В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 42-51 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
УДК: 327, 355/359
DOI: 10.31857/S2686673023110044
EDN: POMEZB
Оборонно-промышленный комплекс Турции
как фактор внутренней и внешней политики
А.А. Вернигора
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных
отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН).
Российская Федерация, 117997, Москва, ул. Профсоюзная, д. 23.
Scopus Author ID: 58030044600
РИНЦ ID: 1162350
ORCID: 0000-0002-6447-5078
e-mail: аvernigora@imemo.ru
Резюме: Турецкий оборонно-промышленный комплекс (ОПК) находится на подъёме
своего развития последние 20 лет. Он представлен широкой линейкой продукции, способ-
ной удовлетворять нужды как второй по величине армии Организации Североатлантиче-
ского договора, так и своих союзников. Развитие национального ОПК воспринимается не
только как дополнение к дипломатическим усилиям Анкары; оно также имеет важное
идеологическое значение для правящей Партии справедливости и развития. В статье ис-
следуются внутри- и внешнеполитические драйверы, оказывающие влияние на развитие
национальной военной промышленности.
Ключевые слова: Турция, Партия справедливости и развития, оборонно-промышлен-
ный комплекс, экспорт вооружений
Благодарности: Статья опубликована в рамках проекта «Посткризисное мироустрой-
ство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки
и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным
направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783).
Для цитирования: Вернигора А.А. Оборонно-промышленный комплекс Турции как
фактор внутренней и внешней политики. США & Канада: экономика, политика, культура.
2023; 53 (11): 42-51. DOI: 10.31857/S2686673023110044
EDN: POMEZB
Defense Industry of Türkiye as a Factor of Domestic
and Foreign Policy
Alina A. Vernigora
Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations,
Russian Academy of Sciences.
23, Profsoyuznaya St., Moscow, 117997, Russian Federation.
Scopus Author ID: 58030044600
РИНЦ ID: 1162350
ORCID: 0000-0002-6447-5078
e-mail: аvernigora@imemo.ru
Abstract: The defense industry of Türkiye has been on the rise for the last 20 years. It can
provide a wide range of products that meet the needs not only of the second largest army in the
North Atlantic Treaty Organization, but also its allies all over the world. In this regard, the de-
velopment of this sphere both contributes to the diplomatic efforts undertaken by the Republic
of Türkiye and has important ideological value for the ruling Justice and Development Party.
42
Вернигора А.А. Оборонно-промышленный комплекс Турции как фактор внутренней и внешней политики
Vernigora, A.A. Defense Industry of Türkiye as a Factor of Domestic and Foreign Policy
The article examines domestic and foreign policy drivers that influence the development of the
national industry.
Keywords: Türkiye, Justice and Development Party, defense industry, arms export
Acknowledgements: The article was prepared within the project "Post-crisis world order:
challenges and technologies, competition and cooperation" supported by the grant from
Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation program for research
projects in priority areas of scientific and technological development (Agreement No.075-15-
2020-783).
For citation: Vernigora, A.A. Defense Industry of Türkiye as a Factor of Domestic and For-
eign Policy. USA & Canada: Economics, Politics, Culture.
2023;
53
(11):
42-51.
DOI: 10.31857/S2686673023110044
EDN: POMEZB
ВВЕДЕНИЕ
Развитие оборонно-промышленного комплекса является результатом сочета-
ния трёх факторов: внешнего окружения, внутренней мотивации и наличия до-
статочных финансовых ресурсов. Турция как государство, уделяющее особое
внимание безопасности (security conscious state) и находящееся вблизи сразу не-
скольких горячих точек, всегда испытывает потребность в новейших вооруже-
ниях. Являясь членом Организации Североатлантического договора (НАТО), Ан-
кара долгое время находилась в зависимости от поставок продукции оборонно-
промышленного комплекса. Особенно остро эта зависимость проявилась в ходе
Кипрского кризиса 1974 г., в результате которого Анкара оказалась под эмбарго
союзников.
