В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 52-64 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
УДК 327, 355/359
DOI: 10.31857/S2686673023110056
EDN: PONWLZ
Вооружённые силы и ВПК Индии
в эпоху мировой турбулентности
А В. Куприянов
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных
отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН).
Российская Федерация, 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23.
Researcher ID: AAN-5094-2020
Scopus ID: 57221702621
ORCID: 0000-0002-9041-6514
e-mail: a.kupriyanov@imemo.ru
Резюме: Статья посвящена проблемам модернизации Вооружённых сил Индии и её
военно-промышленного комплекса на современном этапе. Анализируя взаимоотношения
ВПК и ВС Индии, автор приходит к выводу, что размер индийских вооружённых сил
вкупе с системой их комплектования тормозит процесс модернизации. При этом индий-
ское руководство не может пойти на сокращение армии как по политическим и социаль-
ным, так и по военно-стратегическим соображениям, делая ставку на проведение ограни-
ченных реформ, призванных изменить процесс комплектования вооружённых сил.
Ключевые слова: Индия, вооружённые силы, модернизация, ВПК
Благодарности. Статья опубликована в рамках проекта «Посткризисное мироустрой-
ство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки
и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным
направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783).
Для цитирования: Куприянов А.В. Вооружённые силы и ВПК Индии в эпоху миро-
вой турбулентности. США & Канада: экономика, политика, культура. 2023; 53 (11): 52-
64. DOI: 10.31857/S2686673023110056
EDN: PONWLZ
Armed Forces and Military-Industrial Complex
of India in the Era of Global Turbulence
A.V. Kupriyanov
Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations,
Russian Academy of Sciences.
23, Profsoyuznaya Str., Moscow, 117997, Russian Federation
Researcher ID: AAN-5094-2020
Scopus ID: 57221702621
ORCID: 0000-0002-9041-6514
e-mail: a.kupriyanov@imemo.ru
Abstract: The article is devoted to the problems of modernization of the armed forces of India
and its military-industrial complex. Analyzing the ties between the military-industrial complex and
the armed forces of India, the author concludes that the size of the Indian armed forces, coupled
with the system of their recruitment, hinders the process of modernization. At the same time, the
Indian leadership cannot agree to a reduction in the army, both for political and social and for
military-strategic reasons, relying on limited reforms designed to change the process of recruiting.
Keywords: India, armed forces, modernization, military-industrial complex
52
Куприянов А.В. Вооружённые силы и ВПК Индии в эпоху мировой турбулентности
Kupriyanov, A.V. Armed Forces and Military-Industrial Complex of India in the Era of Global Turbulence
Acknowledgements: The article was prepared within the project “Post-Crisis World Order:
Challenges and Technologies, Competition and Cooperation” supported by the grant from the Min-
istry of Science and Higher Education of the Russian Federation program for research projects in
priority areas of scientific and technological development (Agreement no. 075-15-2020-783).
For citation: Kupriyanov, A.V. Armed Forces and Military-Industrial Complex of India in
the Era of Global Turbulence. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2023; 53 (11): 52-
64. DOI: 10.31857/S2686673023110056
EDN: PONWLZ
ВВЕДЕНИЕ
Процессы, происходящие сейчас в системе международных отношений, карди-
нально меняют сложившийся баланс сил и инструментов, применяемых в мировой
политике. На первый план выходят силовые методы. Концепция «мягкой силы»,
доминирующая в мировом политическом дискурсе последних десятилетий, отхо-
дит на второй план: её эффективность как политического инструмента напрямую
зависит от того, насколько государства и негосударственные акторы, прибегающие
к ней для решения своих задач, в состоянии подкрепить её «жёсткой силой».
Украинский кризис стал не единственным в последние десятилетия - но пер-
вым, произошедшим в непосредственной близости от стран «первого мира» и в
зоне их жизненных интересов. Кроме того, он, в представлении западных полити-
ков, был вызван действиями «ревизионистской державы», ставящей цель изменить
мировой порядок. Невозможность немедленно прекратить этот кризис, очевидная
неэффективность экономических мер воздействия на Москву вызвала понятную
фрустрацию в европейском политикуме, экспертном сообществе и СМИ, а следом
- и в странах, потребляющих новостной продукт, производимый западными ме-
диа. Волны этой фрустрации распространились по всему миру, порождая ощуще-
ние опасности и тревоги и побуждая и политические элиты, и общественно актив-
ные социальные группы даже тех стран, которые не втянуты в конфликт непосред-
ственно, уделять повышенное внимание вопросам собственной безопасности.
Индия, хотя и входит в число стран, средний класс которых живёт в англо-
язычном медиаполе, стоит среди них особняком. Это связано с тем, что на протя-
жении долгого времени Индия была (и остается до сих пор) одним из стратегиче-
ских партнёров России, и её интеллектуалы, особенно принадлежащие к стар-
шему поколению, склонны рационализировать все шаги Москвы и во многом
оправдывать их, а также и с тем, что Индия, будучи региональным лидером и по-
литией с многотысячелетней историей, сталкивается с собственным набором про-
блем, ни одна из которых прямо не связана с украинскими событиями. Кроме
того, для индийской стратегической культуры в принципе чуждо понятие «реви-
зионистской державы»: сама Индия в определённом смысле является такой дер-
жавой, так как выступает за изменение мирового порядка и формирование поли-
центричного мира, в котором она вернула бы себе статус великой державы, уте-
рянный в результате колониального завоевания. В этой картине мира претензии
России на восстановление статуса регионального лидера и одного из мировых
центров силы, утраченного после поражения в холодной войне, воспринимаются
индийскими элитами как естественные и оправданные.
