спонсорам [24]. Авторы статьи утверждают, что главным мотивом
законотворческих инноваций является вовсе не безопасность и прозрачность го-
лосования, а гарантированное обеспечение собственного политического преиму-
щества на выборах [24].
Конференция лидеров движения за гражданские права и права человека (The
Leadership Conference on Civil and Human Rights) также раскритиковала закон «О до-
верии американцев к выборам». 13 июля 2023 г. было выпущено письмо, подпи-
санное более чем 230 национальными организациями, деятельность которых
непосредственно связана с продвижением и защитой гражданских прав и прав
человека на территории США, в котором основным аргументом против приня-
тия этого законопроекта служит решение Верховного суда США по делу Шелби
против Холдера 2013 г. (Shelby County v. Holder, 570 U.S. 529 (2013) [25]. Речь идёт о
деле, в котором рассматривался раздел 4 закона «Об избирательных правах»
1965 г. Согласно ему, некоторые штаты не могли вносить изменения в электораль-
ные законы без предварительного одобрения федерального центра. По мнению
экспертов, это дело создало предпосылки для дезинтеграции избирательной си-
стемы США. Авторы письма отметили, что и через 10 лет последствия этого ре-
шения губительны, а само оно «причинило огромный ущерб демократии
страны» [25]. В частности, такие штаты, как Техас, Алабама и Северная Каролина
приняли почти 100 рестриктивных законов, в том числе и по ограничению изби-
рательных прав цветного населения [26]. Подчёркивается, что закон «О доверии
американцев к выборам» имеет обратный эффект.
121
ПОД КУПОЛОМ КАПИТОЛИЯ / ON THE CAPITOL HILL
2023; 11: 115-126 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Кроме того, критики республиканской инициативы подчёркивают, что импле-
ментация законотворческих новшеств республиканской реформы поставит под
угрозу реализацию исполнительного указа №14019 действующего президента
Дж. Байдена о доступности избирательного процесса [27], который направлен на
расширение избирательных прав для представителей национальных меньшинств
и лиц с ограниченными возможностями и тех, кто находится за пределами США.
7 июня 2023 г. вышло совместное заявление Лиги женщин избирателей США
(The League of Women Voters) и Лиги женщин избирателей округа Колумбия (The
League of Women Voters District of Columbia), в котором поднимается чувствительная
для американского общества проблема статуса округа Колумбия и выражается
обеспокоенность новой инициативой Республиканской партии. В тексте обраще-
ния отмечено, что реформы, предложенные в «Законе о доверии американцев к
выборам», не должны осуществляться за счёт жителей округа Колумбия. У округа
нет права голоса в Конгрессе, в Палате представителей присутствует всего один
делегат и тот без права голоса, и ни одного представителя в Сенате. Согласно су-
ществующим нормам, в округе Колумбия можно регистрироваться для участия в
выборах непосредственно в день голосования, получить бюллетень по почте, не
взирая на обстоятельства, проголосовать досрочно и опустить свой бюллетень в
один из «дропбоксов», расположенных на всей территории. В заявлении подчёр-
кивается, что любая политика, направленная на затруднение голосования, рис-
кует снизить явку избирателей этого округа (за последние 10 лет явка не опуска-
лась ниже 80%, а на выборах 2020 г. составила 67%, что соответствует среднему
показателю по стране [28]). Кроме того, авторы выражают серьёзные опасения,
что содержащиеся в законе предложения носят регрессивный и репрессивный ха-
рактер и противоречат воле жителей этого региона [29].
Выборы 2020 г., несмотря на исторически высокий уровень явки избирателей,
в очередной раз обнажили ряд недостатков американской избирательной си-
стемы, включая монополизированное финансирование, рекордный уровень ано-
нимных «тёмных денежных средств», дискриминацию избирателей по цвету
кожи. Составители законопроекта избирательной реформы от Демократической
партии ставят перед собой задачу решить различные ключевые проблемы амери-
канского общества (экономическое неравенство, доступность медицины, глобаль-
ный климатический кризис), при этом отмечая, что решение этих задач не про-
изойдёт без нормального функционирования системы, которая бы отвечала всем
потребностям и приоритетам американского народа.