Однако сегодня едва ли что-то напоминает о тех временах. Турецкий военно-
промышленный комплекс в последние годы стремительно развивается: его ком-
пании вот уже более десяти лет входят в список крупнейших мировых произво-
дителей вооружений, а экспорт продукции растёт с каждым годом и расширяет
свою географию.
Главной целью Анкары в сфере ОПК является удовлетворение растущего
спроса, в первую очередь, со стороны своих вооружённых сил: турецкие военные
присутствуют в Сирии, Ираке, Сомали, Судане, Катаре и других странах. Не ме-
нее актуальной проблемой безопасности является Рабочая партия Курдистана
(РПК), признанная в Турции экстремистской. Важность развития оборонно-про-
мышленного комплекса признаётся и на внутриполитической арене: Партия
справедливости и развития во главе с президентом Реджепом Тайипом Эрдога-
ном уделяет особое внимание достижениям в этой сфере, а будущее проектов ста-
новится предметом межпартийных дебатов.
Целью данной статьи является выявление роли оборонно-промышленного
комплекса Турции для внутри- и внешнеполитической динамики. Автор ана-
лизирует место национального ОПК в риторике правящих элит и предприни-
мает попытку сформулировать цели, которые они хотят достичь путём развития
этой сферы промышленности, а также оценивает результаты проведённой по-
литики.
43
В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 42-51 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВИВШИЕ ФОРМИРОВАНИЕ
НАЦИОНАЛЬНОГО ОПК
Усилия по национализации ОПК турецкое правительство начало активно
предпринимать после Кипрского конфликта. Тогда Анкара впервые столкнулась с
осознанием, что её национальные интересы не всегда соответствуют коллективным
в рамках НАТО. В результате эмбарго на поставку вооружений, введённого Кон-
грессом США, Турция недополучила военного оборудования стоимостью более
200 млн долл. США - практически 10% всего военного бюджета страны в 1975 г. [1].
В качестве ответной меры власти Турции закрыли военные объекты, используемые
США, лишив их возможности собирать разведданные против СССР.
Хотя в скором времени эмбарго было снято, для Турции это стало важным
уроком в вопросах планирования. Именно в этот период были заложены необхо-
димые механизмы, как административные, так и производственные: были со-
зданы современные крупнейшие предприятия [2]. Однако уровень инвестирова-
ния в НИОКР все ещё оставался на низком уровне. Турецкие производители ло-
кализовали иностранные технологии вместо того, чтобы создавать оригинальный
продукт, в результате чего проблема зависимости не решалась [Durmaz, 2014].
Проблемы поставок снова вернулись на повестку дня Турции уже в 1990-е
годы в связи с активизацией курдских объединений как внутри страны, так и у её
границ. В марте 1992 г. эмбарго ввела Германия - второй по объёмам поставок
партнёр Анкары, обвинив власти Турецкой Республики в использовании пере-
данного по линии НАТО оружия в юго-восточных регионах, где проживало курд-
ское население. Несмотря на то, что дипломатическими усилиями ограничения
были сняты уже в июне, турецкое правительство вновь пришло к выводу, что ли-
шиться доступа к зарубежным технологиям можно, даже если речь идёт о внут-
ренней безопасности и территориальной целостности государства. Примеча-
тельно, что уже в это время из-за особенностей ландшафта юго-восточных терри-
торий Турецкой Республики впервые возникает потребность в использовании
беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), сегодня являющихся локомотивом
экспорта турецкого ОПК.
Итак, к началу 2000-х годов Турция подошла с назревавшим кризисом в отно-
шениях с Североатлантическим блоком, очагом конфликтности у южных границ и
зависимостью от зарубежных поставок вооружений на 75% [Şahir, 2020].