Ключевую роль в формировании индийских представлений о приоритетах в
сфере военного строительства играют два взаимосвязанных фактора: опасения в
отношении прямого военного конфликта с Китаем и Пакистаном и недовольство
53
В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 52-64 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
внешней политикой Китая на южноазиатском направлении. Подозрительное от-
ношение к КНР, восприятие Китая как трудно предсказуемого, но потенциально
враждебного и опасного соседа начало формироваться в среде индийских элит в
конце 1950-х годов. После поражения в пограничной войне 1962 г. в индийском
национальном мифе прочно закрепилось представление о северном соседе как об
одной из главных угроз, а последующее сближение Пакистана и Китая его только
подкрепило. Индийские элиты пугал стремительный экономический рост КНР,
превращение её во вторую экономику мира, неспособность Индии в обозримой
перспективе догнать Китай. Ситуация усугубилась после того, как в первом деся-
тилетии XXI века элиты КНР начали конвертировать накопленную экономическую
мощь в политическую. Китайские компании начали экспансию в странах Юго-Во-
сточной Азии, а китайские военные корабли стали частыми гостями в регионе Ин-
дийского океана, который Нью-Дели привык считать зоной своих интересов.
Как уже упоминалось, представление об Индии как о великой державе, ли-
шённой по праву принадлежащего ей места в мировой политике, доминируют в
индийской стратегической культуре. Это потенциальное величие подразумевает
как обладание рядом признаков (включая боеспособную армию, мощный ВПК,
ядерное оружие), так и признание со стороны других великих держав, чья при-
надлежность к этому клубу не вызывает сомнений. Но в представлении индий-
ских элит Китай отказывает ей в этом признании, отвергая её претензии на роль
отдельного и равного по статусу полюса силы не только в мировом, но и в азиат-
ском масштабе. Для индийских элит, таким образом, соперничество с Китаем
представляется важным не только в контексте безопасности, но и как средство
борьбы за великодержавный статус.
В статье анализируется нынешнее состояние индийских Вооружённых сил и
военно-промышленного комплекса, основные проблемы, с которыми они сталки-
ваются, и возможные пути их решения.
ВООРУЖËННЫЕ СИЛЫ: ОБЩИЙ ОЧЕРК
Индия обладает сейчас вторыми по численности вооружёнными силами в
Азии после Китая, это в общей сложности 1,4 млн человек, причём большая их
доля служит в армии (1 237 тыс. человек), на втором месте по количеству личного
состава - ВВС (139 576 человек) , на третьем - ВМС (58 350 человек); активный ре-
зерв составляет около 1 155 тыс. человек [1]. Индийская армия, таким образом,
превосходит по численности сухопутный компонент Народно-освободительной
армии Китая (НОАК) [2]. Эти Вооружённые силы являются полностью контракт-
ными. Помимо этого, в случае вооруженного конфликта индийское командова-
ние может привлечь к операциям многочисленные вооруженные и парамилитар-
ные формирования, подчинённые другим ведомствам, в первую очередь МВД,
численность которых составляет суммарно более 2,5 млн. человек.
Военный бюджет Индии на 2023 г. - 73,8 млрд долл. США [3]. По сравнению со
странами - лидерами по военным расходам, США и КНР, он сравнительно невелик
(военный бюджет США - 732 млрд долл., Китая - 261 млрд долл.), но необходимо
учитывать, что официальные цифры не в полной мере отражают объём и струк-
туру расходов. Во-первых, статьи военного бюджета включают ассигнования на все
три вида Вооружённых сил (армию флот и ВВС), оборонную промышленность,
НИОКР, но в них не входят ни сравнительно незначительные траты на содержание
54
Куприянов А.В. Вооружённые силы и ВПК Индии в эпоху мировой турбулентности
Kupriyanov, A.V. Armed Forces and Military-Industrial Complex of India in the Era of Global Turbulence
самого аппарата Министерства обороны, ни куда более серьёзные расходы на стро-
ительство и поддержание военной приграничной инфраструктуры. Во-вторых,
фактический объём военного бюджета растёт по мере исполнения: как правило,
это оформляется соответствующими срочными актами, принимаемыми органами
власти для удовлетворения насущных потребностей в сфере безопасности.
ВС Индии оснащены системами местного и иностранного производства. Ин-
дийская промышленность не может в полной мере удовлетворить требования Во-
оружённых сил ни качественно, ни количественно, поэтому страна традиционно
является одним из крупнейших импортёров вооружений (на момент написания
статьи - первым в мире: на неё приходится 11% всего мирового импорта; следом
идёт Саудовская Аравия - 9,6% и Катар - 6,4%). В 1990-х годах Индия на 80-90%
зависела от импорта вооружений из СССР, после распада Советского Союза столк-
нулась с кризисом поставок новых вооружений и запчастей к уже закупленным си-
стемам, а также с послепродажным обслуживанием советской техники. Сделав со-
ответствующие выводы, руководство страны с тех пор проводит политику диверси-
фикации, зачастую отказываясь от закупок у одной страны полноценных комплек-
сов разведки, целеуказания и поражения и тем самым жертвуя эффективностью в
пользу стабильности поставок и отсутствия зависимости от одного экспортёра.
