Химия твердого топлива, 2023, № 2-3, стр. 54-58

ИЗМЕНЕНИЕ СОСТАВА ТЯЖЕЛОЙ НЕФТИ И СТРУКТУРЫ АСФАЛЬТЕНОВ ПРИ ОБРАБОТКЕ ИЗОПРОПИЛОВЫМ СПИРТОМ

Д. С. Корнеев 1*, Е. М. Осницкий 1**, Н. Г. Воронецкая 2***, Г. С. Певнева 2****, Л. С. Клименко 2*****

1 Югорский государственный университет
628012 Ханты-Мансийск, Россия

2 ФГБУН Институт химии нефти СО РАН (ИХН СО РАН)
634021 Томск, Россия

* E-mail: korneevds90@mail.ru
** E-mail: evg.osn@gmail.com
*** E-mail: voronetskaya@ipc.tsc.ru
**** E-mail: pevneva@ipc.tsc.ru
***** E-mail: l_klimenko@ugrasu.ru

Поступила в редакцию 28.10.2022
После доработки 08.11.2022
Принята к публикации 07.12.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

Изучены процессы взаимодействия компонентов тяжелой нефти Зюзеевского месторождения (республика Татарстан) и изопропилового спирта (ИПС) при температурах 25, 65 и 100°С. Установлено, что температурный режим влияет на плотность, состав и структурно-групповые характеристики продуктов взаимодействия нефти и ИПС. С увеличением температуры процесса до 100°С плотность образующихся продуктов возрастает на 4 мас. % (с 0.885 до 0.924 г/см3), при этом содержание смолисто-асфальтеновых веществ повышается также на 4 мас. %. Методом ИК-спектроскопии показано, что при обработке нефти изопропанолом при температурах 65–100°С в структуре асфальтенов существенно возрастает условное содержание парафиновых фрагментов, а коэффициент разветвленности увеличивается в 3 раза по сравнению с исходными асфальтенами. Наблюдаемые изменения обусловлены встраиванием изопропильных фрагментов в структуру асфальтеновых молекул при обработке тяжелой нефти ИПС.

Ключевые слова: асфальтены, тяжелая нефть, изопропиловый спирт, ИК-спектроскопия

ВВЕДЕНИЕ

Высокое содержание асфальтенов в тяжелых нефтях затрудняет их добычу, транспортировку и переработку. Характерными особенностями макромолекул асфальтенов являются: преобладание конденсированных ароматических структур над алифатической периферией, наличие различных функциональных групп и гетероатомов [1]. Это приводит к агрегации и седиментации асфальтенов в нефтяных дисперсных системах при изменении внешних условий. Образование асфальтеновых частиц в технологическом оборудовании препятствует эффективной добыче и транспортировке нефтяных флюидов [2, 3].

Коллоидные частицы асфальтенов образуются за счет π-π-стэкинг-взаимодействий между ароматическими системами их молекул, кислотно-основных взаимодействий, образования водородных связей, образования координационных комплексов металлов и т.п. [4]. Для ингибирования агрегации молекул асфальтенов в реальных нефтяных системах принято использовать различные амфифильные химические агенты, механизм действия которых подобен механизму действия поверхностно-активных веществ [5, 6]. Также активно развивается альтернативный подход к предотвращению агрегации асфальтенов, основанный на химической модификации их макромолекул. В зависимости от способа преобразования асфальтенов и химической природы реагента предполагается изменять полярность асфальтеновых молекул, повышать их растворимость в низших алканах, увеличивать алкильное обрамление для создания дополнительных стерических препятствий, что в совокупности позволит снизить влияние межмолекулярных взаимодействий и, следовательно, склонность асфальтенов к агрегации. Например, для подавления седиментации асфальтены подвергались реакциям фосфорилирования и фосфопропоксилирования [7]. Установлено, что добавление модифицированных асфальтенов в нефтяную дисперсную систему улучшает ее агрегативную устойчивость и способствует повышению конверсии сырья на 9–10% в процессе каталитического гидрокрекинга. Изучаются реакции алкилирования асфальтенов [8, 9], основная цель которых заключается в превращении асфальтенов в мальтены (растворимые в н-алканах) в результате введения длинных алкильных заместителей и частичного разрушения ароматических и гетерофункциональных фрагментов. Полученные результаты показывают, что в силу сложной химической природы асфальтенов в алкилировании могут участвовать практически все компоненты реакционной смеси (катализаторы, растворители и т.д.), что часто вызывает хаотичные и нежелательные превращения асфальтенов. Таким образом, химическая трансформация нефтяных асфальтенов с изменением их состава, структуры и физико-химических свойств является перспективным, но недостаточно изученным направлением исследований.