ОПК И ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ И РАЗВИТИЯ:
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДИСКУРСА
Приход к власти Партии справедливости и развития в 2002 г. является серьёз-
ной вехой в развитии современного турецкого ОПК. Цель правящих элит - пре-
вратить Турцию из средней державы в «центральное государство» - требовала до-
стижения независимости в проведении своей политики, в том числе и в оборон-
ной промышленности. Но существенным препятствием на пути реализации этой
идеи была неблагоприятная экономическая ситуация в стране. Вдобавок к этому
ПСР пришла к власти с прозападной повесткой: в предвыборном манифесте пар-
тии акцентировалось внимание на стратегическом характере отношений с США
и намерении вступить в Европейский Союз (ЕС). В связи с этим вопрос о
44
Вернигора А.А. Оборонно-промышленный комплекс Турции как фактор внутренней и внешней политики
Vernigora, A.A. Defense Industry of Türkiye as a Factor of Domestic and Foreign Policy
национализации оборонной промышленности ещё не фигурировал в политиче-
ском дискурсе.
Однако уже в предвыборной программе 2007 г. вопросам модернизации ОПК
уделено заметно больше внимания. Эффективная экономическая политика, спо-
собствовавшая снижению уровня инфляции, увеличению объёмов производства и
экспорта, обеспечила страну необходимой внутренней стабильностью и стимули-
ровала разработку высокотехнологичной продукции, в том числе военного назна-
чения. Так, в манифесте 2007 г. развитие национального ОПК преподносилось как
предмет гордости. Успех иллюстрировал тот факт, что уровень обеспечения нужд
вооружённых сил (ВС) продукцией национального производства вырос с 25% в
2002 г. до 50% в 2007 г., а экспорт продукции ОПК составил 320 млн долл. [3].
В предвыборной программе ПСР 2011 г. отмечалась важность развития ОПК не
только для политики, но и для экономики страны. 90% работ по модернизации ВС
Турецкой Республики было реализовано усилиями национальных компаний, а ко-
личество прямых иностранных закупок сократилось на 10%. Здесь же закреплялось
намерение превратить турецкую продукцию ОПК в важную составляющую про-
мышленного экспорта к 2023 году [4].
Необходимость развития оборонной промышленности отмечала не только
ПСР, но и другие партии. Сторонниками технологической автаркии выступают
также Партия националистического движения (ПНД), оказывающая поддержку
ПСР с 2018 г. В частности, партия выступала за увеличение программ НИОКР и их
финансирования, а также поощрение инвестиций частного сектора в отрасль.
В ходе кампании перед всеобщими выборами 2023 г. вопрос дальнейшего раз-
вития национального ОПК стал отдельным предметом дискуссий. ПСР делала
ставку в том числе и на представление достижений оборонной промышленности в
качестве заслуги своей политики, что, по оценкам аналитиков, могло предоставить
2-4% дополнительных голосов. Накануне первого тура национальных выборов
президент Реджеп Тайип Эрдоган принимал участие в церемониях ввода в эксплу-
атацию крупнейшего универсального десантного корабля (УДК) TCG Anadolu, в
презентации национального истребителя пятого поколения TAI Kaan, передаче
национального танка Altay ВС Турции для испытаний и в демонстрационных по-
лётах новых моделей БПЛА Bayraktar TB3 и Kızılelma. Согласно опросу независимого
агентства Areda, около 72% респондентов удовлетворены результатами развития
ОПК. В то же время 58% опрошенных считали, что развитие в этой сфере может
замедлиться при смене власти [5]. Большой резонанс в обществе вызвало заявление
кандидата в президенты от оппозиционной Национально-республиканской пар-
тии (НРП) Кемаля Кылычдароглу о возможном сотрудничестве с американской
компанией Sierra Nevada Corporation в целях развития аэрокосмической программы
на базе аэропорта имени Ататюрка [6]. При этом ранее оборонная промышлен-
ность никак не фигурировала в предвыборной кампании НРП. В партийных доку-
ментах фигурирует лишь общее стремление развивать НИОКР путём стимулиро-
вания финансирования, создания технологических парков, укрепления сотрудни-
чества между предприятиями и университетами и государственно-частного парт-
нёрства. Учитывая то, что важность развития оборонной промышленности акцен-
тировалась основателем партии и «отцом» турецкой государственности Мустафой
Кемалем Ататюрком, в глазах общественности ПСР становится более последова-
тельным продолжателем кемалистских традиций.
ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА И РОСТ ПОПУЛЯРНОСТИ ОПК
45
В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 42-51 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Политика ПСР, помимо всего прочего, также была направлена на формирование
турецкой идентичности и примирение с историческим прошлым периода Османской
империи. В первые годы существования Турецкой Республики Ататюрк заложил идею
вестернизации в качестве одного из принципов государственной политики. Развитие
по западному образцу считалось единственно верным путём к прогрессу, в то время
как политика периода империи считалась неэффективной. Попытка пересмотра этой
идеи Партией справедливости и развития привела к распространению идеи о ревизи-
онистском «неоосманизме» как основе турецкого внешнеполитического курса. В дей-
ствительности же это была попытка конструирования объединяющей идентичности,
что могло бы гарантировать правящей партии широкую поддержку населения. Идея
Османской империи представляет собой безопасное сосуществование представителей
разных конфессий, этносов и идеологических течений [Taşpınar, 2011]. С целью про-
движения этой идеи правящая партия взяла курс на популяризацию османской исто-
рии [Жигульская, 2021]. В связи с этим развитие турецкой оборонной промышленно-
сти также приобретает идеологическую направленность: развитый национальный
ОПК ассоциируется с величием Османской Порты.
Другим внутриполитическим фактором, являющимся драйвером развития оборон-
ной промышленности, можно назвать рост националистических настроений в обществе.
Неудовлетворенность политикой западных институтов, в частности НАТО, провоцирует
спрос на самостоятельный курс во внешней политике для защиты собственных интересов
[7]. В связи с этим символический характер приобретает тот факт, что на уже упомянутой
церемонии ввода в эксплуатацию УДК TCG Anadolu президента Р.Т. Эрдогана сопровож-
дали его партнёры по Народному альянсу - представители правых партий [8].
Рост националистических настроений стал особенно заметным после попытки
военного переворота 15 июля 2016 г. В результате чисток в рядах военных и госслу-
жащих своих должностей лишились порядка 280 пилотов ВВС Турции [9]. Явный
дефицит кадров спровоцировал поиск альтернативных методов ведения боевых
действий в воздухе. Выходом стало широкое производство беспилотных летатель-
ных аппаратов: в то время как подготовка пилотов занимает четыре года, подго-
товка операторов БПЛА - всего девять месяцев. Также исключение Анкары из аме-
риканского проекта F-35 привело к тому, что УДК TCG Anadolu было решено осна-
щать беспилотниками новой серии Bayraktar TB3 со складным крылом, однако пока
не ясно, как скоро этот план будет реализован.
ЭКОНОМИКА ТУРЕЦКОГО ОПК
Турция относится к так называемым производителям «второго эшелона» [Ев-
тодьева, 2021] или развивающимся поставщикам мирового рынка вооружений
(emerging suppliers of the global arms industry) по классификации Стокгольмского ин-
ститута исследования проблем мира (СИПРИ). Если в 2011-2015 гг. она занимала
17-е место в списке мировых экспортеров, то в 2016-2020 гг., страна поднялась на
13-ю строчку рейтинга, увеличив свою долю на глобальном рынке на 0,1%, а
объём экспорта - на 30% [Веземан и др., 2022]. В 2019 г. Турецкая Республика за-
няла второе место в списке быстрорастущих поставщиков вооружений, уступив
лишь Объединённым Арабским Эмиратам [Wezeman, 2020].