При выборе экспортёра вооружений индийское руководство особое внимание
обращает на возможность локализации отдельных узлов или целых систем. Это свя-
зано с социальными потребностями (стремлением создать новые рабочие места) и
с общими соображениями экономического развития (локализация производства,
как правило, приводит к формированию целого производственного кластера за
счёт налаживания связей с подрядчиками, причём в связи с усложнением систем
вооружений эти кластеры становятся всё более высокотехнологичными). В целом
при определении политики закупки вооружений в Индии наблюдается определён-
ная дихотомия. С одной стороны, Министерство обороны отстаивает интересы ин-
дийских производителей вооружений либо тех экспортёров, которые согласны на
максимальную передачу технологий и локализацию производства. С другой - ко-
мандный состав родов войск, как правило, заинтересован в поставке максимально
эффективных (либо считающихся таковыми) вооружений, как правило, западных
образцов. Баланс требований Министерства обороны и высшего и старшего ко-
мандного состава родов войск вкупе с политическими, экономическими и личными
соображениями определяет в конце концов политику в отношении закупки того
или иного образца. При этом сохраняется проблема, которую Стивен Коэн и Сунил
Дасгупта в своё время охарактеризовали как «перевооружение без цели» [Cohen,
Dasgupta, 2010]: у индийского военного и политического руководства отсутствует
чёткое представление о будущем облике индийских вооружённых сил, поэтому не-
редко закупки вооружений носят довольно хаотический характер.
СОСТОЯНИЕ ВПК ИНДИИ
Военно-промышленный комплекс Индии развит сравнительно слабо по срав-
нению с ВПК Европы, России, США, КНР и азиатских стран - Японии Южной
Кореи. Причина лежит в небольших объёмах средств, выделяемых на НИОКР, и
отсутствии до недавнего времени экосистемы, которая позволяла бы талантли-
вым учёным получать на предприятиях ВПК заработную плату, сравнимую с той,
которую они могли бы получить в частном секторе. При этом ещё в 1980-х годах.
55
В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 52-64 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
создание развитого военно-промышленного комплекса рассматривалось индий-
ским руководством как стратегическая и способствующая достижению Индией
статуса великой державы [Marwah, Pollack, 1980].
ВПК Индии на 80% является государственным [4]. Вплоть до 1 октября 2021 г.
все оборонные предприятия находились в ведении Государственного управления
оружейных заводов (Ordnance Factory Board) - крупнейшего госпредприятия в мире
(на его заводах трудились 80 тыс. человек) и старейшей организации в Индии (ве-
дёт свою историю от основания в начале ХVIII века Остендской компанией порохо-
вого завода в Ичхапуре). Известная самостоятельность, которой пользовалось
управление, и его роль в формировании оборонной политики привели к тому, что
оно получили неофициальное прозвище «Четвёртого рода войск». В 2021 г. Госу-
дарственное управление было упразднено, вместо него созданы семь предприятий
государственного сектора: «Эдвансд вепонс энд эквипмент Индия лимитед»
(Advanced Weapons and Equipment India Limited) специализируется на производстве
ручного огнестрельного оружия и артиллерийских орудий; «Арморд виекл Нигам
лимитед» (Armoured Vehicles Nigam Limited) производит ББМ, танки и двигатели для
них; «Глайдеры Индия лимитед» (Gliders India Limited) производит парашюты; «Ин-
дия оптель лимитед» (India Optel Limited) выпускает прицелы, радиокоммуникаци-
онное оборудование, оптико-электрические приборы; «Мюнишнс Индия лими-
тед» (Munitions India Limited) изготавливает боеприпасы для ручного огнестрельного
оружия, снаряды для артиллерии, ракет и бомб, «Труп комфортс лимитед» (Troop
Comforts Limited) выпускает обмундирование, экипировку и снаряжение) и «Янтра
Индия лимитед» (Yantra India Limited) производит металлические компоненты для
других предприятий, а также отдельные образцы вооружений [5].
В процессе разработки вооружений ключевым игроком является Организация
оборонных исследований и разработок, созданная в 1958 г.[6] В её ведении нахо-
дится сеть из 52 лабораторий, которые занимаются разработкой оборонных тех-
нологий по всем направлениям, в состав входят 5 тыс. сотрудников - учёных и
25 тыс. административного и технического персонала.
ВПК, традиционно один из самых высокотехнологичных секторов, рассмат-
ривается индийским руководством наряду с Ай-ти и другими хайтек-направле-
ниями как двигатель развития экономики на ближайшие десятилетия. Для того,
чтобы стимулировать отечественные разработки и производство, правительство
запустило ряд инициатив, наиболее известные из которых «Сделано в Индии»
(Make in India) [7] и «Самодостаточная Индия» (Aatmanirbhar Bharat) [8]. Они наце-
лены на создание экосистемы для развития ВПК, что позволит стране стать одним
из крупных экспортёров вооружений. В большинстве случаев речь идёт не о раз-
работке решений с нуля, а о встраивании в мировые производственные цепочки.
Пример такого встраивания - участие индийско-американской компании «Тата
Боинг эйрспейс лимитед» (Tata Boeing Aerospace Limited) в производстве корпусов
вертолётов «Апач» (Apache), которое рассматривается в Дели и Вашингтоне как
взаимовыгодный шаг: Индии он позволяет увеличить количество рабочих мест,
привлечь инвестиции и приобрести новые технологии, США - привязать Индию
к себе как важного импортёра американских вооружений в будущем.
Основной документ индийского планирования в сфере ВПК - «Политика
производства вооружений - 2018» (Defence Production Policy of 2018, DPrP-2018) [9].
