Зайцев И.А. Роль Индии как одного из экспортёров вооружений в Мьянму (февраль 2021 г. - май 2023 г.).
Zaitsev, I.A. The Role of India as One of the Key Arms Exporters to Myanmar (February 2021 - May 2023)
УДК: 327
DOI: 10.31857/S2686673023110068
EDN: PORRQM
Роль Индии как одного из экспортёров вооружений
в Мьянму (февраль 2021 г. - май 2023 г.)
И.А. Зайцев
Институт мировой экономики и международных отношений
им. академика Е.М. Примакова Российской академии наук
Российская Федерация, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23.
РИНЦ ID: 1127092
ORCID: 0000-0002-0883-059X e-mail: kouaun6803@gmail.com
Резюме. В статье предпринимается попытка оценить роль Индии как одного из клю-
чевых поставщиков вооружений в Мьянму в течение последних двух лет с момента со-
вершения военного переворота в стране в феврале 2021 г. Для этого автором приводится
характеристика политических причин, обуславливающих руководство Индии сотрудни-
чать с военным правительством Мьянмы в области трансфера вооружений. Описываются
и потенциальные риски такого сотрудничества. В статье проводится сравнительный ана-
лиз типов вооружений, поставленных Индией, с типами вооружений, закупленными
Мьянмой у других экспортёров.
Ключевые слова: Мьянма, Индия, военный переворот, вооружения, типы вооружений
Для цитирования: Зайцев И.А. Роль Индии как одного из экспортёров вооружений в
Мьянму (февраль 2021 г. - май 2023 г.). США & Канада: экономика, политика, культура.
2023; 53(11): 65-72. DOI: 10.31857/S2686673023110068
EDN: PORRQM
The Role of India as One of the Key Arms Exporters
to Myanmar (February 2021 - May 2023)
Ivan A. Zaitsev
E.M. Primakov Institute of World economy and international relations,
Russian Academy of Science (IMEMO RAN)
РИНЦ ID: 1127092
ORCID: 0000-0002-0883-059X
e-mail: kouaun6803@gmail.com
Abstract. The paper raises a question of weapon transfer to Myanmar over the past 2 years. In
such dynamic process India was one of the key weapon suppliers to Myanmar military junta. The
article describes the political reasons of Indian cooperation with military government of Myanmar
in the field of arms transfer. The potential risks of such cooperation are also indicated. The paper
highlights the statistical information related to weapons transfer from India to Myanmar.
Keywords: Myanmar, India, military coup, weapon, weapon type
For citation: Zaitsev, I.A. The Role of India as One of the Key Arms Exporters to Myan-
mar (February 2021 - May 2023). USA & Canada: economics, politics, culture. 2023;
53(11):65-72. DOI: 10.31857/S2686673023110068
EDN: PORRQM
65
В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 65-72 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ВВЕДЕНИЕ
Мьянма, как и многие страны региона Юго-Восточной Азии, является актив-
ным импортёром иностранного вооружения. Традиционно значимыми партнё-
рами для неё считаются Китай, Россия, Индия и ряд других стран.
До недавнего времени спрос бирманских военных на зарубежное вооружение
был обусловлен необходимостью проводить с различной степенью регулярности
те или иные военные операции против этнических вооружённых формирований,
базирующихся в различных районах страны. После совершенного в феврале
2021 г. военного переворота к этому также добавилась необходимость в жёстоком
подавлении уличных протестов населения. В такой ситуации вопрос увеличения
закупок вооружений стал особенно актуальным для пришедшего к власти госу-
дарственного административного совета (далее - ГАС) [Симония А.А., 2021].
В условиях введённого в 2021 г. странами Европы и Северной Америки пакета
санкций, а также эмбарго на продажу вооружений в Мьянму, военное правитель-
ство этой страны было вынуждено наращивать закупки вооружений у тех госу-
дарств, позиция которых была более компромиссной по отношению к правящему
на сегодняшний день в Мьянме военному правительству. К таким странам можно
отнести Россию, Китай, Индию, Сингапур и Таиланд.