И именно инициатива демократов, по мнению её авторов, должна стать ча-
стью этой новой системы, продвигающей демократические устои посредством
расширения права голоса, перестройки системы финансирования избиратель-
ных кампаний и пресечения махинаций с нарезкой избирательных округов [30].
Одной из отличительных черт проекта является допуск к голосованию ранее су-
димых, но уже отбывших своё наказание. Ещё одним нововведением, как плани-
руется, должно стать включение и исключение избирателей в списки в электрон-
ном режиме самостоятельно. Онлайн можно также будет и проголосовать - за
45 дней до выборов по электронной почте рассылаются бюллетени всем желаю-
щим проголосовать дистанционно.
Важным новшеством реформы являются изменения в финансовой части. Пред-
полагается, что публикация сведений о донорах в СМИ и интернете будет обяза-
тельной, так же как и раскрытие сведений о спонсорах самих партий [31]. При Ми-
нистерстве финансов США будет создан специальный фонд, из средств которого
122
Антонов Е.В., Честнягина К.С. Республиканский проект избирательной реформы: борьба за «честные» выборы?
Antonov, E.V., Chestnyagina, K.S. Republican Electoral Reform Project: Fight for “Fair” Elections?
могут финансироваться кампании тех кандидатов, которые в этом нуждаются [32].
Особые требования предъявляются кандидатам в президенты и вице-президенты,
которых обязывают предоставлять налоговые декларации за последние 10 лет [33].
УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ К ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Сомнения в честности подсчёта голосов, несогласие с результатами выборов,
а значит и недоверие части американцев к избирательной системе становится уже
не чрезвычайной ситуацией, а постоянно действующей характеристикой, обна-
жающей линии раскола Америки по партийной линии. Согласно опросу, прове-
дённому в июне 2023 г. Ассошиэйтед пресс и Национальным центром изучения
общественного мнения при Чикагском университете (NORC), только 44% опро-
шенных твёрдо уверены в точности подсчёта голосов на предстоящих президент-
ских выборах, из которых 22% являются республиканцами, а 71% - демократами
[23]. При этом в целом американцы с высшим образованием склонны больше до-
верять корректности работы избирательной системы.
Требование по предъявлению удостоверения личности с фотографией для го-
лосования получило широкую двухпартийную поддержку. 7 из 10 американцев
поддержали бы введение требования о предоставлении избирателями удостове-
рения личности с фотографией, среди них 87% республиканцев и 60% демокра-
тов. Немногим больше половины опрошенных - 55% - поддерживают автомати-
ческую регистрацию граждан для голосования при получении ими водительских
прав или другого удостоверения личности. Около половины опрошенных высту-
пают за регистрацию избирателей в день проведения выборов или за разрешение
отправлять бюллетени по почте без объяснения причин.
4 из 10 американцев считают, что лишение избирателей права голоса является
серьёзной проблемой на выборах в США, но примерно такое же количество амери-
канцев занимают ту же позицию в отношении людей, не имеющих права голоса.