В соответствии с ним Индия должна к 2025 г. войти в пятёрку крупнейших миро-
вых производителей аэрокосмической и оборонной продукции с ежегодным объ-
56
Куприянов А.В. Вооружённые силы и ВПК Индии в эпоху мировой турбулентности
Kupriyanov, A.V. Armed Forces and Military-Industrial Complex of India in the Era of Global Turbulence
ёмом экспорта 5 млрд долл. Хотя объём оружейного экспорта Индии демонстри-
рует тенденцию к стремительному росту (по сравнению с 2013-2014 фин. г., когда
он составлял 82 млн долл., в 2022-2023 г. он вырос в 23 раза, до 1,9 млрд долл. [10],
но он в значительной степени обеспечивается благодаря политической конъюнк-
туре: в 2017-2021 гг. более 50% экспорта индийских вооружений приходилось на
Мьянму [11], военный режим которой не имел возможности закупать оружие у
западных стран и с опасением относился к его закупкам у КНР, не желая попадать
в зависимость от Пекина.
ПРИЧИНА ПРОБЛЕМ
Индийский военный бюджет распределяется между родами войск неравно-
мерно. Львиная доля приходится на сухопутные войска (57,1%, 42,4 млрд долл.),
на втором месте - ВВС (19,1%, 14,1 млрд долл.), на третьем - ВМС (15,5%, 11,4 млрд
долл.) [3] Стоило бы ожидать, что сухопутные войска при таком распределении
средств окажутся крупнейшим покупателем иностранных и индийских вооруже-
ний, однако этого не происходит: из средств, выделенных на армию, лишь
3,7 млрд долл. должны быть потрачены на модернизацию имеющихся вооруже-
ний и оборудования и приобретения новых, в то время как ВМС в 2023 г. потратят
на модернизацию 5,9 млрд долл., а ВВС - 6,6 млрд долларов.
Причина в том, что огромная численность личного состава сухопутных войск
из-за контрактной системы формирования вооружённых сил требует постоян-
ного увеличения расходов на зарплаты и пенсии. Неудовлетворительная ситуа-
ция в этой сфере приводит к постоянному дефициту офицеров, солдат и сержан-
тов в войсках [12] и к скандалам, связанным с размерами выплат. В результате бо-
лее компактные численно и более зависящие от сложной техники рода войск тра-
тят на модернизацию фондов большие суммы, чем армия. По сути, любое увели-
чение расходов на армию в военном бюджете приводит к тому, что эти средства
расходуются на улучшение бытовых условий в местах расквартирования, увели-
чение заработной платы и пенсий. В сумме более 53% бюджета расходуется на
зарплаты и пенсии. В 2023 г. финансирование военных пенсий составило 1,4 трлн
индийских рупий (17,2 млрд долл. США), что составляет 23,3% общих расходов
на оборону. Объём пенсионных выплат постоянно растёт с 2008 г. (12,6% общего
военного бюджета) - с 2016 г. объём пенсионных отчислений стабильно превы-
шает 20% общего военного бюджета. Вкупе с 30% военного бюджета, которые
идут на выплаты и пособия действующим военным (около 1,8 трлн индийских
рупий, или 21,9 млрд долл. США), эти выплаты значительно тормозят усилия по
модернизации, особенно учитывая традиционную индийскую бюрократию и
крайне медленный процесс закупки новых вооружений. Переломить эту тенден-
цию традиционными методами не удаётся и в перспективе вряд ли получится:
сокращение выплат неминуемо приведёт к росту общественного недовольства
среди военнослужащих и членов их семей, и будет расценено руководством во-
оружённых сил как нарушение негласного пакта между военными и политиче-
скими элитами, заключённого после событий 1962 г. и подразумевающего взаим-
ное невмешательство политиков в дела ВС и ВС в политическую жизнь страны.
Всё это приводит к снижению процента средств на закупку новых вооруже-
ний. С 2008 по 2012 г. он составлял 32,4% всех расходов на оборону, с 2013 по 2017 -
уже 27%, а с 2018 по 2022 - 23,4%. В текущем бюджете (2023-2024 гг.) он опустился
до 21,9% (16,2 млрд долл.) [3] Хуже того: необходимость постоянно увеличивать
57
В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 52-64 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
выплаты действующему и ушедшему в отставку личному составу приводит к сни-
жению процента средств, выделяемых на НИОКР. С 2008 по 2012 г. расходы на
НИОКР составляли 5,1%, с 2013 по 2017 г. - 4,5%, а с 2018 по 2022 г. - до 4,3%.
В бюджете на 2023-2024 гг. расходы на НИОКР выросли - на них выделено 8,2%,
но этот рост отчасти компенсируется упомянутым падением расходов на модер-
низацию и замену устаревшего вооружения. Суммарно расходы на закупку новой
техники и расходы на НИОКР составляют 29,1% общего бюджета.
Можно резюмировать, что в целом наблюдается относительное сокращение
финансирования нужд обороны по сравнению с другими расходами бюджета.
Это особенно заметно на фоне общего роста ВВП, по которому Индия вышла на
пятое место в мире, обогнав бывшую метрополию - Великобританию [13]. Хотя в
абсолютных цифрах военный бюджет продолжает расти, рупиевая и долларовая
инфляция уменьшают реальный рост.
ГЕОПОЛИТИКА
Решение проблемы лежит, на первый взгляд, на поверхности: уменьшение
чрезмерно раздутой численности армии хотя бы на одну треть в перспективе при-
ведёт к снижению расходов на выплаты личному составу. Однако это, во-первых,
достаточно опасный с социально-политической точки зрения шаг, так как может
привести к массовым протестам бывших военнослужащих, членов их семей и одно-
сельчан; во-вторых, он не оправдан c военно-стратегической точки зрения.
В случае будущего конфликта Индии, по заявлениям её военно-политиче-
ского руководства, придётся, скорее всего, воевать на «два с половиной фронта» -
против оси Пекин - Исламабад и против поддерживающих Китай и Пакистан по-
встанцев внутри страны (как против маоистов-наксалитов, так и против боевиков
в Кашмире) [14]. Таким образом, армии и подчинённым армейским командирам
на местах парамилитарным формированиям потребуется вести операции на аб-
солютно разных театрах военных действий.