В настоящей статье проводится оценка роли Индии как одного из значимых
государств-экспортёров вооружений в Мьянму. В качестве источников для иссле-
дования были использованы статистические данные Стокгольмского института
исследования проблем мира (SIPRI) [1], данные официального отчёта ООН (май
2023 г.) [2], а также материалы прессы на английском и бирманском языках [3]; [4];
[5]; [6]; [7].
ОЦЕНКА ОБЩЕЙ СТОИМОСТИ ЭКСПОРТА ВООРУЖЕНИЙ
В МЬЯНМУ (2015-2023 г.)
По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, в шести-
летний «демократический» период, предшествовавший военному перевороту
2021 г. (2015-2021 гг.), список стран-экспортёров вооружений в Мьянму насчиты-
вал, по меньшей мере, 13 государств, среди которых наибольшее количество во-
оружений было продано КНР. Общий объём закупок Мьянмой китайского воору-
жения оценивается суммой в 715 млн долл. США. Экспорт России и Индии оце-
нивается в 247 и 190 млн долл. США, что соответствует второй и третьей позиции
в общем объёме экспорта [1].
Примечательно, что среди стран-экспортёров присутствовали и некоторые
государства - члены НАТО, такие как Франция, Германия, Бельгия и Нидер-
ланды [1]. Однако общий объём экспорта вооружений из этих стран не превысил
суммы в 36 млн долл. США, что не может свидетельствовать о значительных тем-
пах сотрудничества с Мьянмой в сфере экспорта вооружения.
В ситуации, последовавшей после февральского военного переворота 2021 г.,
внутриполитический расклад сил в стране изменился. Необходимость в быстром
подавлении антивоенных демонстраций и репрессиях против мирного населе-
ния, а также в вооружённой конфронтации с повстанческими группировками
обусловили военное правительство Мьянмы увеличить объём импорта вооруже-
ний, которые локальная оборонная промышленность не в состоянии произвести
самостоятельно. В пользу этого свидетельствуют статистические данные
66
Зайцев И.А. Роль Индии как одного из экспортёров вооружений в Мьянму (февраль 2021 г. - май 2023 г.).
Zaitsev, I.A. The Role of India as One of the Key Arms Exporters to Myanmar (February 2021 - May 2023)
официального отчёта, прозвучавшего на заседании Совета Безопасности ООН в
мае 2023 г., согласно которому суммарный объём трат военного правительства
Мьянмы на закупку вооружения с февраля 2023 г. достиг отметки в 1 млрд долл.
США, что фактически соответствует цифре, потраченной прошлым правитель-
ством Мьянмы в течение пяти лет, с 2015 по 2020 г. [2].
Таблица 1
Количественная оценка поставленных в Мьянму вооружений (2021-2023)
Государство
Сумма в млн долл. США
Процент общей суммы
Россия
405
40
Китай
267
27
Сингапур
253
25
Индия
51
5
Таиланд
27
3
Итого
1 млрд
100
[2]
Военный переворот способствовал не только росту потребности ГАС в импорте
вооружений, но и повлиял на изменение общей конфигурации стран - экспортё-
ров вооружений в Мьянму. Это было выражено по целому ряду направлений. Во-
первых, число экспортёров сократилось более чем в 2 раза, от 13 до 5. Из-за введён-
ных западными странами санкций против военного правительства Мьянмы, госу-
дарства - члены НАТО прекратили любое сотрудничество с Мьянмой в сфере экс-
порта вооружений, что, в свою очередь, усилило позиции традиционно значимых
для Мьянмы экспортёров вооружений. Во-вторых, с 2021 по 2023 г. Китай утратил
статус главного поставщика вооружений, уступив пальму первенства России. Со-
гласно данным официального отчёта ООН, с 2021 по 2023 г. суммарный объём по-
ставок вооружений Россией в Мьянму оценивается суммой 400 млн долл. США, что
соответствует приблизительно 40% общей суммы, потраченной военным прави-
тельством за более чем два года нахождения у власти.