Цель данной работы – изучение влияния обработки тяжелой нефти изопропиловым спиртом на ее состав и структурные параметры асфальтеновых веществ.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Объектами исследования являются: тяжелая высокосернистая нефть Зюзеевского месторождения (республика Татарстан), а также асфальтены, выделенные до и после обработки данной нефти изопропиловым спиртом (ИПС). Характеристики исходной нефти приведены в табл. 1, 2.

Таблица 1.

Состав тяжелой нефти Зюзеевского месторождения

Вещественный состав, мас. % Элементный состав, мас. %
масла смолы асфальтены C H N S O
67.31 22.33 10.36 81.67 12.38 0.79 4.01 1.15
Таблица 2.

Физико-химические параметры нефти Зюзеевского месторождения

Фракционный состав об. % Плотность при 20°С, г/см3 Вязкость при 20°C, мм2
н. к.–200°C 200–360°C >360°C
11.9 17.3 70.8 0.943 742.9

Обработка нефти изопропанолом проводилась при температурах 25, 65, 100°С с использованием масляной бани для термостатирования смеси. Масса навески нефти составляла 10 г. ИПС (ХЧ) добавлялся к нефти в количестве 20% от массы навески нефти. Продолжительность обработки нефти спиртом составляла 8 ч. Для учета влияния температуры на состав и свойства тяжелой нефти была проведена серия “холостых” экспериментов при температурах 25, 65, 100°С в течение 8 ч без добавления в нефтяную систему ИПС. Также был проведен “нулевой” эксперимент, в рамках которого к навеске нефти добавлено 20 мас. % спирта, проведена гомогенизация смеси, после чего сразу же проводился анализ ее состава и свойств без выдерживания в течение 8 ч.

После гомогенизации смеси нефть-изопропанол извлечение спирта из системы методом вакуумной перегонки не представляется возможным.

Плотность исходной нефти и продуктов ее взаимодействия с ИПС определялась с использованием цифрового плотномера METTLER TOLEDO Density meter Excellence D6 при температуре 20°С.

Определение вещественного состава исследуемых образцов проводилось по стандартной методике путем добавления к навеске нефтяной системы (3 г) н-гексана в массовом соотношении 40 : 1 для осаждения асфальтенов. Осаждение проводилось в течение 24 ч, после чего асфальтены отделялись от мальтенов фильтрованием (фильтр “Синяя лента”). Фильтр с асфальтеновым осадком очищался н-гексаном от мальтенов в аппарате Сокслета в течение 18 ч. После этого асфальтены извлекались с фильтра хлороформом в аппарате Сокслета, затем растворитель упаривался и асфальтены сушились до постоянного веса при температуре 50°С.

Мальтены после фильтрации и очистки асфальтенов объединялись и освобождались от растворителя (н-гексан) на роторном испарителе. Мальтены наносились на силикагель (АСКГ фр. 0.2–0.5 мм) в аппарате Сокслета и методом жидкостной адсорбционной хроматографии разделялись на масла и смолы. Масла элюировались н-гексаном, смолы – смесью этанол-бензол в соотношении 1: 1, после чего из образцов упаривался растворитель, и они сушились до постоянного веса. Масла сушились на воздухе, смолы – в сушильном шкафу при температуре 50°С.

Для “холостых” экспериментов по нагреванию исходной нефти без ИПС расчет процентного содержания асфальтенов и смол проводился относительно массы навески образца. Для продуктов взаимодействия нефти и ИПС расчет содержания компонентов относительно массы навески смеси дает заниженные результаты, при этом фиксируются потери близкие к содержанию спирта в смеси (около 20%). Это свидетельствует о том, что на стадии разделения продуктов взаимодействия нефти и изопропанола основная часть спирта испаряется. В связи с этим для получения адекватных данных по составу образцов, масса навески смеси пересчитывалась на массу содержания нефти в смеси, путем умножения массы навески смеси на 0.8.

Доверительный интервал значений по содержанию асфальтенов и смол в образцах не превышает ±0.15 и 0.30 мас. % соответственно.

ИК-спектры асфальтенов регистрировались с использованием ИК-Фурье-спектрометра ФТ-801 (“СИМЕКС”). Для анализа применялась приставка PRIZE в режиме регистрации спектров двойного прохождения излучения через микрообразец, раскатанный на зеркальной подложке. Обработка спектров проводилась в прилагаемом к оборудованию программном обеспечении.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Идея исследования основана на том, что в структуре смолисто-асфальтеновых веществ нефти присутствует значительное количество различных функциональных групп, в том числе карбоксильных, которые обеспечивают образование межмолекулярных взаимодействий при агрегации асфальтенов. В связи с этим предполагается, что при взаимодействии компонентов нефти с ИПС в структуру асфальтенов возможно встраивание алкильных и алкоксильных фрагментов, которые способны повышать агрегативную стабильность асфальтенов, предотвращая тем самым их агрегацию. Использование различных катализаторов для обеспечения взаимодействия компонентов нефти и ИПС не представлялось возможным в связи с высокой реакционной способностью большинства каталитических агентов по отношению к высокомолекулярным компонентам нефти. При этом предполагалось, что в силу сложной молекулярной структуры смолисто-асфальтеновых веществ возможен эффект автокатализа, способствующий эффективному взаимодействию асфальтенов с ИПС. Также учитывалось и то, что асфальтены тяжелых нефтей обладают достаточно низкой термической стабильностью и способны деструктировать при температурах 100–150°С [10], что может инициировать и повысить эффективность их взаимодействия с ИПС.