Ведение войны против боевиков в тылу ляжет в основном на плечи парами-
литарных формирований (Центральных вооружённых сил полиции и Ассамских
стрелков), но, вероятно, понадобится привлекать армейские подразделения. Спе-
цифика контрпартизанских операций подразумевает отсутствие линии фронта,
необходимость обеспечивать контроль за территорией при помощи гарнизонов
и блокпостов, что, в свою очередь, потребует задействовать большое количество
личного состава. В этом случае значительная численность вооружённых сил ока-
жется благом и позволит сравнительно безболезненно выделить часть сил для
борьбы с боевиками внутри страны.
Наиболее предсказуемо будут, очевидно, протекать возможные боевые дей-
ствия против Китая. На всём протяжении линия фактического контроля прохо-
дит вдоль Гималаев - высочайшего горного хребта мира. Это, с одной стороны,
создаёт определённые трудности при потенциальной демаркации и делимита-
ции границы в мирное время; с другой - специфика ТВД ограничивает размах
возможных действий обеих сторон. Само наличие горных хребтов осложняет про-
ведение операций соединениями крупнее бригады, ограничивает использование
различных видов вооружений и бронетехники (наиболее востребованными ста-
новятся миномёты и лёгкие танки), затрудняет бесперебойное снабжение насту-
пающих частей. Недостаточное развитие транспортной инфраструктуры с обеих
сторон границы затрудняет, во-первых, концентрацию наступающих частей на
58
Куприянов А.В. Вооружённые силы и ВПК Индии в эпоху мировой турбулентности
Kupriyanov, A.V. Armed Forces and Military-Industrial Complex of India in the Era of Global Turbulence
ключевых направлениях, во-вторых - их действия на неприятельской стороне ли-
нии фактического контроля.
Такая ситуация на ТВД, вызванная прежде всего географическими причи-
нами, приводит к тому, что основную роль в потенциальном конфликте будут
играть хорошо подготовленные горнострелковые части, подкреплённые броне-
техникой, предназначенной для действий в горах. При этом ключевым является
фактор ВВС: та сторона, которая сумеет захватить господство в воздухе, сможет
прикрыть продвижение своих войск по ограниченному числу горных проходов и
долин и остановить неприятельское наступление при помощи ударов с воздуха.
Чтобы парировать эту угрозу, необходимо насытить район боевых действий мо-
бильными комплексами ПВО. В случае прорыва противника через горные про-
ходы возможности обороняющейся стороны по применению авиации ещё
больше возрастут, в то время как действия авиации противника будут затруд-
нены. Таким образом, любой неядерный конфликт на индийско-китайской гра-
нице по определению остаётся ограниченным, а географические условия будут с
самого его начала обеспечивать нарастающее оперативное трение, которое при-
ведёт к скорому затуханию любой операции.
Ещё один ТВД в потенциальном конфликте с Китаем - регион Индийского оке-
ана. В индийском политическом дискурсе любое присутствие КНР там, будь то
частные экономические проекты или заходы боевых кораблей, воспринимается
крайне резко. Большой популярностью пользуется концепция «Нити жемчуга»,
призванная объяснить китайскую стратегию в регионе: предполагается, что КНР
сознательно создаёт в Индийском океане сеть баз ( военных, наподобие базы в Джи-
бути, и двойного назначения, под которыми подразумеваются Гвадар и Хамбан-
тота), при помощи которых в случае начала войны «окружит и задушит» Индию,
95% торговли которой ведётся морским путём. Это, в свою очередь, побуждает ин-
дийское руководство уделять особое внимание усилению флота путём спуска на
воду новых кораблей и укрепления Андаманской морской позиции, блокирующей
Малаккский пролив и находящейся под общим командованием ВМС. Первый ру-
ководитель Штаба обороны генерал Бипин Рават выступал за ограничение бюд-
жета ВМС и за строительство более дешёвых подводных лодок как основы ВМС Ин-
дии в противовес более дорогим авианосцам [15], но после его гибели в авиаката-
строфе позиции сторонников бюджетных ограничений в отношении флота
ослабли и, очевидно, в обозримом будущем флот будет лишь укрепляться.
Таким образом, в случае начала конфликта с КНР основную роль будут иг-
рать ВВС, ВМС и ограниченный контингент сухопутных войск, прошедший спе-
циальную подготовку и оснащённый техникой, требующейся для ведения бое-
вых действий в горных условиях. Большая армия может потребоваться лишь в си-
туации, если китайские войска сумеют преодолеть горный хребет и предгорья,
нанеся поражение индийским пограничным корпусам, когда потребуется оста-
новить части Народно-освободительной армии Китая, сконцентрировав на
направлении удара превосходящие силы.
Единственный противник, угроза со стороны которого парируется благодаря
самому факту наличия большой армии - это Пакистан. Индо-пакистанская гра-
ница имеет свою специфику. В отличие от Линии фактического контроля, её гео-
графия крайне разнообразна: южный участок характеризуется наличием заболо-
ченных низинных территорий, перерезанных многочисленными речными рука-
вами, центральный проходит через пустыню Тар (Холистан), северный (кашмир-
59
В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 52-64 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ский) - наличием горных хребтов, по которым проходит Линия контроля. Как след-
ствие, боевые действия на южном участке требуют применения амфибийных со-
единений, оснащенных плавающей бронетехникой и поддерживаемых с моря; на
центральном участке - танковых подразделений, снабженных техникой, способ-
ной наступать в условиях жары, и прикрытых с воздуха авиацией и мобильными
средствами ПВО; на севере специфика потенциальных операций в целом анало-
гична той, что будет иметь место в случае индийско-китайского конфликта. По
сути, одним из немногих секторов, где возможно полноценное наступление, явля-
ется район Лахора, где разыгрывались основные танковые сражения Второй индо-
пакистанской войны 1965 г. Из-за наличия там большого числа ирригационных со-
оружений наступательные действия индийских войск там также затруднены.