В стратегическом плане по развитию международного сотрудничества и экс-
порта на 2017-2021 гг., подготовленном Управлением по оборонной промышленно-
сти, отмечается, что высокие темпы развития турецкого ОПК спровоцировали
46
Вернигора А.А. Оборонно-промышленный комплекс Турции как фактор внутренней и внешней политики
Vernigora, A.A. Defense Industry of Türkiye as a Factor of Domestic and Foreign Policy
высокий спрос на продукцию как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Вариатив-
ность форм кооперации, которые включают в себя не только экспортные контракты,
но и совместное производство, передачу технологий и совместное инвестирование
также привлекает иностранных партнёров [SSB, 2016]. Оборонная промышленность,
таким образом, стала одной из отраслей, привлекающих необходимые финансовые
ресурсы из-за рубежа, поскольку турецкая экономика всё ещё сильно зависит от пря-
мых иностранных инвестиций. В то же время это сказывается на серьёзном недофи-
нансировании НИОКР: в 2020 г. расходы на исследования и разработки составили
всего 1,13% ВВП страны [10]. Вместо того чтобы стимулировать разработку собствен-
ных технологий, Анкара продолжает прибегать к помощи иностранных компаний,
что не решает вопроса зависимости.
Стратегический план 2019-2023 гг. ставит амбициозную цель перед оборонной
промышленностью - достичь экспортных показателей в 10,2 млрд долл. В 2022 г.
экспорт продукции составил 4,4 млрд долл. [11], что приравнивается к 1,73% всего
объёма вывезенной продукции (254,2 млрд долл.), занимая лишь 15-е место по объ-
ёмам [12]. Эксперты отмечают, что рост показателей в большей части обеспечили
продажи беспилотных летательных аппаратов. Самый известный производитель
турецких беспилотников компания “Baykar” в 2022 г. отчиталась о выручке, 98% ко-
торой составил экспорт. Позднее этот показатель увеличился до 99,3%.
С ростом производства растёт и число предприятий, задействованных в разра-
ботке продукции. За последние 20 лет количество национальных субподрядчиков
увеличилось с 56 до более 1500. Сумма проектов в разработке достигла 60 млрд
долл. и, по прогнозам бывшего главы управления оборонной промышленности Ис-
маила Демира, должна достичь 75 млрд долл. в ближайшем будущем [Demir, 2020].
Производство вооружений в то же время позволяет расширять географию
внешнеэкономических связей и достигать на новых рынках прорывных успехов
из-за высокой стоимости продукции при её ограниченном количестве. Одним из
примеров может служить программа, запущенная в 2019 г. «Азия снова» (Yeniden
Asya), направленная на укрепление торгово-экономических связей со странами
региона. Выход Турции на рынки региона, в частности Восточной и Юго-Восточ-
ной Азии, затруднён по ряду причин, ключевыми из которых выступают высокая
конкуренция с товарами китайского и индийского производства, а также транс-
портная недоступность. Продажа высокотехнологичной продукции, в частности
бронированных автомобилей, БПЛА, ударных вертолётов, танков и фрегатов,
позволяет многократно увеличивать экспортные показатели. Например, экспорт-
ный потенциал с Индонезией за 2021-2022 гг. увеличился на 361,3%, c Малайзией
- на 34,7% за тот же период. Экспорт в Филиппинскую Республику увеличился на
209% за счёт покупки шести вертолётов АТАК за 280 млн долларов [13].
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Развитие собственного ОПК способствовало активизации деятельности Турецкой
Республики на международной арене. Несмотря на экономические проблемы внутри
страны, внешнеполитический курс Турции становится всё более наступательным.