Необходимо отметить и активизацию импорта военным правительством
Мьянмы вооружений из Сингапура, стоимость которых насчитывает приблизи-
тельно 253 млн долл. США (около 25% общих затрат). Это ставит Сингапур с фев-
раля 2021 г. на третье место после России и Китая в общем объёме экспорта во-
оружений в Мьянму.
За последние два года экспорт вооружений из Индии в Мьянму достиг 51 млн
долл. США, что приблизительно соответствует 5% общей суммы, потраченной
правительством Мьянмы. В денежном эквиваленте объём экспорта индийских во-
оружений в Мьянму следует оценивать в 5 раз ниже, чем у Сингапура, а также в
8 раз ниже, чем у России.
Фактически, утратив третье место среди стран - экспортёров вооружений в
Мьянму, за последние два года Индия сократила общую сумму экспорта вооруже-
ний в Мьянму приблизительно в 4 раза в сравнении с «демократическим» перио-
дом (2015-2021 гг.), а также в 3 раза по сравнению с последними двумя годами «де-
мократического» периода 2019 и 2020 г. [1]. Но даже в такой ситуации Индия про-
должает играть роль значимого игрока на рынке экспорта вооружений в Мьянму.
Последнюю, пятую, строчку в общем объёме экспорта занимает Королевство
Таиланд. Сумма поставок вооружений оценивается приблизительно в 27 млн
долл. США, что соответствует 3% общей суммы, потраченной военным прави-
тельством Мьянмы на закупку вооружений.
67
В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 65-72 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ
НА СОТРУДНИЧЕСТВО ДВУХ СТРАН В СФЕРЕ ВООРУЖЕНИЙ
Сегодняшнюю позицию Индии по отношению к правящему в Мьянме воен-
ному режиму можно охарактеризовать как гибкую и прагматичную. Несмотря
на заявления премьер-министра Индии Н. Моди о «поддержке законности и де-
мократического перехода в Мьянме (upholding of rule of law and the democratic
transition)», а также необходимости в поддержании Индией имиджа «крупней-
шей демократии мира», правительство этой страны идёт на контакт с военным
руководством Мьянмы по целому ряду вопросов, в том числе и в трансфере во-
оружений.
Невзирая на некоторое сокращение поставок вооружений и жёсткую пози-
цию стран Запада по отношению к захвату власти в Мьянме военными, Индия
сохранила своё место среди ведущих стран-экспортёров оружия в Мьянму, а пра-
вительство Н. Моди отказалось от присоединения к эмбарго на поставку воору-
жений, объявленному странами ЕС, США, а также Канадой [4].
К значимым мероприятиям, указывающим на заинтересованность Нью-Дели
в поддержании двустороннего военного сотрудничества, можно отнести не-
сколько визитов официальных лиц Индии в Мьянму, прошедших за последнее
время. К ним следует отнести посещение индийской военной делегацией парада
в столице Мьянмы г. Нейпьидо по случаю празднования дня вооружённых сил
Мьянмы 27 марта 2021 г. Также с 30 июня по 1 июля 2023 г. в Мьянму прибыл ми-
нистр обороны Индии Гиридхар Арамане с официальным визитом, в ходе кото-
рого обсуждались вопросы обеспечения безопасности в приграничных с Мьян-
мой районах [6].
Наличие у Индии компромиссной позиции по политической ситуации в
Мьянме, а также готовность продолжать сотрудничество в сфере экспорта воору-
жений имеет несколько политических предпосылок. К первой из них стоит отне-
сти фактор Китая, который традиционно является «болезненным» для Индии.
Сохранение некоторой динамики трансфера индийских вооружений позволит
«сбалансировать» не без того сильное влияние Китая на ряд внутриполитических
процессов в стране, а также способствует укреплению влияния Индии [Лебе-
дева Н.Б., 2010]; [Симония А.А., 2021]; [Dai Yonghong, 2014]. Весьма вероятно, что
военное правительство Мьянмы руководствуется той же логикой, развивая аль-
тернативные Китаю каналы поставки вооружений.