Однако в случае решительного успеха индийских войск на любом из этих участ-
ков Пакистан окажется в критическом положении. Львиная доля его промышлен-
ного и сельскохозяйственного потенциала сосредоточена в провинциях Панджаб и
Синд. После прорыва индийских войск в долину Инда, будь то десант в Карачи,
наступление через пустыню Тар или на Лахорском участке, существование Паки-
стана как независимого государства будет поставлено под угрозу, и руководство
Пакистана с большой долей вероятности применит ядерное оружие, что, в свою
очередь, повлечёт за собой гуманитарную катастрофу для всего Северного Индо-
стана. Поэтому Индия в любом конфликте с Пакистаном преследовала и будет пре-
следовать исключительно ограниченные цели [Kalyanaraman, 2022].
При этом для Индии, в отличие от Пакистана, любая военная операция паки-
станских ВС на аналогичную глубину не будет воспринята как достаточное обос-
нование для применения ядерного оружия. Исходя из этого пакистанские элиты
могут попытаться развязать ограниченный конфликт, сделав ставку на примене-
ние конвенциональных вооружений и демонстрируя готовность использовать ЯО
в случае, если операция закончится неудачей и возникнет опасность переноса бо-
евых действий на пакистанскую территорию. Но подавляющее превосходство
Индии в численности армии и обычных вооружениях, развитая приграничная
инфраструктура служат важным сдерживающим фактором. Таким образом,
внешне неэффективная армия с чрезмерно раздутыми штатами играет важную
роль в деле безопасности страны.
ВЫХОД ИЗ ЗАПАДНИ
Таким образом, сокращение армии в настоящий момент выглядит нежела-
тельным по соображениям социально-политического и военно-стратегического
характера. В обозримом будущем Индия обречена на сохранение большой сухо-
путной армии. Помимо этого, сокращение может повлечь за собой негативные
социальные последствия. При этом очевидно, что старение фондов ведёт к умень-
шению боеспособности армии, прежде всего в случае скоротечного пограничного
конфликта, когда в боях участвуют подразделения непосредственного прикры-
тия границы численностью до группы корпусов. Это, в свою очередь, означает
высокие потери как в технике, так и в личном составе на начальной (и, возможно,
единственной) стадии конфликта и негативную реакцию на них в обществе.
Ответом на этот вызов должна была стать серия кадровых реформ, иниции-
рованных правительством Моди. Наиболее заметные из них - изменения начис-
ления пенсии для офицеров и системы набора рядовых и сержантов.
60
Куприянов А.В. Вооружённые силы и ВПК Индии в эпоху мировой турбулентности
Kupriyanov, A.V. Armed Forces and Military-Industrial Complex of India in the Era of Global Turbulence
Первая реформа предполагает, во-первых, увеличение возраста выхода на
пенсию для полковников, бригадных генералов, генерал-майоров и эквивалент-
ных им должностей в ВМС и ВВС с нынешних 54 лет(56 лет в ВМС), 56 и 58 лет до
57, 58 и 59 лет соответственно, причём для генерал-лейтенантов этот возраст со-
храняется неизменным (60 лет). Возраст выхода на пенсию для офицеров в других
званиях будет увеличен до 57 лет (сейчас он варьируется от 42 до 57 лет). Помимо
этого, чтобы воспрепятствовать досрочному выходу офицеров на пенсию после
20 лет службы, было предложено уменьшить размер пенсии в этом случае в сле-
дующей пропорции: для офицеров, имеющих 20-25 лет стажа - до 50%, 26-30 лет
стажа - 60%, 31-25 лет стажа - 75%. Те, кто выйдет в отставку после 35 лет службы,
будут получать причитающуюся пенсию в полном объёме [16].
Вторая реформа, представленная в июне 2022 г. под названием «Агнипат»
(Agnipath, «Путь огня») и должна способствовать омоложению армии путём сни-
жения среднего возраста рядового и сержантского состава. Если раньше индий-
ский солдат заключал контракт минимум на 17 лет, а затем либо продолжал
службу, либо уходил в отставку с гарантированной пенсией, то в соответствии с
новой программой само прохождение службы устроено по-другому. Во-первых,
набираются солдаты более молодого возраста (от 17,5 до 21 года); во-вторых, они
заключают контракт на четыре года (лица, проходящие службу по этому кон-
тракту, именуются agniveer), после чего три четверти отсеиваются, а четверть по-
лучает право заключить контракт на 15 лет. Те, кто отсеется, получат налоговое
пособие, не облагаемое налогом, но при этом лишаются права на военную пен-
сию или пособие по болезни [17].
Такая реформа, с одной стороны, в условиях постоянного роста населения
Индии и большого числа молодежи гарантирует поддержание численности ар-
мии на привычном уровне; с другой - снимает с бюджета три четверти расходов
на военные пенсии, позволяя направить высвободившиеся средства на модерни-
зацию техники. Минусы для потенциальных рекрутов очевидны: если новобра-
нец не попадет в четверть лучших, то он впустую потеряет четыре года жизни,
которые он мог бы посвятить построению карьеры.