По данным табл. 3 видно, что термическая обработка исходной нефти в диапазоне температур 25–100°С не оказывает значительного влияния на ее плотность и вещественный состав.

Таблица 3.

Влияние температурной обработки на состав и плотность исходной нефти

Температура нагрева, °С Плотность при 20°С, г/см3 Вещественный состав, мас. %
асфальтены смолы масла
25 0.943 10.36 22.33 67.31
65 0.944 10.29 22.51 67.20
100 0.944 10.32 22.81 66.98

Однако анализ результатов состава образцов нефти после температурной обработки указывает на слабовыраженную тенденцию увеличения содержания смолистых веществ и снижение выхода масел при повышении температуры нагрева нефти. Это может быть связано с описанной выше способностью высокомолекулярных компонентов тяжелых нефтей к термической деструкции при относительно низких температурах с преобразованием их состава и структуры.

Иная картина наблюдается при оценке влияния обработки нефти изопропанолом на плотность и состав образующихся продуктов. Так, с увеличением температуры процесса до 100°С плотность смеси нефть-изопропанол возрастает с 0.885 до 0.924 г/см3 (табл. 4). Причем обработка нефти ИПС при 25°С в течение 8 ч не влияет на плотность продукта, тогда как при повышении температуры наблюдаются значительные изменения.

Таблица 4.

Влияние ИПС на состав и плотность исходной нефти при различных температурах

Температура и продолжи-тельность обработки Плотность при 20°С, г/см3 Вещественный состав, мас. %
асфальтены смолы масла
25°С (0 ч) 0.885 10.53 22.34 67.13
25°С (8 ч) 0.885 10.75 22.73 66.52
65°С (8 ч) 0.901 10.54 24.06 65.40
100°С (8 ч) 0.924 11.34 25.56 63.10
Таблица 5.

Изменение структурных параметров асфальтенов при обработке нефти ИПС

Образец Спектральный коэффициент
D1610/D1465 D725/D1465 D1380/D1465
Аисх 0.98 0.62 0.32
А0 1.02 0.53 0.32
А25 1.01 0.98 0.29
А65 0.98 1.59 0.84
А100 0.97 2.19 0.93

Изменение плотности коррелирует с изменением состава продуктов обработки нефти изопропанолом. При 25°С не наблюдается значительных изменений состава нефтяной системы, однако с повышением температуры до 100°С содержание асфальтенов и смол возрастает практически на 1 и 3 мас. % соответственно. При этом ключевые изменения состава происходят при температурах 65–100°С. Так, в продуктах взаимодействия нефти и ИПС при 65°С впервые наблюдается возрастание количества смолистых веществ на 1.3 мас. % относительно исходной нефти, тогда как концентрация асфальтенов остается на прежнем уровне. С повышением температуры процесса до 100°С количество смол дополнительно возрастает на 1.5 мас. %, а содержание асфальтенов увеличивается практически на 1 мас. %. По всей видимости, в температурном диапазоне 65–100°С происходит наиболее активное взаимодействие нефти с ИПС, приводящее к значительному увеличению содержания в системе высокомолекулярных компонентов. Это может быть обусловлено: 1) встраиванием в структуру смол и асфальтенов изопропильных фрагментов с увеличением их средней молекулярной массы и, следовательно, повышением массовой доли в системе; 2) трансформацией масляных компонентов в высокомолекулярные соединения под действием изопропилового спирта.

Для оценки изменения параметров молекулярной структуры асфальтенов в процессе обработки нефти ИПС использовался метод ИК-спектроскопии. На рис. 1 представлены ИК-спектры асфальтенов, выделенных из исходной нефти (Аисх), из смеси нефть-изопропанол сразу после гомогенизации (А0), из продуктов обработки нефти ИПС при температурах 25 (А25), 65 (А65), 100°С (А100) соответственно. Спектры имеют типичный вид нефтяных асфальтенов и в основном схожи между собой. Однако в области 1600–400 см–1 наблюдаются некоторые различия, характеризующие изменения молекулярной структуры асфальтенов.

Рис. 1.