Ко второй причине следует отнести то, что военные элиты Мьянмы пользо-
вались поддержкой Нью-Дели ещё до событий февраля 2021 г. Вероятной «поч-
вой» для сближения послужили взаимные заинтересованности в борьбе с при-
граничными повстанческими группировками, некоторые из которых спонсиро-
вались КНР. Всё это происходило на фоне некоторого разочарования индий-
скими политическими элитами правительством партии НЛД, особенно их про-
китайской позицией по ряду вопросов [События в Мьянме в контексте взаимо-
отношений крупных держав в регионе, 2021: 154];[ Sarma J., Kapur R. 2021]. Это
предоставило определённые «политические очки» бирманским военным в гла-
зах элит Индии.
Несмотря на ряд факторов, обуславливающих необходимость Индии в транс-
фере вооружения в Мьянму, существуют и потенциальные риски, которые сле-
дует принимать во внимание при оценке двустороннего сотрудничества обеих
стран в области поставок вооружений. К ним без преувеличения можно отнести
68
Зайцев И.А. Роль Индии как одного из экспортёров вооружений в Мьянму (февраль 2021 г. - май 2023 г.).
Zaitsev, I.A. The Role of India as One of the Key Arms Exporters to Myanmar (February 2021 - May 2023)
драматичную ситуацию в приграничных районах двух стран, служащей своеоб-
разным камнем преткновения в отношениях двух государств.
В течение 2021-2022 г. в районе населенного пункта Тханталан Чинской наци-
ональной области военным правительством Мьянмы было уничтожено около
1400 жилых домов, что спровоцировало массовую миграцию беженцев в пригра-
ничные с Мьянмой индийские штаты Мизорам и Манипур [5]. Ситуацию усугу-
бил авиаудар, совершённый двумя самолётами ВВС Мьянмы по позициям Чин-
ского Национального Фронта в январе 2023 г., в ходе которого под обстрел попали
два приграничных населенных пункта на индийской стороне [3].
Это означает, что действия военного режима Мьянмы против этнических
меньшинств могут иметь негативные последствия для сотрудничества Мьянмы с
Индией в сферах безопасности, в том числе в трансфере вооружений, что может
способствовать сдерживанию поставок Индией определённых типов вооружений
в дальнейшем.
ПОСТАВКИ МЬЯНМЕ ВООРУЖЕНИЯ ИНДИЕЙ
При оценке роли Индии как одного из экспортёров вооружений в Мьянму
необходимо обратиться к изучению количественных данных поставленного в
Мьянму вооружения с 2021 по 2023 года.
К возможным трудностям, возникающим при рассмотрении этого вопроса,
стоит отнести отсутствие достоверных непротиворечивых друг другу статистиче-
ских данных, опубликованных в открытых источниках. Так, в базе данных, предо-
ставленной Стокгольмским институтом исследования проблем мира (СИПРИ) за
этот хронологический промежуток, отмечается, что Индия не поставляла в
Мьянму каких-либо вооружений [1]. Эта информация не соответствует данным
официального отчёта ООН [2], а также информации, опубликованной в зарубеж-
ной прессе, что позволяет усомниться в достоверности данных, опубликованных
СИПРИ.
Согласно официальному отчёту ООН, в течение двух последних лет Индия
поставила Мьянме различные системы вооружения на сумму в 51 млн долл. США.
В поставках были задействованы такие крупные индийские госкомпании, как Bha-
rat Electronics Limited, Bharat Dynamics Limited, Yantra India Limited и т.д. [2].
Что касается перечисления конкретных типов вооружений, поставленных
Индией для армии Мьянмы, то к ним можно отнести оборудование прибрежного
наблюдения, включающее радары и коммуникационное оборудование; радиоло-
кационную радарную станцию, 122-мм снаряды для тяжёлой артиллерии, учеб-
ное и инженерное оборудование и т.д. [2].
На основании опубликованных в официальном отчёте ООН данных, воз-
можно провести типологическое сравнение поставленных Индией вооружений с
оружием, закупленным Мьянмой у Китая, России, Сингапура и Таиланда. В ка-
честве основных типов оружия для сравнения рассматриваются пять отдельных
категорий, под которыми понимаются: 1) авиация и комплектующее оборудова-
ние; 2) танки и комплектующее оборудование; 3) тяжёлая артиллерия и комплек-
тующее оборудование; 4) реактивная артиллерия и комплектующее оборудова-
ние; 5) радиолокационное оборудование.