Правительство перестало полагаться лишь на дипломатические методы и «мягкую
силу». Собственные технологии позволяли ей проводить самостоятельные операции
на севере Сирии и Ирака, в Ливии, на Южном Кавказе. Активная работа по модерни-
зации военно-морских сил вернула в турецкий политический дискурс доктрину «Го-
лубой родины» (Mavi Vatan), разработанную адмиралом Джемом Гюрденизом ещё в
47
В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 42-51 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
2006 г. [Denizeau, 2021]. В 2019 г. это же название носили крупнейшие в истории респуб-
лики учения, проводившиеся в акваториях сразу трёх морей: Чёрного, Эгейского и
Средиземного [14]. Продукцию турецкого ОПК активно приобретают государства
Африканского континента: Буркина-Фасо, Того, Нигер, Нигерия, Эфиопия, Марокко,
Тунис, Руанда. Вместе с поставкой техники Анкара успешно реализует свои внешне-
политические цели. Например, подписанию соглашения о военно-техническом со-
трудничестве с Эфиопией предшествовала передача 11 школ в Аддис-Абебе, связан-
ных с FETÖ, признанной в Турции террористической организацией, в ведение прави-
тельственного фонда «Маариф» [15].
Так называемая «дипломатия дронов» (drone diplomacy) способствовала укрепле-
нию отношений со странами Центральной Азии: Казахстан стал первым государ-
ством, имеющим право производить БПЛА TAI ANKA на своей территории, а Кыр-
гызстан первым решил использовать сразу четыре различных вида беспилотников,
производимых Турцией (Bayraktar TB2, Aksungur, Akıncı и Anka) [16]. В то же время в
регионе создаются условия для «гонки вооружений»: МИД Кыргызстана заявил о
приобретении Таджикистаном Bayraktar TB2, хотя официально эту информацию не
подтвердила ни турецкая, ни таджикская сторона [17]. Пока известно о производстве
иранских беспилотников Ababil-2 в Душанбе. Аналогичным образом крупные по-
ставки БПЛА в Азербайджан накануне Второй карабахской войны 2020 г., с одной
стороны, спровоцировали рост спроса по всему миру, но с другой - вынудили Арме-
нию искать поставщиков аналогичных вооружений уже после военной кампании.
Попытки вести деловую активность в сфере ОПК в отрыве от политики, однако,
не находят поддержки у потенциальных партнёров. Соглашение о строительстве
корветов для ВМС Пакистана сорвало планы на сотрудничество в этой же сфере с
Индией [18]. Аналогично, Сербия отказалась от своих планов приобрести турецкие
БПЛА после того, как Анкара заключила соглашение с Косово [19].
К сожалению, несмотря на существенный прогресс в локализации производ-
ства (по последним заявлениям, её уровень составлял 80%), большая часть заяв-
ленных «национальных» разработок всё ещё нуждается в зарубежных запчастях.
Главной проблемой остаётся производство двигателей. Это стало причиной за-
держки в строительстве национального танка Altay: в связи с эмбарго, введённым
Германией в 2019 г. после проведения Анкарой операции «Источник мира» про-
тив отрядов РПК на севере Сирии, производство было фактически заморожено.
Лишь в 2021 г. соглашение на поставку двигателя и трансмиссии было достигнуто
с компаниями из Южной Кореи Doosan Infacore и S&T Dynamics Co [20]. В то же
время вместе с поиском новых поставщиков расширяется география военно-тех-
нического сотрудничества Турции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В период правления Партии справедливости и развития турецкий ОПК дей-
ствительно начал стремительно развиваться, несмотря на то что предпосылки к
этому сложились почти полвека назад. Вместе с оперативными задачами (удовле-
творение нужд вооружённых сил и борьба с внешними угрозами) политика в сфере
оборонной промышленности также преследует идеологические цели. Достижения
в этой сфере ассоциируются с эффективной политикой правящей Партии справед-
ливости и развития не только на национальном, но и на международном уровне, в
связи с чем продукция пользуется высоким спросом в регионах Ближнего Востока,
Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии.
48
Вернигора А.А. Оборонно-промышленный комплекс Турции как фактор внутренней и внешней политики
Vernigora, A.A. Defense Industry of Türkiye as a Factor of Domestic and Foreign Policy
Однако реальное влияние ОПК на развитие национальной экономики на данный
момент преувеличено, хотя у этой сферы промышленности и есть большой потенциал.