Оба проекта реформ вызвали жесткую критику со стороны экспертного сооб-
щества и оппозиции [18], причём объявление о внедрении «Агнипат» привело
даже к массовым протестам, закончившимся ранениями десятков человек и смер-
тью одного из протестующих [19]. Однако опасения противников реформ преуве-
личены: несмотря на то, что дефицит кадров и среди офицерского, и среди рядо-
вого состава возрастёт, критических значений он не достигнет. При том, что по
официальным данным безработица в Индии составляет сейчас 7,7% [20], более
30% молодёжи в возрасте от 15 до 29 лет не имеют постоянной работы [21]. Это
означает, что многие юноши в любом случае предпочтут стабильный заработок
на военной службе тяжёлой подённой работе с сомнительными перспективами.
Третья инициатива - создание Неотчуждаемого фонда оборонной модерни-
зации (Non-Lapsable Defence Modernisation Fund). Планируется, что он будет напол-
няться не из оборонного бюджета, а за счёт средств, перечисляемых из Консоли-
дированного фонда Индии, поступлений от деинвестирования оборонных пред-
приятий государственного сектора и от монетизации излишков оборонных зе-
мель, используемых в том числе властями штатов. Деньги Фонда планируется
тратить исключительно на модернизацию военной техники [22].
61
В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 52-64 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кризис, происходящий сейчас на Украине, вынуждает Индию ускорить про-
цесс становления собственного ВПК.
Россия, проводящая СВО, не может сейчас использовать весь спектр имею-
щихся экспортных возможностей. Та техника, которую сейчас производят рос-
сийские заводы и которая может в перспективе представлять интерес для Индии,
сразу отправляется на линию боевого соприкосновения. Очевидно, после оконча-
ния конфликта Россия сможет быстро нарастить экспорт вооружений и боепри-
пасов благодаря развёрнутой военной промышленности, но это не поможет ре-
шить две системные проблемы.
Первая заключается в том, что набор систем, которые Россия может экспорти-
ровать, лишь отчасти интересен индийским импортёрам. Традиционно Москва
воспринимается как экспортёр вооружений для сухопутных сил, но именно этот
род войск тратит наименьшее число средств на закупку вооружений. В ряде
наиболее привлекательных, с финансовой точки зрения, тендеров на поставку во-
оружений для ВМС Индии Россия не участвует, так как ей чаще всего нечего для
них предложить в отличие от США, Японии, Южной Кореи.
Вторая проблема связана с существовавшей до недавнего времени коопера-
цией между российскими и западными и украинскими производителями. Так, на
фрегатах проектов 11356 и 11356Р используются газотурбинная установка произ-
водства украинского НПО «Зоря - Машпроект»; из-за начала конфликта на Укра-
ине возникли трудности с достройкой фрегатов Tushil и Tamala, которые удалось
устранить только благодаря прямой закупке Индией ГТУ на Украине.
Всё это способствует, с одной стороны, активизации усилий Индии по разви-
тию собственной оборонной промышленности, с другой - широкой экспансии на
индийский оборонный рынок американских, французских, японских, британ-
ских, израильских производителей. Для того, чтобы удержаться на этом рынке,
России необходим полный пересмотр существующих механизмов сотрудниче-
ства с Индией, взаимное встраивание в производственные цепочки, создание сов-
местных проектов для экспорта на рынки третьих стран.
ИСТОЧНИКИ
1. Javaid, A. List of Indian Armed Forces. Jagran Josh. 01.04.2022. Available at:
https://www.jagranjosh.com/general-knowledge/list-of-indian-armed-forces-
1648805756-1 (accessed: 14.07.2023).
2. Philip, S.A. Indian Army now world’s largest ground force as China halves strength
on modernisation push. The Print. 17.03.2020. Available at: https://theprint.in/defence/in-
dian-army-now-worlds-largest-ground-force-as-china-halves-strength-on-modernisation-
push/382287/ (accessed: 14.07.2023).
3. McGerty, F., Solanki, V., Dewey, K. Personnel vs. capital: the Indian defence budget
The International Institute for
Strategic
Studies.
14.04.2023. Available at:
https://www.iiss.org/en/online-analysis/military-balance/2023/04/indian-defence-
budget/ (accessed: 14.07.2023).
4. Myers, Ch. Still short on promise: India’s defence industrial base. The Strategist.
09.02.2023. Available at: https://www.aspistrategist.org.au/still-short-on-promise-indias-
defence-industrial-base/ (accessed: 14.07.2023).
5.
Seven new defence companies, carved out of OFB, dedicated to the Nation on the occa-
sion of Vijayadashami. Press Information Bureau, Government of India. 15.10.2021. Available at:
62
Куприянов А.В. Вооружённые силы и ВПК Индии в эпоху мировой турбулентности
Kupriyanov, A.V. Armed Forces and Military-Industrial Complex of India in the Era of Global Turbulence
https://pib.gov.in/Pressre-
leaseshare.aspx?PRID=1764148#:~:text=The%20seven%20new%20Defence%20compa-
nies,Gliders%20India%20Limited%20(GIL) (accessed: 14.07.2023).
6. Defence
Research and Development Organisation. Available at:
https://www.drdo.gov.in/ (accessed: 14.07.2023).
7. Make in India. Available at: https://www.makeinindia.com/ (accessed:
14.07.2023).
8. Aatmanirbhar Bharat. Available at: https://aatmanirbharbharat.mygov.in/ (ac-
cessed: 14.07.2023).
9. Draft Defence Production Policy-2018. Department of Defence Production, Government
of India. Available at: https://www.ddpmod.gov.in/sites/default/files/Draft%20De-
fence%20Production%20Policy%202018%20-%20for%20website.pdf (accessed: 14.07.2023).