69
В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 65-72 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Таблица 2
Оценка поставленных в Мьянму вооружений (2021-2023) по данным ООН
Страна
Авиа-
Танки*
Тяжёлая ар-
Радиолокационное
Реактивная
ция*
тиллерия*
оборудование
артиллерия*
Россия
+
-
-
+
+
Китай
+
+
-
-
-
Синга-
+
-
-
-
-
пур
Индия
-
-
+
+
-
Таиланд
+
-
-
-
-
* и комплектующее оборудование
[2]
Из таблицы 2 следует, что, в отличие от иных поставщиков вооружения, Ин-
дия не поставляла Мьянме авиацию с комплектующим оборудованием. Также, в
отличие от Китая и России, Индия не продавала Мьянме танки и реактивную ар-
тиллерию, включающие дополнительные комплектующие. Фактически, Индию
можно считать монополистом на поставку Мьянме снарядов для тяжелой артил-
лерии. В силу того, что точное количество поставленных боеприпасов остаётся
неизвестным, доподлинно оценить масштаб такой помощи затруднительно.
Представленные данные позволяют утверждать, что объём военной помощи
Мьянме со стороны Индии с 2021 по 2023 г. исключал поставку авиации, танков и
реактивной артиллерии. Вполне возможно, что такая стратегия индийского пра-
вительства учитывала фактор напряжённости в приграничных между Индией и
Мьянмой районах. Необходимо отметить и то, что более интенсивная поставка
вооружений в Мьянму может иметь свои отрицательные последствия для двусто-
ронних контактов Индии и стран Запада, что, в свою очередь, служит сдержива-
ющим фактором для Индии в расширении возможных поставок оружия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переворот в Мьянме, совершённый военными в феврале 2021 г., исключил
страны Запада из круга экспортеров вооружений в Мьянму, что предоставило
больше возможностей для сотрудничества с Мьянмой в сфере продаж вооруже-
ний таким странам, как Китай, Россия, Индия, Сингапур и Таиланд. Активизация
запроса бирманской стороной на импорт иностранного вооружения была спро-
воцирована необходимостью быстрого подавления уличных протестов граждан-
ского населения, а также оперативным реагированием на угрозы, исходящие от
организованных вооружённых формирований, а также от этнических мень-
шинств, рассредоточенных в разных частях страны.
Несмотря на определённое сокращение экспорта вооружений в Мьянму, Ин-
дию по-прежнему можно считать значимым для этой страны партнёром в сфере
поставок вооружений. Сотрудничество двух стран в этой сфере обусловлено целым
рядом политических факторов - как позитивных, так и негативных. Оценивая эти
факторы в совокупности, стратегию индийского правительства по поставке воору-
жений Мьянме можно охарактеризовать как гибкую и прагматичную, учитываю-
щую возможные риски, а также необходимость защиты собственных интересов.
70
Зайцев И.А. Роль Индии как одного из экспортёров вооружений в Мьянму (февраль 2021 г. - май 2023 г.).
Zaitsev, I.A. The Role of India as One of the Key Arms Exporters to Myanmar (February 2021 - May 2023)
Изучение информации, опубликованной в официальном отчете ООН, позво-
лило определить, что Индия не поставляла в Мьянму такие виды вооружений,
как: танки, авиацию и реактивную артиллерию, что могло быть обусловлено не-
которыми политическими причинами.
ИСТОЧНИКИ
stransfers (accessed: 10.07.2023).
2. The Billion Dollar Death Trade: The International Arms Networks That Enable Hu-
man Rights violations in Myanmar. Conference room paper of the Special Rapporteur on
the situation of human rights in Myanmar.
19.06.2023. Available at:
anmar-2023-05-17.pdf (accessed: 10.06.2023).
3. India urged to close airspace to Myanmar warplanes after attacks. Al Jazeera.
close-airspace-to-myanmar-warplanes-after-attacks (accessed: 13.07.2023).