Активная маркетинговая кампания в совокупности с административным ресурсом про-
воцирует рост спроса. Слабым местом турецкого оборонно- промышленного комплекса,
помимо сохранившейся зависимости от иностранных технологий и недофинансиро-
ванности НИОКР, также является нехватка квалифицированных кадров. Многие специ-
алисты, покинувшие Турцию, среди причин миграции отмечают низкую заработную
плату и дискриминацию по политическим причинам; подавляющее большинство из
них составляют молодые профессионалы в возрасте до 40 лет [21]. Несмотря на существу-
ющие проблемы внутри сектора, правительству, тем не менее, удаётся реализовывать по-
ставленные цели по локализации производства и увеличению объёмов экспорта продук-
ции. Дальнейшее развитие сектора прямо зависит от развития экономики страны.
Вместе с тем, турецкий ОПК дополняет дипломатические усилия Анкары на между-
народной арене. Во многом благодаря успехам в развитии отрасли внешнеполитический
курс страны стал более автономным, что порождает обвинения в экспансионизме. Тем не
менее алармизм в большинстве случаев связан с успешной маркетинговой стратегией,
нежели с реальными результатами. Продукция турецкого производства стала доступной
альтернативой для экономически менее развитых стран, однако их покупательная способ-
ность не позволяет установить постоянные цепочки поставок.
После всеобщих выборов в Турции в мае 2023 г. власть сохранилась за действую-
щим президентом. И сохранение текущей политики в сфере ОПК однозначно при-
ведёт к увеличению количества проектов и экспортных контрактов.
ИСТОЧНИКИ
1.
Turkey Military Spending/Defense Budget 1960-2023. Macrotrends. Available at:
budget (accessed 13.07.2023).
2.
Turks Unveil Cyprus Plan in Move to End U.S. Embargo. The Washington Post.
14.04.1978.
Available
at:
3.
22 Temmuz 2007 Genel Seçimleri Seçim Beyannamesi. AK Parti. Avaılable at:
4.
12 Haziran 2011 Genel Seçimleri Seçim Beyannamesi. AK Parti. Available at:
5.
Areda
Survey.
25.05.2023.
Twitter.
Available
at:
6.
Kılıçdaroğlu'ndan Haluk Bayraktar'a 'Atatürk Havalimanı' tepkisi: 'Bu kadar
siyasallaşmayın...'
Cumhuriyet.
28.04.2023.
Available
at:
7.
Majority of Turkish People Do Not Trust NATO: Survey. Daily Sabah. 10.06.2021.
49
В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 42-51 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
8.
TCG Anadolu: Türkiye’s largest warship and world’s first drone carrier. TRTWorld.
9.
280 pilottan 100’ü tutuklu 180’i itirafçı. Hürriyet. 05.02.2017. Available at: https://www.hurri-
10. Research and development expenditure (% of GDP) - Türkiye. The World Bank.
(accessed 13.07.2023).
11. Turkish defense exports pass $4 billion in 2022, says procurement boss. DefenseNews.
12. Turkish Defense and Aerospace Broke Its Export Record with $4.4 Billion. MSI Defense
13. Türkiye-Philippines Economic and Trade Relations. Republic of Türkiye. Ministry of
14. В Турции начались крупнейшие в ее истории военно-морские учение «Голубая
15. Drone sale to Ethiopia could jeopardize Turkey-Egypt dialogue. Al-Monitor.
16. Kyrgyzstan Says It Purchased 4 Different Combat Drones From Türkiye. Daily Sa-
17. Киргизия обсудит с Турцией продажу дронов bayraktar Таджикистану. РБК.
(accessed 13.07.2023).
18. Turkey’s ties to Pakistan may sink Indian Navy supply ship deal. The Week.
19. Sırp Lider Vucic: Bayraktar TB2 almayı reddettik. SavunmaSanayiST. 25.04.2023.
20. At long last, Turkey’s Altay tank finds an engine from South Korea. DefenseNews.
21. Turkish ‘brain drain’: Why are defense industry officials ditching their jobs in
Turkey
for
work
abroad?