10. Singh, A. India's defence exports grew 23 times in 9 years, surpassed $1.9 billion in
FY 22-23. WION. 31.05.2023. Available at: https://www.wionews.com/india-news/indias-
defence-exports-grew-23-times-in-9-years-surpasses-19-billion-in-fy-22-23-598660
(ac-
cessed: 14.07.2023).
11. Bikhchandani, R. India 3rd largest military spender, 50% defence exports go to My-
anmar, shows data from SIPRI. The Print. 26.04.2022. Available at: https://theprint.in/de-
fence/india-3rd-largest-military-spender-50-defence-exports-go-to-myanmar-shows-data-
from-sipri/930570/ (accessed: 14.07.2023).
12. Pandit, R. Armed forces continue to grapple with shortages in officer and other
ranks. The Times of India. 22.07.2022. Available at: https://timesofindia.indiatimes.com/in-
dia/armed-forces-continue-to-grapple-with-shortages-in-officer-and-other-ranks/arti-
cleshow/93057658.cms (accessed: 14.07.2023).
13. Armstrong, M. This chart shows the growth of India's economy. World Economic
Forum. 26.09.2022. Available at: https://www.weforum.org/agenda/2022/09/india-uk-
fifth-largest-economy-world (accessed: 14.07.2023).
14. Unnithan, S. The two and a half front war. India Today. 25.01.2021. Available at:
https://www.indiatoday.in/magazine/up-front/story/20210125-the-two-and-a-half-
front-war-1759580-2021-01-17 (accessed: 14.07.2023).
15. Submarines a priority over aircraft carriers for navy, says CDS Gen Bipin Rawat;
announces plan to look at overseas bases for logistics. Firstpost. 17.02.2020. Available at:
https://www.firstpost.com/india/submarines-a-priority-over-aircraft-carriers-for-navy-
says-cds-gen-bipin-rawat-announces-plan-to-look-at-overseas-bases-for-logistics-
8050811.html (accessed: 14.07.2023).
16. Panag, H.S. Decrease military pension, salary bill without reinventing wheel. Just look
at other armies. The Print. 17.02.2022. Available at: https://theprint.in/opinion/decrease-mil-
itary-pension-salary-bill-without-reinventing-wheel/834292/ (accessed: 14.07.2023).
17. Agnipath Scheme. Available at: https://164.100.158.23/AgnipathScheme.htm (ac-
cessed: 14.07.2023).
18. Pandit, R. Move to raise retirement age in forces sparks row. The Times of India.
05.11.2020. Available at: https://timesofindia.indiatimes.com/india/govt-move-to-in-
crease-retirement-age-slash-pensions-triggers-uproar-in-military-circles/arti-
cleshow/79046152.cms (accessed: 14.07.2023).
19. Agnipath protests turn violent across India: Trains set on fire, one dead in Tel-
angana. The Indian Express. 17.06.2022. Available at: https://indianexpress.com/article/in-
dia/anti-agnipath-protests-wrap-up-violence-mars-streets-of-major-cities-across-india-
7975591/ (accessed: 14.07.2023)
63
В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 52-64 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
20. Unemployment rate falls to 7.7% in May on decline in labour participation: CMIE.
The Economic Times.
10.06.2023.
Available at:
https://economictimes.indi-
atimes.com/news/economy/indicators/unemployment-rate-falls-to-7-7-in-may-on-de-
cline-in-labour-participation-cmie/articleshow/100903004.cms (accessed: 14.07.2023).
21. Jethmalani, H. More than 30% of India’s youth not in employment, shows OECD
report. Mint. 06.03.2017. Available at: https://www.livemint.com/Money/JYalqNRTO-
taQCIU4EuXGRO/More-than-30-of-Indias-youth-not-in-employment-shows-OECD.html
(accessed: 14.07.2023).
22. Finance ministry working on Non-Lapsable Defence Modernisation Fund. Deccan
Chronicle. 18.03.2023. Available at: deccanchronicle.com/nation/in-other-news/190323/fi-
nance-ministry-working-on-non-lapsable-defence-modernisation-fund.html
(accessed:
14.07.2023).
REFERENCES
Cohen, S., Dasgupta, S. 2010. Arming without aiming: India’s military modernization.
Washington, Brookings Institution Press. 223 p.
Kalyanaraman, R. 2022. India's Military Strategy: Countering Pakistan's Challenge. New
Delhi, Bloomsbury India. 288 p.
Marwah, O., Pollack, J., eds. 1980. Military Power and Policy in Asian States: China,
India, Japan. Westview Press., 180 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
КУПРИЯНОВ Алексей Владимиро-
Alexey V. KUPRIYANOV, Candidate of
вич, кандидат исторических наук,
Sciences (History), Senior research fel-
старший научный сотрудник, руково-
low, Head of the Centre for Indo-Pacific
дитель Центра Индоокеанского реги-
Region, Primakov National Research In-
она Национального исследователь-
stitute of World Economy and Interna-
ского института мировой экономики
tional Relations, Russian Academy of
и международных отношений имени
Sciences.
Е.М. Примакова Российской академии
23, Profsoyuznaya Str., Moscow, 117997,
наук (ИМЭМО РАН).
Russian Federation.
Российская
Федерация,
117997,
Москва, Профсоюзная ул., 23.
Статья поступила в редакцию 16.07.2023 / Received 16.07.2023.
Поступила после рецензирования 03.08.2023 / Revised 03.08.2023.
Статья принята к публикации 05.08.2023 / Accepted 05.08.2023.
64