Восприятие значимости каждой проблемы различается в зависимости от политиче-
ской партии: 56% республиканцев называют махинации на голосовании и фальси-
фикацию результатов выборов существенным недостатком избирательной си-
стемы, в то время как среди демократов таких 20%. 53% демократов называют серь-
ёзными проблемами электоральной системы джерримендеринг (из-за партийной
ангажированности при нарезке избирательных округов), а также недопуск к голо-
сованию людей, имеющих на это право, по сравнению с 26% опрошенных респуб-
ликанцев [34].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Борьба демократов и республиканцев ведётся за «честные» выборы, но на свой
лад с учётом собственных электоральных потребностей. Сами идеи избирательных
реформ, предложенных обеими партиями накануне гонки 2024 г., довольно праг-
матичны: Демократическая партия не хочет, чтобы её усилия по методичному рас-
ширению электората среди мигрантов и меньшинств канули в Лету, тогда как у не
менявшейся десятилетиями Республиканской партии, которая уже долгое время
находится в электоральном кризисе и не может привлекать новых сторонников в
том же количестве, что и демократы, остаётся лишь возможность законодательно
ужесточить процедуру волеизъявления, чтобы увеличить шансы на победу на
123
ПОД КУПОЛОМ КАПИТОЛИЯ / ON THE CAPITOL HILL
2023; 11: 115-126 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
предстоящих выборах. Однако в нынешней конъюнктуре, даже если консерватив-
ный закон «О доверии американцев к выборам» будет принят небольшим респуб-
ликанским большинством в Палате представителей, вероятность того, что он прой-
дёт через Сенат и будет подписан президентом Дж. Байденом, практически сво-
дится к нулю. Американский ресурс «ГавТрек» (GovTrack.us) оценивает вероятность
принятия республиканского законодательного акта в 21% [35], тогда как у демокра-
тической инициативы шансы стать законом равны 6% [36].
ИСТОЧНИКИ
1.
H.R.4563
- American Confidence in Elections Act. Available at:
bill/4563?q=%7B%22search%22%3A%22HR+4563%22%7D&s=1&r=1 (accessed 05.08.2023).
2. H.R.8528
congress/house-
bill/8528/actions?s=6&r=2&q=%7B%22search%22%3A%22HR+8528%22%7D (accessed
01.08.2023).
3. Chairman Steil Introduces American Confidence in Elections Act. Available at:
act (accessed 31.08.2023).
4. Ranking Member Davis Introduces American Confidence in Elections Act. Available
at:
confidence-elections-act (accessed 01.08.2023).
5. Youtube. Committee on House Administration. July 10, 2023. American Confidence
in Elections: The Path to Election Integrity Across America. Available at:
content/uploads/2023/07/Freedom-To-Vote-Act-2023-1.pdf (accessed 01.08.2023).
7. H.R.1 - For the People Act of 2021. 117th Congress (2021-2022). Available at:
8. S.B. 202. Available at:
03.08.2023).
9. Nelson Steven, Bruce Golding. Zuckerberg’s election spending was ‘carefully or-
chestrated’ to influence 2020 vote: ex-FEC member. Available at: https://ny-
post.com/2021/10/14/zuckerberg-election-spending-was-orchestrated-to-influence-2020-
vote/ (accessed 03.08.2023).
10. Rep. Bryan Steil. The Ace Act Will Strengthen America's Democracy. July 10, 2023.
america-s-democracy (accessed 03.08.2023).
11. Help America Vote Act Of 2002. Public Law 107-252—Oct. 29, 2002. Available at:
(accessed 04.08.2023).
12. H.R.4479 - Positioning the Election Assistance Commission for the Future Act of
bill/4479?q=%7B%22search%22%3A%22HR+4479%22%7D&s=1&r=1 (accessed 05.08.2023).
13. Executive Order on Promoting Access to Voting. March 07, 2021. Available at:
order-on-promoting-access-to-voting/ (accessed 01.08.2023).
124
Антонов Е.В., Честнягина К.С. Республиканский проект избирательной реформы: борьба за «честные» выборы?
Antonov, E.V., Chestnyagina, K.S. Republican Electoral Reform Project: Fight for “Fair” Elections?
14. H.R.3162 - Protecting American Voters Act. Available at:
bill/3162?q=%7B%22search%22%3A%22HR+3162%22%7D&s=1&r=1 (accessed 01.08.2023).
15. H.R.4460 - No Vote for Non-Citizens Act of 2023. Available at:
(accessed 01.08.2023).
16. Public Law 109-13—May 11, 2005. Available at:
(accessed 02.08.2023).
17. H.R.4597 - Citizen Vote Protection Act. Available at:
(accessed 03.08.2023).
18. H.R.4487 - American Confidence in Elections: District of Columbia Photographic Poll
bill/4487?q=%7B%22search%22%3A%22HR+4487%22%7D&s=9&r=1 (accessed 01.08.2023).