Avaılable
at:
(accessed
13.07.2023).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Веземан С., Куимова А., Веземан П. События, связанные с поставщиками основных
видов обычный вооружений в 2016-2020 гг. Ежегодник SIPRI 2021: вооружения,
разоружение и международная безопасность. М.: ИМЭМО РАН, 2022. 964 с.
50
Вернигора А.А. Оборонно-промышленный комплекс Турции как фактор внутренней и внешней политики
Vernigora, A.A. Defense Industry of Türkiye as a Factor of Domestic and Foreign Policy
Евтодьева М.Г., Крамник И.А., Стефанович Д.В. Военно-техническое
сотрудничество стран Юго-Восточной Азии. / Отв. ред. М.Г. Евтодьева. М.: ИМЭМО
РАН, 2021. 147 с. DOI: 10.20542/978-5-9535-0601-3
Жигульская Д.В. Неоосманская ностальгия в современной Турции. Восток (Ori-
ens). 2021. №4. С. 118-127. DOI: 10.31857/S086919080013926-5
REFERENCES
Demir, İ. (2020). Transformation of the Turkish Defense Industry: The Story and Ra-
tionale of the Great Rise, Insight Türkiye, 22(3): 17-40.
Denizeau, A. “Mavi Vatan, the ‘Blue Homeland’: The Origins, Influences and Limits of
an Ambitious Doctrine for Turkey”, Études de l’Ifri, Ifri, April 2021.
Durmaz, M. The U.S. Embargo of 1975-1978 and Its Effects on the Development of the
Turkish Defense Industry. Monterey Naval Postgraduate School, 2014. 93 p.
Yevtodyeva, M.G., Kramnik, I.A., Stefanovich, D.V. Military-Technical Cooperation of
Southeast Asian States / Yevtodyeva, M.G., ed. - Moscow: IMEMO RAS, 2021. 147 p. DOI:
10.20542/978-5-9535-0601-3
SSB (Savunma Sanayii Bakanlığı). Uluslararası İşbirliği ve İhracat Stratejik Planı 2017-2021, 2016.
Şahir, M. Explaining the Expansion of Turkey’s Arms Industry. Istanbul: Boğaziçi
University Press, 2020. 123 p.
Taşpınar, Ö. Three Strategic Visions of Turkey. US-Europe Analysis Series. March 8, 2011. Number
Wezeman, P., Béraud-Sudreau, L., Lopes da Silva, D., Kuimova, A. Emerging Suppliers
in the Global Arms Trade. Sipri Insights on Peace and Security. 2020, No. 13. Available at:
Wezeman, T., Kuimova, A., Wezeman, P. Developments among the suppliers of major
arms, 2016-2020. SIPRI Yearbook 2021: Armaments, Disarmament and International Secu-
rity. M.: IMEMO RAS, 2022. 964 p.
Zhigulskaya, D.V. Neo-Ottoman Nostalgia in Contemporary Turkey. Vostok (Oriens).
2021. No. 4. P. 118-127. DOI: 10.31857/S086919080013926-5
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ВЕРНИГОРА Алина Андреевна,
Alina A. VERNIGORA, Junior Re-
младший научный сотрудник Центра
searcher, Center for Strategic Planning
изучения стратегического планирова-
Studies, Primakov National Research In-
ния, Национальный исследователь-
stitute of World Economy and Interna-
ский институт мировой экономики и
tional Relations, Russian Academy of
международных отношений имени
Sciences.
Е. М. Примакова (ИМЭМО РАН).
23, Profsoyuznaya St., Moscow, 117997,
Российская
Федерация,
117997,
Russian Federation.
Москва, ул. Профсоюзная, д. 23.
Статья поступила в редакцию 17.07.2023 / Received 17.07.2023.
Поступила после рецензирования 03.08.2023 / Revised 03.08.2023.
Статья принята к публикации 05.08.2023 / Accepted 05.08.2023.
51