4. UN expert says Russia, China sending aid to Myanmar’s military. 17.05.2023. Availa-
China-sending-aid-to-Myanmar-s-military. (accessed: 11.06.2023).
5. The Ghost Town of Thantlang in Myanmar’s Chin State. The Diplomat. 18.04.2023.
mars-chin-state (accessed: 10.07.2023).
6.
မြနြာ-
အန္ယန္စန္ငငအက
ာြား
နယစပမြတက
ာ
လျှပစစဓာတအာြာလငြား
သယတနြားြအတ ပကပေါငြားက
ာငရ ကရြာတြားခ ရန က
ြားကန္ြား. NP News. 08.07.2023. Available at:
7. Myanmar Activists Urge Macron to Discuss with Modi India's Sale of Weapons to
weapons-modi-macron (accessed: 20.06.2023).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
События в Мьянме в контексте взаимоотношений крупных держав в регионе.
Круглый стол Центра комплексного китаеведения и региональных проектов и Цен-
тра АСЕАН МГИМО (Материал к публикации подготовлен А.Д. Воскресенским).
ticle/n/sobytiya-v-myanme-v-kontekste-vzaimootnosheniy-krupnyh-derzhav-v-regione-
kruglyy-stol-tsentra-kompleksnogo-kitaevedeniya-i/viewer
Лебедева Н.Б. Треугольник «Индия-Мьянма-Китай» (проблемы и коспромиссы
взаимодействия. Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития. 2010, № 15. С. 46-
problemy-i-kompromissy-vzaimodeystviya
Симония А.А. Мьянма год спустя после военного переворота, Юго-Восточная Азия:
Актуальные проблемы развития. 2022, № 5. С. 136-150. Available at: https://cyber-
REFERENCES
Basit, S.H. India-Myanmar Relations and the Management of Transnational Militant
Threats. Journal of Strategic Security. 2011. No. 2. P. 73-92. Available at: https://digitalcom-
mons.usf.edu/jss/vol11/iss2/5/
71
В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 65-72 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Bose, S., Kumar, A. Myanmar in India’s Neighbourhood Policy: The Way Forward. Jour-
nal of Emerging Technologies and Innovative Research. 2019. No. 6. P. 408-413. Available at:
Dai Yonghong. Rivalry and Cooperation: A New “Great Game” in Myanmar. Institute
for Security and Development Policy. Singapore: Stallion Press. 2014. Available at:
a-new-great-game-in-myanmar.pdf
Situation in Myanmar in the context of relations between major powers in the region.
Comparative policy. 2021. Vol. 12, No. 4. P. 143-156.
Lebedeva, N.B. The triangle «India-Myanmar-China» (problems and compromises of
interaction. Southeast Asia: Actual problems of development- 2010. No. 15. P. 46-78.
Sarma, J., Kapur, R. The Myanmar Coup, Resistance and India’s Response: Fractured
Between Words and Deeds. Singapore: Institute of South Asian Studies. 2021. Available at:
fractured-between-words-and-deeds/
Simonia A.A. Myanmar: a year after military coup // Southeast Asia: Actual problems
of development. 2022. Vol. 2, No. 5. P. 136-150.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ/INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ЗАЙЦЕВ Иван Алексеевич, младший
Ivan A. ZAITSEV, Junior Research Fel-
научный сотрудник центра Индооке-
low, Center of the Indian Ocean region
анского региона Института мировой
studies, E.M. Primakov Institute of
экономики и международных отно-
World Economy And International Rela-
шений им. Е.М. Примакова Россий-
tions, Russian Academy of Science
ской академии наук.
(IMEMO RAN).
Российская
Федерация,
117997
23 Pfofsoyuznaya str., Moscow, 117997,
Москва, ул. Профсоюзная, 23.
Russian Federation.
Статья поступила в редакцию 21.07.2023 / Received 21.07.2023.
Поступила после рецензирования 04.08.2023 / Revised 04.08.2023.
Статья принята к публикации 05.08.2023 / Accepted 05.08.2023.
72