19. H.R.4496 - American Confidence in Elections: District of Columbia Voter List
bill/4496?q=%7B%22search%22%3A%22HR+4496%22%7D&s=10&r=1 (accessed 01.08.2023).
20. H.R.4396 - American Confidence in Elections: District of Columbia Citizen Voter
bill/4396?q=%7B%22search%22%3A%22HR+4396%22%7D&s=2&r=1 (accessed
01.08.2023).
21. H.R.4493 - District of Columbia One Vote One Choice Act. Available at:
bill/4493?q=%7B%22search%22%3A%22HR+4493%22%7D&s=3&r=1 (accessed 31.08.2023).
22. The Uniformed and Overseas Citizens Absentee Voting Act. Available at:
(accessed 01.08.2023).
23. AP-NORC Center for Public Affairs Research. “Partisan views of the electoral
24. Editorial Board. House GOP election bill expands dark money and curtails D.C.
autonomy. Available at:
elections-dc/ (accessed 01.08.2023).
25. About Section 5 Of the Voting Rights Act. Available at:
act#:~:text=On%20June%2025%2C%202013%2C%20the,570%20U.S.%20529%20(2013)
(accessed 31.07.2023).
26. Voting Laws Roundup: October 2022, Brennan Ctr. for Justice (Oct. 6, 2022).
roundup-october-2022 (accessed 31.07.2023).
27. Executive Order No. 14019, “Executive Order on Promoting Access to Voting,”
actions/2021/03/07/executive-order-on-promoting-access-to-voting/ (accessed
31.07.2023).
28. General Election 2020 - Certified Results. Available at:
31.07.2023).
125
ПОД КУПОЛОМ КАПИТОЛИЯ / ON THE CAPITOL HILL
2023; 11: 115-126 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
29. Statement for the Joint Hearing on American Confidence in Elections. Available at:
confidence-elections (accessed 31.07.2023).
30. For the People Act: Democracy Reform. Available at:
reform/people-act-democracy-reform (accessed 31.07.2023).
31. For the People Act of 2021. Section 4101. pp. 503. Available at:
32. Петров Геннадий. Белый дом собрался изменить избирательную систему
27/6_8337_usa.html (accessed 03.08.2023).
33. For the People Act of 2021. Section 10001, b (1) (A). pp. 881. Available at:
34. GOP confidence in 2024 vote count low after years of false election claims, AP-
machines-confidence-trust-8efb007d94c2b37a510f9d866e3c6031 (accessed 13.08.2023)
35. H.R. 4563: American Confidence in Elections Act. Available at:
36. S. 1: Freedom to Vote Act. Available at:
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
АНТОНОВ Евгений Васильевич,
Evgeniy V. ANTONOV, Junior research
младший научный сотрудник Отдела
fellow Georgy Arbatov Institute for U.S.
внутриполитических исследований
and Canada Studies Russian Academy of
Института США и Канады им. акаде-
Sciences (ISKRAN).
мика Г.А. Арбатова Российской акаде-
2/3, Khlebny pereulok, Moscow,
мии наук (ИСКРАН).
121069, Russian Federation
Российская Федерация,
121069,
Москва, Хлебный переулок, 2/3
ЧЕСТНЯГИНА Ксения Сергеевна,
Kseniya S. CHESTNYAGINA, Junior
младший научный сотрудник Отдела
research fellow Georgy Arbatov Institute
внутриполитических исследований
for U.S. and Canada Studies Russian
Института США и Канады им.
Academy of Sciences (ISKRAN).
академика Г.А. Арбатова Российской
2/3, Khlebny pereulok, Moscow,
академии наук (ИСКРАН).
121069, Russian Federation
Российская Федерация,
121069
Москва, Хлебный переулок, 2/3
Статья поступила в редакцию 17.08.2023 / Received 17.08.2023.
Поступила после рецензирования 03.09.2023 / Revised 03.09.2023.
Статья принята к публикации 05.09.2023 / Accepted 05.09.2023.
126