ИК-спектры асфальтенов до и после обработки нефти ИПС при различных температурах.

На основании результатов обработки ИК-спектров были рассчитаны спектральные коэффициенты, подтверждающие закономерности изменения структуры асфальтеновых молекул: D1610/D1465 – условное содержание ароматических структур; D725/D1465 – условное содержание парафиновых структур; D1380/D1465 – коэффициент разветвленности (условное содержание СН3-групп). По данным табл. 2 видно, что при температурах обработки нефти ИПС 25–65°С структурные параметры асфальтенов изменяются незначительно, что соответствует данным по плотности и составу продуктов взаимодействия нефти и спирта в данном интервале температур. С повышением температуры процесса до 100°С в структуре асфальтенов существенно возрастает условное содержание парафиновых фрагментов, а коэффициент разветвленности увеличивается в 3 раза по сравнению с исходными асфальтенами. При этом условное содержание ароматических структур практически не меняется.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в процессе обработки тяжелой нефти изопропиловым спиртом при температурах 65–100°С происходят химические превращения, связанные со встраиванием алкильных и алкоксильных фрагментов в структуру асфальтеновых молекул. Таким образом установлено, что изопропиловый спирт является алкилирующим реагентом для нефтяных асфальтенов при температурах 65–100°С.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования показано, что термическая обработка тяжелой нефти в диапазоне температур 25–100°С в течение 8 ч без добавления ИПС не оказывает влияния на ее состав и плотность. При термической обработке нефти в присутствии изопропанола в течение 8 ч с увеличением температуры процесса с 25 до 100°С плотность образующихся продуктов возрастает с 0.885 до 0.924 г/см3. Это сопровождается повышением содержания асфальтенов и смол в продуктах взаимодействия нефти и ИПС практически на 1 и 3 мас. % соответственно. При этом ключевые изменения состава и свойств нефтяной системы происходят в диапазоне 65–100°С.

Установлено, что при обработке нефти изопропанолом при температурах 65–100°С в структуре асфальтенов существенно возрастает условное содержание парафиновых фрагментов, а коэффициент разветвленности увеличивается в 3 раза по сравнению с исходными асфальтенами. При этом условное содержание ароматических структур практически не меняется. Полученные данные доказывают протекание химических реакций между молекулами асфальтенов и ИПС, представляющие собой встраивание алкильных (изопропильных) фрагментов в структуру асфальтенов.

Список литературы

  1. Shuler B., Meyer G., Pena D., Mullins O. C., Gross L. // J. Amer. Chem. Soc. 2015. V. 137. No. 31. P. 9870. https://doi.org/10.1021/jacs.5b04056

  2. Ганеева Ю.М., Юсупова Т.Н., Романов Г.В. // Успехи химии. 2011. Т. 80. № 10. С. 1034. [Russ. Chem. Rev, 2011, vol. 80, no. 10, p. 993. https://doi.org/10.1070/RC2011v080nl0ABEH004174].

  3. Rogel E., Ovalles C., Moir M. // Energy Fuels. 2010. Vol. 24. No. 8. P. 4369. https://doi.org/10.1021/ef100478y

  4. Gray M.R., Tykwinski R.R., Stryker J.M., Tan X. // Energy Fuels. 2011. Vol. 25. No. 7. P. 3125. https://doi.org/10.1021/ef200654p

  5. Lin Y.-J., He P., Tavakkoli M., Mathew N.T., Fatt Y.Y., Chail J.C., Goharzadeh A., Vargas F.M., Biswal S.L. // Energy Fuels. 2017. Vol. 31. No. 11. P. 11660. https://doi.org/10.1021/acs.energyfuels.7b01827

  6. Rogel E. // Energy Fuels. 2011. Vol. 25. No. 2. P. 472. https://doi.org/10.1021/ef100912b

  7. Ovalles C., Rogel E., Morazan H., Moir M.E. // Fuel. 2016. Vol. 180. P. 20. https://doi.org/10.1016/j.fuel.2016.03.084

  8. Cagniant D., Nosyrev I., Cebolla V., Vela J., Membrado L., Gruber R. // Fuel. 2001. Vol. 80. P. 107. https://doi.org/10.1016/S0016-2361(00)00041-7

  9. Prado G H.C., de Klerk A. // Energy Fuels. 2015. Vol. 29. No. 8. P. 4947. https://doi.org/10.1021/acs.energyfuels.5b01292

  10. Корнеев Д.С., Певнева Г.С., Воронецкая Н.Г. // Нефтехимия. 2021. Т. 61. № 2. С. 172. [Petroleum Chemistry, 2021, vol. 61, no. 2, p. 152. https://doi.org/10.1134/S0965544121020158].https://doi.org/10.31857/S0028242121020052

Дополнительные материалы отсутствуют.